Лучшие рассказы Золотого Века англо-американской фантастики
Айзек Азимов упорно в ряде своих книг-антологий, посвящённых Золотому веку (До Золотого Века https://fantlab.ru/work78748 , The Mammoth Book of Golden Age Science Fiction: Short Novels of the 1940s https://fantlab.ru/work212185) отстаивает 1939 год, как год начала Золотого века. Причём довод, который он приводит, для независимого эксперта, не обращающего внимание на авторитет Азимова, абсурден и смехотворен — якобы в июльском номере за 1939 год редактируемого Джоном Кэмпбеллом журнала Эстаундинг Сайенс Фикшн были опубликованы первые рассказы Айзека Азимова и Роберта Хайнлайна, которые потом стали основными писателями-столпами Золотого Века. Азимов ну очень хотел связать наступление Золотого Века со своей фамилией. Но это совершенно несерьёзно — два рассказа двух дебютантов, не известных никому, вдруг рождают Золотой Век.
Мировое Общество Научной фантастики на своих съездах (Ворлдконах) организовало премию Ретро-Хьюго, начав её с 1938 года, определив его за начало Золотого Века. И обоснование было дано весомей некуда — в том году был опубликован ряд произведений не просто полностью соответствовавших стилю и уровню произведений Золотого Века, но и оказавших на них неоспоримое влияние. Это повести Джона Кэмпбелла “Нечто” и Горация Голда “Вопрос формы” и рассказы Лестера дель Рея “Елена Лав”, “Преданный как собака” и Спрэга де Кампа “Hyperpilosity”. Безусловно, я на стороне Мирового Общества, а не Азимова.
Окончание же Золотого века обычно датируют 1960 годом (Олдисс, Гаррисон), когда редактор британского журнала “New Worlds” Пол Карнелл стал печатать в своём журнале новаторские и где-то провокационные рассказы Олдисса, Балларда, Гаррисона, Муркока. В США подобные рассказы стали появляться, начиная с 1962 года, но для удобства датировки последующих этапов точно по десятилетиям, согласимся 1960 год считать последним годом Золотого Века.
Итак, Золотой Век длился с 1938 года по 1960 год.
Лучшие рассказы я также отбирал по рейтингу, учитывая баллы по трём категориям: попадание в 1) списки номинантов и лауреатов премий Хьюго, Ретро-Хьюго и списка Локуса лучших рассказов и новелл ХХ века, 2) ежегодники The Best Year SF Stories, которые для рассматриваемого периода составляли Блейлер-Дикты, Джудит Меррил, а также Азимов с компанией под названием Isaac Asimov presents the great SF stories, 3) крупные антологии Best SF. Списки, как обычно, составлялись отдельно для новелл (novellette) и отдельно для небольших рассказов (short story).
НОВЕЛЛЫ
1. Айзек Азимов “Приход ночи” — 13 (1 Прем + 12 Бест).
2. Дэниел Киз “Цветы для Элджернона” — 12 (2 Прем + 10 Бест).
3. Сирил Корнблат “Чёрный чемоданчик” — 11 (2 Прем + 9 Бест).
4. Том Годвин “Неумолимое уравнение” — 11 (1 Прем + 10 Бест).
5. Кэтрин Мур “Нет женщины прекраснее” — 10 (1 Прем + 9 Бест).
6. Вильма Ширас “В укрытии” — 10 (10 Бест).
7. Фредрик Браун “Арена” — 9 (2 Прем + 7 Бест).
8. Мюррей Лейнстер “Первый контакт” — 9 (2 Прем + 7 Бест).
9. Артур Кларк “Спасательный отряд” — 9 (9 Бест).
10. Пол Андерсон “Зовите меня Джо” — 9 (9 Бест).
11. Джеймс Шмиц “Дедушка” — 9 (9 Бест).
12. Генри Каттнер “Все тенали бороговы” — 8 (2 Прем + 9 Бест).
13. Сирил Корнблат “Марширующие идиоты” — 8 (1 Прем + 7 Бест).
14. Теодор Старджон “Громы и розы” — 8 (1 Прем + 7 Бест).
15. Кордвайнер Смит “Сканнеры живут напрасно” — 7 (2 Прем + 5 Бест).
16. Теодор Старджон "Бог микрокосмоса" — 7 (1 Прем + 6 Бест).
17. Джеймс Блиш "Поверхностное натяжение" — 7 (1 Прем + 6 Бест).
18. Фредерик Пол “Туннель под миром” — 7 (7 Бест).
19. Дэймон Найт “Станция “Чужак” — 7 (7 Бест).
20. Филип Дик "Вторая модель" — 6 (2 Прем + 4 Бест).
21. Роберт Хайнлайн “И построил он дом ...” — 6 (1 Прем + 5 Бест).
22. Гарри Бэйтс “Farewell to the master” — 6 (1 Прем + 5 Бест).
23. Уорд Мур “Lot” — 6 (6 Бест)
24. Энтони Бучер “Поиски Святого Аквина” — 6 (6 Бест).
25. Г. Бим Пайпер “He walked around the horses” — 6 (6 Бест).
26. Роберт Хайнлайн “Дороги должны катиться” — 5 (2 Прем + 3 Бест).
27. Уолтер Миллер “Кантата для Лейбовича” — 5 (1 Прем + 4 Бест).
28. Зенна Хендерсон “Ararat” — 5 (5 Бест).
