Дмитрий Богуцкий «Пожарная застава квартала Одэнматё»
Бесполезные в эпоху тяжело обретённого мира самураи, выброшенные на улицу из разогнанных правительством воинских домов, выживают, как могут.
Сбиваясь в банды, они сражаются с городскими теневыми дельцами за ежедневную пищу.
Негласно нанятые, они убивают друг друга в тайной гражданской войне загнанной в узкие переулки столицы, надеясь спасти если не жизнь или сберечь честь, то сохранить хотя бы воспоминания о самих себе.
Брошенные, преданные, одинокие на пути между убийством и самоубийством, они ищут себе применения, сражаясь за смысл существования каждый день на равнодушных улицах огромного города.
Верность и предательство, долги чести и просто долги, выбор правильный, неправильный и неизбежный, кланы и ронины, заговоры, расследования и допросы, бандиты и актеры, торговцы и игроки в кости, монахи и куртизанки, цветы Эдо и цветы долины Мусаси, дожди и зной, неприкасаемые и нелюди и много-много странного и удивительного.
Нуарный самурайский роман. Япония, Семнадцатый век, эпоха Эдо. Насколько возможно исторично, но и насколько возможно дружественно читателю.
Содержание цикла:
|
![]() |
Рецензии в авторских колонках
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ton-tan, 23 мая 2025 г.
Хорошая книга про хорошего человека.
Основная сюжетная линия — исторический роман с легким налетом мистики, главным героем которого выступает самурай, а впоследствии ронин, Исава. В центре внимания — превратности его жизни и службы. Фоном размазана детективная линия, связанная с неудачным мятежом. Хотя этот мятеж и является причиной всех бед Исавы сюжетно ему уделяется очень мало внимания. Люблю такие решения.
Вторая часть романа — множество вставных новелл. И если сперва они подаются то как воспоминания героя о детстве, то как часть истории его семьи, во второй половине книги персонажи уже сидят несколько ночей кружком и травят байки — от самурайских приключений до историй о демонах и драконе.
Поначалу, честно говоря, раздражало — ну зачем так сильно перебивать основной сюжет? Потом начало бесить — эй, я вроде роман сел читать, а не сборник рассказов. А в итоге оказалось, что все эти рассказы шикарны. Из них мог бы получиться отличный самостоятельный цикл. Так что в итоге с авторским решением я примирился — вряд ли я стал бы этот гипотетический сборник читать, не будь он внутри романа. Короче, может, Богуцкий и прав, что написал так, как написал. (С японскими фольклором и литературой я почти не знаком, так что о первоисточниках всех этих историй судить не могу.)
Однако основным достоинством романа я все же считаю Исаву — воплощение самурайской чести, которая в силу жизненных обстоятельств получает у него сильный крен не в резню (Исава вообще мало с кем сражается на страницах книги), а в человечность и гуманизм. За этим персонажем просто приятно наблюдать — в каждом своем решении он поступает правильно и достойно, и даже если некоторые из этих решений по нынешним меркам справедливо должны считаться глупостью, в исполнении Исавы они полны смысла и внутренней логики.
В каждой ситуации выбора Исава поступает как до'лжно — и будто чинит этот сломанный мир, а вселенная отвечает на его благородство — мелкими удачами и добрыми знакомствами. Мир не перестает быть мрачным и жестоким, но Исава становится в нем неким центром гармонии и правильности, причем без какой-либо нарочитости. Богуцкий очень естественно и достоверно показал, какое уважение может вызывать воспитанный, добрый и смелый человек. И фраза «Из всех путей без колебаний выбирай тот, что ведет к смерти» в исполнении Исавы превращается из предвестника вспоротых животов в основу для правильных поступков.
prouste, 8 сентября 2024 г.
Именно на форуме встретил я упоминание об этой книге — ну и как не почитать современный экскурс в любимое всеми японское средневековье. Роман не закончен, загадка заговора ( очень нединамичная) не раскрыта, продолжение следует. Это умиротворяющая симпатичная проза о достоинстве одиночки в Эдо, который, оставшись без поддержки и опираясь как раз на внутренний стержень, становится тем фонарем, к которому тянутся иные люди. Неспешно, изобретательно, а во второй части персонажи проводят ряд ночей в храме и рассказывают « страшные байки» — с дюжину самостоятельных фабульных новелл про духов, оборотней, месть и выбор. Мне совершенно по душе авторская размеренность, мягкий юмор, слог и те источники, опора на которые вполне ясна, прочитал с большим удовольствием. Собственно, кому пришелся по душе « Карп» Олди, с большой долей вероятности оценят и эту мягкую обволакивающую книгу, которая для меня — лучшая из прочитанных русскоязычных в этом году.
P.S. Спасибо Demona за отзыв об этой книге в какой то из веток форума.