Владимир Рыбин ««Голубой цветок»»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Лирическое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Звёздный ковчег/замкнутый мир
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Далеко за окраинами Солнечной системы совершает полёт земной корабль, чей экипаж понемногу съедает тоска от вида окружающей пустоты. И вот посреди этого ничто люди обнаруживают астероид, каменную глыбу, которая должна дать так необходимую им надежду.
Входит в:
— журнал «Искатель 1977'2», 1977 г.
— сборник «Здравствуй, Галактика!», 1981 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Массаракш, 4 июня 2025 г.
Гуманитарии в космосе. Точнее сказать, представления кабинетного лирика о целях и буднях космических полётов.
Человечество уже полностью освоило всю Солнечную систему, судя по тому, что стапели космолётов расположены аж на Плутоне. Оттуда корабль и устремляется в безбрежное межзвёздное пространство с немыслимой, как кажется автору, скоростью – триста километров в секунду. Целых триста, да. Месяцев за восемь добрался бы до Земли, но надобно в другую сторону.
Цель экспедиции – «послушать космос из пустоты». Очень важная и ответственная задача. И чтобы непременно межзвёздное пространство, потому что внутри Солнечной системы недостаточно пусто, да и космос какой-то не такой. Не звучит, зараза, полноценно.
Экипаж в полёте занимается следующим: 1) пишет стихи; 2) делает стенгазету; 3) впадает в чёрную депрессию от тоски по милой Земле. Мечтают, чтобы их долбануло метеоритом и стало интересно. В общем, нормальная такая атмосфера советского ведомственного НИИ, с которой автор, чувствуется, хорошо знаком.
И вот нежданное открытие: одинокий здоровенный астероид, на скалах которого высечена неведомая инопланетная клинопись. (Лирик 70-х годов твёрдо знает, что у пришельцев это первейшее дело: как куда прилетят, тут же строят пирамиды и высекают на скалах письмена.) Корабельный мозг лихо, как орешки, щёлкает за два часа инопланетную грамоту и сообщает: это стихи. Да-да, инопланетяне тоже пишут стихи, и не о ерунде какой-нибудь, а конкретно восхваляют «Голубой цветок» – Землю, то есть. Да и о чём им, собственно, ещё писать? Не поленились вот даже отловить астероид и увековечить на нём своё восхищение. Очень мило с их стороны. Приятно.
Параллельно любовная линия: корабельный психолог Маша мечтает завести детей. Надев скафандры и взявшись за руки, они бегают с Командиром по астероиду, резвятся, а прочие члены команды над ними дружески подшучивают. У Командира сладко замирает в груди при мысли о том, как он будет делать Маше детей, – но попозже, конечно, сейчас в скафандрах не получится.
Однако чувство долга возобладает – не в смысле Маши, а в смысле цели экспедиции. Ведь что было велено? Слушать космос из пустоты. А мы чем занимаемся? Астероиды, инопланетяне, надписи какие-то – эка невидаль. «Нет, мы не помчимся обратно на крыльях нового самомнения. Мы продолжим экспедицию, даже если пустота будет убивать нас». Романтика! Преодоление! И они летят дальше в межзвёздное пространство, плюнув на глупых инопланетян с их сомнительными виршами. Потому что так надо.
Оптимистически надеюсь, что Маша получит своих вожделенных киндеров. Ведь не всё время Командиру слушать «отдалённое эхо хохочущих галактик», должен он хоть иногда отвлекаться от основополагающего занятия.
artem-sailer, 13 июня 2019 г.
В качестве идеалистического данный рассказ воспринимается неплохо. Человек остаётся человеком, где бы он ни был. Например, в космосе тоже может заесть тоска смертная, к примеру, от вынужденного безделья. И в такой ситуации нужно переключаться, как это предлагает одна из героинь, например, на воспитание детей.
В остальном же произведение оставляет желать лучшего. Земляне встретили астероид, расписанный неизвестными письменами. Компьютер их запросто расшифровывает, оказывается, что это есть стихи. Всерьёз такой поворот как-то не воспринимается.
Разве что, рассматривать рассказ в качестве подростковой литературы, да и то — молодёжь сейчас ой как искушена в вопросах фантастики.