| |
| Статья написана 1 апреля 2011 г. 00:12 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Премьер-министр Почти три года назад в маленьком издательстве «ПринТерра» вышла книга известного мистификатора Льва Гурского (он же Роман Арбитман, он же Рустам Кац) «Роман Арбитман. Биография второго Президента России». Отшумели обвинения в плагиате, закончились судебные заседания. И вот неугомонный Гурский продолжил свои политико-литературные изыскания. На сей раз в серии «Библиотека приключений замечательных людей» вышел его новый опус с лаконичным названием «Премьер-министр». Естественно, глядя на это название, искушенный читатель первым делом вспомнит Сами-знаете-кого. Но не все так просто. По сути, Гурский в своих книгах берется за задачу, достойную Платона или Аристотеля. Он пытается найти, а если не получается найти, то выдумать, создать некоего идеального политика, человека, который своими действиями и самим существованием мог бы изменить ход истории в лучшую сторону, служить примером служения Родине и долгу. Однако, видимо, отчаявшись найти столь образцовую личность среди отечественных политиков, Гурский обращается к истории колыбели современной демократии – Великобритании. Именно там, по его мнению, мог появиться идеальный политик. Вот только изыскания Гурского балансируют на грани между глубоким философско-политологическим анализом, совершенно безбашенным приключенческим романом и откровенным стебом. В образе идеального политика прослеживаются черты самых разных исторических личностей и литературных персонажей: от Путина до Чемберлена, от капитана Сорви-головы до пресловутого Гарри Поттера. С первых строк своего повествования Гурский начинает изощренно издеваться над читателем, причудливо сочетая литературные штампы, аллюзии на различные известные книги и дерзкие насмешки. Неудивительно, например, что в жилах главного героя течет голубая кровь. Однако и личное и родовое имя ему Гурский придумал, просто глядя на сигаретные пачки! Эпизоды с няней, безусловно, заставляют вспомнить незабвенную фрекен Бок; описания издевательств, которым герой подвергался в подготовительной школе, явно позаимствованы из романов Диккенса, доходя до неправдоподобия (порка юного герцога не лезет ни в какие ворота!); а школьные проказы в более старшем возрасте заставляют вспомнить незабвенный Хогвартс, хотя главный герой своими замашками больше похож не на Гарри Поттера, а на братьев Уизли. Вот только играет наш герой не в квиддич, а во вполне респектабельное поло. Впрочем, описание детства, отрочества и юности главного героя — просто цветочки, по сравнению с тем безумием, которое Гурский обрушивает на голову своего героя во взрослом возрасте. Для начала автор отправляет своего героя служить в гусарский полк (привет Козьме Пруткову!), но затем, естественно, быстренько переводит в журналисты (а это уже недвусмысленный поклон самому себе и отсылка к предыдущему роману Гурского). Дальше автор смело переносит сегодняшние политические реалии на сто лет назад и отправляет своего героя в отчаянные приключения по самым горячим точкам мира. В описании похождений героя на Кубе явно чувствуется влияние Грэма Грина, отчаянные эскапады в Северной Африке заставляют вспомнить скорее Жюля Верна и Буссенара, а уж совершенно неправдоподобные приключения в Афганистане и вовсе нахально слизаны со второго Рэмбо. На этом фоне неожиданный эпизод, в котором герой бросает все свои авантюры и секретные операции, дабы принять участие в чемпионате по поло (и, естественно, выиграть его) выглядит совершенно неуместно. Впрочем, Гурский тут же отправляет своего героя в Южную Африку, и тут уж капитан Сорви-голова курит в сторонке, глядя на эпическое сражение у бронепоезда или на совершенно фантастичное описание побега из тюрьмы. И тут автор делает еще один неожиданный поворот в судьбе своего героя. От авантюр и приключений герой переходит к политической карьере, которая дается ему с такой же неправдоподобной легкостью. В неполные тридцать наш герой становится депутатом, в тридцать пять – министром внутренних дел, а еще через год – первым лордом Адмиралтейства. В описании различных политических интриг и тонкостей политики Британии Гурский чувствует себя как рыба в воде. Чтобы читатель не заскучал, автор продолжает расцвечивать биографию своего героя яркими, хоть и совершенно нереалистичными эпизодами. Чего стоят, например, история с личным участием министра внутренних дел в перестрелке с вооруженными грабителями или личный же визит к вожакам бастующих докеров! Ну а уж в ходе начавшейся первой мировой войны наш герой становится просто вездесущ. Тут, пожалуй, Гурский перегибает палку и заставляет читателей вспомнить анекдоты про дорогого Леонида Ильича, без которого не обходилось ни одно мало-мальски значимое событие в следующей войне. Герой то координирует действия британского флота, то лично участвует в обороне Антверпена (причудливый гибрид «Малой земли» и «Тиля Уленшпигеля»), то едва ли не единолично создает танковые войска Британии. А уж