Юрий Погуляй «Компас чёрного капитана»

Annotation

---


--- --- Юрий Погуляй «Компас чёрного капитана»

 

Похоже, что авторы русскоязычного фэнтези довели нас до того, что даже посредственная вещь в этом жанре воспринимается нами как глоток свежего воздуха.

Если говорить о шаблонах, то роман «Компас черного капитана» отходит от них, пожалуй, только в одном — мир, в котором происходит эта история, покрыт льдом. Отсюда и специфика декораций: лютая стужа, ледяные торосы, зверьё с приставкой «снежный», а вместо кораблей — ледоходы. В остальном же, все очень типично и навевает зевоту. Мальчик сирота в маленькой провинциальной деревне, благодаря своему неуёмному любопытству и волею судеб, был вовлечен в опасное приключение, которое началось с появлением загадочных и зловещих незнакомцев. В итоге у мальчика на руках таинственный артефакт и умирающий шаман деревни, невнятно шепчущий что-то про важность необычного компаса. К этому добавим, что деревня разрушена могущественным, огромным левиафаном, бывшему по совместительству Темным богом, который вырвался из-под толщи льда весьма некстати, а может как раз и наоборот очень даже вовремя. Так же в путники к главному герою попадают два уцелевших циркача из бродячего балагана. Путники эти, как водится в подобных книгах, имеют за душой свои грешки, должки и прочий неприподъёмный сердечный груз. Потом ещё будет слепая певица в таверне, маньяк, убивающий проституток в ночных подворотнях, таинственный орден Собирателей, корсары и прочие мелкие встречи и приключения. Но все это не блещет оригинальностью, с какой стороны не взгляни. Многие уже отметили, что нехитрая завязка напоминает «Остров Сокровищ» Стивенсона. Но если приключения юного Джима Хокинса читаются взахлёб, то «Компас черного капитана» буксует от главы к главе. И дела даже не в штампах. Бог с ними и не такое видали. Дело в самой интриге. В начале книги Эду ан Бауди (именно так зовут главного героя), как я уже говорил, попадает в руки некий загадочный компас. И, казалось бы, сея тайна должна читателя тревожить нестерпимым зудом до самого конца. Что же это за вещь такая, кто такие черные капитаны, почему люди потерявшие душу, и называемые в этом мире Ледовыми гончими, охотятся за этим компасом? Но, к сожалению, Автор не потрудился подогревать интерес читателя к этим вопросам, напрочь забив на это дело и отодвинув его даже не на второй, а скорее уж на третий план. Вместо этого, скупой на события сюжет уделит внимание тому, как наш герой будет выслеживать местного Джека Потрошителя, со смешным прозвищем Звездный Головач, да вздыхать по слепой певице из таверны. И если девушка, судя по всему, во второй книге будет играть важную роль (пока не понятно какую), то Головач вообще тема притянутая за уши. Зачем она? Нет в ней не детективной составляющей, не мрачного хоррора. Детский сад со слежкой занимает немаленькую часть повествования, но утомляет буквально сразу. Так что выведенное в название громкое словосочетание «Компас черного капитана», на самом деле, в данной части цикла вещь второстепенная, и о которой упоминается очень редко, да и то как предлог для того, что бы оправдать несколько глупых моментов в книге.

Кстати, глупых моментов здесь просто завались.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Например, наши путники учиняют кровавую расправу в одной из рыбацких шахт, но затем их никто даже не ищет. Хотя чего уж стоило найти не в самом большом городке здорового, однорукого мужика, который даже не пытается спрятаться, а наоборот ещё и устраивает кипиш, ломая конечности вышибалам в трактирах.

Мотивы и поступки главных героев на уровне ролевых игр в младшем школьном возрасте. Не ну понятно, это же подростки, что с них взять. Да и книга вроде тоже для них... Но нет, Автор-то иной раз вставляет такое, что впору вешать на книгу ограничение 18+. Чего только стоит рассказ о пленнице-подростке, которая получала сексуальное наслаждение от истязаний. В наивно детское повествование вставлять подобные штуки, это, мягко говоря, просто неуместно. И дело не в ханжестве, дело в диссонансе, возникающем при чтении такого винегрета.

Многие отмечают хороший авторский язык, я же подобного не заметил. Он не плох, да, но не более. Не редки повторы, тавтология, да и мысли про себя довлеют над диалогами. Может так оно и логичнее, на морозе-то не слишком и поболтаешь. А вот мысли они не ведают преград, тем более что Эд эмпат, а значит, умеет чувствовать настроение других людей. Вот только и здесь все не очень правдоподобно. То меняется расстояние, с которого начинается чтение настроения, то о нем вообще забывают. Хотя благодаря нему, можно было бы легче и работу найти, да и мелких неприятностей избежать. В общем, этот дар включается только от нужд сюжета. И не только он. Автор явно подыгрывает своим персонажам, раскидав рояли за каждым сугробом.

Немаловажная деталь, которую нужно знать читателю в самом начале книги, это то, что роман с открытым финалом. Т.е в конце книги, что-то типа: «приключение только начинается». И не надейтесь, что в последней главе вам хоть что-то откроется большее о Компасе, чем это было известно в первых главах. Но самое плохое то, что, судя по всему Автор, заканчивая эту книгу ещё сам не знал, чем же дело закончится и что будет дальше. Иначе объяснить полное игнорирование первоначальной интриги я не могу.

Подводя итог, отмечу, книга совсем не плоха, но читать бы я её рекомендовал, если только у вас небогатая библиотека, но при этом куча свободного времени. А иначе, лучше поискать что-нибудь поувлекательней и позаковырестей.





FantLab page: https://sam.fantlab.ru/work1041528