Артур Кларк «Лунная пыль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Луна )
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Межпланетная трасса «Земля-Луна» давно уже прочно освоена, надежна и стабильна. Создано на Луне и специальное «Управление лунного туризма»: необычный ландшафт, слабое тяготение, вид на Землю, загадки Фарсайда, великолепное звездное небо, первые поселения. При Клавии, первом лунном городе, создан даже первый лунный парк, пусть маленький, однако отнюдь не «оконный ящик, страдающий манией величия», как отозвался о нем «один болтун из телевидения».
Но пылеход «Селена», проводя экскурсию, попадает в аварию и, окруженный мраком и безмолвием, погружается в недра Луны…
Кларк А. Лунная пыль: Главы из романа / пер. с англ. Л.Жданова // Моск. комсомолец. — 1964, 21, 22, 24, 28, 29 ноября, 1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 12??? декабря.
Входит в:
— журнал «Вокруг света 1964'08», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'09», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'10», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'11», 1964 г.
— журнал «Вокруг света 1964'12», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 1 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 2 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 20 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 24 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 25 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 26 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 27 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 28 ноября 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 3 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 4 декабря 1964 года», 1964 г.
— журнал «Смена (Ленинград) 5 декабря 1964 года», 1964 г.
— сборник «A Second Arthur C. Clarke Omnibus», 1968 г.
— антологию «Лунная пыль. Я, робот. Стальные пещеры.», 1969 г.
— антологию «Приключения в космосе», 1992 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1963 // Роман |
- /языки:
- русский (28), английский (3), эстонский (1), армянский (1)
- /тип:
- книги (16), периодика (16), самиздат (1)
- /перевод:
- Л. Жданов (17), М. Киротар (1), Дж. Торосян (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vgi, 7 марта 2025 г.
Не всё, что написао Кларк, мне нравятся, но этот роман хорош. История о попавших в сложное положение лунных туристах сама по себе довольно незамысловата. Но при этом она погружена в хорошо прописанный мир ближнего космоса, что создаёт объёмное впечатление, этакий стереоэффект, который делает происходящее достоверным. Легко поверить в то, что это не фантастика, а документальный репортаж из будущего. Кларк это умел — у меня в детстве не было особых сомнений, что именно так, совсем скоро, мы и будем осваивать Луну.
К сожалению, теперь роман перешёл из класса «фантастика ближнего прицела» в класс «фантастика о далёком будущем». И доброжелательная атмосфера, в которой представители конкурирующих социальных систем работают на Луне, по нынешним временам выглядит едва ли не фантастичнее описанных темпов её освоения...
1001, 14 февраля 2025 г.
Замечательная книга (с нее началось мое знакомство с творчеством Артура Кларка, в издании 1965 года)
Не помню, сколько раз я ее перечитывал (в свое время специально искал и нашел в букинах именно то, первое издание)
И каждый раз с большим удовольствием.
И есть у меня подозрение, что именно эта книга и породила такой жанр, как «фильм-катастрофа» (вернее — тот его поджанр, где все действие происходит в каком-то транспортном средстве («Аэропорт» (все «Аэропорты :), «Гибель Посейдона», «Апполо-13» и все прочие — до советского «Экипажа» включительно).
Жаль только, что фразу «Хьюстон, у нас проблема» придумал не Кларк :)
lodoj, 19 марта 2025 г.
Артура Кларка поджимали сроки.Персонажи получились двухмерные.Много вопросов о необходимости такого рода туризма-при имеющемся развитии структуры Луны. Например -представьте себе экскурсию по Сахаре без посещения населенных пунктов.На небо можно и из здания смотреть.[Вызывает удивление оснастка уникального пылехода -один скафандр на всех — и огромное количество снаотворного для инъекций -почему экипаж состоит только из водителя и экскурсовода -Туристическая компания уверяет ,что у них двойное резервирование всех важных систем -но ситема очистки воздуха -не резервирована.Если Селену нащупали щупом-то почему бы её не отрыть?Почему они не пытались включать движители? Водитель их сразу заглушил,чтобы не сгорели?spoiler]Вообщем какой-то непродуманный мир.Образ астронома только выделяется — наверное потому что это близко Кларку
Ku39, 17 сентября 2024 г.
Не понравилось.
Слишком затянуто и нудно. Сюжета на рассказ. Ощущение, что автора заставили растянуть объем до романа. Иначе не возможно объяснить такое количество воды в тексте.
В романе действующие лица читают другие книги и нам полностью пересказывают сюжет ( читать книгу , когда читаешь книгу). Всплывают истории ,которые ни к чему не ведут и вообще не нужны, убрать их и ничего не изменится. Автор часто повторяет одни и те же слова. Абсолютно во всем, читается желание автора растянуть объем.
В романе все слишком спокойно и непринужденно , не веришь , что герои находятся в опасности.
Читалось скучно и неинтересно.
Был бы рассказ на 50 стр, оценка была бы 8, т.к. сама история и сеттинг интересные.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Читается увлекательно и напряжённо. Реально переживаешь за персонажей — образы которых психологически прописаны верно для тесного пространства и всего, что может выйти с такими характерами. По произведению можно было бы снять хороший мини-сериал. Поскольку напряжения и саспиенса хватает — только персонажи заключённые в пылевую ловушку, справляются с одной проблемой возникает следующая, не говоря уже и о человеческом факторе. Да и поиск пропавшей группы — ошибки, наблюдения, вычисления траектории движения и подготовка операции по спасению — всё это делается впервые для Луны.
Шербетун, 13 января 2015 г.
Как жаль, что на Луне нет пыли, в которой можно утонуть…
«Лунная пыль» — очень качественная динамичная фантастика от Артура Кларка. И пусть сейчас уже устаревшая «производственная» линия романа может вызывать улыбку, поскольку слишком много открытий было сделано за последние полстолетия, но крепкая приключенческо-психологическая линия держит в напряжении до последней страницы книги.
А сколько предсказаний и технических фантазий автора, упоминаемых в книге, уже перестали быть фантастикой и считаются обыденными предметами. Вот некоторые из них: навигаторы (подобные GPS), ретрансляторы, фибергласс (разновидность стеклопластика), упоминание трех основных языков космоса XXI века, — все это Кларк предвидел в 1961 году. И, несмотря на то, что автор верит в инопланетный разум и предполагает возможность контактов, он откровенно стебётся над уфологами и «летающими блюдцами», считая рассуждения о «блюдцах» «странным психозом, помешательством». А ведь в нашей стране «блюдечная религия» коварно захватит умы людей лишь в бурных 80-90-х. Ох, уж этот непредсказуемый Кларк!
А как вам эта фразочка:
«Собственно, началось это еще в девятьсот пятьдесят третьем, когда американский астроном по фамилии О'Нил обнаружил здесь, на Луне, нечто весьма примечательное».
Так может быть американцы просто начитавшись «Лунной пыли», не мудрствуя лукаво, воспользовались супер-пупер средством под названием «плагиат» и придумали полет астронавта Нила Армстронга на Луну в 1969 году? Пожалуй, вернусь к книге, а то замечу еще что-нибудь и навлеку на себя гнев американских спецслужб:)
Итак, что может быть интереснее приключений в замкнутом пространстве, служащем лакмусовой бумажкой при определении самых темных сторон души. «Пороки старушки Земли» раскрылись в романе во всей красе. Характеры героев настолько добротно прописаны, что моментально забываешь, что все описываемое случилось не с реальными людьми, а с выдуманными персонажами. Ведь в первую очередь это произведение о людях, со всеми присущими им достоинствами и недостатками! Посему Кларк не описывает будущее безоблачным, с искорененными пороками и идеальной системой. Нет, он даже отводит в романе уголок для хлёсткого удара по вечной беде любого государства – въевшимся в тело общества бюрократическим заморочкам вроде болтологии, откровенной халатности отдельных служб или архиважной комиссии по развлечениям, создаваемой на гибнущем в лунной пыли корабле. Показательно высказывание главного инженера Лоуренса:
«Комитет – место, где КОпаются, МИтингуют, ТЕмнят и Топят».
Да по этой книге просто улётный фильм-катастрофу снять можно, особых спецэффектов сюжет не требует. И почему до сих пор роман не экранизировали?
«Лунная пыль» несет своему читателю положительный заряд энергии. Эх, лунная романтика моего мечтательного детства, как же мне тебя не хватает…
opty, 6 августа 2014 г.
«Лунная пыль» не особо обласкана читателями и не снискала литературных премий . И у Кларка есть более глубокие в философском плане произведения , и более совершенные по форме и более эмоциональные — Артур Кларк велик , что тут говорить . Но именно «Лунная пыль» написанная в год полета Юрия Гагарина для меня является символом , и в значительной роли квинтэссенцией творчества писателя .
Человек и человечество будет стремится в космос ни смотря ни что , преодолевая трудности , неся потери — это движение можно притормозить , но не остановить . «Лунная пыль» — гимн этому устремлению , не смотря на то что представляет собой местами достаточно сухой производственный роман . Но даже рутина не может остановить движения .
