Лариса Бортникова, Алексей Провоторов «Зеркальный гамбит»
Седьмая книга серии «Зеркало» – это шахматная партия на зеркально-гладкой доске. Древняя игра Света и Тьмы, созидания и разрушения, технологии и магии.
Два ряда шахматных фигур. Стальной доспех Чёрной пешки и композитная броня Белой; холодное спокойствие Белой королевы в против ярости королевы Чёрной; доблесть Белого короля с венцами на трёх челах и интриги короля Чёрного, не имеющего короны.
Два десятка ходов, где клетки — это целые миры: бездна межзвёздного пространства, углекислые снега чужой планеты, мрачная чаща, пожирающая путников, и волшебный лес, где среди зимы цветут подснежники, как в сказке.
Двадцать одна история — непредсказуемые, как рокировка, изящные, как шах, напряжённые, как эндшпиль.
Две тактики игры — мужская и женская. Кто выйдет победителем? Или противоположности сыграют вничью?
Партия, за которой стоит следить, не удивляясь тому, что в отражении фигур можно увидеть себя.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Награды и премии:
лауреат |
Интерпресскон, 2019 // Дебютная книга (номинируется только А. Провоторов) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хойти, 23 мая 2018 г.
Серия «Зеркало» не перестаёт радовать, но семёрка и впрямь оказалась волшебной цифрой, как ей и положено традициями. «Зеркальный гамбит» превосходен, планка поднята просто на фантастическую высоту :) Да и число рассказов в сборнике — 21 — по-своему намекает на идеальный вариант.
Произведения двух авторов на этот раз скомпонованы в квадрат шахматной доски, но не думайте, что всё тут радикально чёрно-белое или простое, как е2-е4. Наоборот, е2... то есть едва открываешь книгу, как оказываешься в пространстве неоднозначного, тревожного, волнующего. Рассказы Ларисы Бортниковой и Алексея Провоторова надолго захватывают воображение, предлагают моральные дилеммы, дают простор фантазии, тешат душу любителя как чистого ФиФ, так и «мучительной» психологической прозы.
Да, за доской сошлись очень сильные и достойные друг друга партнёры (не соперники!). Каюсь, ни одного из авторов седьмого сборника доселе не читала, поэтому «Зеркальный гамбит» стал для меня двойным открытием, за что я глубоко благодарна как Ларисе и Алексею, так и создателям/координаторам серии.
Правду сказать, к произведениям А. Провоторова поначалу отнеслась немного скептически — просто в силу того, что, как мне показалось, автор тяготеет к пафосному классическому фэнтези, а я от этого жанра уже ушла-наелась — но нет, Алексей показал себя искусным игроком и на других полях: научной фантастики, триллера (да такого, при чтении которого просто ноги отнимаются от страха, честное слово) и даже юмора, чем невероятно порадовал.
Рассказы же Л. Бортниковой поражают, извините, до самых потрохов. Как, ну вот как удаётся автору при впечатляющем разнообразии поджанров и сюжетных ходов раз за разом выворачивать душу наизнанку?! Иногда до слёз. Некоторые рассказы не отпускают по нескольку дней, так и ходишь с ними, баюкая боль и сладость, оберегая от случайного равнодушного прикосновения то ли героев Ларисы, то ли собственную исцарапанную душу.
Кто выиграл в этой партии? Безусловно, читатель! Читайте, советую от всего сердца.
Deliann, 28 июня 2018 г.
Долго ли, коротко ли, но серия «Зеркало» дошла до своего экватора. «Зеркальный гамбит» стал седьмой книгой проекта, а в моем личном топе занял почетное второе место сразу после «Зеркала для героев». И для начала поговорим о хорошем.
Очень круто показал себя Алексей Провоторов, выступая в основном в жанре фэнтези, но временами ломая рамки и стереотипы. Целых пять его рассказов понравились настолько, что хочется поговорить о них отдельно:
• «Волк, Всадник и Цветок» — залихватская приключенческая погоня с юмором и романтикой. Прямо таки идеальное воплощение короткой формы, все четко, закончено и увлекательно.
• «Дилемма 4» — отличный морозный ужастик в духе «Нечто». Слабость у меня к параноидальному хоррору, когда не знаешь, кто заражен, а кто нет. При этом Алексей не идет по самому простому пути, то есть не злоупотребляет замкнутыми пространствами, что очень здорово.
• «Способы управления» — как и «Волк, Всадник и Цветок», этот рассказ – идеальное воплощение короткой формы. По сути, нам демонстрируется одна массовая дуэль и все. Но за развитием событий следишь с напряжением, а временами приходиться возвращаться назад, чтобы до конца осознать кто, что сказал и сделал (очень уж много тут персонажей).
