fantlab ru

Р. А. Лафферти «Мир как воля и обои»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Оценок:
54
Моя оценка:
-

подробнее

Мир как воля и обои

The World as Will and Wallpaper

Другие названия: Воля мира и обои

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Действие этой истории происходит в печальном будущем и постепенно двигается к печальному концу. В целом рассказ описывает мрачную перспективу того, на что придётся пойти миру, близящемуся к своему концу, ради самодостаточности.

Входит в:

— антологию «Future City», 1973 г.

— антологию «The Best Science Fiction of the Year #3», 1974 г.

— антологию «Histoires de sociétés futures», 1984 г.

— сборник «Железные слёзы», 1992 г.

Похожие произведения:

 

 


Дни, полные любви и смерти
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Не считая верблюдов
2017 г.

2018 г.
Лучшее
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Future City
1973 г.
(английский)
Future City
1974 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #3
1974 г.
(английский)
The Best Science Fiction of the Year #3
1976 г.
(английский)
Future City
1976 г.
(английский)
Histoires de sociétés futures
1984 г.
(французский)
The Best of R. A. Lafferty
2019 г.
(английский)

страница всех изданий (11 шт.) >>




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кошмарная история на уровне с «Прокатись в консервной банке». Я более чем уверен, что не понял большинства отсылок и метафор. Но в этом помогает предисловие. В общем, «МКВИО» — зачётный пример короткой антиутопии с нотками разочарования в жизни и в глобальном смысле всего.

Если бы в этом Городе была религия (скажем, христианство), то люди имели бы путь избежать построения сего Города, где только развлекаются и перемалывают на фарш всех неугодных и неудобных (считая их условными «стариками»; как известно, гедонисты очень боятся постареть и тем самым выпасть из обоймы; недавний фильм «Субстанция» тому пример).

Но религии и веры в Городе нет, как не было их и в Содоме с Гоморрой (на которые есть намёки в тексте, когда автор говорит про соляной столб). То есть Город подразумевается как средоточие зла и порока в религиозном смысле (а Лафферти был католиком), средоточие, почему-то до сих пор ещё не уничтоженное, а наоборот — размноженное.

Ибо таких шаблонов по типу «Город» неизвестные архитекторы наклепали аж тридцать с лишним тысяч. И если кто-то вдруг полез не в своё дело (а его дело здесь — развлекаться и опускаться), то он подлежит аннигиляции на мясном заводике. Или если он имеет какой-никакой разум, но недостаточный для вступления в Клуб правителей, то судьба его такая же — мясной заводик. Так Город защищается от нестабильных и ненужных граждан.

Короче говоря: «Пусть простейшие резвятся, а потом — на комбинат».

Это сильный текст с нотками Олдоса Хаксли, «Не отпускай меня» Исигуро и фильма «Облачный атлас» (где в одном из сюжетов девушек тоже пускали на мясо, прикрывая это важным флёром).

К «МКВИО» можно привязать миллион хвостов и отсылок, а можно и не привязывать. Это зависит от личной начитанности и насмотренности конкретного читателя сего рассказа. Прекрасно то, что сия мрачная притча имеет самоценность (как Город имеет самодостаточность), и создана она на высоком идеологическо-языковом уровне. Жемчужина сборника, если в двух словах.

Послесловие. В «Летописи Всемирной Воли», включённой в «МКВИО», даны ответы на вопросы о Городе и его жителях. Но зачем «высшим созданиям» править миллиардами глупых особей? Аргумент «Мы хотим, чтобы они существовали» — глупый и натянутый. Учитывая, что «высшие создания» — тоже люди (но чуть более умные), которые захватили власть в рулонном Городе и погрузили его жителей в тотальный Ctrl+C/Ctrl+V, — то сей аргумент выглядит вдвойне странно.

Не всё тут ясно, если заниматься Поиском Глубинного Смысла. Зато ясно то, что однажды в Городе грянет переворот, ибо баллады Тринадцатой, Двадцатой и Первой улиц прямо говорят про это. И дай Бог этим людям сил и времени, чтобы свергнуть этот людоедский мерзкий режим (а-ля «Эдем» С. Лема), чтобы построить что-то чуть более достойное и счастливое.

Так на что в «МКВИО» нам намекал Лафферти? Неужели снова на упоминавшуюся мной фразу и её суть:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Цель капитализма всегда одна: эксплуатация, гнёт, война. Чтобы народных масс нищета и гибель ему приносили максимальную прибыль».

Хотя я вижу ровно то, что готов и хочу увидеть. Вы уж меня извините. Пишите, звоните, если готовы донести свою точку зрения на сей рассказ и его проблематику.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ одновременно и комичный (мир как обои — каково? такое даже осознать непросто, главная метафора немного ускользает понимания...) и, как любая антиутопия, жестокий. Преобладающую эмоцию при прочтении можно описать словом «неприятно», но местами проскакивает и нечто такое, от чего можно по-настоящему ужаснуться.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх