---
Как говорится, лучше нового может быть только самое новое. А самое новое — это, как всегда, без ума забытое старое. Эта книга, может, и не без ума, но всё-таки забытая, а вот старая — это уж точно. Но зато с каким «Умом».
Итак — инсекты...
Сказать по правде, в фантастике о них написано-переписано столько, что впору новое направление открывать. Ещё бы. Здесь и коллективный разум, и общественное устройство, и способность общаться на огромных расстояниях. И то, что:
- 80% всех живых существ составляют насекомые и при этом не главенствуют на планете;
- они — древнейшие обитатели планеты, а в эволюции не продвинулись ни на шаг;
- наконец, магия окукливания и волшебный цикл метаморфоз «яйцо-личинка-нимфа-имаго».
И впрямь «золотая жила» Хозяйки-Медной-Горы-Фантастики. Или лучше сразу — прииск. А если ещё копнуть глубже, то и Клондайк целый:
- уникальное (в отличие от других живых существ) кислородное снабжение;
- невосприимчивость к кураре;
- иная архитектура нервной клетки и секрет ганглий.
В общем — самородок невиданных размеров.
А если теперь предположить, что все эти тайны неспроста, что перед нами не «само родок», а нечто совсем иное, чуждое нашему миру, что-то навроде «метеорита». И что все эти особенности у них потому, что насекомые — ЧУЖИЕ, не от мира сего, не дети матушки Земли, а подкидыши приёмные, и сравнение с метеоритом, как говорится, не в бровь, а в глаз. От того-то за сотни миллионов лет и не эволюционировали, что условия на Земле неподходящие, так и замкнулись в своём цикле, закоротились от какого-то замыкания: яйцо-личинка-нимфа-имаго.
А если так, то не попробовать ли этот замкнутый круг разорвать, разомкнуть то самое замыкание. Дать выход скрытой жизни — пусть проявит своё лицо.
И вот тут начинается Большая Проблема: а какое оно ЭТО лицо, если они — ЧУЖИЕ?
И опять же у кое-кого не по-детски расширяются глаза (от страха, естественно, или чтобы лучше лицо рассмотреть). И Автор мастерски рисует сначала предполагаемое лицо этого страха, а потом и сам страх, но уже в другом лице. И, не отходя от кассы, считает прибыль от выигрыша. А факт налицо: хочется и колется — СТРАШНО, но и ЖЕЛАННО.
Это завязка. Ну а теперь сам роман.
Действие в нём разворачивается в характерных чертах фантастики СССР — где-то там, на Западе, без конкретной географической идентификации. Главный герой — молодой учёный, именно тот, кто нашёл способ разорвать магический круг «яйцо-...-имаго». В итоге — протоксенусы: новый, уникальный вид насекомых, с новыми, поначалу необычными, а чем дальше, тем с более пугающими способностями. В общем, отдалённое лицо ЧУЖОГО. И последствия этого действа — ох как страшны и сложны. Что они принесут человеку: новые невиданные возможности или новое невиданное оружие? Что более важно: явить миру открытие или, узнав о его скрытой опасности, навсегда утаить от человечества? Два выбора, две стороны баррикады: с одной стороны «дьявол» Ваматр — приверженец решительного «да», с другой — Альберт Нолан, «светлый дух» и сторонник не менее решительного «нет». Оба — выдающиеся учёные, оба гениальны по-своему, оба понимаемы по-человечески.
Но где кончается великий учёный и начинается маленький, но настоящий человек? Выбор на стороне героев произведения, и каждый решает его сам за себя, потому что у каждого своя правда. И расплата за выбор тоже у каждого своя. Это прекрасно понимает главный герой. Его пытливыми глазами Автор ведёт читателя страницами своего романа: все сомнения, душевные терзания переживаешь вместе с ним, а иногда и вместо него. На чью сторону он станет, какой выбор сочтёт правильным. Нолана? Ваматра? Человека? ЧУЖИХ?
Но человек боится человека. Человек не верит человеку. Как же он тогда поверит ЧУЖИМ? И по-моему, сколько ни существуй человечество, столько и будет существовать ВЫБОР, потому что «дьявол борьбы и свершений всегда более прогрессивен, чем бог успокоённости и сытости». И убить в себе «чужого» — главная задача человечества.
В мире Вселенной нет зла. Нет врагов, нет чужих. Есть только твоё отношение к ним. Надо уметь найти общий язык. А чужой лишь крепко засел внутри нас. Помирись с ним, протяни ему руку. Ведь это так просто.
Не буду пересказывать сюжет, неблагодарное это дело. Скажу лишь, что Автор — большой мастак по части переодевания и не прочь пришить хвост ангелу и крылья чёрту. А потом, уходя, ещё и прищемить их дверью.
Несмотря на весь психологизм, книга по-настоящему увлекательна, действие обострено и обостряется с каждой страницей, протоксенусы явят ещё не один сюрприз, а кривая сюжета будет петлять и вести, как преследуемый зверь.
Автор великолепный рассказчик (кстати, именно он послужил прототипом Арнольда Снегового в «За миллиард лет до конца света»), и читается книга легко. Описываемые картины — зримы, эмоциональные переживания героев воспринимаешь как свои; мотивы, поступки вполне объяснимы с чисто людских позиций, по-родственному близки, понимаемы. Не покидает чувство сопричастности к происходящему, чувствуешь себя живым участником живого действа. Произведение дышит жизнью, и дыхание его глубоко и проникновенно. Так и хочется сказать: «Я дышу, и значит — я живу. Я живу, и значит...» Но это уже сказано за тебя.
И в завершение такая простая, но горькая истина. Время нужных книг никогда не уходит. Но очень часто уходят сами книги. Их незаслуженно забывают.