| |
| Статья написана 21 декабря 2008 г. 16:24 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Эту антологию я ждал с момента ее анонса и, в целом, она оправдала мои ожидания. Во-первых, мне понравилась компоновка рассказов по разделам — от фэнтезийных детективов — до женских рассказов в фэнтезийном антураже. В итоге схожие по духу рассказы удачно дополняют друг друга. Во-вторых, многим авторам удалось создать очень интересные, необычные, увлекательные миры. Особенно хотел бы отметить в этом плане рассказы Осояну, Алехина, Папсуева. Впрочем, в лучшем произведении сборника — повести Олди, действие происходит на Земле история которой лишь немногим отличается от нашей. В-третьих, многие истории просто очень хорошо написаны. В этом плане, кроме Олди и Осояну, отмечу еще рассказы Ночкина, Казакова, Тихомирова. Особенно хороши зима у Осояну и Казакова, когда вместе с героями чувствуешь скрип снега под ногами и метель в лицо, и такой же впечатляющий (чуть не написал «атмосферный») дождь у Ночкина. В-четвертых, антология очень ровная. Только два-три рассказа показались мне неудачными, а в остальных, даже при неких недоработках авторов, все же есть на что обратить внимание. С другой стороны, при немалом количестве дойстойных рассказов. ни один так и не зацепил меня до глубины души. А теперь по отдельным рассказам:
Осояну. Зимняя стужа. Произведение получилось очень необычное и очень атмосферное. Странный мир, где люди живут вместе с духами стихий, где властвует необычная магия, где силы зла столь могущественны долгой зимой, получился весьма любопытным. Чем-то неуловимым повесть напомнила мне «Царицу ветров и тьмы» Пола Андерсона. Сюжет изобилует неожиданными поворотами. Почти у каждого из персонажей есть что скрывать. В общем, написана повесть весьма увлекательно. Есть и определенный недостаток. Автору приходится давать по ходу действия очень много информации о своем мире, из-за чего повесть кажется несколько перегруженной. А в целом повесть так и просит продолжения. Оценка — 8. Алехин. Кровь скитальца. Неплохой, динамичный рассказ. Притча о скальде, влюбившемся в Снежную королеву, понравилась. А вот другая сюжетная линия — не очень. Уж слишком много попытался впихнуть туда автор. Да и с техническим развитием напутал. Совмещать средневековые постоялые дворы с бронепоездом, пожалуй, не стоило. Зато получилось оригинально. Да и когда между собой сражаются сказитель и скиталец, все время путаешься, кто есть кто. И все же, за удачную концовку и интересные идеи поставлю 7. Папсуев. Серебро луны. Весьма удачный приключенческий рассказ. Охота на оборотня описана увлекательно и правдоподобно. Понравились и запомнились образы главных героев, сосбено юного писателя Эркона. Им симпатизируешь и за них действительно переживаешь. автор умело нагнетает напряжение, показывая, как готовится ловушка на героев. Ну а удастся ли им выбраться з западни, вы узнаете, если прочтете этот рассказ. Рекомендую! Оценка — 8. Ночкин. Ночь, дождь, город. Новый рассказ Ночкина в очередной раз произвел на меня самое приятное впечатление. Конструкция рассказа необычна. В небольшом рассказе сразу четыре колоритных героя: вампирша, наемник, охотник, вор. Все они в эту дождливую ночь оказались на улицах города, даже не подозревая, что им придется встретиться. Ночкин умело закрутил интригу и не менее удачно распутал хитросплетения сюжета в концовке. Читается рассказ очень легко, а легкая ирония автора только увеличивает удовольствие от этой истории. Оценка — 8. Белоглазов. И его пес. Весьма неплохой рассказ. Автор закрутил весьма необычную интригу. Понравился мне и авторский стиль. Вот только почему-то Белоглазов решил начать рассказ с середины истории и понадобилось два больших отступления, чтобы разъяснить что к чему, что несколько ухудшило впечатление от рассказа. Зато концовка удивила меня и показалась очень удачной. Пожалуй, стоит обратить более пристальное внимание на этого молодого писателя. Оценка — 7. Тихомиров. Мечи и розы. В этом рассказе автор развернулся от души. Перенести сюжет «Ромео и Джульетты» в фэнтезийный мир, сделать главным героем огра-рыцаря по прозвищу Страшила, набросать кучу намеков на разные произведения — от «Ведьмака» Сапковского до Белоснежки — все это получилось необычно, интересно и весело. А потом автор взял и к