---
На протяжении всего цикла отношение к нему менялось от «пожалуй, одна из лучших серий ЛитРПГ» до «автор, ну зачем же так? Остановись! Нужно же иметь чувство меры». Ну, по порядку – начну с плюсов.
В первую очередь это легкий стиль и язык – почти каждая книга серии не просто читается, она практически проглатывается без малейших сложностей – т.е. для данного жанра как раз то, что нужно. Плюс автор не захламляет повествование типичным для ЛитРПГ описанием (статы, логи, характеристики, разжевывание и обсасывание перков и умений). Нет, понятное дело, все вышесказанное присутствует, но по сравнению с подобными книгами здесь этого в разы меньше и подано это все не слишком часто, практически не раздражая. Да и сам автор вставляет эти сообщения больше для соответствия жанра, было заметно, что он легко может обойтись и без них.
Следующий плюс – это непосредственно отношение героя к игре (ну и, по-видимому, автора). Довольно верный посыл идет в каждой книге – игра это всего лишь игра, а настоящая жизнь там за окном, о чем не один раз герой говорит как себе, так и окружающим. В отличие от того же Руса с его настроем «ну его, этот мир, айда всем населением навсегда перенесемся в пиксельную утопию», подход Васильева в этом плане весьма импонировал. Да, герой проводит большую часть книги в игре, но это для него работа и необходимость, а не зависимость.
Отсюда вытекает следующее достоинство цикла – это жизнь в «реале». Вообще для ЛитРПГ повествование в реале это большая редкость. И правда, казалось бы, что там можно рассказать – наверняка всё скучно и пресно. Именно так, похоже, думают не только читатели, но и большинство авторов, поэтому и редко заморачиваются с подобным ответвлением. Здесь же всё совсем наоборот – лично мне историю героя в реальной жизни временами было читать намного интереснее, чем игровые события. И вот вроде бы поначалу ничего экстраординарного в «реале» не происходит, а повествование сводится к обычной жизни простого человека с рядовыми и повседневными проблемами, но вот рассказано всё это интересно и с юмором, да и события идут по нарастающей. Хотя все-таки зря автор булгаковской мистики в «реал» напихал, здесь это смотрится просто не к месту, как пришельцы в фильме про ковбоев.
Ну и самое главное – это дух приключения, то, что по идее авторами этого жанра должно ставиться в центр всего повествования. И Васильев справился хорошо – постоянные действия, скрытый глобальный квест, противостояние между кланами и игроками, смена локаций, новые герои и игроки, интриги между ними, какой-то общий сюжет и циничный герой, который во всем этом крутится. Да, все это на довольно простеньком уровне, но тут лично у меня сработал тот самый принцип – это же ЛитРПГ, зачем здесь что-то супер крутое и навороченное.
Ну а теперь минусы, которые постепенно перечеркнули почти все плюсы. В какой-то момент автор явно поймал кураж от своих романов. Если первые четыре книги читались весьма и весьма бодро, то в пятой и шестой повествование неожиданно серьезно просело и шло с таким скрипом и унынием, что если бы не разбавление действиями из реального мира, то там бы я и остановился. С седьмой книги всё вроде бы пытается вернуться в привычную струю, но уже не вытягивает.
Следующий минус вытекает из предыдущего – общее количество книг цикла на данный момент 13! (по факту 11, но последняя книга состоит из 3х томов). И это еще не конец – вроде как автор обещает выпустить последнюю книгу, но, я боюсь даже предположить, из скольких романов она будет состоять. Да, до «Лунного Скульптора» еще не дотягивает, но насколько бы интересна и увлекательна ни была история, она всё равно начнет приедаться. В одном из романов автор упомянул, что «хороший медийный проект больше трех лет не работает, это проверено временем». Так и просилось в ответ – «а хороший книжный цикл состоит из 4-6 романов, доказано читателями».
А дальше автор начинает упорно захламлять и стопорить свою историю. С определенного момента пошло максимальное дробление сюжета, вводятся всё новые и новые ветки квестов, при этом старые остаются в подвешенном состоянии, герой топчется на месте, не зная за что хвататься, повествование буксует, сюжетный квест заменен нудной социалкой, количество ненужных шмоток и их описание увеличивается раза этак в три, да и занимает теперь это по целой странице, а автор начинает лить воду, превращая историю из быстрой реки в тягомотное болото. Последние несколько книг я читал с нарастающим равнодушием, которое затем перешло в усталость. Не из-за того, что они такие уж плохие, а просто надоело одно и то же, да и цикл начал сливаться в одно беспрерывное повествование, не было уже деления на этапы, как в начале, когда каждая книга подводила какой-то итог. И даже действия в «реале» уже не помогают развитию истории – потому что и там в какой-то момент всё зависло на одном месте, а взамен пошла обычная рутина – скучная, однообразная и неинтересная.
И, пожалуй, хочется отметить некоторый спорный момент – про недостоверность самой игры, игровых правил и игрового поведения всех персонажей. То, что автор явно не игрок видно с самого начала и с претензиями многих читателей о незнании «матчасти» онлайн РПГ я полностью согласен. Вот только есть большое НО – я стал читать данный жанр не для того, чтобы оценить насколько сильно автор разбирается в «ММО-задротстве», а чтобы увидеть «фантазии» на эту тему и то, как вообще можно развернуться в такой вселенной. Поэтому тем, кто ищет полное подобие ММОРПГ, наверное, все-таки не стоит читать книгу. Однако тем, кто хочет увидеть, как можно написать фантастику, используя исходные данные игровой вселенной, наверняка стоит хотя бы попробовать.