29. Эдгар Пэнгборн “The music master of Babylon” — 5 (5 Бест)
РАССКАЗЫ
1. Кордвайнер Смит “Игра с крысодраконом” — 19 (2 Прем + 17 Бест).
2. Джудит Меррил “Только мать” — 14 (14 Бест).
3. Клиффорд Саймак “Дезертиры” — 13 (1 Прем + 12 Бест).
4. Артур Кларк “Девять миллиардов имён Бога” — 12 (2 Прем + 10 Бест).
5. Фриц Лейбер “Грядёт пора развлечений” — 12 (2 Прем + 10 Бест).
6. Джеймс Блиш “Общее время” — 12 (12 Бест).
7. Артур Кларк “Звезда” — 11 (2 Прем + 9 Бест).
8. Рэй Брэдбери “Будет ласковый дождь” — 10 (1 Прем + 9 Бест).
9. Роберт Хайнлайн “Все вы зомби …” — 10 (1 Прем + 9 Бест).
10. Аврам Дэвидсон “Моря, полные устриц” — 9 (2 Прем + 7 Бест).
11. Джером Биксби “Мы живём хорошо!” — 9 (2 Прем + 7 Бест).
12. Альфред Бестер “Человек, который убил Магомета” — 9 (2 Прем + 7 Бест).
13. Артур Кларк “Часовой” — 9 (1 Прем + 8 Бест).
14. Айзек Азимов “Последний вопрос” — 9 (1 Прем + 8 Бест).
15. Брайан Олдисс “Кто заменит человека?” — 9 (9 Бест).
16. Теодор Старджон “Летающая тарелка одиночества” — 8 (2 Прем + 6 Бест).
17. Альфред Бестер “Убийственный Фаренгейт” — 8 (1 Прем + 7 Бест).
18. Дэймон Найт “Страна милостивых” — 8 (1 Прем + 7 Бест).
19. Джеймс Блиш “Произведение искусства” — 8 (8 Бест)
20. Фриц Лейбер “Плохой день для продаж” — 8 (8 Бест).
21. Айзек Азимов “Робби” — 7 (2 Прем + 5 Бест).
22. Эрик Фрэнк Рассел "Аламагуса" — 7 (2 Прем + 5 Бест).
23. Ричард Матесон “Рождённый мужчиной и женщиной” — 7 (1 Прем + 6 Бест).
24. Клиффорд Саймак “Берлога” — 7 (1 Прем + 6 Бест).
25. Алгис Будрис “Никто не досаждает Гусу” — 7 (1 Прем + 6 Бест).
26. Кэтрин Маклин “Эффект снежного кома” — 7 (7 Бест).
27. Филип Фармер “Вперёд, мой челн” — 7 (7 Бест).
28. Айзек Азимов “Логика” — 7 (7 Бест).
29. Аврам Дэвидсон “Голем” — 7 (7 Бест).
30. Бертрам Чандлер “Клетка” — 7 (7 Бест).
31. Уолтер Миллер-мл “Crucifixus etiam” — 7 (7 Бест).
32. Брайан Олдисс “Бедный маленький вояка” — 7 (7 Бест).
33. Рэй Брэдбери “И грянул гром ... ” — 6 (1 Прем + 5 Бест).
34. Ширли Джексон “Лотерея” — 6 (1 Прем + 5 Бест).
35. Уидьям Тенн “Освобождение Земли” — 6 (6 Бест).
36. Фредрик Браун “Ответ” — 6 (6 Бест).
37. Теодор Старджон “Yesterday was monday” — 6 (6 Бест).
38. Айзек Азимов “Лжец” — 5 (1 Прем + 4 Бест).
39. Рэй Брэдбери “Каникулы на Марсе” — 5 (1 Прем + 4 Бест).
40. Лайон Спрэг де Камп "Ружьё на динозавра" — 5 (1 Прем + 4 Бест).
41. Хол Клемент “Proof” — 5 (5 Бест).
42. Майкл Шаара “2066: Election day” — 5 (5 Бест).
43. Теодор Старджон “The Hurkle is a happy beast” — 5 (5 Бест).
44. Уолтер Миллер-мл “Death of a spaceman” — 5 (5 Бест).
45. Джон Макдональд “Любимое занятие” — 5 (5 Бест).
46. Альфред Ван-Вогт “Зачарованная деревня” — 5 (5 Бест).
47. Мюррей Лейнстер “Логический компьютер по имени Джо” — 5 (5 Бест).
48. Сирил Корнблат “The only thing we learn” — 5 (5 Бест).
49. Сирил Корнблат “Слова Гуру” — 5 (5 Бест).
50. Сирил Корнблат “Полночный алтарь” — 5 (5 Бест).
51. Роберт Шекли "Специалист" — 5 (5 Бест).
52. Роберт Шекли "Тепло" — 5 (5 Бест).
53. Дональд Уоллхейм “Тряпка” — 5 (5 Бест).
1) Как я не считаю себя знатоком Золотого Века, но уверен, что несколько рассказов я точно упустил. Но также уверен, что в двадцатки лучших пропущенные рассказы точно не входят.
2) Два рассказа Корнблата переведены Бурцевым и Фудимом, рассказ Клемента одним Бурцевым, а рассказ Старджона одним Фудимом, но их переводы я как не старался, найти не смог. Поэтому считаю все эти рассказы непереведёнными.