этому веселью пристроил совершенно реалистичную концовку и стало не до смеха. В итоге получился очень неплохой рассказ. Оценка — 8. Олди. Мы плывем на Запад. Пародия, высмеивающая различные штампы жанра, показалась мне не слишком смешной и не слишком удачной. От таких мастеров ждешь намного большего. Оценка — 5 Резанова. Песнь крови. Этот рассказ Резановой довольно неплох, но явно рассчитан на женскую аудиторию. Автор довольно необычно сплетает в одну историю роман Дюма, всем известную «Золушку» и «Лебединое озеро». Как ни странно, получилось вполне читаемо. Автор демонстрирует неплохое знание истории Франции конца 16 века, умело вплетает мистический элемент в свой рассказ. Да, местами не обошлось без ляпов. Но в целом впечатление неплохое, а концовка — весьма неожиданна. Оценка — 7. Вербнина. Башня. Рассказ в первую очередь рассчитан на женскую аудиторию. Пожалуй, скорее это — любовная история в историческо-фэнтезийных декорациях, чем собственно фэнтези. В результате центральное место в рассказе занимают переживания героини, а события вокруг нее служат лишь фоном. Идея башни времени показалась мне очень интересной, но раскрыть ее можно было, на мой взгляд, и лучше. В целом, рассказ стоит прочесть, но он не совсем в моем вкусе. Оценка — 6. Олди, Валентинов. Ошейник для мстителя. Авторы снова приятно удивили. Действие этого рассказа, входящего в состав романа «Алюмен», происходит в Китае в первой половине 19 века. Главный герой этого произведения — известный химик и физик Эрстед пытается узнать у местных мастеров секреты изготовления алюминия, щедро делясь с ними собственными знаниями. Неожиданно судьба Эрстеда оказывается тесно связанной с судьбой китайской девушки, мастера, боевых искусств. В итоге получилось очень неожиданная встреча Востока и Запада. Европейская наука встречается с китайской философией и с грозными восточными духами, и последствия этой встречи непредсказуемы. С нетерпением буду ждать выход первого романа «Алюмена». При этом сам рассказ — вполне законченное произведение, удачно показывающее нам всю тщетность иссушающей душу мести. Оценка — 9. Юрины. Про Николу-писарчука…Неплохой рассказ, но не более. Начало понравилось. Несколько моментов подмечены автором очень удачно. Но дальше интрига рассказа показалась незавершенной. Тайна колдуна вызывала интерес, но оказалась хоть и неожиданной, но несколько банальной. Немножко не хватило этому рассказу какой-то изюминки, неожиданного хода в концовке. Оценка — 7. Папсуев. Пустяковый случай. Неплохой рассказ, но не более. Начало понравилось. Несколько моментов подмечены автором очень удачно. Но дальше интрига рассказа показалась незавершенной. Тайна колдуна вызывала интерес, но оказалась хоть и неожиданной, но несколько банальной. Немножко не хватило этому рассказу какой-то изюминки, неожиданного хода в концовке. Оценка — 6. Казаков. Осколок жизни. Вот казалось бы что такого в этом рассказе? Весьма стандартный фэнтезийный мир, непонятное преступление, довольно странный сюжет, развязка, на первый взгляд, кажущаяся недосказанной — все по отдельности не кажется таким уж оригинальным, а читаешь эту историю — и словно бредешь вместе с капитаном Шором по следам преступника, проваливаясь в глубокий снег. Автору удалось создать очень удачную атмосферу, в которую я просто погрузился. Да и идея приюта для старых магов весьма оригинальна. А уж от оригинального хобби одного из персонажей повеяло чем-то фраевским. Рассказ понравился. Оценка — 8. Белоглазов. Маг его сиятельства. И еще один весьма неплохой рассказ. на первый взгляд, канва не слишком интересна: давайте напустим кочевников- монголов на европейские города, снабдим обе стороны магией и посмотрим, что из этого выйдет. Вот только магия, описанная в рассказе, весьма необычна. А кроме того, главное в рассказе вовсе не битва двух армий и не поединок магов. Главное в нем — проблема ответственности за совершенное, возможность пойти на преступление ради спасения людей. И здесь действительно есть о чем задуматься. Оценка — 7. Рассказы Метелевой и Егоровой особого впечатления на меня не произвели. Белаш. Правда о крысолове. Весьма интересное исследование — попытка раскрыть тайну Гаммельнского крысолова. Не могу сказать, что авторам удалось меня убедить полностью, но их версия весьма интересна. Оценка — 8.
