Робер Мерль «Мальвиль»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пережившие века, древние стены средневекового французского замка Мальвиль вновь, как и в глубокую старину, спасают в 1977 году от гибели горстку друзей. Спасают от смерти в огне глобальной термоядерной катастрофы и от радиации, убившей практически всё живое на планете Земля.
Они потеряли всё, но решают не просто продолжать жить, а бороться ни больше ни меньше как за возрождение человечества. Но это вовсе не роман в приключенческом жанре, а очень серьёзный, многопланово-социальный и глубоко полемический роман-предостережение.
Возможно, жизнь стала короче — рассуждают герои романа — но течёт теперь она медленнее, годы не проносятся стремительно мимо нас и, поскольку у нас появилось время жить, — так ли уж много мы потеряли?
Впервые на украинском: ж. «Всесвіт», 1974г., NoNo 2—4.
Посвящение: Фернану Мерлю
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1974 // Лучший НФ-роман |
Экранизации:
— «Мальвиль» / «Malevil», Франция, Германия (ФРГ), 1981 // реж. Кристиан Де Шалонж
- /языки:
- русский (9), английский (3), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Колтмэн (2), Г. Сафронова (9), Г. Филипчук (1), Ю. Яхнина (9)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Missisbonny, 30 августа 2024 г.
«Мальвиль» не просто книга — перед нами одна из родоначальниц литературного жанра «Постапокалипсис» как такового, а сам креатор Робер Мерль его Священный Магистр и Патриарх. Произведение начальное, культовое и священное для всех поклонников и почитателей — настоящая Священная Библия для постап-адепта.
Любишь «постап», но не читал изначальный «Мальвиль» — тогда ты никто и звать тебя никак! Не примазывайся! Не святотатствуй! Вот так вот и никак иначе!..
Храню это откровение не на книжной полке, а в специальной шкатулке: и издание старое, и редкое, да ещё и священное! Шутка-ли, книга полностью сформировала мою личность: взяла её в руки будучи одним человеком, а после прочтения стала другим. Нет, это был не суточный катарсис — это было Откровение! После прочтения маленькая девочка ясно увидела ту реальность, которая всегда преследует нас и которая всегда находится на расстоянии вытянутой руки — на расстоянии от предплечья и до «красной кнопки»... Всё, что нас окружает и всё, что нам любимо и дорого, может исчезнуть просто в один миг!.. И никто не знает откуда у нас в семейном шкафу взялась эта книга... Одна книга на весь шкаф и именно «Мальвиль«! Не указующий ли перст судьбы?..
По поводу «избыточной» сексуальной ажиотации в книге. Нет там никакой избыточной сексуальной ажиотации и инсинуаций! Правило вида Хомо Сапиенс гласит: в случае какой-либо угрозы жизни или выживанию организма — верньер репродуктивной системы организма АВТОМАТИЧЕСКИ выкручивается на полную мощность! Человеческий организм начинает искать всевозможные способы к «ксерокопированию» самого себя для сохранения своего генетического набора. Отсюда и проистекает сексуальное насилие на войнах и при любых глобальных катастрофах (в любом хаосе) — никто не ищет на самом деле сексуального удовольствия и приключений — просто пытаются ЛЮБЫМИ способами, вплоть до насильственных, дублировать свой генетический набор и происходит это на подсознательно-бессознательном уровне. Куча самцов на одну самку или куча самок на одного самца — это плохой расклад. Может дойти до банальной ликвидации конкурентов в «закулисной» борьбе за сперматозоидов или яйцеклетку — все хотят жить и перерождаться вновь и вновь и особенно это желание сильно в опасной и стрессовой ситуации. И полигамия намного лучший выход из ситуации, чем все остальные.
Так что нет никаких сексуальных комплексов и отклонений ни у автора книги, ни у его персонажей — лишь простая биология в стрессовых ситуациях. Человек в опасной ситуации может «засейвиться» ТОЛЬКО посредством сексуального контакта с другим человеком противоположного пола — только через рождение детей (своих копий) и БОЛЕЕ НИКАК! И даже «холостой» сексуальный контакт серьёзно успокаивает буйство репродуктивной системы — приносит колоссальное облегчение и успокоение. Всегда ведь есть мизерный, но шанс, что именно твой сперматозоид прорвётся к цели в полигамных отношениях или именно твоя яйцеклетка будет оплодотворена в случае дефицита сперматозоидов...
