Тед Чан «Понимай»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Леон Греко — голографист, переживший серьёзную травму мозга. Лечение гормоном «К» преподносит Леону повышенные способности интеллекта. Главный нейролог клиники доктор Ши намерен исследовать этот эффект, который он вслух не решается назвать «побочным». Греко соглашается на эксперимент.
Следующая доза гормона «К» снова усиливает интеллект, и это позволяет Греко вовремя избежать ловушки ЦРУ и пожизненного становления подопытным кроликом. Он сбегает из клиники и взламывает сеть для контроля ситуации.
Греко на этом не останавливается. Он копит деньги, играя на бирже, и закупает оборудование для инъекции гормона «К». И вот он уже мыслит и знает, как эти мысли устроены. Это рекурсивное самопознание открывает Греко огромный мир истины, в котором, казалось бы, уже не может быть для Греко препятствий... Но это не так.
Входит в:
— журнал «Isaac Asimov's Science Fiction Magazine, August 1991», 1991 г.
— антологию «Supermen: Tales of the Posthuman Future», 2002 г.
— сборник «История твоей жизни», 2002 г.
— антологию «Научная фантастика. Ренессанс / Научная фантастика. Возрождение», 2002 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 1992 // Короткая повесть | |
лауреат |
Премия читателей журнала "SF Magazine" / SFマガジン読者賞 / SF magajin dokusha shō, 1994 // Зарубежный рассказ (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1992 // Короткая повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第26回 (1995) // Переводной рассказ |
- /языки:
- русский (7), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (10), периодика (1)
- /перевод:
- В. Двинина (1), М. Левин (6), Е. Ширинос (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Yarowind, 22 августа 2024 г.
Человек, с поражением мозга, начинает резко умнеть после того, как ему сделали инъекцию нового препарата для развития мозговой активности. Сюжет не нов, правда ведь? Все мы помним и Газонокосильщика, и Цветы для Элджерона и другие произведения. Но Тэд умеет описать сюжет так, что он не кажется вторичным. В рассказе хорошо чувствуются зачатки идеи про несовершенство классического алфавита и его возможностей по описанию сложных систем, превосходящих уровень понимания обычного человека. Эту идею он потом отлично разовьет в Истории твоей жизни.
mahasera, 18 января 2020 г.
Честно говоря, не люблю рассказы. Мне больше по душе крупная форма, там, как я говорю, есть, где мысли разбежаться. Но рассказ Теда Чана «Понимай» покорил меня абсолютно. Это очень умный рассказ, он стремителен, насыщен философией, психологичен, глубок по своей сути. А ведь автору было всего 24 года, когда это было написано. Главного героя врачи вернули к жизни после практически полной гибели мозга, испробовав на нём экспериментальный препарат. В результате этого эксперимента его личность не только восстановилась, но и стала стремительно развиваться до непостижимого доселе уровня. Показан процесс развития познания, самопознания и самоосознания. Homo sapiens переходит на новый уровень развития— уровень металюдей. Казалось бы, ещё шаг, и главный герой постигнет Истину, он станет подобен Богу...Но наступает неожиданный поворот сюжета. И тут Тед Чан приводит нам два варианта метачеловека с разными моральными позициями. Первый тип направлен внутрь себя, он эстет с гиперболизированным Эго, он из тех, кто «алгеброй гармонию постиг». Его отношение к нормалам, остальному человечеству, индифферентно. Второй тип нового человека—социально направленный, но у него цель оправдывает средства, такой не погнушается истреблением части человечества, чтобы оставшихся в живых привести к общему благоденствию. Эти два типа не могут сосуществовать, один нарушает планы другого. И вот вопрос: какой тип метачеловека ближе вам, читатель? Мне больше импонирует эстет, но может я и ошибаюсь. А по большому счёту, пусть люди остаются людьми с их страстями и несовершенством.
skour, 5 октября 2013 г.
Сверх-супер-гений, который тратит всё свое время на построение теорий всего сущего и не поставил ни одного эксперимента, и не смог сделать хотя бы простенького робота, выглядит странно и нелепо. Вместо того, чтобы автоматизировать работу по сбору нужной информации, он зачем-то делает все вручную, проявляя чудеса акробатики с двумя клавиатурами и микрофоном.
Ни о какой скорости реакции в микросекунды не может быть и речи — она равна ~0.1-0.3 секунды и ограничена скоростью передачи сигнала в нервной ткани, и никакое увеличение числа синапсов этого не изменит. Вопрос о том, каким образом можно дистанционно управлять функциями чужого организма, да еще и против желания владельца, остается мутным и совершенно нераскрытым.