история о том, как герой командовал полком на Западном фронте, время от времени отлучаясь для того, чтобы принять участие в заседаниях парламента, и вовсе могла бы быть рассказана бароном Мюнхгаузеном. Чего только нет в биографии нашего героя. Гурский то поднимает его на высшие государственные посты (отсюда и название романа), то приписывает ему безудержное пьянство (здравствуйте, Борис Николаевич!), то вручает в его руки судьбы мира, то неожиданно награждает Нобелевской премией по литературе (да, тайные желания автора иногда просматриваются достаточно очевидно!). Впрочем, не буду вдаваться в дальнейшие подробности, дабы не портить читателям все удовольствие. Думаю, вы уже получили достаточное представление о новом произведении Гурского. Добавлю, что написано оно живым, сочным языком и читается очень легко, несмотря на все хитросплетения сюжета. Внимательный читатель может получить массу удовольствия, разгадывая все аллюзии и намеки автора. Пожалуй, единственным недостатком романа является слишком уж большой полет фантазии автора и явная нереалистичность, чуть ли не сказочность отдельных эпизодов. Тем не менее, смело рекомендую «Премьер-министра» широкому кругу читателей, которые любят нестандартную, умную фантастику. P.S. Увы, боюсь, что этой рекомендацией смогут воспользоваться немногие, ведь книга вышла мизерным тиражом. Лично мне она досталась только потому, что один из моих хороших знакомцев живет сейчас в Волгограде
|
| | |
| Статья написана 26 марта 2011 г. 21:25 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Слепцы С автором этого романа Александром Золотько я знаком уже лет двадцать. В каких только качествах мы с ним не пересекались: продавец книги и покупатель, участники клуба любителей фантастики, соперники в интеллектуальных играх. Вот только отношения читателя и писателя никак не складывались. В свое время одна из первых книг Александра мне не понравилась, и особых причин для того, чтоб знакомиться с другими его произведениями я не видел. Однако коварный автор придумал поистине иезуитский ход, попросив меня передать свою новую книгу нашему общему знакомому Пузию в Киев. Наживка сработала, и несколько часов в поезде Харьков-Киев я провел за чтением романа «Слепцы». Должен признать, что в этом случае впечатление от творчества Золотько у меня осталось гораздо более благоприятное. Перед нами — достаточно крепкий образчик «дарк фэнтези», который вполне можно рекомендовать любителям динамичной, но не слишком притязательной литературы. Несколько слов о сюжете. Главные действующие лица романа — десяток разбойников, входящих в банду Рыка. Напав на обоз богатого купца, разбойники выясняют, что купец, причастен к похищениям маленьких детей, в том числе и юной княжны, которую он передал загадочному Серому Всаднику. Бывший княжеский дружинник Рык принимает решение вмешаться в дело на стороне князя. Разбойникам удается выпросить у князя прощение всех былых грехов и изрядную награду в обмен на возвращение девочки родителям. Бандиты отправляются в погоню за похитителем детей, но следы ведут все дальше и дальше. В качестве положительных сторон произведения готов отметить, во-первых, увлекательность сюжета и легкость стиля. Опытный журналист Золотько с легкостью нанизывает слова и, несмотря на достаточно мрачную действительность, читается роман на одном дыхании. Второе достоинство романа — весьма неплохая проработка образов главных персонажей. Во всяком случае, из десятка разбойников — пять-шесть оказываются действительно запоминающимися, яркими личностями, и у каждого из них за спиной — непростая история жизни. Впрочем, главный герой Хорек несколько теряется на фоне Кривого, Рыка и Деда. Еще один плюс — автор постарался показать жизнь разбойников максимально реалистично, без приукрашиваний. Впрочем, весьма толковые замечания о реальных возможностях разбойников в средневековье по ходу действия постепенно сменяются откровенным суперменством главных героев. К тому же, порой автор явно перебарщивает с реализмом и натурализмом. Со смаком описанные сцены пыток, например, встречаются в тексте чуть ли не каждые десять страниц. Да и прочих свинцовых мерзостей жизни в романе предостаточно. Так что идеалистам и слабонервным этот роман я ни в коем случае не рекомендую. Еще один недостаток — невнимательность автора. Например, пресловутый купец, с ограбления которого и началась вся история, через раз фигурирует то как Жлоб, то как Жмот. Не слишком убедительно показаны причины, по которым отъявленные злодеи все же пустились в опасную авнтюру по освобождению княжны. Некоторые же сцены, например, общение Рыка с князем, и вовсе резко выделяются на фоне текста, своей явной фантастичностью. Концовка же романа достаточно ожидаема и предсказуема. Выжили и победили именно те, кто и должен был это сделать. Вывод. На фоне прочих фэнтезийных боевичков этот приятно выделяется в лучшую сторону бойкостью написания и достаточно интересным сюжетом. Ну а любителям более серьезной литературы стоит прочесть что-то другое.
