Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «validity» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 30 декабря 2024 г. 17:33

Лучшие рассказы Золотого Века англо-американской фантастики

Айзек Азимов упорно в ряде своих книг-антологий, посвящённых Золотому веку (До Золотого Века https://fantlab.ru/work78748 , The Mammoth Book of Golden Age Science Fiction: Short Novels of the 1940s https://fantlab.ru/work212185) отстаивает 1939 год, как год начала Золотого века. Причём довод, который он приводит, для независимого эксперта, не обращающего внимание на авторитет Азимова, абсурден и смехотворен — якобы в июльском номере за 1939 год редактируемого Джоном Кэмпбеллом журнала Эстаундинг Сайенс Фикшн были опубликованы первые рассказы Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна, которые потом стали основными писателями-столпами Золотого Века. Азимов ну очень хотел связать наступление Золотого Века со своей фамилией. Но это совершенно несерьёзно — два рассказа двух дебютантов, не известных никому, вдруг рождают Золотой Век.

Мировое Общество Научной фантастики на своих съездах (Ворлдконах) организовало премию Ретро-Хьюго, начав её с 1938 года, определив его за начало Золотого Века. И обоснование было дано весомей некуда — в том году был опубликован ряд произведений не просто полностью соответствовавших стилю и уровню произведений Золотого Века, но и оказавших на них неоспоримое влияние. Это повести Джона Кэмпбелла “Нечто” и Горация Голда “Вопрос формы” и рассказы Лестера дель Рея “Елена Лав”, “Преданный как собака” и Спрэга де Кампа “Hyperpilosity”. Безусловно, я на стороне Мирового Общества, а не Азимова.

Окончание же Золотого века обычно датируют 1960 годом (Олдисс, Гаррисон), когда редактор британского журнала “New Worlds” Пол Карнелл стал печатать в своём журнале новаторские и где-то провокационные рассказы Олдисса, Балларда, Гаррисона, Муркока. В США подобные рассказы стали появляться, начиная с 1962 года, но для удобства датировки последующих этапов точно по десятилетиям, согласимся 1960 год считать последним годом Золотого Века.

Итак, Золотой Век длился с 1938 года по 1960 год.

Лучшие рассказы я также отбирал по рейтингу, учитывая баллы по трём категориям: попадание в 1) списки номинантов и лауреатов премий Хьюго, Ретро-Хьюго и списка Локуса лучших рассказов и новелл ХХ века, 2) ежегодники The Best Year SF Stories, которые для рассматриваемого периода составляли Блейлер-Дикты, Джудит Меррил, а также Азимов с компанией под названием Isaac Asimov presents the great SF stories, 3) крупные антологии Best SF. Списки, как обычно, составлялись отдельно для новелл (novellette) и отдельно для небольших рассказов (short story).

НОВЕЛЛЫ

1. Айзек Азимов “Приход ночи” — 13 (1 Прем + 12 Бест).

2. Дэниел Киз “Цветы для Элджернона” — 12 (2 Прем + 10 Бест).

3. Сирил Корнблат “Чёрный чемоданчик” — 11 (2 Прем + 9 Бест).

4. Том Годвин “Неумолимое уравнение” — 11 (1 Прем + 10 Бест).

5. Кэтрин Мур “Нет женщины прекраснее” — 10 (1 Прем + 9 Бест).

6. Вильма Ширас “В укрытии” — 10 (10 Бест).

7. Фредрик Браун “Арена” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

8. Мюррей Лейнстер “Первый контакт” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

9. Артур Кларк “Спасательный отряд” — 9 (9 Бест).

10. Пол Андерсон “Зовите меня Джо” — 9 (9 Бест).

11. Джеймс Шмиц “Дедушка” — 9 (9 Бест).

12. Генри Каттнер “Все тенали бороговы” — 8 (2 Прем + 9 Бест).

13. Сирил Корнблат “Марширующие идиоты” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

14. Теодор Старджон “Громы и розы” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

15. Кордвайнер Смит “Сканнеры живут напрасно” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

16. Теодор Старджон "Бог микрокосмоса" — 7 (1 Прем + 6 Бест).

17. Джеймс Блиш "Поверхностное натяжение" — 7 (1 Прем + 6 Бест).

18. Фредерик Пол “Туннель под миром” — 7 (7 Бест).

19. Дэймон Найт “Станция “Чужак” — 7 (7 Бест).

20. Филип Дик "Вторая модель" — 6 (2 Прем + 4 Бест).

21. Роберт Хайнлайн “И построил он дом ...” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

22. Гарри Бэйтс “Farewell to the master” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

23. Уорд Мур “Lot” — 6 (6 Бест)

24. Энтони Бучер “Поиски Святого Аквина” — 6 (6 Бест).