Но кроме того это и роман-катастрофа , причем эталонная для жанра , да и как ей не быть эталоном если это фактически один из первых романов-катастроф вообще — можно сказать стоит у истоков . Все классические , точнее ставшие классическими элементы жанра прописаны на отлично — группа людей в переделке , их взаимоотношения , психологические нюансы , ожидание смерти , надежда на спасение и т.п.
Ключевым же персонажем романа является главный инженер Лоуренс — отличный управленец (сейчас модно говорить менеджер) , и при этом профессионал высшей пробы , остающийся в первую очередь превосходным инженером и умело сочетающим это с умением управятся с людьми .
– Почти готовы, тут все оборудование стандартное, изобретать ничего не надо. Через два-три часа закончим.
– Я приду через два часа, – сказал Лоуренс.
Он не стал добавлять, как сделал бы иной на его месте: «И чтобы к этому времени все было сделано». Его люди делали, что могли. Ни кнутом, ни пряником не заставишь опытных и добросовестных работников трудиться быстрее, чем позволяют их силы. Тут подгонять бесполезно
И именно он опускается на дно колодца что бы пробить люк в «Селену» , не могу себе представить что бы он поручил кому то еще сделать этот рискованный шаг в использовании конструкции которую он спроектировал и которую собрали под его руководством .
Не смотря на то что с тех пор знания о космосе и Луне расширились многократно а технологии сделали огромный шаг вперед «Лунная пыль» нисколько не устарела , и наверное не устареет никогда , ибо роман в первую очередь о людях . О людях цель которых — космос
primorec, 12 февраля 2013 г.
Мы так привыкли к ее присутствию и все равно, поднимая голову, каждый раз думаем о том, как она прекрасна и удивительна. Мы посвящаем ей стихи и книги, песни и музыкальные произведения, восхищаясь ее серебряным светом и таинственностью. Мы произносим под ней слова любви и заключаем самые прочные союзы. Мы населяем ее в своем воображении богами, героями или инопланетянами/в зависимости от эпохи и образования/. Мы по-прежнему мечтаем о ней. Всего лишь спутник, луна...нет, Селена — таинственная, прекрасная, ждущая, когда же мы снова придем к ней.
А ведь казалось, что все уже решено. Человек высадился на Луне, проехал по ее поверхности, привез домой «сувениры» в виде камней, которые до сих пор ученые разбирают на отдельные пылинки, пытаясь разгадать ее тайны. И тогда думалось: вот еще совсем немного, и поднимутся купола настоящих лунных поселений, где будут не только научные лаборатории и производства, но и отели, готовые принять первых туристов и каждый сможет проехаться по серебряным равнинам и любоваться голубым шаром Земли в небесах. Такая замечательная мечта, ожидание настоящего прорыва к Звездам...
Вот об этом «Лунная пыль», проникнутая романтикой первопроходцев, верой в возможности человека и ожиданием, что дорога к далеким планетам вот-вот откроется для всех. Небольшой роман не о глобальных событиях — об одном трагическом происшествии, каких всегда множество при освоении чего-то нового и неизвестного.
Здесь нет никаких заговоров злодеев, конкурентов или коварных инопланетян. Просто случайность, каких полно во Вселенной, которые трудно предсказать, но надо быть к ним всегда готовым. А экипаж первого туристического пылехода «Селена» оказался полностью готов действовать в условиях чрезвычайной ситуации, спасать и заботиться о пассажирах, искать выход из, казалось бы, безнадежной ситуации и находить его.
И нет в этом романе отрицательных героев, а есть группа людей волей судьбы сведенных вместе, которые должны объединить свои знания и усилия, чтобы бороться с нехваткой воздуха, пожаром, вездесущей лунной пылью, скукой, подступающим отчаянием и паникой.
Если задуматься, то весь роман — концентрация наших мечтаний об освоении Луны. Не только тех, давних, но и сегодняшних. Ведь так верим и надеемся, что снова покатит по ее поверхности «лунный трактор», раскинутся купола городов, а на улицах, в газетах и по ТВ можно будет увидеть, услышать, прочитать что-нибудь похожее на «Ежедневные туры на Луну» или «Посетите кратер Тихо — самое таинственное место в Космосе».
Хойти, 12 июня 2011 г.
Не так давно перечитала — и опять понравилось! :)
Не могу не отметить странный «спецэффект», который почувствовала ещё в школьном возрасте, читая «Лунную пыль» впервые: речь в романе идёт об отдалённом будущем, но, поскольку сама книга написана давно и в чём-то архаична, кажется, что читаешь о реальных событиях прошлого. Ностальгическое какое-то чувство...