Перейду к оценке. Недостатки в произведении имеются и в основном касаются собственно самой атомной бомбардировки. Не совсем понятно почему «прилетело» именно по этому французскому захолустному «колхозу», где находились наши герои и не понятно почему ГГ называл «чистой» эту атомную бомбу\боеголовку. По «колхозам» обычно не планируется долбить дорогостоящими ядерными боеголовками и «чистыми» атомные бомбы\боеголовки АПРИОРИ быть не могут. В произведении начисто отсутствуют последствия радиационного поражения флоры и фауны... Скорее всего во времена написания книги люди не имели полной информации о реальной многофакторной разрушительной силе атомного оружия и поэтому недооценивали последствия. Книга издалась до аварии на Чернобыльской АЭС. Это нам сейчас легко «загуглить» концентрические зоны поражения, розы ветров, терминальные дозы и периоды полураспада радиоактивных веществ, а в те времена с такой «инфой» в свободном доступе были очевидные проблемы. Поэтому «атомный Апокалипсис» в произведении кажется несколько «беззубым», что и повлияет сейчас на оценку этого самого главного и священного постапокалиптического шедевра: 8 из 10
ivan2543, 17 марта 2014 г.
Классика постапокалипсиса и одна из 100 лучших фантастических книг по версии журнала «Мир Фантастики». Что же представляет из себя «Мальвиль»?
Слово «классика» здесь имеет особое значение. «Мальвиль» напоминает прозу прежних веков – неторопливое, подробное повествование, с особым вниманием к деталям, полное чувств и воспоминаний. Да, это еще одна старомодная книга – даже для своего 1975 года.
Не знаю, насколько научно описана катастрофа – смущает полное отсутствие проблем с радиацией при столь чудовищных последствиях. Но Бог с ним, я не специалист по ядерному оружию и не физик. В любом случае, автора больше волнует психологический и социальный аспект происходящего – короче говоря, люди.
Эмманюэль Конт, его друзья детства Колен, Мейсонье и Пейсу, а также новый приятель Тома, а также домоправительница Мену с умственно отсталым сыном Момо – всем им удалось выжить после чудовищной бомбардировки, уничтожившей их поселок. Но мало пережить бомбардировку – нужно ежедневно бороться за жизнь на руинах цивилизации. А бороться придется – и с природой, и с людьми.
Неторопливость повествования придает ему особую убедительность, «эффект присутствия». Как медленно пробуждается в людях Мальвиля надежда, как постепенно восстанавливают они хозяйство и быт, так и читатель продвигается по тексту.
Многие сочли «Мальвиль» чрезмерно пасторальным – дескать, никакой жести, ни конфликтов, ни безумия. Но, в общем-то, это не так – просто в замке изначально собрались доброжелательно настроенные друг к другу люди, да еще и под руководством харизматичного лидера, который объединял. А вот их столкновения с прочими выжившими признаков идиллии не обнаруживают. Стихийную расправу над грабителями еще можно оправдать (не спойлерю, но у Эмманюэля было веское основание устроить Postal в реале), но вот решение поступать так в дальнейшем – жестокость, продиктованная обстоятельствами и дикая для нормальной цивилизации.
Жестокости в книге хватает, но вот дидактическая составляющая выпирает, что не есть хорошо. Собственно, неудивительно, что эту книгу очень быстро издали в СССР – коммунистический пафос произведения виден невооруженным взглядом. И ничего плохого в этом нет, но подача этих идей зачастую топорна. Герои начисто лишены неоднозначности: если они «свои» — то уже никаких неприятных сюрпризов от них ждать не стоит. В худшем случае поднимут вопрос на голосование и немного пошумят. А уж если злодеи – то эталонные фашисты, а то и вовсе маньяки-извращенцы. И биография у них липовая, и врут они на каждом шагу, и похотливы, и до чужого добра охочи…
Хотя повторюсь – выписано это так тщательно и с любовью, что поневоле веришь. Даже тому, как мальвильцы в считанные дни становятся воинами не хуже Рэмбо и без потерь выносят отряды, двукратно превосходящие по численности. Потому что жалко было бы, если было иначе.