Так что в целом я могу смело рекомендовать этот сборник к прочтению. P.S. А самые внимательные, прочитав этот сборник, еще и раскроют тайну ника одного из уважаемых админов нашего сайта.
|
| | |
| Статья написана 19 декабря 2008 г. 22:38 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] [IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Думаю, почти каждый из частых посетителей букининистических магазинов когда-нибудь да натыкался на старый сборник фантастики чехословацких писателей в серии "Мир приключений". Он был издан столь чудовищным тиражом, что до сих пор найти его несложно. Гораздо меньше тех, кто этим сборником заинтересовался, а зря. Ведь в нем кроме десятка средненьких рассказов спрятан и настоящий шедевр — роман Яна Вайсса "Дом в тысячу этажей" — настоящий шедевр, достойный вашего внимания. Вот мой отзыв о нем: Отличный роман. И не скажешь, что он написан 80 лет назад. Автору удалось удивительным образом соединить в единое целое антиутопию, детектив и приключенческий роман, да еще наполнить все это духом романтизма. Причем в каждом из этих жанров произведение заслуживает внимания. Антиутопия, где господство одного человека над остальными основано на власти денег, выглядит действительно жутко. Нет такого преступления, такого обмана, такой подлости, на которые не могла бы пойти власть в лице вездесущего Муллера и его подручных. И до чего же трудно бросить этой власти вызов! Символом этой власти "князя мира сего" является Дом в тысячу этажей — огромное, потрясающее воображение сооружение, величественное и отвратительное одновременно. Чего в нем только нет — от величественных дворцов до гнусных притонов, от компании, занимающейся космическими перевозками, до жилищ тысяч слепых рабов. Фантазия автора воистину не знает границ, и Вайсс может дать в этом плане фору многим современным писателям. Детективно-приключенческая составляющая тоже весьма запутанна. Главному герою нужно отыскать принцессу, похищенную по приказу могущественного Огисфера Муллера, пройти по запутанному следу, справиться со многими его подручными, чтобы добраться до самых сокровенных тайн злодея. Но и у героя тоже есть своя тайна, свое уязвимое место, которым может воспользоваться враг. Читается роман чрезвычайно увлекательно, а повороты сюжета просто головокружительны. Образы персонажей очень ярки, порой даже гротескны. Особенно колоритными у Вайсса получились злодеи — например, безрукий Гарпона или старикашка Шульц. И все же роман несет на себе отпечаток своего времени. Чувствуется в нем тоска по безвозвратно ушедшей романтике, и предупреждение против набирающего силу всемогущества денег. Как ни странно, при всей внешней несхожести, своей внутренней сутью, описанием борьбы героя с почти всемогущим злом роман весьма напоминает "Властелина Колец". Очень рекомендую!
|
| | |
| Статья написана 13 декабря 2008 г. 19:33 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] [IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Один из моих любимейших циклов в фантастике. Цикл Латыниной уникален по многим причинам. Во-первых, автору удалось соединить в единое целое весьма разноплановые произведения — и классическую фэнтези, вроде «Ста полей» и «Колдунов и министров», и фэнтезийный детектив «Дело о лазоревом письме», и жесткий фантастический боевик «Инсайдер». При этом при всех сюжетных и где-то даже стилистических различиях, сохраняется смысловое единство текста. Во-вторых, Латынина пишет, что называется «умную фантастику». Каждый шаг, каждое действие героев выверены и оправданы. Вообще с точки зрения политологии и экономики книги Латыниной — настоящее пособие по управлению государством. При этом автор с легкостью ориентируется и в специфике политических хитросплетений в Вейской империи, весьма напоминающей древний Китай, и в политике варварских королевств, и в особенностях установления современной демократии в уже покоренной землянами Вейской империи. При этом тексты Латыниной никак не назовешь скучными и занудными. Блестящий стиль и легкий язык позволяют автору в доступной форме излагать весьма непростые вещи. Еще одна сильная сторона романов Латыниной — это герои. Весьма разноплановые, они прекрасно запоминаются и не могут не вызвать сопереживание. И, как всегда, самый сложный конфликт заключается в том, когда две правды борются между собой. Кому сочувствовать — Марбоду или Арфарре, Киссуру или Шавашу, Нану или Андарзу — ведь каждый из них прав по-своему. У героев Латыниной можно поучиться мудрости и храбрости, дипломатичности и верности, и, наконец, настоящей любви к Родине. Из всего цикла чуть ниже оценил «Инсайдер». Уж слишком автор увлеклась в нем экономикой. Все остальные произведения заслуживают, на мой взгляд, высшего балла.
