| |
| Статья написана 2 июня 2008 г. 20:29 |
Довольно долго на сайте шла активная дискуссия об особенностях торговли книгами. Собравшись с силами, я решил вставить свои пять копеек в этот спор. Подвигло меня к написанию этого поста следующее обстоятельство. В течение этого года я прочел весьма изрядное количество фантастических произведений. Лучшим прочитанным мною за последнее время романом безусловно является "Город мечтающих книг" Моэрса. Не буду подробно расхваливать эту книгу. Сейчас речь о другом. Дело в том, что эта книга досталась мне лишь благодаря крайне удачному стечению обстоятельств. Прочитав на Фантлабе первые хвалебные отзывы о романе, я отправился на его поиски и не преуспел. Данный факт меня изрядно удивил. Я живу в Харькове. В этом крупном городе книготорговая сеть развита весьма неплохо. В Харькове существует книжный рынок, где более десятка разных торговцев специализируются в основном на фантастике. Кроме того, в Харькове свыше десятка книжных магазинов разных фирм, где тоже регулярно обновляется ассортимент. Харьков — достаточно крупная перевалочная база, откуда книги распространяются дальше по нескольким областям Восточной Украины. Однако, довольно длительные поиски привели меня к неутешительному выводу: в Харькове Моэрса нет и не будет. Мне повезло. Через некоторое время я отправился в командировку в Киев, успел попасть на Петровку. Выяснилось, что в Киев как раз завезли несколько пачек Моэрса и я стал счастливым обладателем искомой книги, возможно, единственным среди харьковчан. У меня нет ни малейших сомнений, что если бы Моэрс все же попал бы в Харьков, то пара-тройка десятков книг разошлась бы наверняка, а если бы эта книга получила бы ту рекламу, которой заслуживает, то только харьковчане могли бы купить и сто и двести экземпляров. Попытавшись понять, в чем причина отсутствия Моэрса в Харькове, я обратил внимание на тираж книги. Он составляет 3000 экземпляров. Будет ли в ближайшее время издан дополнительный тираж? Не думаю. Так что Моэрс прошел мимо харьковских любителей фантастики, как и мимо жителей других нестоличных городов. В прошлом году, попав на день в Москву, я случайно наткнулся на роман Чигиринской "Сердце меча", который в Харьков тоже не попал. (Тираж — 4000). Последний случай — "Другая сторона" Колодана. Снова долгие поиски книги, рекомендованной фантлабовцами. Снова отсутствие ее на рынке. Но, к моему счастью, один харьковский магазин все же закупил эту книгу и сейчас я читаю ее с большим удовольствием. При этом Колодан вышел в двух довольно популярных сериях, одна из которых — "Звездный лабиринт". Общий тираж — 7000. Так в чем же дело? Почему хорошие новинки издаются мизерными тиражами и регулярно не доходят до своего читателя? А ведь при этом последние романы Головачева стабильно выходят тиражом 55000, и ими завалены лотки на рынке и полки магазинов. Дело в том, что, на мой взгляд, книжная торговля — это в первую очередь бизнес, и подчиняется она законам бизнеса. Издателям невыгодно рисковать и издавать нового автора заметным тиражом. Тратить деньги на рекламу нового автора тоже неинтересно. Это имеет смысл только если перед нами — начало нового длинного сериала, и читатель, купивший первую книгу, затем будет покупать еще десяток. Если же автор не слишком плодовит, его раскрутка никому не нужна. Книготорговец тоже предпочитает действовать наверняка. Закупать нового автора в заметном количестве рискованно. Если книга вышла в не слишком раскрученной серии — рискованно вдвойне. А уж если это так называемый "неформат", то риск возрастает еще в несколько раз. Что ответит продавец книг, на вопрос: "О чем пишет Моэрс? На кого он похож?" Особенно тяжко ему придется, если он, как большинство продавцов, не читает свои же книги. А вот Головачев — другое дело! Все просто и понятно — нажимай да дуй. А потом мы жалуемся на падение качества книг, на вал низкопробной литературы, захлестнувшей рынок. На мой взгляд, наш сайт — одно из средств противостоять этому неприятному явлению. Вот когда не только читатель, собираясь за книгами станет смотреть, что там советует Фантлаб, но и торговец книгами, собираясь делать заказ, глянет: "Фантлаб рекомендует Моэрса? Мне еще две-три пачки этой книги!". А издатель обнаружив в рекомендациях Осояну, быстренько запустит доптираж. Вот тогда польза от нашего сайта будет очевидна. Надеюсь, это время не за горами. А что вы думаете по этому поводу?