Есть еще один неприятный момент – герои уж слишком зациклены на сексе. Видимо, не зря считают французов сладострастниками – найдя молодую женщину, они сразу же начинают думать о том, как она будет осуществлять свою личную жизнь в Мальвиле. Причем Эманнюэль считает, что она должна спать со всеми – дескать, чтобы все были довольны и не ревновали. Да, с Мьеттой им повезло, да и с другими девушками тоже – но далеко не всякая согласится на такой образ жизни. Понятное дело, в романе никто никого не принуждал к такому типу отношений – но, похоже, что сам автор согласен с главным героем. Но в чем смысл подобного образа жизни? Неужели автор полагает, что взрослые мужчины настолько одержимы сексуальными страстями, что не смогут прожить и дня без бабы? И настолько психически неустойчивы, что передерутся от ревности? Ладно бы, если все это преследовало демографические цели – но от избытка половых партнеров чаще рожать женщина не станет. Конечно, если дети буду от разных отцов, это может смягчить последствия близкородственного скрещивания в замкнутой популяции, в следующих поколениях. Но герой и автор подобную мысль не высказывают, объясняя необходимость промискуитета исключительно психологическими причинами. И представления о браке, как форме собственности, по меньшей мере, однобоки, а, точнее, в корне неверны и проистекают из того, что в традиционных обществах зачастую женщина рассматривается, как собственность мужчины. Но в современном обществе суть брака давно уже не в том, что один партнер «приобретает» другого в собственность! Понятное дело, Эмманюэль – человек деревенский, а на селе сильны старые традиции и архаичные представления о жизни, но все же, Франция, 70-е годы… Заблуждение о собственнической природе брака во многом подкреплялось тем, что исторически сторонники капитализма являлись одновременно сторонниками консервативных ценностей, и борцы за сексуальную революцию неизбежно оказались в лагере «левых». Но, в конце концов, и ханжеская консервативная нравственность с обязательной дискриминацией женщин и общественным контролем за личной жизнью человека, и желание «обобществить всех баб» — это просто две радикальные и нездоровые тенденции, одинаково, на мой взгляд, противные человеческой природе.
Впрочем, автор допустил оговорочку по Фрейду – рассказав, как Эмманюэль сотоварищи мечтали жить в замке с какой-нибудь девицей. Вот и мне кажется, что вся «естественность» ситуации – не более, чем сексуальные предпочтения автора.
Но несмотря на то, что роман совершенно отчетливо продвигает определенные идеи (причем не все из них мне близки), впечатление он все равно оставляет хорошее. Добротная, неглупая книга, написанная с патриархальной деревенской основательностью, и при этом полная революционной веры в будущее. Впрочем, насчет безудержного пафоса не все так просто. Основной текст рассказа – дневник Эмманюэля, и он, в полном соответствии со своим характером и убеждениями, «гнет партийную линию». А если обратиться к «комментариям» Тома, становится ясно, что положение в Мальвиле далеко не столь радужное, да и сам Эмманюэль не идеален. А уж эпилог, написанный также от лица Тома, и вовсе полон тревоги за будущее. Так что не так уж прост Мерль и его книга. Просто в его задачу входило создать определенный тип персонажа – лидера, стратега, оптимиста; и показать ситуацию его глазами.
Итог: постапокалипсис в классическом стиле. Неторопливый и основательный «постъядерный соцреализм». Любителям старомодной психологической прозы, а также старомодных приключенческих романов. Противопоказано при непереносимости к коммунизму и эротике.
Мух, 6 марта 2011 г.
