Нина Стиббе «Человек у руля»
После развода родителей Лиззи, её старшая сестра, младший брат, лабрадор Лебби и пара пони вынуждены были перебраться из роскошного лондонского особняка в кривенький деревенский домик. Вокруг луга, просторы и красота, вот только соседи мрачно косятся, еду никто не готовит, стиральная машина объявила бунт, а мама без продыху пишет пьесу. Лиззи и её сестра, обеспокоенные, что рано или поздно их определят в детский дом, а маму оставят наедине с её пьесой, решают взять заботу о будущем в своем руки. И прежде всего, нужно определиться с «человеком у руля», а попросту с мужчиной в доме. В начале 1970-х мать-одиночку, пусть и из аристократического рода, в грош не ставят, и пока в доме не заведётся «человек у руля», жизнь не наладится. Так начинается грандиозная кампания по отбору подходящих кандидатов. Остроумный, безудержно смешной роман, который напоминает сразу и «Дневники Адриана Моула» Сью Таунсенд и «Дживза и Вустера» П.Г. Вудхауза.
Номинации на премии:
номинант |
Премия Вудхауса / Bollinger Everyman Wodehouse Prize, 2015 // Юмористическая литература |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 4 июля 2025 г.
Роман Нины Стиббе «Человек у руля» в рекомендациях на обложке обозначен, как «смешной» и даже как «уморительный». За все 380 страниц текста я рассмеялся только один раз. И то, совершенно не там, где смех предполагался автором. Просто в одном из эпизодов забавно наложились друг на друга реалии Англии и Красноярска. Конечно, можно сделать вывод, что я не понимаю юмора. Что же, возможно, и так. Но, в таком случае, чтобы оценить юмор Стиббе необходимо находить его в бесконечных попытках двух девочек, которым на начало романа 9 и 11 лет, подложить свою маму под всех встречаемых ими на пути мужчин.
Сама по себе сюжетная завязка произведения перспективна в плане комедийности. Развод богача и аристократической дамы (Он изменил жене с мужчиной. Привет, конъюнктура!), переселение её с детьми в деревню и связанные с этим события: знакомство и взаимодействие с поселянами, попытки обжиться на новом месте и просто бытовые происшествия. Дети, опасаясь, что от непрактичной, сидящей на таблетках, странноватой мамы их заберут в детский дом, решают, что без хозяина в доме никак, и начинают искать ей нового мужа. Могло бы быть смешно. Но смешно не получилось из-за доминирующего вектора «Человека у руля» — всё через секс.
В теории, даже если девочки столь юного возраста могут знать о сексе в целом и о его технологическом аспекте, логическая цепочка должна быть такая: любовь — брак — секс. А у Стиббе очерёдность обратная: секс — брак — любовь. А, может, и вовсе без любви, про неё речи не идёт. От этого веет не то что бы взрослостью, а настоящим цинизмом так-то. Из двух дочерей и родительницы самой психологически незрелой является, похоже, последняя. А дочки-то да, манипуляторы эффективные. Ведь маму в постель с посторонними они ухитряются отправлять регулярно. Впрочем, безрезультатно в плане ловли хозяина в дом. Вместо этого они втравливают мать в отношения с мошенником и обманщиком, который её разоряет. Может быть, если бы Стиббе написала нормальную драму, это получился бы неплохой роман. А так на выходе мы имеем совершенно несмешной текст с претензией на весёлость.
Кстати, и разрешается сюжет, на мой взгляд, неестественно. Типичный deus ex machina. На последних 20 страницах из каких-то неведомых уголков английской глубинки немотивированно появляется подходящий, как долька паззла, мужчина, уверенно встающий у обозначенного в заголовке книги руля.
Исходя из вышеизложенного, я не могу признать действующих лиц качественными. Они не убедительные. Да, писательница снабдила некоторых из них яркими чертами и даже своеобразными характерами. Но превратить роман в тот тип произведения, который автор, судя по всему, задумала, они не в состоянии.
Резюме. Произведение, как мне кажется, откровенно слабое.
majj-s, 12 октября 2022 г.
Сам себе ты рулевой
«Но дело в том, что никто не может справиться с жизнью один, – если он по-настоящему один.»
Англия, начало семидесятых, семья из верхушки среднего класса. Хороший лондонский дом с кухаркой и экономкой, личный водитель и крахмальные скатерти со столовым серебром. Трое детей: девочки одиннадцати и девяти лет, младший мальчик. Красавица мама, папа управляет наследной фирмой и дома бывает редко, а когда бывает, главное внимание уделяет манерам детей. Все скучно и респектабельно. До тех пор, пока не выясняется, что у папы роман с сотрудником.
Думаете будет про повесточку? Не угадали. После развода, который происходит как-то неприлично быстро, папа еще более стремительно женится на молодой красотке, и они принимаются плодиться и размножаться. Маме и детям куплен дом в деревне. Замечательно красивый дом в крайне недружелюбной деревне. Дело даже не в том, что между аборигенами и новыми сельскими жителями классовая пропасть. Дело в том, что мама одинокая разведенка, а в начале семидесятых женщина с детьми, но не в браке — это почти неприличный статус. Не говоря о том, что красивая одинокая женщина может представлять угрозу стабильности.
Местное общество отторгает их, выключенные из прежней жизни, не включенные в новую, они как между небом и землей. Мама в депрессии, которую глушит сначала алкоголем, позже добавляются успокоительные, и я сильно сомневаюсь, что это препараты лития, в семидесятые возможно в качестве антидепрессантов еще назначались производные лизергиновой кислоты. Так или иначе, их богатый дом неуютен, дети выглядят запущенными, а угроза попасть в органы опеки — все более реальной.
Срочно нужен Человек, который встанет у руля, наведет порядок в этой неразберихе, вернет маме покой и самоуважение. а семье респектабельный статус. Девочки принимаются искать такого. Совершенно четкая логика. Они пытаются устроить мамину жизнь не из странного стремления иметь отчима, а потому что уже травмированы жизненным крушением и боятся не пережить следующего. Череда грустных для участников и уморительно смешных для читателя событий проистекает оттуда, из вечного детского ужаса \перед сиротством и бездомностью.
Нина Стиббе из редких авторов, которые могут рассказывать о печальном, трагичном, болезненно-стыдном так, что невозможно не смеяться. Уникальный талант и золотой стандарт автора юмористической прозы, ее книги во многом имеют автобиографическую основу. Это зрелый дар, сумевший дождаться своего времени. Представьте. что в основу первого ее романа «С любовью, Нина» (Love, Nina) легли впечатления тридцатилетней давности от работы в 1982-1984 няней в доме Мэри-Кей Уилмерс, главного редактора Лондонского книжного обозрения.
Письма к сестре. написанные в те два года, легли в основу дебютной книги, которая вышла в 2013 и была экранизирована Netflix c Фэй Марси и Хеленой Бонем-Картер. А еще через год явился автобиографический «Человек у руля» . И вот прямо сейчас Фантом Пресс выпустил «Райский уголок», (Paradise Lodge, и я решила прочесть предысторию прежде, чем читать его. И я очарована.
Это смех сквозь боль и вместо слез. История понимания и прощения взамен обвинений и ненависти, которых так много в сегодняшней жизни.