|
| | |
| Статья написана 1 июня 2008 г. 23:15 |
Альтернативная история — жанр, к которому я питаю особые чувства. По образованию я историк, и, несмотря на годы работы по специальности, не утратил к истории живого интереса.  При этом мне всегда было интересно пытаться узнать, что и как случилось, но и хотелось понять: а почему именно так? Могло ли быть иначе? С другой стороны, определенный опыт и знания частенько помогают мне чувствовать фальшь тех или иных альтернативно-исторических конструкций, видеть их нереалистичность и невозможность. И вот в мои руки попал сборник "Первый удар", в котором наряду с известными мне авторами представлено немало новичков. Как всякий сборник, он довольно неровен, но в нем есть на что обратить внимание. Итак, центральное место в сборнике занимает повесть Вадима Шарапова "Простая жизнь старшины Нефедова" — произведение, в котором альтернативная история Великой Отечественной войны смешана с элементами фэнтези, мистики, хоррора. Весьма нестандартное произведение, но, увы, явно сыроватое. Автор попытался показать жизнь солдата — участника магической войны. В чем-то это удалось, в чем-то нет. Чувствуется, что писал человек, знающий о войне только понаслышке. Есть явные огрехи стиля, который иногда сбивается в явный треш. Есть недостатки сюжета, который довольно запутан. А есть моменты, которые действительно цепляют и ради которых готов простить автору все эти недоработки. Общая оценка — 7. А с творчеством перспективного автора шарапова я попытаюсь познакомиться тщательнее. Следующий рассказ — "Невольник чести" Серебрякова — очень мне понравился. Во-первых, рассказ написан отличным языком и прочитал я его на одном дыхании. Во-вторых, сюжет его весьма необычен и интересен. В-третьих, альтернативный мир ХІХ века, хоть и имеет весьма существенные отличия от нашего, выглядит весьма реалистично и описан очень интересно. Герои получились весьма яркими, особенно русский посол Концовка просто таки поразила, хотя мог бы догадаться и раньше. Очень рекомендую! Оценка — 9. Еще один рассказ — "День в середине месяца" призанного мастера альтернативной военной истории Анисимова. И автор вновь продемонстрировал блестящее знание военной истории, а заодно удачно соединил описания глобальных событий и историю жизни главного героя. Вот здесь как раз все предельно реалистично. Анисимов показывает как мелочь, случай, могут изменить судьбы мира. Один адмирал совершил неосторожный маневр. Другой удачно этим воспользовался. Погодные условия благоприятствовали одной из сторон. И вот уже соотношение сил на море во время Первой мировой войны изменилось и изменился весь ее ход. Рассказ рассчитан в первую очередь на человека, серьезно интересующегося военной историей. Но и другие читатели могут найти здесь что-то свое. Меня, например, поразила сцена выгрузки раненых с кораблей после боя.! Оценка — 9. Очень сильный и грамотный рассказ. Следующий рассказ — "Первый удар". Автор — Птибурдуков (интересно, чей это