| Статья написана вчера в 12:57 |
На данный момент роман "С ключом на шее" — самое масштабное творение Карины Шаинян, можно сказать, opus magnum и её визитная карточка. Длительное участие в межавторских проектах, и вот — выход на соло-сцену с огромным романом, притом с романом, который несет в себе претензию на принадлежность к "большой литературе" или, как минимум, "интеллектуальной фантастике". Форматно это мистический реализм или dark сакральная фантастика. Своего рода латиноамериканский стиль в сахалинский декорациях. Привет, Борхес, привет, Маркес, привет, Астуриас, привет, Чехов. На мой взгляд, смысл романа заключается в том, что инфернальное зло может быть вызвано нищетой, грубостью нравов, нелюбовным отношением родителей к детям, заброшенностью человека с детства. И тогда растущий человек вынужден бороться с порождением инферно, постепенно взрослея. И либо победит, либо сам сделается частью тьмы. То, что победить можно, уже хорошая новость, а кое-кто из центральных персонажей все-таки побеждает, вернее сказать, выкарабкивается из средоточия зла. Особая история — язык романа. Это сложное высокоинтеллектуальное письмо, притом повествование ведётся в одном бесконечно длящемся "сейчас", которое расчленено на несколько десятков "раньше", "еще раньше", "очень давно", совсем недавно", "могло быть, но не вполне случилось" и "скоро будет". Судьба человеческая — картина, в которую можно вглядываться с разных ракурсов, но она уже полностью состоялась, а вовсе не "развивается". Стилистика романа — постоянные эксперименты: автор стремится дать читателям почувствовать запахи звуков, шершавость времени, бесконечное возвращение к одном и той же магистральной фразе, балансирование на разных нотах истерики. Эксперименты эти не всегда получаются. Иногда выходит нарочитая сложность или пышная избыточность. Но когда автор попадает в цель один раз из восьми или десяти, то это очень достойный художественный результат. Слово "талантливо" вполне годится для описания качества конструкции. А уж если сравнивать с нашей "средней фантастикой", то это вообще мега-гениальность. Любопытный эксперимент не на уровне фразы или абзаца, а на уровне всей книги: страшное неудобство обстановки, окружающей персонажей: мокрая, грязная, заставляющая чесаться одежка, дрянь-еда, постоянные эмоциональные конфликты, тупые драки, погода-гадина, облезлое всё. Через "обычную жизнь" надо пробиваться, словно бы через ледяной ливень, хлещущий в лицо и злой ветер, сбивающий с ног. Для читателя — чудовищно некомфортно. Но и своего рода предупреждение, довольно разумное: "Если твоя обычная жизнь такова, не складывай лапки, прорваться можно". В целом это отличный уровень для opus magnum, но полная обреченность на поле широкой популярности. Роман сделан для "квалифицированного читателя", притом значительная часть читателей-традиционалистов отсечена ритуальными пинками по Церкви и христианству (всё это "фальшивое", разумеется, впрочем, кто ожидал от Карины Шаинян иного отношения?). Наша тёмная мистика с хорошей этнографической и психологической пропиткой, политически умеренно ангажированная. Любителю — песня. Я не любитель, но к чужому таланту отношусь с уважением.
|
| | |
| Статья написана 9 июня 18:27 |
Торжественное награждение премией цеха критиков-от-фантастики "Филигрань" состоится 24 августа 2025 года, начало в 14.00, адрес: Москва, ресторан "Старина Мюллер", малый зал, Воронцовская улица, дом 35б (неподалеку от станции метро "Крестьянская застава" и "Пролетарская"). Приглашаются все желающие. До начала торжественного награждения традиционно пройдут Чтения памяти Аркадия и Бориса Стругацких. В программе Чтений — круглый стол "Поздние Стругацие: 1/2" Три писателя-фантаста выступят, рассказывая, как видят они творчество поздних Стругацких. Итак, выступят: Владимир Станкович Григорий Елисеев Дмитрий Володихин Затем произойдет презентация сборника фантастических повестей "Казаки былого и грядущего". Партнером Оргкомитета и жюри Ф-критиков в 2025 году вновь выступает Союз литераторов России. Поэтому помимо вручения премии Филигрань будут также вручаться две литературные премии, учрежденные СЛР в 2024 году: 1.СИНИЙ ЛИСТ — за поэтическое произведение на русском языке, тематика и наполнение которого, связаны с фантастикой, либо за авторское поэтическое произведение, включенное в состав фантастической прозы. 2.ЗВЕЗДНАЯ КОМАНДА — премия составителю межавторского сборника фантастики или авторской сказки. И, наконец, вручение ФИЛИГРАНЕЙ! Приходите!
|
| | |
| Статья написана 6 июня 20:48 |
Завершилось, правда, с некоторым промедлением, голосование Ф-критиков, входящих в номинационную коллегию лит. премии "Филигрань" (ежегодно присуждается цехом критиков по одному критерию: литературное совершенство). Шорт-лист составлен из текстов, набравших при голосовании не менее 4 баллов. Награждение состоится 24 августа на старом месте, в ресторане "Старина Мюллер", в рамках очередных Чтений памяти А. и Б. Стругацких. Романы Евгения Озерова. «Ведомство. Свежая кровь» Алексей Пехов, Елена Бычкова. «Птицеед» Сергей Лукьяненко. «Поиски утраченного завтра» Виктор Дашкевич. «Колдун Российской империи. Императорский див» Антон Карелин. «Одиссей Фокс. Голос Древних» Алексей Иванов. «Вегетация» Повести Олег Кожин, Дарья Зарубина. «Воцарение Хаоса» Михаил Савеличев. «Парабола земного тяготения» Святослав Логинов. «Напасть» Эдуард Веркин. Север Гансовский. «Физики» Рассказы Сергей Лукьяненко. «Комендант Голливуда» Далия Трускиновская. «Картель» Олег Дивов. «Альтернатива» Кирилл Бенедиктов. «Зомбилэнд»
В данный момент номинационная коллегии "Филиграни" состоит из следующих лиц: С.В. Алексеев, Дм. Байкалов, Дм. Володихин, Гл. Елисеев, Н. Калиниченко, Ан. Синицын, Евг. Харитонов, Иг. Черный, С. Шикарев, А. Щербак-Жуков. Проголосовали не все, Вл. Борисов официально покинул номинационную коллегию.
|
| | |
| Статья написана 19 февраля 01:39 |
Роман Дарьи Бобылевой "Магазин работает до наступления тьмы" (М., 2023) непросто классифицировать. То, что на поверхности, — городская дарк-фэнтези, своего рода русский Нил Гейман. То, что в глубине, — мистика и своего рода поп-эзотерика. Два главных достоинства романа: Прежде всего, превосходно продуманный и простроенный мир — рушащаяся, расшелушивающаяся на слои и малые "осколки" вселенная недавнего прошлого человечества и его настоящего. Сверхъестественные существа разных сортов, лезущие в наш мир, и отбивающиеся тиранические "охранители" (редкий случай в русской фантастике, когда бесобои выглядят недобро). "Перекрестки" слоев как опорные пункты обороны мира. Истребление созданий опасных, но поддающихся "приручению" с помощью больших порций добра и внимания (а вот это у нас сплошь и рядом — добрые несчастные исчадия ада). Крепко сделано. Можно по этому миру запускать цикл романов, компьютерную игру, кино-франшизу. Мир слоёв и перекрестков, повторюсь, большое достоинство романа и, к тому же, свидетельство сильной фантазии Дарьи Бобылевой. Похоже на... да много на что похоже, но основа — оригинальная. Кроме того, Дарья Бобылева превосходно владеет русским литературным, созданием образов, психологической мотивацией персонажей, словом, всем тем, что и называется художественной литературой. Читать роман можно ради одного только языка, он дивно хорош. Как говаривали про Покровского? "Фантбарокко". У Дарьи Бобылевой — "фантрококо". Порой автор даже несколько заигрывается. Занимается плетением словес там, где уместнее бы и сюжет подстегнуть, экспериментирует избыточно и не всегда точно. Но эксперименты Бобылевой -- удачные ли, неудачные ли, всё равно — на сто скачков выше того, что пишет средний русский фантаст. Как бы это правильно сравнить? Фет не Пушкин, но Пупкин — не Фет. А у нас как-то всё больше Пупкины, т.е. энергичная серость. Дарья Бобылева на фоне этого курятника — благородная маркиза. Что меня не устроило? Темная мистика Дарьи Бобылевой не предполагает сколько-нибудь серьезного отношения к Богу, христианству, Церкви. Мир — переливы тьмы. Где в нем Бог? А нет его, даже искать не стоит. Это просто "недавно опять разрешенный" концепт для простецов. Притом позиция автора — весьма последовательная, иных толкований не предполагает, что для меня лично весьма огорчительно. Отсюда — хороший градус безнадежности в романе. Не такой, как, например, у отпетого хоррорщика Дашкова, но приближающийся к нему. Не буду спойлерить финал, хорошие в конце победили и [пока] живут в любви... но сам мир, созданный Дарьей Бобылевой, таков, что там из любого сюжета нет доброго выхода, нет особенной надежды в духе "всё устроится". Временно — да, в принципе — нет. Слишком темно. Голову преклонить негде. И выбираться из этой тьмы, в сущности, некуда.
|
| | |
| Статья написана 26 января 23:33 |
Меч "Бастиона" — Дмитрий Емец. "Хронограф" (за историческую, историко-мистическую и историко-фантастическую литературу): 1. Арсений Миронов, сводный текст "Былины про старого казака Илью Муромца"; 2. Юрий Пыльцын, монография "От войны к социальной смуте. Очерки из истории Терского казачьего войска в 1917 году". Премия имени Вл. Одоевского (за продолжение традиций интеллектуальной фантастики) — Екатерина Федорчук, рассказ "Пусть мама придет". Премия имени Афанасия Никитина (за достижения в авантюрно-приключенческой фантастике) — Дмитрий Федотов, роман "Русский щит, или Конец большой игры". Роман написан в соавторстве с Дарьей Плещеевой (Далией Трускиновской), премию получает один Дмитрий Федотов, т.к. Далия Трускиновская уже награждалась "Хронографом", а повторное награждение этой литературной премией не практикуется. Сергей Сизарев награжден медалью имени Василия Звягинцева.
|
|
|