Постапокалипсис — без брутальности, жутких монстров и кровожаждущих маньяков? Без бурного экшна со стрельбой на каждой странице? Да! Это как раз «Мальвиль». И смею заметить, отсутствие вышеупомянутого «штатного набора» постапокалиптики не делает повествование менее напряженным и увлекательным. Книга сразу задает свой ритм — внешне очень неспешный, размеренный, как и крестьянское бытие героев. И совершенно не случайно книга начинается с детских воспоминаний Эмманюэля Конта, главного героя. Воспоминаний о жизни ДО. До катастрофы. До Дня Происшествия, уничтожившего прежний мир.
Выжившие — идут разными путями. Иные объединяются в банды, чтобы выжить. Или создают замкнутое тоталитарное общество (Фюльбер в Ла-Роке) — от того, что в общине чуть более двух десятков человек, менее тоталитарной она не становится... Или — даже в таких условиях пытаются сохранить остатки человеческих ценностей, жить по законам гуманизма, как община Мальвиля, строй которой герой Мерля не без иронии определяет как «первобытно-аграрный коммунизм».
Конечно, «гуманизм» Эмманюэля весьма выборочен, он проявляется главным образом по отношению к своей общине, состоящей в основном из друзей детства, и отчасти — к ларокезцам, попавшим под власть Фюльбера. Ни на банду Вильмена, ни на банду — точнее, стаю — истощенных людей, опустошающих его поле он не распространяется, более того, он диктуется прежде всего целями выживания. Катастрофа вынуждает переоценивать ценности, заставляет вчерашних «цивилизованных» людей выглядеть такими, как они есть. Впрочем, и тут существуют свои «актеры и роли» — лжесвященник Фюльбер убедительно прикрывается традиционными христианскими идеалами для достижения целей вполне своекорыстных. Причем, как ни парадоксально, остается искренне верующим человеком — с его, фюльберовой, точки зрения, помянутые идеалы он никоим образом не предает... Да и сам Эмманюэль не чужд актерства и — по выражению одного из героев романа — определенного «макиавеллизма».
«Мальвиль» — не из тех книг, что проглатываются за сутки. Это — чтение не одного дня, внимательное, вдумчивое, неторопливое. И надо сказать, очень затягивающее. Однозначно — рекомендую к прочтению.
Masyama, 23 февраля 2024 г.
«Мальвиль» является образцом социальной фантастики о мире после ядерной войны. Написанный в 1972 году, он, возможно, стал одним из первых романов, в которых была рассмотрена подобная гипотетическая судьба человечества. Действие разворачивается в Северо-Западной части Франции (хотя автор об этом не говорит), потому что постоянно упоминается «местное наречие», то есть вероятно Бретонский язык.
Мне книга понравилась с самого начала. Сразу стало очевидно, что она написана профессиональным, высококлассным писателем, который замечательно владеет речью, умеет вдохнуть жизнь в своих героев, наделить их яркими характерами. Все персонажи «Мальвиля» имеют уникальные, запоминающиеся черты. Особенно, конечно, рассказчик, от лица которого ведётся повествование.
Знаете, имеется такое не совсем этичное выражение в русском языке «Есть за что подержаться». Так вот в тексте «Мальвиля» определённо «есть за что подержаться». Он полнокровен и густ, нетороплив в развитии событий и богат деталями.
Самое интересное в произведении, на мой взгляд, это механизмы взаимодействия членов изолированных маленьких групп: как выстраивается внутренняя иерархия, выдвигается естественный руководитель, как налаживаются бытовые связи и так далее. В целом, я бы, как и некоторые другие читатели книги, счёл её утопией в большей степени, нежели антиутопией. Да, сюжетный пейзаж, ряд обстоятельств и авторских выводов далеки от оптимизма, но всё же, в представлении Робера Мерля, люди нацелены на достижение общественного блага в большей степени, чем личного, и готовы многим жертвовать ради друзей, сограждан и тех, кто нуждается в защите и помощи.
Также предметами изучения для автора являются место религии в мире после конца света, отношение к собственности, взаимоотношения полов (особенно в гендерно несбалансированном после термоядерной войны обществе). Ко всем этим вопросам персонажи романа предпочитают подходить с рационалистической и практичной точек зрения, что часто приводит их к неожиданным и неоднозначным решениям.