псевдоним?). На первый взгляд, рассказ похож на рассказ Анисимова. Здесь тоже описывается морское сражение, на этот раз между британским и советским флотом на Балтике в середине 1930-х годов. Рассказ тоже изобилует техническими терминами и подробностями боя. Вот только реалистичности в этих событиях нет ни грамма. Да и художественная составляющая стремится к нулю. Получилась типичная халтура. Как там у Ильфа и Петрова: "Птибурдуков, тебя я презираю!" Где-то так Оценка — 4. "Лучший вариант" Уланова. Неплохая зарисовка на тему: "Что произошло бы, если бы атомные бомбы не были сброшены на Японию". В целом, согласен с мнением автора о дальнейшем развитии событий в таком случае. Рассказ стоит прочесть и задуматься всем сторонникам абстрактного гуманизма. Художественная ценность рассказа не столь велика. Оценка — 7. Игрь Пыхалов "Канонизация". Зарисовка на тему, чего мог бы добиться Николай Второй, действуй он жесткими и решительными методами. Ничего особенного. Небольшой плюс за достоверное изображение событий на кухне и за концовку. Оценка — 6. Ника Батхен. "Сказка про перчатку". Красивая, изящная и грустная история. Перед нападением немцев на Францию в 1940 году к французскому генералу приходит странная девушка. Оценка — 7,5. Гончаров. "Дорога к теплому морю". Несколько сюрреалистичная история, которая не слишком вписывается в этот сборник. Скорее это не альтернативная история, а история человека, который заглянул в параллельный мир. Сам по себе рассказ неплох и написан довольно красиво. Оценка — 7. Радутный "Глубокая консервация". Забавный, но не более микрорассказ. Оценка — 5. Бугров "О пробуждении". Отчаянный стеб. Фантасмагорические варианты дальнейшего развития мировой истории. Временами очень забавно. Понравились эпиграфы из записок выдуманных летописцев и путешественников будущего. Очень на любителя. Оценка — 6. Логинов "Сослагательное наклонение". Очень интересный и грамотный анализ деятельности Степана Разина и его сподвижников. А вот альтернативный вариант истории, предложенный Логиновым, выглядит утопично. Неожиданная концовка улучшает впечатление от эссе. Прочитать безусловно стоит. Но здесь есть в чем поспорить с автором. Оценка — 7. Кошкин. "Конец хроноложца". Подозреваю, что автор тоже писал под псевдонимом. Достаточно жесткая сатира в адрес писателей, увлекающимся новой хронологией и альтернативной историей. (Так будет с каждым хроноложцем!) Местами смешно. Оценка — 5. Общий вывод. Неплохой сборник. Два отличных рассказа — Серебрякова и Анисимова. Необычная повесть о старшине Нефедове. Весьма интересное эссе Логинова. Красивая зарисовка Ники Батхен. Все это весьма рекомендую прочесть. Остальные рассказы послабее, но читабельно почти все. Общая оценка сборника — твердая семерка с небольшим плюсиком. Рекомендую сборник любителям альтернативной истории, в первую очередь военной. P.S. В ближайшее время по этому сборнику собирался написать заметку в блог suhan_ilich. С интересом узнаю его точку зрения.