• «Почти как брат» — еще один обаятельный ужастик, который, правда, под конец свое обаяние несколько утрачивает. Два сводных двоюродных брата выехали в заброшенное село, где с ними, естественно не произошло ничего хорошего. И вот пока атмосфера нагнеталась, все шло отлично, я читал на ночь и прям ощущал как сгущается тьма за пределами света ночника. Но как только пошел экшн и развязка, сразу стало как-то не так жутко.
• «Железо» — тот случай, когда спойлер к сюжету приравнивается к преступлению. Но рассказ хорош, один из лучших в сборнике.
Лариса Бортникова порадовала меня немного меньше, и у нее мне хочется выделить всего два рассказа:
• «Новое платье для Долорес Романо» — трогательная социальная антиутопия про войну, любовь и мотивацию.
• «Основной инстинкт» — драйвовый постап, замешанный на социалке.
Теперь скажу немного про плохое. А. Провоторов отлично пишет фэнтези, но ни один рассказ сборника я не могу поставить вровень с «Костяным». А жаль, очень бы хотелось. Л. Бортникова в свою очередь неплохо выписывает социальные проблемы, необычно интерпретирует сказочные сюжеты, но в остальном пишет как-то безлико. Хорошо, интересно, но без изюминки. По крайней мере, для меня.
Восьмая книга серии «Танец с зеркалом» за авторством Э. Сафина и М. Дробковой выйдет примерно через месяц. И это будет для меня новые знакомства, потому что ничего из творчества обоих авторов мне читать не доводилось.
MikeGel, 19 мая 2018 г.
Я впервые пишу рецензию на издание, к которому сам приложил руку. Но в данном случае не могу удержаться. На мой взгляд, книга вышла — огонь!
В неё входит 21 рассказ, и добрую половину из них я оценил десятками и девятками по фантлабовской шкале. Не оттого, что приятельствую с Алексеем или Ларисой — просто рассказы того стоят. Часть из них я помню ещё с тех пор, как они побеждали на литконкурсах. Оставшуюся часть прочитал, когда авторы сдали сборник.
Я не стану останавливаться на «шахматной» компоновке — с моей точки зрения, она довольно изящна и вписывается в концепт серии, ну и славно. Также на мой взгляд рассказы искусно 'спарены» за одним, пожалуй, исключением, где парность большей частью условная. Но вот сами рассказы...
Когда читаешь, в том числе по долгу службы, множество короткой прозы, абсолютное большинство текстов забывается весьма быстро — в лучшем случае от них остаётся смутное воспоминание «о чём это было». Некоторые задерживаются в памяти более-менее надолго — по-видимому, один из десяти, но потом всё-таки растворяются в множестве других и прочих, чем-то схожих. И лишь очень немногие остаются навсегда, так, что через месяцы и годы после прочтения можно с лёгкостью пересказать сюжет и акцентироваться на том, чем именно рассказ зацепил, а иногда и поразил. В этом сборнике, вопреки статистике, таких рассказов с десяток. Я попросту их перечислю.
— Новое платье для Долорес Романо
— Мы рождены
— Жил да был один король
— Основной инстинкт
— Любовь и смерть техника Евстигнеева
Ларисы Бортниковой
и
— Дилемма 4
— Почти как брат
— Ночь, день и ночь
— Железо
Алексея Провоторова
Ну вот, собственно, и всё. Напоследок попросту рекомендую эту книгу. Кому? Да всем. Буду изумлён, если найдётся хоть один разбирающийся в короткой форме читатель, который скажет 'не понравилось'.
Г. Л. Олди, 2 января 2019 г.
Очень удачный сборник и по текстам, и по композиции составления (пожалуй, лучший в серии), и по контрасту авторов. С Ларисой и её творчеством мы знакомы, знали, чего ожидать (в хорошем смысле :-) ), и ожидания вполне оправдались. С рассказами Алексея познакомились впервые и не пожалели. Бортникова пишет резко, жёстко, нервно, болезненно. Провоторов развёрнут, эпичен, детализирован, красочен. Переходы от одной авторской стилистики к другой доставили отдельное удовольствие.
Лариса в рассказах особое внимание уделяет экспозиции и кульминации, они всегда максимально прописаны. Часто на кульминации рассказы и заканчиваются. Алексей отдает предпочтение завязке и развязке. Вместо экспозиции он предпочитает бросать читателя в историю сразу, без прелюдий – пусть выплывает. Эта тенденция у обоих не абсолютна, что радует – чем больше инструментов и авторских предпочтений, тем лучше.