25. Г. Бим Пайпер “He walked around the horses” — 6 (6 Бест).

26. Роберт Хайнлайн “Дороги должны катиться” — 5 (2 Прем + 3 Бест).

27. Уолтер Миллер “Кантата для Лейбовича” — 5 (1 Прем + 4 Бест).

28. Зенна Хендерсон “Ararat” — 5 (5 Бест).

29. Эдгар Пэнгборн “The music master of Babylon” — 5 (5 Бест)


РАССКАЗЫ

1. Кордвайнер Смит “Игра с крысодраконом” — 19 (2 Прем + 17 Бест).

2. Джудит Меррил “Только мать” — 14 (14 Бест).

3. Клиффорд Саймак “Дезертиры” — 13 (1 Прем + 12 Бест).

4. Артур Кларк “Девять миллиардов имён Бога” — 12 (2 Прем + 10 Бест).

5. Фриц Лейбер “Грядёт пора развлечений” — 12 (2 Прем + 10 Бест).

6. Джеймс Блиш “Общее время” — 12 (12 Бест).

7. Артур Кларк “Звезда” — 11 (2 Прем + 9 Бест).

8. Рэй Брэдбери “Будет ласковый дождь” — 10 (1 Прем + 9 Бест).

9. Роберт Хайнлайн “Все вы зомби …” — 10 (1 Прем + 9 Бест).

10. Аврам Дэвидсон “Моря, полные устриц” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

11. Джером Биксби “Мы живём хорошо!” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

12. Альфред Бестер “Человек, который убил Магомета” — 9 (2 Прем + 7 Бест).

13. Артур Кларк “Часовой” — 9 (1 Прем + 8 Бест).

14. Айзек Азимов “Последний вопрос” — 9 (1 Прем + 8 Бест).

15. Брайан Олдисс “Кто заменит человека?” — 9 (9 Бест).

16. Теодор Старджон “Летающая тарелка одиночества” — 8 (2 Прем + 6 Бест).

17. Альфред Бестер “Убийственный Фаренгейт” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

18. Дэймон Найт “Страна милостивых” — 8 (1 Прем + 7 Бест).

19. Джеймс Блиш “Произведение искусства” — 8 (8 Бест)

20. Фриц Лейбер “Плохой день для продаж” — 8 (8 Бест).

21. Айзек Азимов “Робби” — 7 (2 Прем + 5 Бест).

22. Эрик Фрэнк Рассел "Аламагуса" — 7 (2 Прем + 5 Бест).

23. Ричард Матесон “Рождённый мужчиной и женщиной” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

24. Клиффорд Саймак “Берлога” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

25. Алгис Будрис “Никто не досаждает Гусу” — 7 (1 Прем + 6 Бест).

26. Кэтрин Маклин “Эффект снежного кома” — 7 (7 Бест).

27. Филип Фармер “Вперёд, мой челн” — 7 (7 Бест).

28. Айзек Азимов “Логика” — 7 (7 Бест).

29. Аврам Дэвидсон “Голем” — 7 (7 Бест).

30. Бертрам Чандлер “Клетка” — 7 (7 Бест).

31. Уолтер Миллер-мл “Crucifixus etiam” — 7 (7 Бест).

32. Брайан Олдисс “Бедный маленький вояка” — 7 (7 Бест).

33. Рэй Брэдбери “И грянул гром ... ” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

34. Ширли Джексон “Лотерея” — 6 (1 Прем + 5 Бест).

35. Уидьям Тенн “Освобождение Земли” — 6 (6 Бест).

36. Фредрик Браун “Ответ” — 6 (6 Бест).

37. Теодор Старджон “Yesterday was monday” — 6 (6 Бест).

38. Айзек Азимов “Лжец” — 5 (1 Прем + 4 Бест).

39. Рэй Брэдбери “Каникулы на Марсе” — 5 (1 Прем + 4 Бест).

40. Лайон Спрэг де Камп "Ружьё на динозавра" — 5 (1 Прем + 4 Бест).

41. Хол Клемент “Proof” — 5 (5 Бест).

42. Майкл Шаара “2066: Election day” — 5 (5 Бест).

43. Теодор Старджон “The Hurkle is a happy beast” — 5 (5 Бест).

44. Уолтер Миллер-мл “Death of a spaceman” — 5 (5 Бест).

45. Джон Макдональд “Любимое занятие” — 5 (5 Бест).

46. Альфред Ван-Вогт “Зачарованная деревня” — 5 (5 Бест).