Я читал издание 1977 года с обширным предисловием. Если вам попадётся в руки это же издание, не повторяйте мою ошибку, не читайте предисловие до того, как прочтёте сам роман. По доброй традиции Советской критики, во вступительную статью понапихана масса «спойлеров».
Кому, как мне кажется, книга не понравится. Во-первых, тем, кто предпочитает скупой стиль изложения с минимумом детализации. Для них она будет скучна и затянута, «ни о чём». Во-вторых, — как бы так поосторожнее выразиться, — людям, которые близко к сердцу воспринимают разницу между миссиями мужчин и женщин в быту. Для таких «Мальвиль» будет источником яростного раздражения.
Yum, 24 мая 2011 г.
Для меня роман стал совершенно неожиданным откровением в жанре постапокалипсиса. Привыкнув за последние годы (благодаря кинематографу и многочисленным НОВЫМ постапокалиптическим произведениям) к «жёсткому» «концу света» и его последствиям как-то совершенно выпускаешь из виду, что возможен и другой вариант постапокалипсиса — «мягкий». Разумеется, книга сейчас смотрится несколько наивно, тем более, что лет ей уже немало. Тем не менее, крайне интересно было ознакомиться с книгой, где постядерный мир показан без каннибаллов, радиоактивных осадков, мутантов, схронов патронов и продовольствия, мародёров и «временных администраций» и, уж тем более, без метро :smile:
Ничего этого здесь нет. А есть только люди, которые больше интересуются больше не тем, сколько у них осталось продовольствия, а тем, что на восемь мужчин у них всего две женщины. Этакий изощрённый сексизм цинично используется героями на полную катушку, например, когда они (ну или точнее ОН — собственно Эмманюель) предлагают (-ет) третей женщине перебраться к ним под предлогом, что трём женщинам будет легче с восемью мужчинами, чем двум. На первый план у выживших выходит не вопрос выживания, а проблемы межличностного плана. Недаром автор в заключительных примечания Тома показывает, что, по большому счёту, весь Мальвиль держался
Собственно этим роман и интересен. Тягучее повествование не позволит проглотить его моментом, а заставит смаковать книгу несколько дней. Некоторый «экшн», разбавляющий неспешный рассказ автора, вторичен и призван лишь разнообразить общую картину. Недаром персонажи периодически жалуются на скуку)))
Вообще книгу можно рекомендовать любителям постапокалипсиса для ознакомления с классическим и при этом небанальным представителем жанра.
genametr, 19 августа 2021 г.
Ну да это не рубилово с радиоактивными монстрами и кровожадными рейдерами. Кто ждет современный постапокал может разочароваться. Сцены перестрелок в книге конечно есть, но они не самоцель. Тут не «Вселенная Метро» или какой-нибудь «Древний», а робинзонада в духе «Таинственного острова». Гораздо интереснее автору исследовать психологию людей «до» и «после» катастрофы, фактически оказавшихся в условиях средневековья, но не утративших современные понятия о нравственности. Главы о детстве-юности главного героя как раз для этого. Автор неторопливо знакомит читателя с действующими лицами — рассказывает чем они жили и к чему стремились пока не упали бомбы. Да, жизнь французской провинции может показаться кому-то скучной и небогатой событиями, но Мерль на ней особо и не зацикливается. Рисует портреты своих героев и переходит к главному — день «Д» и тому что будет дальше. В книге есть и мародеры и религиозные фанатики и даже «фашистская» диктатура, но все это подано очень камерно, без лишнего пафоса. Просто люди проявляют другие качества в изменившемся мире. И тут Мерль показывает себя с лучшей стороны — все герои у него живые и разные. После современной литры, набитой шаблонными персонажами, читать мастерское описание характеров — истинное наслаждение. Конфликты не выглядят надуманно, они проистекают из свойств личности каждого. А центральный персонаж — Эммануэль Конт просто завораживает. Сила его характера, знание людей не могут не привлекать. Община Мальвиля обязана своим выживанием его умению обходить острые углы, сглаживать конфликты и настоять на своем не лишая людей выбора. При этом не чуждаясь некоторой доли «макиавеллизма». Прекрасное произведение, сейчас так уже не пишут. А фаны Тармашева и Глуховского пускай лепят минусы ))
mick_ekb, 15 января 2013 г.