Личное, спорное: у Ларисы временами видны механизмы эмоционального давления на читателя, приёмы манипуляции. Кое-где они чрезмерны, выпирают из текста. Рассказы Алексея, вероятно, стоило бы чуть-чуть сократить. Для позвоночника сюжета и мышц конфликта такой объем текста избыточен (к примеру, десять раз слово «тёмный» на пять страниц текста или пять «мокрый» на две страницы – большинство повторов без потерь вычеркиваются). Впрочем, мы читатели с профдеформацией, наше восприятие текстов тоже специфично.
strannik102, 3 февраля 2019 г.
ШахМатная партия на поверхности N-мерного гиперкуба
Для меня это уже третья прочитанная книга из серии — первой была стартовая «Зеркало для героев» (М. Гелприн, О. Рэйн), затем сборник под №6 «Отражения и миражи» (М. Гелприн, И. Голдин), и, наконец, вот эта, седьмая.
Что бросается в глаза применительно не только к этому сборнику, но вообще как общая распространённая тенденция в современной фантастике: чаще всего читатель оказывается в каком-либо постапокалиптическом мире, либо в мире в состоянии происходящего всеобщего катаклизма, либо в предапокалиптическом состоянии, но непременно в мире, пребывающем в определённой степени депрессии. Об этом состоянии читаемого мира свидетельствуют и состояние погоды/непогоды, и разные природные аномалии, и тревожно-неблагополучная социальная среда в самых разных степенях неблагополучия и тревожности, и актуальная проблематика, с которой сталкиваются герои современных фантастических рассказов.
Другая общеизвестная тенденция, это то, что фэнтези победило SF. Если когда-то основными направленческими движениями жанра фантастики были рассказы, повести и романы научно-фантастической направленности, а затем постепенно крен пошёл в сторону социальной фантастики (не теряя при этом признаков научности), то теперь доминирует явный сдвиг в сторону полусказки, в сторону фэнтези. Причём как классического фэнтези, с рыцарско-средневековым антуражем и с многочисленными представителями малого народца в качестве основных героев и персонажей или же массовки, так и с его разновидностями.
Вот примерно такая же картина вырисовывается и при чтении этого сборника. Т.е. в доминанте мы имеем фэнтезийные темы или фэнтезийные картины задника, в доминанте же мы имеем те или иные формы депрессивного состояния внешнего мира, в котором происходят те или иные сюжетные действия и происшествия. Правда, нужно отметить, что всё-таки несколько рассказов из так называемой космической фантастики в сборнике есть, и их присутствие выгодно оттеняет и обогащает тематическое содержание.
Всё вышенаписанное не следует воспринимать как критику, направленную в сторону авторов. Это просто то, что явно бросается в глаза при некотором внимании к состоянию современной фантастической литературы. Не более того.
Если говорить о качестве представленного авторами литературного и сюжетного материала, то тут всё как минимум на «хорошо», но скорее на «очень хорошо» и «отлично». И потому удовольствие от чтения сборника было неподдельным, интерес к читаемому взаправдашним, а азарт трудно сдерживаемым.
applemice, 5 августа 2018 г.
Сборники серии «Зеркало» отличаются уникальной концепцией. У каждой книги два автора — мужчина и женщина. Их рассказы пересекаются, олицетворяя «мужской» и «женский» взгляд на схожие темы. При этом в каждом новом сборнике новая концепция, привязка то к знакам зодиака, то к рунам, картам таро, восточному гороскопу... в данном сборнике тема «шахматы».
Не смотря на то, что авторы попеременно «ходят» и черными, и белыми фигурами, для отзыва представлю, что Лариса Бортникова играла белыми, как и безымянная девушка в предисловии. Итак...
Белые начинают и... проигрывают. Увы, видимо, это просто не мой автор. Не смотря на то, что объективно в ее рассказах неплохие, иногда весьма оригинальные, сюжеты, авторские язык и стиль мне не зашли. Показались грубыми (лучше слова не подберу), агрессивными, отталкивающими, а юмор показался натужным. Вот, казалось бы, рассказ про мир Пиноккио-Буратино в антураже «Крестного отца» и «Города грехов» — что могло пойти не так?.. Идея хороша, а исполнение мне не понравилось. В общем, повторюсь, не мой автор, на интуитивном уровне. Хотя многим может и понравиться. Единственный рассказ, который меня зацепил, и сильно — «Большое путешествие из Саратова в Москву». «Основной инстинкт» тоже неплох.
Стиль Алексея Провоторова, я, напротив, люблю. Яркие, красивые описания, образы, врезающиеся в память (не зря автор, помимо текстов, создает иллюстрации). Классические фентези-похождения и космическо-фантастические сюжеты, временами с толикой хоррора. Больше всего понравились истории про огненных птиц со Второй Луны, морозную планету с углекислым снегом, поединок убийц в городе с синей башней, катастрофический поход за Край Земли, зеркальных двойников в заброшенном селе и чудесный рассказ «Железо», где фентези и фантастика сплелись в тугой узел.