|
| | |
| Статья написана 31 мая 2008 г. 20:52 |
Из современных русскоязычных фантастов едва ли не самым любимым для меня является Олег Дивов. Нет, я не могу назвать его самым лучшим автором. Этот титул я, пожалуй, отдам Сергею Лукьяненко. Дивов — именно мой любимец. Видя немало слабостей в его творчестве, я, тем не менее, не могу остаться к нему равнодушным. В моей достаточно обширной библиотеке собраны не все романы Лукьяненко. В ней не хватает нескольких произведений Олди, Громова, Лукина. А вот у Дивова я прочитал и собрал все романы и почти все рассказы. Почему же так получилось? Что столь привлекательного я нашел в творчестве Дивова? Захватывающий сюжет? Да, книги Олега часто насыщены действием. Но одним из самых любимых у меня — роман "Толкование сновидений", который никак не может похвастаться динамизмом и закрученным сюжетом. Хороший стиль и легкий язык? Да, стиль у автора действительно хорош, хотя некоторые его романы читаются достаточно трудно, например, "Мастер собак" или "Закон фронтира". Автор частенько перескакивает с одного на другое, рвет связную нить произведения и разобраться, что к чему бывает не так просто. Да и по красотам языка Дивов заметно уступает, например, тем же Олди. Разнообразие характеров героев? Тоже вряд ли. В общем-то, почти в каждом произведении главный герой у Дивова один и тот же — сильный мачо, который за внешней крутизной прячет тяжелую психологическую травму и различные комплексы. Нетрудно догадаться, что, по сути, Дивов и есть главный герой своих романов и рассказов. А держит он в руках бластер, автомат или меч — не столь важно. Но есть в творчестве Дивова удивительная черта — оно не оставляет равнодушным. Читая многих хороших авторов, ты наслаждаешься интересным сюжетом и пытаешься предугадать развязку, получаешь удовольствие от красот стиля, смеешься над остроумными шутками, ищешь отсылки к другим произведениям. В романах Дивова я живу. Автор недаром так похож на своих героев. Он с такой силой и страстью пишет свои лучшие книги, что забываешь обо всем — о стиле, о литературном мастерстве. Ты просто находишься в гуще событий, становишься главным героем, живешь его надеждами и страхами. Дивов выплескивает на бумагу, себя, свой внутренний огонь, свой душевный порыв. И у меня возникает впечатление, что автор настойчиво пытается избавиться от чего-то, от каких-то страшных воспоминаний, от какой-то давнишней беды, снова и снова вместе со своими героями проходя через очередной ад. Вот такое часто бывает с фронтовиками, людьми, побывавшими на войне. даже если физически они остались целы, в душе у них часто сидят осколки от старых ран и болят, болят, болят... И невозможно остаться равнодушным к этой боли. Это ее автор выплескивал в "Стальном сердце", и в "Мастере собак", это чувство утраты видно в "Лучшем экипаже Солнечной" и в "Законе фронтира", это надвигающаяся беда выглядывала из-за плеча героя в "Выбраковке", это старые раны заливали герои "Саботажника", этот страх вылился в настоящий кошмар на страницах "Ночного смотрящего". И, кажется, слава богу, он вылился весь. Уже "Храбр" и "Оружие возмездия" читались по-другому. Там еще чувствовались отголоски этой странной и страшной силы, но не более того. И ощущения от этих книг были у меня другими. Я не знаю, что случилось с Олегом когда-то. Из его книг, из его блога я улавливал какие-то свидетельства о том, что автору пришлось немало пережить. Да и не дело это — лезть в чужую жизнь. Честно говоря, я боялся за Дивова. Люди, у которых так горит душа, у которых строчки пишутся кровью, очень часто не задерживаются в нашем грешном мире и сгорают слишком быстро. С ними случаются дурацкие несчастные случаи, они спиваются или гибнут. Но даже самые страшные душевные раны могут потихоньку заживать. Сейчас Олег удачно женат, счастлив и вполне благополучен. Его литературное мастерство растет, он пишет уже по-другому, изящно и иронично. Олег думает уходит из фантастики в мейнстрим. Его рассказы читаются легко и с удовольствием. Правда, того следа в душе уже не оставляют. Не знаю, напишет ли Дивов что-нибудь равное по силе "Мастеру собак" или "Лучшему экипажу". Но это не самое важное. Дай бог этому хорошему человеку счастья. А литературные успехи никуда не денутся