|
| | |
| Статья написана 9 декабря 2008 г. 23:09 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Несколько дней назад мне в руки попал сборник Антона Первушина "Гроза в зените". Творчество автора показалось мне весьма нетривиальным, но однозначно рекомендовать его не могу. Итак, мои впечатления. «Небо должно быть нашим!». Автор этой повести Первушин известен как специалист в области космонавтики. Основа сюжета этой повести — альтернативный вариант развития космонавтики и, в связи с этим, всей истории человечества, во второй половине двадцатого века. При этом излагается эта альтернативная история с точки зрения советского космонавта, возглавляющего экспедицию на Марс. Да, нельзя не признать, что автор замахнулся на весьма масштабную и нетривиальную задачу. А если учесть, кого он выбрал в качестве главного героя, то и задачу весьма смелую. Вот только выполнение этой идеи получилось не самым удачным. Во-первых, человеческий фактор, как ни старался автор, ушел на второй план. Главные герои получились не слишком реалистичными и довольно скучноватыми. В итоге произведение получилось суховатым, а на первый план вышла альтернативная история. Но и здесь автору не удалось достичь особого успеха. Есть в этом альтернативном развитии космонавтики немало интересных идей, но, в целом, нарисованная автором картина представляется мне скорее утопической, чем реально возможным вариантом развития человечества. Слишком уж много в ней натяжек как с технической, так и с социально-политической точки зрения. Слишком уж одиозными представлены в ней американцы и слишком благостными — россияне. Слишком уж схематичны взгляды главного героя, чтобы воспринять всю эту историю более серьезно. Нетривиальной концовкой автору удалось встряхнуть читателя и оживить повесть, но и она кажется слегка притянутой за уши. Оценка — 6. "Корабль уродов". Вторая повесть из сборника «Гроза в Зените» произвела на меня значительно более сильное впечатление. Первушин взялся за нелегкое дело — вступил в весьма жесткую полемику с самими Стругацкими. По сути, «Корабль уродов» — альтернативный вариант одного из моих любимейших произведений — «Пикника на обочине». При этом Первушин позаимствовал не только сюжет, но даже структуру произведения Стругацких. Менее заметны разбросанные по всему тексту отсылки на другие произведения братьев. В центре «Корабля уродов» — судьба Андрея Тяглова — бывшего научного сотрудника института, изучающего загадочный Кратер, оставшийся после взрыва корабля пришельцев под Тунгуской, а затем вольного искателя, добывающего «антрацит» — обладающий необычными свойствами материал, из которого состоял корабль пришельцев. В небольшую повесть Первушина поместилось очень многое — и интересный, хитро закрученный сюжет, и нелегкая судьба главного героя, и жесткая критика в адрес официальной науки, и узнаваемые реалии России 90-х годов прошлого века. Далеко не со всеми идеями автора я готов согласиться, да и по литературному мастерству Первушин все-таки не дотягивает до мэтров, но его дерзкая попытка не может не вызвать уважение. Да и призадуматься в этой повести есть над чем. Пожалуй, ее стоит прочесть всем поклонникам Стругацких. Оценка — 8. "Гроза" в зените". Мэл Скворешников живет в мире, где было не две мировых войны, а три, где Советский Союз завоевал почти всю Европу, где в учебниках физики доказывают, что полеты на большие высоты невозможны, зато человечество активно осваивает просторы океана. Но однажды Мэл знакомится с необычным ветераном Богдановым, от которого узнает, что в окружающем его мире не все так однозначно. Альтернативная история Советского Союза, созданная автором, безусловно, заслуживает внимания. Первушин попытался изобразить весьма необычный мир, в котором человечество лишилось возможности совершать полеты. Послучилось весьма оригинально. В этом варианте альтернативной истории есть весьма удачные находки, но есть и явные натяжки, особенно с самой «Грозой». То, что этот мир раскрывается перед нами постепенно и мы смотрим на него глазами главного героя — весьма удачный