Размеренный и плавный роман. Читается нормально при отключенном критическом мышлении. В самом начале книги Логика удивленно взмахивает руками и уходит в чулан. Там пребывает до конца повествования и тихо что-то бубнит на заднем плане. Но ее почти не слышно.
И как же оно там без логики? Удивительно, но не так уж плохо. Что с того, что не ясно, что же за катастрофа такая, что большинство вроде как и выжило, но мир вроде как и разрушен. Цивилизация вроде как и вымерла, но вроде как и непонятно, с чего вообще так решили. Вымерла и баста. Аксиома имеет право на существование.
Что забавно, так это то, что после катастрофы большинство людей становится скорре добрыми, чем злыми. Проблема выживания почему-то не стоит, нкт особенных грабежей и марадерства. Отряд с парой ружей в перепаханном огороде (он же — фортицикация нового времени) может успешно обороняться от врагов и даже переходить в наступление. Даже женщин они готовы делить в порядке очередности.
Что еще сказать. Если принять правила игры, то неплохо. Правила дурацкие. В итоге — средне.
Зато мы знаем, почему в мире не настал коммунизм. Карибский кризис закончился не так, как надо было для этого.
Грант, 15 января 2012 г.
Написанный в далеком начале восьмидесятых, «Мальвиль» поначалу может отпугнуть современного читателя неторопливой манерой изложения, стилем и языком повествования. И если не знать, о чём эта книга — можно пропустить весьма примечательный вклад в постапокалиптику. Как всегда, это кучка героев, выживающая в жутких и незнакомых условиях новых пугающих дней. И как всегда, это вызывает сильный интерес.
Отличный образчик постапокалиптики. Лично мне такая неторопливая и вдумчивая манера рассказа напомнила не кого иного, как мистера Джона Уиндема. Тот же анализ отношений в социуме, то же наблюдение за отношениями мужчины и женщины в условиях нового мира — кому-то опять покажется неправдоподобным. Та же неторопливая, но исключительно притягательная ритмика и подробность, твердокаменно верный психологизм и достоверность в обрисовке характеров героев. Несомненно, значительная книга. И совершенно точно — без брутальности и жутких монстров, не ждите от неё зубодробительного экшена и сцен а-ла «Обитель Зла». Это мощная работа, выдвигающая на первый план отношения между людьми, которые пытаются остаться людьми даже в новом мире.
Smolskiy, 10 февраля 2024 г.
Роман не самый лучший представитель этого жанра. Нудный, не запоминающийся, достаточно примитивный, с большим количеством неправдоподобных обстоятельств. Из серии прочитал и забыл. Нет ни должной атмосферы, ни динамики сюжета, ни какой бы то идеи. Всё достаточно примитивно и бутафорно. Да простят меня поклонники.
мрачный маргинал, 21 марта 2011 г.
«Атомная робинзонада Робера Мерля» — так назвал роман один из советских критиков.
«Мягкий» вариант ядерной катастрофы, — человечество (в доступной восприятию главного героя части Европы) уничтожила «чистая» бомба, да и «ядерная зима» не наступила...
Читателю, приняв правила предложенной автором игры, остаётся следить за выживанием маленькой общины людей, связанных приятельскими отношениями ещё с «докатастрофных» времён. Автор облегчает задачу, сообщая точнейшие психологические мотивировки каждому из действующих лиц, а главный герой с успехом и до конца выполняет функции «харизматического лидера».
Повезло и с переводами, — они выполнены профессионально.
Автор оставляет своих героев после нескольких перипетий успешного выживания с горько-ироничным комментарием в завершение:«теперь мы можем с оптимизмом смотреть в будущее...»
Один из лучших «постатомных» романов, переведённых на русский. И одно из лучших произведений Р. Мерля.
VovaZ, 19 января 2021 г.
