Неонила Криничная «Легенды, предания, бывальщины»
Сборник знакомит читателя с народной несказочной прозой, основное место в нем занимают предания, записанные в разное время в разных областях России. Тематика их разнообразна: предания о заселении края, о предках-родоначальниках, об аборигенах, о богатырях и силачах, о разбойниках, о борьбе с внешними врагами, о конкретных исторических лицах. Былички и легенды (о лешем, водяной, домовом, овиннике, ригачнике и т.д.) передают языческие и христианские верования народа, трансформировавшиеся в поэтический вымысел. Вступительная статья и историко-этнографический комментарий помогут самому широкому читателю составить целостное представление об этих малоизвестных жанрах русского фольклора.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 13 мая 2024 г.
Неонила Артемовна Криничная была одним из выдающихся фольклористов, специализирующихся на этнографии русского населения Русского Севера, Архангельской области и Карелии, что, несомненно, важно и для жителей Забайкалья, ввиду того, что первые русские старожилы территориальной Бурятии и Забайкальского края были как раз выходцами с Русского Севера, и говор, и диалектные слова говоров, и те же былички говорят об этом.
Криничная специализировалась на несказочной прозе русского населения, выпустила более 200 работ по тематике Русского Севера, отправляясь в экспедиции вместе со своим мужем — не менее изместным писателем и фольклористом, Виктором Ивановичем Пулькиным. Вместе — заслуженные деятели науки Республики Карелия. была ученицей знаменитого В.Я. Проппа.
В конце 1980-х гг. в контексте интереса к народной культуре, выходило очень много изданий научно-популярного типа, при этом достаточно большими тиражами. Не стало исключением и издательство «Современник», которое начало выпускать с своей «Классической библиотеке Современника» и фольклорные сборники — сказки, басни, былины, в том числе — легенды и предания.
Чем интересен сборник Криничной. В первую очередь, помимо классических преданий о происхождении названий населенных пунктов, бывальщин о старообрядцах, быличек о нечистой силе и волшебстве, в список книги входят и псевдобылички, которые обычно отдельно не выделяются в сборниках такого типа. Это как бы былички наоборот — в них всегда сверъестественный контекст развенчивается, или возводится в нечто юмористическое, забавное. Кроме того, в сборнике присутствует ряд историй из сборников Элиасова о декабристах (преимущественно иркутские источники), а также интересные примеры полисемантических образов, характерных для всех регионов нашей страны.
Интересно, что Криничная при составлении книги использовала не только дореволюционные источники начала XX в., советские научные сборники РАН (особенно Сибирь), но и собственные фонограммы полевых записей на Русском Севере. Что меня поразило еще в детстве, когда автор в предисловии рассказывает о своих беседах со стариками, в которых угадывается еще гвардейская стать имперских полков. ветеранов Первой Мировой войны, и еще молодых ветеранов ВОВ. Большинство аудиозаписей датировано серединой 60-х годов.
Книга будет интересна тем, кто интересуется фольклором русского населения Архангельской области, Восточной Сибири, историей старообрядчества (в книге есть несколько уникальных рассказов о происхождении некоторых известных забайкальских семейских фамилий), и даже тем, кто изучает историю народовольчества.
Неонила Артемовна Криничная умерла в 2019 г. после продолжительной болезни, войдя в пантеон самобытных и творчески подходящих к своим исследованиям ученых.