Вышедший на экскурсию по лунному Морю Жажды пылеход (он же лунобус) в результате небольшого «лунотрясения» проваливается в лунную пыль. Двадцать два человека, надёжно спрятанные от телескопов и радиоволн, ждут спасения, борясь не только с нехваткой жизненных ресурсов, но и со скукой. Их тем временем пытаются найти и спасти... а также сделать офигенный телерепортаж.
При теперешнем прочтении «Лунная пыль» мне чем-то напомнила романы Артура Хейли, в первую очередь, «Аэропорт» и «Взлётную полосу», особенно манерой оканчивать каждую очередную главу на переломном моменте и переходить к другому субъекту повествования.
А ещё не могу не поделиться вот таким изящным завитком фантастического предвидения:
«...здесь уместнее что-нибудь из лёгкого жанра. Скажем, одна из пошловатых, но забавных комедий, которые наводнили эфир в конце 1980-х годов, когда капитулировала телецензура...». Напомню: Кларк написал «Лунную пыль» в 1961 году. Фантасты знают всё! Просто не всё говорят...
Sawwin, 20 апреля 2009 г.
1969 год. Лекция по коллоидной химии. Профессор (позор мне, забыл его фамилию) вдруг начинает говорить о повести Артура Кларка «Лунная пыль»: «Конечно, писатель ошибается, у вещества находящегося в глубоком вакууме да ещё так тонко измельчённого, силы адгезии будут так велики, что оно немедленно слипнется в однородное вещество, напоминающее пемзу. Так что, покататься по лунным морям нам не удастся». Помолчал и добавил: «Книга замечательная, потому что она не о свойствах пыли, а о свойствах людей. Кто не читал, прочтите обязательно».
Наверное, это самое важное, что я вынес с лекций по коллоидной химии.
Ёла Пална, 20 апреля 2017 г.
Я уже давно сформулировала для себя основные критерии оценки книг.
История. Она может быть динамичной или неторопливой, оригинальной или вторичной, цельной или рваной. Лунная пыль — роман-катастрофа. Возможно что-то похожее было и до Даниэля Дефо, лениво рыться в памяти, тем более, что Робинзона вполне достаточно, что бы не питать иллюзий на счёт оригинальности сюжета. Жюля Верна это не смутило, он нашёл свой путь и мы получили великолепный «Таинственный остров», к счастью, Артура Кларка не смутил ни Дэфо, ни Верн и он тоже нашёл свой собственный путь. Дело не только в том, что теперь история пересказана в космосе, нечто новое появилось в фабуле, а именно спасательная операция. Сегодня авторы часто пренебрегают одним очень ценным для меня качеством повествования — концептуальностью. Артур Кларк настолько умело развесил ружья, что они не просто выстрелили, они выстрелили по принципу домино! Это было настолько круто, что немедленно захотелось перечитать роман.
Язык прост и доходчив. Но удивительно то, что автору хватило простых слов что б я не чувствовала себя лишней на этом празднике жизни. С Робинзоном всё было просто, посадил одно зерно, получил 30, посадил 30 получил 1000. А тут речь идёт о вещах типа принципов термодинамики. Помните как Привалов кричал «Караул. Какая ещё контрамоция?», а я всего раз полезла в википедию, как оказалось, что бы убедиться что и так всё правильно поняла.
Персонажи, правда, иногда утверждали что-то типа «Теоретически это возможно, но я считаю это маловероятным», но к этому моменту их авторитет в моём сознании был непререкаемым, так что я слепо доверялась их мнению. Порой я с удивлением понимала, что могла бы подумать, почувствовать, сказать или сделать в соответствующей ситуации тоже самое. С удивлением, потому что всякий раз это были разные персонажи. Таким образом автор создал такую потрясающую (можно даже сказать интерактивную) достоверность, что я испытала «полное погружение».
В этот раз мне пришёл в голову ещё один критерий. И почему раньше я об этом не думала? Формат. Возможно потому, что Кларк в тексте сам обращает внимание а избранную манеру повествования. Когда пассажиры развлекают себя чтением книг командор думает, что чтение следует прервать на каком-то особо волнительном моменте, что б они мечтали о том, что бы вернуться к чтению. Вот именно эту гнусную уловку автор и берёт на вооружение в этой книге. Я страдала!!!! Я изнывала!!! Мне стоило большого труда сосредоточиться на работе — я мечтала вернуться к чтению. Любимый ревновал, собака была вынуждена сама кидать себе мячик на прогулке — я читала.
После прочтения осталось два вопроса:
Риторический — КАК так получилось, что я не читала Лунную пыль раньше?