Независимо от сверх-уровня интеллекта, выстрелить из пистолета — всё равно быстрее, чем сказать хотя бы одно слово.
Очень печально, когда о сверх-знаниях пишет человек, который не имеет элементарных.
Вертер де Гёте, 3 июля 2009 г.
«Стоя по стойке смирно, танцуя в душе брейк-денс,
Мечтаешь что ты генерал, мечтаешь что ты экстрасенс,
Зная что ты воплощение вековечной мечты —
Весь мир это декорация и тут появляешься ты.»
© Борис Гребенщиков
Судя по отзывам, сравнение этого рассказа с «Цветами для Элджернона» стало просто общим местом. Хотя на тему резкого поумнения и сверх-интеллекта писали многие авторы и определённые параллели можно найти даже у писателей «Золотого века». Итак, герой произведения колоссально, чудовищно умнеет и становится сверхчеловеком прямо-таки в ницшеанском смысле этого слова, ибо выходит за грань деления окружающего мира на добро и зло, и не потому, что он настолько порочен, просто его новому сознанию скучно с людьми, скучно жить по их законам. Помните у Ницше: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? Посмешище либо мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для Сверхчеловека – посмешищем либо мучительным позором.» Люди становятся для героя почти что микроорганизмами, живущими совсем в ином мире. Но кто более опасен для людей: сверх-эгоист , которому люди «до лампочки» или добрый сверх-интеллект, решивший облагодетельствовать человечество? Это один из основных вопросов рассказа.
red ice, 6 декабря 2008 г.
Рассказ-гипотеза на тему сверхразвития человеческого мозга. Я довольно критично отношусь к произведениям такого рода, так как обещают они много, но зачастую не оправдывают ожиданий, потому что очень сложно писать о том, что находится за гранью нашего понимания. Можно сказать: «Я увидел, как работает мышление» или «Я познал гештальт вселенной», но для обычного человека это пустой звук. Ни автор, ни читатель не способны в полной мере осмыслить эту фразу, только вообразить с той или иной степенью достоверности, и все равно наверняка окажутся далеки от истины. По этой причине наиболее правдоподобно воспринимаются те способности героя, которые относятся не к интеллекту как таковому, а к другим функциям мозга: контроль функций тела, феноменальная память и т.п. (а также фразы наподобие «Я переключил мозг в многопроцессорный режим», потому что здесь нам есть, с чем проводить аналогии). Повествование от первого лица, вполне оправданное в начале рассказа, по мере развития способностей Греко перестает выглядеть логичным: вряд ли он ведет мысленный диалог с самим собой в форме, привычной для обычного человека. Кроме того, рассказу свойственна некоторая сумбурность в описании происходящих с героем метаморфоз, словно автору, совсем как его персонажу, не хватает средств языка, чтобы выразить все свои идеи.
Более интересной мне показалась не выпячиваемая автором на первый план и оттого более изящная линия взаимоотношений общества и сверхчеловека. Сколько человеческого остается в таком индивиде? Что будет им двигать: безразличие к «нормалам», желание облагодетельствовать человечество, нечто другое? Хочет ли человечество, чтобы его «спасали от самого себя»? И есть ли у него выбор? К счастью, описываемые в рассказе события пока еще относятся к области фантастики (вроде бы ;)), и у нас есть время над этим поразмыслить.
ааа иии, 13 июля 2008 г.
Отвратительно.
Нет, язык очень хорош, выдержан стиль, действие динамичное. Виновата абсолютная антинаучность.Среди вещей посвященных возрождению НФ эдакому делать нечего.
Герой получает в результате аварии супергеройские...тьфу! Короче, ему выращивают мощный интеллект вместо поврежденных участков мозга. И начинается ерунда.
Давно известно, что интеллект не имеет отношения к социальному успеху, память и знание теории не гарантируют ничего. Само развитие науки началось с отказа от попытки вывести путем логики всеобщие закономерности и перехода к эксперименту. Еще Гиппократ высказался на тему суждения и опыта. До кармической теории можно дойти посредством своего ума, для теории электрических цепей потребуется эту цепь построить. Фигня, по Теду Чану надо лишь наморщить лоб и все станет ясно, знание не добывается, а постигается. В психушках полно тех, кто видит во всем связи... По личным наблюдениям, из общей теории всего невозможно получить ничего толкового, кроме совета обращать на нее больше внимания. А на ее авторе надо ставить крест.