ход. Первая часть истории понравилась мне больше. Особенно удачно изображены три ветерана. А вот другие второстепенные персонажи описаны весьма схематично. Интересно было читать описание Москвы и Ленинграда. А вот концовка истории, начиная от стремительного бегства героя от КГБшников, показалась мне более надуманной и вообще несколько скомканной. Вывод: очередная весьма неординарная идея Первушина снова воплощена в жизнь не совсем удачно. Но прочесть эту книгу всем любителям альтернативной истории стоит. Оценка — 7. По итогам прочтения сборника в целом могу сказать следующее. Первушин, безусловно, пишет нетривиальную фантастику. Его альтернативно-исторические идеи интересны, нестандартны и заслуживают всяческого внимания. Да, покопавшись, можно найти нестыковки в построениях автора, но размах его замыслов внушает уважение. Да и сам автор не боится вступать в полемику с признанными мэтрами жанра. С другой стороны, несмотря на многие удачные моменты, характеры героев у автора не всегда проработаны как следует, действие иной раз провисает, а повороты сюжета иной раз кажутся надуманными. В целом, готов порекомендовать книгу всем любителям альтернативной истории, а вот поклонникам гуманитарной фантастики эта книга может и не понравиться.
|
| | |
| Статья написана 9 декабря 2008 г. 12:25 |
[IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] [IMGRIGHT]http://www.fantlab.ru/images/editions/big...[/IMG] Продолжаю обращать ваше внимание на произведения авторов, которые не пользуются достаточной известностью в широких кругах читателей. В свое время большое впечатление на меня произвел роман "Берен Белгарион" Ольги Чигиринской-Брилевой, основанный на мире Толкиена. Я вообще с интересом слежу за попытками молодых авторов развить и дополнить миры, созданные мэтрами, хотя не всегда такие попытки оказываются успешны. А вот роман Чигиринской — одна из самых удачных подобных попыток. Итак, вот мой отзыв: Очень незаурядный роман, весьма достойное дополнение к миру, созданному Толкиеном. В центре внимания — один из ключевых эпизодов «Сильмариллиона» — история Берена и Лучиэнь. И, мне кажется, Толкиен остался бы доволен таким продолжением своих идей. Автор смогла добиться выполнения очень сложной задачи. Чигиринская создала прекрасное самодостаточное произведение, при этом полностью соблюла и дух и букву первоисточника. У романа множество достоинств. Во-первых, сюжет. Он сложен и многогранен, в нем кроме основной линии есть еще несколько второстепенных, но не менее важных. Он удачно меняет темп и динамику. События то развиваются плавно и неспешно, то пускаются вскачь и счет идет не на года, а на минуты. Единственный определенный недостаток — читать роман, не читав "Сильмариллион", не стоит. Зато те, кто читал Толкиена, получат огромное удовольствие. Многочисленные сюжетные линии прекрасно вошли в канву, созданную Толкиеном. Во-вторых, у автора прекрасный стиль и язык. Огромный двухтомный роман, наполненный множеством сложных имен и географических названий, читается легко, по сути, на одном дыхании. От него невозможно оторваться. Автор прекрасно передает эмоции и впечатления от событий. В романе есть эпизоды, которые читать очень тяжело из-за их гнетущей безнадежности. А есть места, которые просто поднимают тебя как на крыльях. Из самых впечатляющих эпизодов — поединок Финрода с Сауроном, волчья яма, бегство Берена, смерть Гили. В-третьих, автору прекрасно удаются герои, как главные, так и второстепенные. Особенно поразил меня образ Финрода — вот как должен жить и действовать эльфийский король! А сам Берен, а Лучиэнь, а Гили, а Маэдрос, а горцы — помощники Берена. И отрицательные герои тоже удались. Чигиринская очень хорошо показала противостояние добра и зла. Как похожи они могут казаться и в чем все-таки между ними нестираемая разница. Эту книгу надо прочесть не один раз. Здесь есть о чем подумать, есть чему сопереживать и чему научиться. Настоящий шедевр! Заодно обратите внимание и на другие романы автора — "Ваше благородие" и "Сердце меча". Но о них подробнее в другой раз.
|
|
|