Отнюдь не банальный апокалипсис с выживанием. Первая четверть романа вообще могла быть отдельным произведением. Проза о жизни французской глубинки. Колорит, самобытность, антураж, и невероятный консерватизм. До появления в сюжете тракторов, автомобилей и атомной бомбы, можно было бы подумать, что речь о 18 веке. Герой, его семья, его любовницы. Герой растит виноградник, делает вино, разводит лошадей, покупает и продаёт землю. Жизнь в окружении привычных слуг и работников. Жизнь и крошечная политика крошечного городка. Встречается и выпивает с друзьями. И вдруг, трах… Всё меняется.
С этого момента начинается совсем иное произведение. Трагическая драма, в которой, как мне кажется, главными являются не сами трагические события, потери и безнадёжная борьба на существование. Автору очень было важно изобразить предельно консервативную жизнь ГГ, в которой, в один момент, буквально изменилось всё. Чтобы герой не делал мгновения назад, со следующего мгновения ему всё придётся делать в жизни иначе.
В целом, это очень качественная, классическая проза. Тщательно отработанный сюжет, длинное описание сцен, с богатым антуражем и продуманными диалогами. Живыми, колоритными и глубокими образами персонажей. Однако, любителям “чистой” НФ может быть немного сложно. Это совсем не наш жанр.
Фраза “Жизнь – это работа. Не годится её бросать на полпути, даже если тебе невмоготу.”
Jager, 14 апреля 2019 г.
Постапокалиптическая аграрная робинзониада о горстке французов, выживающих в замке Мальвиль и его окрестностях. Книга на ⅔ пропитана романтизмом, несвойственным современным историям о выживаниях после катастроф. Все у героев получается само собой, весело и с песней, просто “страна эльфов” какая-то. Но читать стоит хотя бы потому, что в “Мальвиле” впервые появляются сюжетные ходы, характерные для современной постапокалиптики, такие как: борьба за ресурсы, борьба за женщин, бродячие банды, усиление роли домашнего скота и т.д.
Angvat, 5 сентября 2017 г.
Как я уже говорил в парочке своих отзывов, в наше время мало какой жанр также затаскан, как постапокалиптика. Фабула «герои бродят по разрушенному миру» приелась уже порядком. Наш сегодняшний пациент – один из немногих примеров, где автор отказался от этой фабулы целиком и полностью.
Герои здесь фактически всю книгу сидят на одном месте, пытаясь обороняться и обустраиваться. Мутантов и безумных сектантов-каннибалов сюда тоже не завезли. Это просто хроника выживания одной небольшой коммуны людей в экстремальных условиях, незатейливая и местами даже пресноватая. Зато в ней нет кучи абсолютно нереалистичных и бредовых допущений, коими так любят щеголять современные авторы. Не сказать, что прям все выписано крайне точно и реалистично, но желания прикладывать ладонь к лицу каждые пару страниц также не возникает. Книгу вполне можно прикладывать в качестве подорожника к истерзанному низкопробными выдумками уму, скажем если каким-то образом угораздило прочесть что-то из серии Метро 2033. Только не ждите буйства фантазии автора и неожиданных сюжетных поворотов, книга не об этом. Что для кого-то может и минус, но лично мне уже наскучили бесчисленные вариации на тему «Безумного Макса», иногда хочется и прочесть что-то такое, более ровное и приземленное.
zaitcev_net, 24 октября 2014 г.
Сколько существует предсказаний о Судном дне, Апокалипсисе, Рагнароке — не счесть. И постапокалиптика была популярна всегда (из русских — серия Метро 2033; американский сериал Иерихон (CBS) фильмы Нити, Дорога (по книге К.Маккарти)и т.п. Как же — а вдруг кто то сумеет выжить?... Роберт Мерль написал « Малвиль» в 1972г., и взгляду современного читателя, избалованного куда более масштабными и пугающими последствиями, это очень заметно.
По сюжету : конец света случился. Горстка людей уцелела в замке Малвиль, прикрытом от взрывов уступом горы. Что это было — выжившие не знают. Выжившие выходят из подвалов после нескольких дней отсиживания и видят что мир, каким он был , прекратил существование : нет растений, нет воды, нет солнца, только марево в небе и пустыня вокруг.