«я достиг пределов общеупотребительных языков... слова не подходят для моего языка» — еще одна заморочка, пригодная лишь для подростков и одержимых английской грамматикой. «сложность эмоций увеличивается экспотенциально» — с чего бы? Поединок двух супергениев смешон из тех же соображений.
Спасти этот текст могло бы или признание того, что у алжирского бея под самым носом шишка, или уход в сторону фэнтези, наподобие Томаса Ковенанта, где все сразу впишется в мифический контекст.
pontifexmaximus, 31 октября 2023 г.
Лично я не хотел бы ни в коем случае становиться самым умным человеком на Земле...
Ибо став таковым, я прозрел бы суть того, что именно творится на этом подозрительном шарике, вращающемся вокруг субтильной желтой звезды, ютящейся на задворках Галактики...
И тогда сел бы я на пригорок, обхватил колени руками, начал бы раскачиваться как маятник и рыдать навзрыд. И проклял бы ту давно истлевшую в мельчайший прах обезьяну, которая первая схватила камень и с помощью другого камня начала делать из него олдувайское рубило...
И вот, наследуя разум от предыдущих поколений, мы преумножаем скорбь и печаль, а затем передаем этот капитал с процентами потомкам...
Вот почему главному герою повести не следовало бы становиться самым умным человеком на Земле. Подобный путь ведет в гибельный для него тупик...
Лучше быть слегка наивным, немного чокнутым, верить в чудо, зажигать в ночи свечу оптимизма...
ivan2543, 5 ноября 2012 г.
Даже не знаю, как отнестись к этому рассказу. Вообще, он написан здорово, очень увлекательно – оторваться невозможно. Да еще интеллектуальные трансформации главного героя, показанные изнутри, что называется, «срывают крышу» — рассказ обладает просто психоделическим эффектом.
Но если задуматься… Все эти переживания по поводу ущербности человеческого языка – не похожие ли чувства каждый испытывает в детстве, когда впервые задумывается над какими-то отвлеченными категориями, не имея необходимого словарного запаса, чтобы как-то оформить свои мысли? Внезапное, интуитивное восприятие мира как целостной системы – не свойственно ли оно любому человеку в той или иной степени? Восторженное преклонение перед «гештальтами» окружающей реальности – не обязательная ли черта человека искусства или гениального ученого?
То есть перед нами становится вопрос – а может ли обычный человек описать сверхчеловеческий разум? Убедительно ли автор моделирует становление сверхинтеллекта на основании интеллектуального развития обычного человека? То есть, по-своему убедительно, но происходило бы такое в реальности…
Несколько смутило также употребление термина «просветление». Если понимать его в буддийском смысле, так герою до него было весьма и весьма далеко, судя по его действиям.
Итог: интереснейший рассказ, своего рода умственный эксперимент по расширению возможностей человеческого интеллекта. Что хорошо в выбранной теме – даже сомнительную правдоподобность тяжело опровергнуть. И все же – концовка показалась мне излишне эффектной, в ущерб реалистичности.
rusty_cat, 14 апреля 2009 г.
Хорошая научная фантастика.
С ключевым словом «современная» НФ.
С должным вниманием отнесся к словам >ааа иии<, однако на то она и фантастика, чтобы отличаться от реальности, а раз уж фантастам прощают космооперы, то Чану грех не простить.
Обидно, что в конце мы получаем лишь противостояние Магнето и Профессора-Х, но рассказ обладает рядом завидных достоинств.
1. очередная попытка представить себе сверхчеловека, хотя еще Лем доказывал, что выход даже на самопознание для индивида возможно лишь при наличии ему подобных и их взгляда со стороны, что уж тогда говорить о самопознании сверхразума; так что попытка очень даже приличная;
2. выявлен ряд моментов совершенствования, которые можно считать ближним горизонтом: управление гормонами, углубление восприятия, скорость реакции, параллельное мышление, отказ от подсознания;
3. замечание >ааа иии< верно для обычных людей, но могут не сработать для сверхчеловека, наш герой — манипулятор с КПД ~ 99%, а кроме того, такие вещи, как курс валюты и акций на бирже, подчиняются фрактальным алгоритмам, что доказано, поэтому отчего бы и не снабдить нашего героя такими способностями;
4. главный герой обычный человек, которому интересно только то, что ему интересно, поэтому он не стремится захватывать мир, контролировать его, он делает лишь то, что его интересует по возможности не контактируя с обществом, это выглядит правдоподобно;
5. главный герой не показан плохим или злым, просто он — универсальный эгоист, эстетический творец, а его антипод — универсальный манипулятор, таких как ГГ, по историческому опыту, часто называют дьяволом, а его антипод — Христом, после чего распинают.