|
| | |
| Статья написана 30 мая 2008 г. 22:59 |
В последнее время большую популярность приобрели тематические антологии рассказов. Только за последний месяц я купил "Герои. Другая реальность", "Первый удар" и "Убить/Спасти Чужого". Из них последняя пара, пожалуй, самый нашумевший проект. Среди авторов сплошь известные всем имена. В издателях — два крупнейших конкурента, издающих фантастику. Анонсированое соперничество авторов, которым предстояло не просто написать свой рассказ, но и дать ответ на рассказ кого-то из коллег. Результат получился довольно неоднозначный. Если просто пытаться оценить антологии, то они довольно неплохи, особенно "Убить Чужого". Из 26 рассказов, вошедших в два сборника примерно десяток очень высокого уровня, еще десяток вполне читаемы, остальное — увы. Если же сказать — так это все, на что способны ведущие современные российские фантасты, — то от сборника можно было бы ждать и более высокого уровня. Разочаровало, что многие авторы оказались не слишком спососбны написать хороший рассказ, используя заданную напарником тематику, а некоторые даже и не стали пытаться это делать. Разочаровало, хоть и не очень удивило, что некоторые авторы показали, что в списке лучших современных фантастов им делать нечего. И еще одно маленькое разочарование. Несмотря на изрядное количество хороших рассказов, я не постаил ниодной десятки. Что ж, на каждый из этих рассказов я написал отдельный отзыв, а здесь я хочу подвести предварительные итоги своеобразного соревнования между фантастами, так сказать "поверить алгеброй гармонию" и посмотреть, кто из авторов лучше справился с произвольной и обязательной программой. Итак, сумма оценок за два рассказа. Сперва мои: 1. Панов — 18(9+9) 2-3. Лукьяненко — 17 (9+8), Пехов — 17(8+9) 4-5. Громов, Лукин — 16 (9+7) 6. Дивов — 15(8+7) 7-8. Зорич — 14(7+7), Каганов — 14(6+8) 9. Михайлов — 13(7+6) 10. Васильев — 12 (7+5) 11. Лазарчук, Андронати — 11 (6+5) 12. Злотников — 9 (4+5) 13. Головачев — 7 (3+4) Здесь совершенно неожиданным для меня оказалось лидерство Панова. Мне не слишком понравился его "Тайный город", а вот хороших рассказов у него немало. И все же обойти всех мэтров — дорого стоит! Второе место отдам Лукьяненко. Все-таки, в отличие от Пехова он четко выполнял условия конкурса. Сколько идет разговоров, что Лукьяненко исписался, что его последние книги заметно слабее. А все же мастерство некоронованного короля современной русскоязычной фантастики очевидно. Даже не выложившись полностью, Сергей уверенно оказался вторым. Третий призер — Пехов. Хорошие, цепляющие получились рассказы. мастерство автора растет и, я уверен, главные шедевры у него впереди. Четвертое место поделили Громов и Лукин, признанные ветераны фантастики. В эти сборники попало по одному очень хорошему и одному неплохому рассказу. Тем и хороши оба автора, что никогда не опускаются ниже определенного уровня, периодически взрываясь настоящими шедеврами. На шестом месте мой любимец Дивов. От него я ждал большего. Но сейчас у Олега идет определенная переоценка ценностей, некоторый спад в творчестве, Надеюсь, перед очередным рывком. Седьмое место поделили Зорич и Каганов. Что ж, Зоричи не стали особо мудрствовать и написали два неплохих приключенческих рассказа по своему проверенному миру. Вполне читабельно, но не более. Каганов же более нестандартный автор. Есть у него и нестандартные сюжеты и тонкое чувство юмора, но он весьма нестабилен и частенько перегибает палку. Стреляет по принципу — раз в