По счастью в закромах замка спрятано много припасов для поддержки штанов пока ситуация не прояснится...
Далее следует история выживания и борьбы с голодом , жаждой, нуждой, и даже самими собой. Эмманюэль ведет всех к победе над бедами (так и хочется добавить какой нибудь героический марш). Полному счастью мешает два факта (не знаю как расставить по важности...) :
1. Столкновения с одичавшими и бандой под руководством сумасшедшего, похожего на фашиста, садиста Фулберта.
2. Малое количество женщин.
Вообще по книге достаточно свободные отношения между полами — «что естественно , то не безобразно» (?), а естественным для человека видимо представляются исполнение самых приятных инстинктивных желаний ( по... продолжить род- скажу так, и потом поспать, поесть).
Удивительно , что книга выдержала столь много переизданий (сама читала по совету «нужно знать классику постапокалиптики»...), и экранизацию 1980г. Не шедевр.
zvezdochet2009, 24 мая 2020 г.
Французов нельзя назвать особенно плодовитыми по части научной фантастики. Вспоминается всего-то пара-тройка имен, причем первый это создатель приключенческого фантастического романа Жюль Верн, а остальные – Пьер Буль с его «Планетой обезьян» и Робер Мерль, автор знаменитого фантастического романа «Мальвиль» 1972 года, выполненного в стилистике постапокалипсиса. А, ну и конечно Франсис Карсак, тоже интересный и самобытный автор. Количество небольшое, но зато качеством эти писатели берут отменным. И действительно, каждая их книга запоминается прочно и надолго.
Что касается Мерля и его «Мальвиля», этот роман сложно назвать традиционно постапокалиптическим. Возможно виной тому происхождение и культура автора, возможно, само время написания, когда о таком поджанре никто на континенте ничего и не слышал – следовательно он не был в моде и не мог породить грязную волну дешевых подражаний. Соответственно, Мерль писал свой роман, опираясь на традиционные для фантастики каноны. Получилось хорошо.
Действие произведения происходит во французской провинции сразу после удара термоядерной бомбы. Обитатели замка Мальвиль чудом спасаются от радиоактивного пламени за толстыми стенами крепости, после чего вынуждены собирать по крохам то немногое, что уцелело после конца света. Автор последовательно описывает жизнь выживших в этом новом изуродованном мире, их борьбу за существование и отчаянные попытки наладить систему самообеспечения, их вылазки в соседние городки, столкновения с другими выжившими, борьбу с другими коммунами и исход всего этого действа.
Первое, что сразу бросается в глаза по прочтении этого замечательного текста – язык. Обстоятельный, очень богатый язык высокообразованного человека, который со вкусом может подать и описание ландшафта, и разговор, и сцену действия. Чувствуется школа большой литературы, не испорченная влиянием популярной культуры. Но это также вылезает Мерлю боком – местами описания уж чересчур дотошны.
Еще одной особенностью является медленное раскачивание сюжетной линии, поскольку автор ударяется в различного рода лирические отступления, бесконечные воспоминания главного героя о прежней жизни и уходит в любовную лирику. Все это размывает напряженность, отчего роман читается как производственное произведение – словно нам рассказывают, как на пепелище мира пришла группа рабочих и обстоятельно, по деревяшке стали выкладывать новые стены, балки, стропила. Нет, здесь конечно присутствуют и боевые сцены, и психологическое противостояние, но они не являются самоцелью.
В целом же «Мальвиль» выгодно отличается от собратьев в поджанре своей витиеватостью – нет ни одного постапокалиптического романа, который бы так спокойно и размерено, но крайне реалистично и с учетом объективных факторов описывал ужасы постатомного мира. И в то же время акцентировал действие не на постоянной грызне выживших, а на попытках реконструировать этот мир. Удивительно, но среди своих собратьев это самый оптимистичный роман, герой которого верит в лучшее будущее! Да, «Мальвиль» такой один.
Очень хорошее произведение, которое можно отнести к лучшим представителям европейской научно-социальной фантастики.