|
| | |
| Статья написана 26 марта 2011 г. 18:48 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Ё Евгений Лукин — автор совершенно не коммерческий. Пишет он не с мыслью, как бы повыгодней продать свой труд, а от души. За это и любим многими читателями. Но несомненное достоинство оборачивается проблемами, когда написанное автором за определенный промежуток времени пытаются опубликовать. Последние сборники автора вызывают в памяти строчку из песни Алены Апиной: «Я его слепила из того, что было». Повести и рассказы, относящиеся к разным циклам кое-как добиты до нужного объема эссе и публицистикой. Более всего сборник «Ё» напоминает достаточно неудобоваримый винигрет, при том, что по отдельности ингридиенты этого блюда вполне съедобны. Открывает сборник одноименная повесть — ироничный детектив, написанный в фирменном стиле автора. "Ё". Никак не дают покоя Евгению Лукину многие не самые привлекательные стороны нашей действительности. Особенно раздражает старого филолога повальная неграмотность населения. Вот и на сей раз действие иронического детектива вращается вокруг буквы «Ё» и правил ее употребления. Написана повесть в привычной уже для Лукина манере. Автор от души прохаживается и по сотрудникам милиции, и по литераторам. При этом произведение получилось достаточно неровным. Отдельные моменты просто на редкость хороши. Впрочем, умение Лукина в своих точных и метких замечаниях попадать не в бровь, а в глаз, общеизвестно. Яркий, сочный язык, фразы, которые имеют хорошие шансы стать крылатыми, ехидные характеристики нашей действительности — все это присутствует в повести. С другой стороны, удачные эпизоды все чаще перемежаются совершенно проходными. Сюжет периодически провисает. В результате повесть порой выглядит как набор скетчей, а не цельное художественное произведение. Концовка же автору откровенно не удалась. Очень уж банальным и притянутым за уши показалось мне объяснение этой необычной детективной истории. Над общим уровнем отечественной прозы повесть Лукина возвышается, подобно пресловутой букве «Ё» в строке. Однако, сам Лукин может писать гораздо лучше. Похоже, автор сейчас испытывает определенный дефицит тем и сюжетов. И все же прочесть эту повесть стоит. По крайней мере, повысите свой уровень грамотности. А то бродят по стране всякие ёфикаторы, так и до беды недалеко. Продолжает сборник повесть «Секондхендж» — не самое лучшее произведение из цикла о Портнягине и Нехорошкове. «Секондхендж». По большому счету, характеристику этой повести вполне можно свести к ее названию. Это действительно секондхендж — совершенно вторичное в творчестве Лукина произведение. Цикл историй про Портнягина и Нехорошкова и так не относится к самым любимым моим произведениям Лукина. Слишком уж он злободневный и прямолинейный. Этакая социальная фантастика ближнего прицела. Эта же повесть и вовсе выглядит довольно бледно даже в этом цикле. Что хотел нам сказать автор? Что политика может убить в личности все человеческое и от нее надо держаться как можно дальше? Можно подумать, кто-то из читателей Лукина в этом еще сомневается. Фирменный же юмор Лукина в этой повести выглядит бледновато. К тому же сама идея размыкания каждется мне не лучшим объектом для шуток. Попробуйте полностью разочароваться в том, что составляет смысл вашей жизни. Глубиной проработки образов и увлекательностью сюжета «Секондхендж» тоже не отличается. Так что читать повесть стоит лишь верным поклонникам Лукина. Что делает в этом сборнике рассказ «Мгновение ока» — не самая удачная шутка на тему ментов, к тому же попавшая и в предыдущий сборник «С нами бот», я совсем не понял. «Тризна», конечно, зацепила. Крик души автора. Плач по потерянному поколению, которое учили жить в совсем другом мире, а теперь условия изменились, и интеллигенты вымирают словно динозавры. Грустно, очень грустно, но в данном случае Лукин совершенно прав. Думаю, у каждого немолодого человека есть пара подобных историй, случившихся с его знакомыми. А вот «Со всей прямотой» не впечатлила. Вся наша цивилизация так или иначе держится на лжи. Если бы наши собеседники узнали бы все, что мы на самом деле о них думаем, до добра бы это не довело. Довольно банальный тезис, на котором Лукин и построил свой рассказ. Пожалуй, лучшее в этой не слишком фантастичной истории — образы занудного правдолюбца, его затюканой жены и его соседа-алкоголика. Действительно, таких людей мы легко можем встретить чуть ли не каждый день. Но в целом, история получилась слишком предсказуемой. Парадоксально, но вторая часть сборника, состоящая из эссе и публицистики, показалась мне сильней и интересней первой. Здесь и доставившее мне несколько приятных минут забавное «Грязное животное» Своеобразная литературная игра, в которую Лукин вовлек множество своих коллег. Сюжет этой истории вертится вокруг некоего популярного романа, который оказался многократным пересказом одной из сцен «Волкодава» Семеновой, да еще и переводом с языка жестов шимпанзе. Получилось действительно занятно и смешно. Лукин продемонстрировал достаточно яркую картину нравов в фантастической тусовке, а заодно показал и свое отношение ко мнонгим коллегам. Написана же эта история в присущем автору ироничном стиле. Запомнились «Недоразумения длиной в двадцать лет». Казалось бы, несколько казусов из читательского дневника, но написано очень душевно и искренне. Настоящим подарком для преданных поклонников Лукина станет «Технический ВТУЗ» — одновременно и дань памяти покойной жене, и очень интересный анализ писательской «кухни» автора, в котором автор раскрывает некоторые тайны своего мастерства и описывает интересные факты творческой биографии супругов Лукиных. Удачно завершает сборник «Отец». Трогательная история. В рассказ о своем отце Лукин вложил душу и чувства, сказал то, что, возможно, не успел сказать отцу в свое время. Пусть и в приукрашенном виде, перед нами предстает очень незаурядная личность с непростой судьбой, человек больших талантов, большой силы воли, хотя и не лишенный своих слабостей. Через судьбу одного человека показана, пусть набросками, и целая эпоха в жизни нашей страны. Спасибо Евгению Лукину за то, что он познакомил меня со своим отцом. Таким человеком можно только гордиться. Благодаря удачным эссе общее впечатление от не самого удачного сборника удалось во многом скрасить. Вот только насторожили меня некоторые нотки в произведениях автора. Создается впечатление, что Лукин, с одной стороны, несколько исчерпал темы и вдохновение для своих художественных произведений, а с другой стороны, торопится высказаться, отдать должное значимым для него людям, вспомнить что-то очень важное для себя в своих эссе. Поэтому хочется прекратить анализировать и критиковать этот сборник, а просто пожелать Евгению Лукину здоровья и творческого вдохновения.
|
| | |
| Статья написана 23 марта 2011 г. 11:41 |
Попробую вставить свои пять копеек в эпическую дискуссию о книготорговле и пиратстве. Есть очень простое предложение, которое сможет защитить как права писателей, так и интересы читателей: Разрешить в течение суток после покупки возврат покупателем книги за полную стоимость, в течение трех-пяти дней — возврат книги за 75% от стоимости, при условии надлежащей сохранности книги. С одной стороны, такая мера даст возможность читателю, купив книгу, прочесть 50-100 страниц, и, если она так не понравится, благополучно от нее избавиться. Таким образом, станут гораздо больше покупать малоизвестных авторов, не боясь потерять деньги. С другой стороны, такая мера будет поощрять качественное книгоиздание, когда книгу хочется поставить на полку, а не быстренько прочесть и забыть.
|
| | |
| Статья написана 20 марта 2011 г. 23:13 |
Продаются в Украине книги: Нортон — по 20 грн. серии Азбука-Фэнтези Григорьева, Угрюмова, Фрай, Лазарчук- по 20 грн. серии Век Дракона — К.Андерсон, Белл, Бишоф — по 15 грн. Монстры Вселенной Желязны — по 25 грн. Северо-Запад Фэнтези — по 25-30 грн. Толкиен, Андерсон, Матесон, Ле Гуин Лучшее Ужасы, После Апокалипсиса — по 25 грн. Золотая библиотека фантастики — Фармер — по 20 грн. Северо-запад Сайенс Фикшен Брэккет, Вэнс — по 20 грн. Эддингс. Малореон — 100 грн за 5 томов Брайдер, Чадович в ШОФ — по 25 грн. В Черной фэнтези Морган, Крес. Королева темных просторов — по 50 грн. В серии Science Fiction Мини. Песнь праха — 25 грн. Лихтенберг. Война за единство — 20 грн. В серии Шедевры фантастики Маккефри. Сага о живых кораблях — 50 грн. А также: Дивов. Выбраковка — 25 грн. Кларк. Космическая одиссея — 25 грн. И многое другое. Подробности в личке При покупке нескольких книг торг уместен.
|
|
|