яблочко, раз -в молоко. Так получилось и на этот раз. Еще один ветеран Михайлов показал весьма добротный уровень творчества. Возможно, попадись ему более добротный материал для второго рассказа, а не опус Головачева, он бы стоял в этом списке выше. Вольный стрелок Васильев к сборнику подошел как всегда, слегка разгильдяйски. Свой рассказ у него получился приятным, а идею Лукьяненко он явно запорол. Лазарчук в паре с Андронати сейчас, увы, далек от уровня, достигнутого им в лучших произведениях. Оба рассказа отмечены путанным сюжетом и тяжелым стилем изложения. И если "Аську" спасает хорошо переданная атмосфера кошмара, то "Триггер" откровенно неудачен. Разочаровал Злотников. Особенно не понравился примитивно-нравоучительный тон "Одинокого рыцаря". Да и ответ Дивову показался мне достаточно поверхностным. И этот человек в свое время написал "Грон"! Ну и на последнем месте Василий Головачев. В этом я, кстати, не сомневался еще до чтения сборника. Еще в середине 90-х я перестал читать этого автора. Сейчас убедился, что правильно сделал. Дочитал лишь, чтобы составить цельное мнение о сборнике. А вот кого я бы с интересом увидел в этом сборнике, так это Олди и Логинова. А теперь места авторов по оценкам всех читателей на данный момент. 1. Панов — 15.81 (8.38 + 7,43) 2. Каганов — 15.17(7.17 + 8.00) 3. Лукьяненко — 15.13 (7.46 + 7.67) 4. Лукин — 14.72(7.60 + 7.12) 5. Громов — 14.69 (7.69+7.00) 6. Пехов — 14. 50 (6.75 + 7.75) 7. Васильев — 13.79 (7.23 + 6.56) 8. Зорич — 13.70 (6.70 + 7.00) 9. Дивов — 13. 68 (7.06 + 6.62) 10. Михайлов — 13.04 (7.42 + 5.62) 11. Лазарчук — 11.35 (5.79 + 5.56) 12. Злотников — 10.58 (4.20 + 6.38) 13. Головачев — 6.42 (3.17 + 3.25) Что ж, возможно, я недооценил Каганова и Васильева и несколько выше, чем остальные оценил Пехова и Дивова. Результат же Головачева — за гранью добра и зла. Жду ваших мнений.
|
| | |
| Статья написана 29 мая 2008 г. 21:51 |
Благодаря ozor, который сделал библиографию Вашингтона Ирвинга, у меня появился прекрасный повод перечитать сборник его новелл, который я не держал в руках лет десять. Должен сказать, что я получил гораздо больше удовольствия от чтения этих рассказов, чем рассчитывал. Очень понравились рассказы, входящие в цикл "Из записок Дитриха Никкербоккера". Очень интересны описания жизни Новой Голландии, подробные, тщательные, с отличным чувством юмора. (В качестве ремарки в "Общественные институты" — до чего же достойно жили там люди еще в начале 18 века. Были и войны и бедность — но это было общество свободных людей. А что творилось у нас в 18 веке! Да любой бедный крестьянин или рыбак в Новой Голландии чувствовал себя уверенней, чем боярин в петровские времена! Может, поэтому они и живут настолько лучше нас?) (Отдельное впечатление — описание удивительных красот дикой природы там, где сейчас торчат бездушные коробки небоскребов Нью-Йорка. Да, быстро течет вода в Гудзоне!) Очень понравились истории про пиратские клады и кладоискателей. Автор здорово добавляет мистику во вполне реалистичное повествование. Вообще, очень интересно прослеживать влияние ранних авторов на более поздних. За последнее время я читал Нила Геймана и видел, как на него повлиял Лавкрафт. Читал Лавкрафта — и видел влияние на него Эдгара По. А вот теперь взялся за Ирвинга — и увидел, как он влиял на многих своих последователей. Причем это касается не только американских авторов. В рассказе "Полный джентльмен" Ирвинг выступает как предтеча Конан Дойля. А вот "Легенда об арабском астрологе" почти вчистую использована Пушкиным в "Золотом петушке". Кстати, цикл Ирвинга "Альгамбра" понравился мне несколько меньше. Стилизация под вычурный язык арабской сказки хороша, но в итоге читается все равно тяжеловато. Хотя некоторые рассказы очень приятны. В общем, смело рекомендую Ирвинга всем любителям мистических, приключенческих, романтических рассказов!
|
|
|