47. Мюррей Лейнстер “Логический компьютер по имени Джо” — 5 (5 Бест).

48. Сирил Корнблат “The only thing we learn” — 5 (5 Бест).

49. Сирил Корнблат “Слова Гуру” — 5 (5 Бест).

50. Сирил Корнблат “Полночный алтарь” — 5 (5 Бест).

51. Роберт Шекли "Специалист" — 5 (5 Бест).

52. Роберт Шекли "Тепло" — 5 (5 Бест).

53. Дональд Уоллхейм “Тряпка” — 5 (5 Бест).

1) Как я не считаю себя знатоком Золотого Века, но уверен, что несколько рассказов я точно упустил. Но также уверен, что в двадцатки лучших пропущенные рассказы точно не входят.

2) Два рассказа Корнблата переведены Бурцевым и Фудимом, рассказ Клемента одним Бурцевым, а рассказ Старджона одним Фудимом, но их переводы я как не старался, найти не смог. Поэтому считаю все эти рассказы непереведёнными.


Статья написана 30 декабря 2024 г. 17:28

Лучшие рассказы начала ХХ века англо-американской фантастики

Я разбил — возможно и не совсем оправданно — ХХ век на 6 периодов: 1) начало века (с 1901 по 1937 годы), 2) Золотой век (с 1938 по 1960 годы), 3) 60-е годы (с 1961 по 1970 годы), 4) 70-е годы (с 1971 по 1980 годы), 5) 80-е годы (с 1981 по 1990 годы), 6) 90-е годы (с 1991 по 2000 годы). Сегодня представляю список для первого периода — начала века.

Конечно годы с 1901 по 1937 в истории фантастики в одну общность трудно объединяются (почему именно по 1937 год обосную в статье про Золотой век). Прежде всего, нельзя не выделять 1926 год и период, начинающий с него — это год появления первого полностью ориентированного на фантастику журнала Амейзин Сториз Гернсбека. Напрашивается и выделение отдельно и самого первого десятилетия ХХ века. Однако я решил объединить все эти годы в один период, так как, во-первых, ярких рассказов, вошедших в сокровищницу мировой фантастики, всё-таки за первые тридцать семь лет набирается не очень уж и много, во-вторых, все рассказы этого времени хоть и разношёрстные, но почти не относятся к строгой научной фантастике (за некоторым исключением — но об этом ниже), и в-третьих, сразу наступивший за этим периодом Золотой век ну очень уж разительно отличался в большинстве своём именно в качественном отношении от рассказов начального периода.

Критерий по отбору лучших был только один — включение того или иного рассказа в состав крупных антологий Best SF (один рассказ смог попасть в составленный журналом Локус список лучших рассказов ХХ века). Списки составлялись, как и ранее, отдельно для новелл (novellette) и отдельно для небольших рассказов (short story). Так как критерии отбора были ограничены (по сравнению с остальными периодами, где появляются премии и сборники лучшего за год), я установил минимальный балл для попадания в списки на уровне трёх баллов.

НОВЕЛЛЫ

1. Стенли Вейнбаум “Марсианская одиссея” — 12 (1 Прем + 11 Бест).

2. Джон Кэмпбелл “Сумерки” — 8.

3. Кэтрин Мур “Шамбло” — 6.

4. Джулиан Хаксли “Король клеточных культур” — 6.

5. Гарри Бэйтс “Alas, all thinking” — 5.

6. Стэнли Вейнбаум “Безумная Луна” — 4.

7. Герберт Уэллс “Страна слепых” — 4.

8. Джек Лондон “Красное божество” — 3.

9. Абрахам Меррит “Три строчки на старофранцузском” — 3.

10. Абрахам Меррит “Лесные женщины” — 3.

11. Раймонд Галлун “Глубина” — 3.

12. Раймонд Галлун “Old faithful” — 3.

13. Стэнли Вейнбаум “Лотофаги” — 3.

14. Стэнли Вейнбаум “Высшая степень адаптации” — 3.

15. Кэтрин Мур “Поцелуй Чёрного Бога” — 3.

16. Дэвид Келлер “Революция пешеходов” — 3.

17. Ральф Фарли “Liquid life” — 3.

18. Остин Холл “Человек, который спас Землю” — 3.


РАССКАЗЫ

1. Герберт Уэллс “Новейший ускоритель” — 7.

2. Джек Уильямсон “Металлический человек” — 6.

3. Лесли Стоун “Завоевание Голы” — 6.

4. Герберт Уэллс “Неопытное привидение” — 5.

5. Майлс Брейер “Куздра и бокры” — 5.

6. Герберт Уэллс “Дверь в стене” — 4.

7. Абрахам Меррит “Обитатели бездны” — 4.