Диалектический — Почему не 10? А ответ прост и, в моём случае, предсказуем. Стругацкие это всё умели лучше.
strannik102, 22 марта 2015 г.
Одна из самых лучших книг жанра НФ середины XX столетия. Несмотря на практически герметичный характер, Кларку удалось наполнить свой роман энергетикой под завязку. Напряжение в череде событий непрерывно нарастает, концентрируется и заставляет читателя читать книгу без перерыва, заподряд, дунком, взахлёб, бессонно и безобедно. И потому в этом смысле книга выстроена практически безупречно.
С точки зрения фантастического допущения — ведь и в самом деле были гипотезы о существовании на Луне неких природных резервуаров лунной пыли, и особенные текучие и магнитные свойства её не были Кларком притянуты за уши в угоду приключенческому фантастическому сюжету, а взяты именно из научных гипотез. И потому твёрдость книги в принадлежности её жанру «твёрдая НФ» безусловна.
Однако Кларк не забывает и об интересе читателей, и потому параллельно с ситуацией проведения поисково-спасательных работ вводит в сюжет и любовно-романтическую линию, и некое подобие детектива, и вбрасывает на кончике пера технические загадки и задачи, которые читатель начинает решать вместе с героями романа. И чтобы всем стало ещё «веселее», Кларк жёстко ограничивает время как на принятие решений, так и на их исполнение — как инженерам-спасателям, так и читателям.
kirik, 11 декабря 2013 г.
Кому как, а для меня эта книга стала глотком свежего воздуха в непроглядном море произведений, подняв настроение и вызвав улыбку. Чтение именно этого романа позволило ненадолго вернуться в ту эпоху 20 века, когда умы писателей и ученых верили в человечество и грезили будущим покорением глубин космоса, освоением планет и спутников, изучением и исследованием жизни и природы в целом, когда перед человеком не стояли вопросы — зачем нужно изучать, осваивать, покорять?! — а была твердая уверенность в необходимости движения вперед, развитии. А сейчас же... наступило то самое будущее, а мы как сидели на этой «планетке», так и сидим, хвастаясь кто больше потратит (или освоит) денег на то или иное мероприятие (будь то олимпиада или строительство дорог), кто более толерантен и у кого свободы свободнее...тьфу.
Говоря же о произведении стоит отметить легкость чтения, довольно интересный и стремительный сюжет, который не дает заскучать читателю, а так же хорошую проработку персонажей — практически в каждом из героев книги можно узнать кого-то из реальной жизни и улыбнуться сходству. И в то же время можно отметить излишнюю «легкость» произведения, которая не позволяет с твердостью поставить его в ряды научной фантастики и несколько смазывает ощущения реальности происходящего. Наиболее запомнившийся момент данного рода — герметическое затыкание дыр в космическом корабле (лунобусе) рубахами двух главных героев...
В целом же произведение оставляет исключительно положительные эмоции после прочтения и лишь некоторую долю сожаления, что наш век не оправдал грез и надежд века прошлого.
kharum, 2 февраля 2011 г.
Впервые прочитал этот роман лет в двенадцать и перечитывал его примерно столько же раз, сколько перечитывал «Таинственный остров» Жюля Верна. И только много позже осознал, что обе книги — об одном: о людях, которые попали в безвыходную ситуацию, и единственное, что может им помочь — это знания. И сила духа, разумеется.
Крайне симпатичные персонажи, и невозможно оторваться от книги, не узнав, как же им удастся спастись. И масса фактических сведений, которые вряд ли пригодятся на ровном течении жизни. Хотя, именно после этого романа более скептически относишься к кликушам, которые вопят, что, мол не были американцы на Луне в 1969 году, потому что в лунных трансляциях звезд не видно. Кларк нам уже объяснил, почему не видно звезд на кадрах высадки Нейла Армстронга на Луне.
И еще одна любопытная параллель между Верном и Кларком. Так же, как Верн от души лягнул расистов в линии «афроамериканца» Наба, так и Кларк прошелся по уфологам, грубо и зримо намекнув, что они слишком много об себе понимают.
А еще Кларк показал, что в самых тяжелых ситуациях нужно оставаться человеком. Человеком. И тогда тебе помогут и знания, и сила духа.
В общем, когда совсем припрёт — еще раз перечитаю «Лунную пыль».
И вам того же советую.
god54, 9 марта 2024 г.
Читал в глубоком детстве, когда А.Кларк был самым переводимым автором в СССР, как главный представитель твердой фантастики. Я не большой любитель такого рода фантастики, поэтому для меня было открытие этим романом, что он может писать и другое. Это произведение вполне заслуживает прочтения и обязательного оставления в коллекции, как этапное для научной фантастики.