Майк Гелприн, Ольга Рейн "Зеркало для героев"

Annotation

---


--- Илья Бессонов Майк Гелприн, Ольга Рейн "Зеркало для героев"

 

«Зеркало для героев», Майк Гелприн, Ольга Рэйн

Серия «Зеркало» стартовала в мае 2017 года. На данный момент свет увидело пять книг, и к выходу готовятся еще несколько.

Первый том — «Зеркало для героев» — представляет собой сборник рассказов Ольги Рэйн и Майка Гелприна на тему знаков зодиака. На каждый знак написано два рассказа, один — мужчиной, второй — женщиной. И это действительно интересная концепция, так как в творчестве О. Рэйн и М. Гелприн кардинально отличаются друг от друга: для первой характерны особый лиризм и драма с уклоном в мистику, а второй чаще обращается к приключенческому жанру, не забывая о социальных и философских подтекстах.

Главное достоинство «Зеркала для героев» — его разнообразие. Читатель попадает сначала в приключенческий стимпанк-детектив («Механизм проклятья»), затем в мистическую драму («Письмо из Сингапура»), после чего опять в приключения, но уже в ином мире («Скучать по птице»). В дальнейшем читателя еще ждет много интересного: от научной фантастики («… и видеть сны, быть может») до хоррора («Главный завет»), от фэнтези («Просветление») до романтики («Вериль»). Разве что реализм обойден стороной, хотя его элементы встречаются («На посту», “Дурная примета”). Дополнительным плюсом является то, что все рассказы не зацикливаются на одном жанре и почти мифологическое фэнтези к финалу может обернуться научной фантастикой ("... и видеть сны, быть может"), а, казалось бы, типичный киберпанк на поверку оказывается детективом ("Последняя попытка стать счастливым"). Лидирует в этом плане рассказ «Главный завет», который содержит в себе элементы и хоррора, и мистики, и морских приключений, и поэзии, и, вполне вероятно, чего-то еще, ускользающего при первом прочтении. Маленькой ложкой дегтя для читателя может стать разве что схожесть некоторых рассказов, которая наблюдается у обоих авторов. У М. Гелприна «Существо особенное» и «Дурная примета» написаны примерно по одной схеме: какой-то предмет наблюдает за историей нескольких поколений одной семьи (в первом случае это садовый гном, во втором — фотография). У О. Рэйн схожими получились «Вечером во ржи» и «Время года — лето», в каждом из которых три драмы разворачиваются в разное время, но все три оказываются связанными с одним местом, одним неупокоенным мертвецом и одной тайной, уходящей корнями в прошлое.

Если говорить в целом о рассказах сборника, то Ольга Рэйн больше тяготеет к мистическим драмам, с призраками и проклятьями. В ее произведениях часто происходит семейное насилие, а еще они более интровертированы и лучше раскрывают внутренний мир и переживания героев. Майк Гелприн в свою очередь больше внимания уделяет фантастике и приключениям, его рассказы более экстравертированы, в них больше схваток и ярких впечатлений. Это все не плохо и лишний раз подчеркивает различия между прозой этих двух авторов, хотя рассказы данного сборника подобраны максимально подходящими для обоих полов и прекрасно дополняют друг друга.

Если говорить про частности, то больше всего хочется выделить три рассказа:

• «Города на букву "Н"» М. Гелприна. Антиутопия про смертельное многоборье. Напоминает «Долгую прогулку» С. Кинга, но если Кингу удалось крайне напряженно описать процесс ходьбы, то Гелприн добавил остроты в простую словесную игру «Города». Читается рассказ на одном дыхании, кульминационный момент очень изящный.

• «Полёт пеликана» О. Рэйн. Мистическая драма о бессмертной девушке в частности и тяжелой женской доле в целом. Имеется неплохой срез эпохи начала двадцатого века, все женские переживания переданы очень достоверно.

• «Теперь так будет всегда» М. Гелприна. Суровый триллер с петлей времени и множеством неприятных подробностей. Трое солдат вермахта застряли в специфическом временном пузыре и вынуждены раз за разом переживать один и тот же день, который в остальном мире длится три месяца. Каждый цикл наполнен насилием, как физическим, так и сексуальным, каннибализмом, убийствами и прочими отвратительными вещами. Рассказ впечатляет своей концовкой и никого не оставит равнодушным.

Издана книга хорошо и качественно, опечатки и какие-либо дефекты отсутствуют. Иллюстрация на обложке соответствует содержимому: девушка — Присцилла Брукс из рассказа «Письмо из Сингапура», а мужчина — Олесь из рассказа «Вериль».

P.S. Привязка к знакам зодиака по большому счету номинальная и особой роли не играет. Можно, конечно, провести параллели между описанием знака и действиями, либо характеристиками персонажей соответствующих рассказов, но не всегда эти параллели очевидны с первого взгляда.





FantLab page: https://sam.fantlab.ru/work1036415