8. Герберт Уэллс “Волшебная лавка” — 3.

9. Артур Конан Дойль “Ужас высот” — 3.

10. Эдгар Берроуз “Последний из плейстоцена” — 3.

11. Стэнли Вейнбаум “Под знаком “Если” — 3.

12. Джон Кэмпбелл “Ночь” — 3.

13. Эдмонд Гамильтон “Деэволюция” — 3.

14. Эдмонд Гамильтон “Эволюция доктора Полларда” — 3.

К этим спискам никак нельзя не добавить важный комментарий. Рассказы Говарда Лавкрафта “Зов Ктулху” и “Дагон” набрали по 2 балла, некоторые его рассказы — по 1 баллу. Также несколько рассказов Роберта Говарда и Кларка Эштона Смита набрали по 1 баллу. Но я для них учитывал только антологии фантастики (SF) и фэнтези (Fantasy). В то же время они попадали во многие сборники ужасов (Horror). Я хоррор не люблю и практически не читаю, поэтому в сборниках ужасов не разбираюсь — я полный профан в них. По идее как-то эти сборники тоже надо учитывать, но какие именно следует относить к Best я не знаю. В этой связи приведенный мной список всё-таки не совсем объективный и полный. Даже не разбираясь в ужасах, я прекрасно осознаю, что, по крайней мере, “Зов Ктулху” и “Дагон” Лавкрафта должны входить в эти списки — но какие места они должны занимать в них совсем не представляю.

Ну и в заключение последний комментарий-вывод, хотя эта информация мне стала известна ещё лет 7-8 назад. Но теперь она легко обосновывается. Считается, что создателем (отцом-основателем) Золотого века фантастики является Джон Кэмпбелл, который, став редактором журнала Эстаундин, потребовал под любую фантастику подводить научную базу и таким образом породил science fiction и Золотой век фантастики, выпестовав Азимова, Хайнлайна, дель Рея, Саймака, Ван Вогта, Старджона и многих других. Но это не совсем точно. В 30-е годы фантастических рассказов писалось очень даже много, и все они подпадали под три мощных потока — безудержные космические бесбашенные фантазии а-ля Берроуз, необычные и загадочные земные истории а-ля Меррит и фантастические ужасы а-ля Лавкрафт и был ещё тонкий ручеек апеллирующих к науке рассказов, в основном, социально-философской направленности. И вот в середине 30-х годов настоящим откровением стало творчество Стенли Вейнбаума — увы очень кратковременное (он умер в 35 лет) и это лично для меня очень и очень жаль. Все его рассказы (ну почти все) — строго научны, обоснованы, сюжет развивается исключительно последовательно и логично. И все они очень увлекательны. Они настолько пленили Кэмпбелла, что он и постановил писать (печатать) фантастику (в его журнале) теперь только строго в стиле Вейнбаума. Ну и подтверждением данного вывода фактически является то, что новелла Вейнбаума “Марсианская одиссея” является бесспорным лидером рейтинга, а среди попавших в число лучших 32 рассказов и новелл первых 37 лет ХХ века находится 5 его произведений (ещё 3 получили по 2 балла).


Статья написана 25 декабря 2024 г. 00:44

Англо-американские писатели-фантасты по гороскопу

Приближаются новогодние и рождественские праздники, и я решил представить праздничную статью. Думаю, большинству фантлабовцев интересно будет глянуть — к какому знаку Зодиака принадлежат те или иные писатели-фантасты. Так как меня интересуют только англоязычные авторы, то они и составят подавляющее большинство — к ним я добавил не больше десятка известных не англоязычных писателей-фантастов. Русскоязычных авторов я тоже классифицировал по знакам Зодиака, но в данный список включил буквально несколько имён (приводил их, если в эту дату никто из зарубежных авторов не родился). Сразу приношу извинения, так как ошибки наверняка есть — я использовал базы фантлаба и сайта isfdb, а для некоторых авторов на них были даны отличающиеся даты. Например, по фантлабу Ребекка Роанхорс родилась 14 марта, а по isfdb — 23 сентября. И это далеко не один случай (Уолтер Йон Уильямс, Джели Кларк и др.). Насколько я знаю — фантлаб нередко опирался на Википедию, а её неоднократно ловили на лжи (ошибках). Я потому чаще опирался на isfdb (но не всегда — с той же Роанхорс, скажем). Поэтому возможны сведения о двух датах по одному и тому же автору. Также я мог случайно при наборе что-то не правильно набрать. Но каждый для своей даты авторов может и уточнить.

Итак, Козероги







  Подписка

Количество подписчиков: 10

⇑ Наверх