в общем, рассказ имеет главное достоинство — «глаголом жжет» и заставляет задуматься.
отличная вещь
ЗЫ. для меня отдельным удовольствием было читать рассказ, поскольку я профессиональный программист и кое-что знаю про НЛП
Devolova, 6 ноября 2023 г.
С одной стороны, истории словно идёт во вред малая форма. С другой — не уверена, что если бы автор раздул рассказ до повести или романа, это исправило бы все проблемы.
Во-первых, мне не хватило конкретики. В рассказе есть такой момент:
Он лжет бармену легко и непринужденно. Это спонтанный лжец, и лжет он не чтобы как-то внести интерес в свою жизнь, но чтобы порадоваться своей способности дурачить людей. Он знает, что бармену все равно, и тот лишь изображает интерес, хотя все же верит.
Или такой:
Описал бы автор хотя бы парой слов конкретный язык тела, который позволил герою сделать такие выводы, и в сверхинтеллект Греко верилось бы. Тем более, есть же в начале сцена, где
И то ли из этого, то ли из моих не очень сверхгениальных интеллектуальных способностей вытекает то, что я не особо понимаю, как работает гормон К. Почему увеличение интеллекта позволяет разгонять реакцию до нечеловеческих пределов? Влиять на кровяное давление? На организм другого человека?
Чего ещё не поняла — фрагмента с бывшей девушкой. Через весь текст тянется оторванность ГГ от земных страстей — однако
Наверное, после такого отзыва мне надо написать ещё и какое-то заключение. Скажу тогда: по понятным причинам человеку достаточно сложно описать нечеловеческий разум. И оценить подобную историю тоже.
morbo, 7 января 2013 г.
Отличный рассказ, написан захватывающе, изобретательно. Глаз цепляется за некоторые моменты, которые мне кажутся несколько выбивающимися из общего строя весьма качественных идей. Но должен признать, что это — моё личное мнение. Объективно — рассказ очень хорош.
Показалась глупостью попытка главного героя изобрести собственный язык. Зная несколько языков, на которых он может точно выражать собственные мысли и быть понятым самим собой, с какой целью он пытается изобрести ещё одни язык? Язык нужен для обмена — чтобы обладатель информации мог передать её кому-то другому. Кому можно передать информацию, если этот язык не знает никто, кроме главного героя?
Взлом компьютеров главный герой охарактеризовал как примитивное занятие, заключающееся в обходе всех дверей подряд и дёргании замков на них. Дескать, какой-нибудь замок в конце-концов да откроется. Может быть он спутал хакерство с деятельностью скрипт-киддисов? Потому что именно скрипт-кидди поступают таким образом — берут изготовленные другими людьми отмычки и пытаются их засунуть во все замки подряд, в надежде что какая-нибудь отмычка подойдёт к какому-нибудь замку. Настоящие хакеры ломают какую-то определённую систему и умеют делать отмычки сами. Можно ещё использовать методы социальной инженерии, как Кевин Митник, но это просто одна из разновидностей мошенничества и имеет довольно опосредованное отношение к настоящему хакерству.
И наконец, есть один момент, который, на мой взгляд, перечёркивает всю красоту рассказа. Он заключается в том, что оба сверхчеловека всё-таки остались людьми. Это видно во-первых из того, что у каждого из двух сверхлюдей есть некий человеческий фундамент, на основе которого и выстроились их сверхразумы. Один из них был художником и поэтому даже став сверхчеловеком продолжает стремиться к красоте и совершенству, игнорируя практическую пользу. (Я бы, например, не смог удержаться от соблазна сделать генератор антигравитации, конечно при условии, что в нём есть практический смысл — он должен тратить меньше энергии, чем другие двигатели, преодолевающие гравитацию.) Другой сверхчеловек, видимо, был каким-то работником социальной сферы, поэтому для него наиболее притягательной остаётся цель построить идеальное общество. Во-вторых, это видно по тому, что они поддаются своей животной эгоистичной природе, рассматривая друг друга как конкурентов, а всё человечество — как естественный природный ресурс, которым можно воспользоваться в собственных целях. В таком контексте их разборки в финале рассказа выглядят довольно иронично — они похожи на двух обезьян, бросающихся друг в друга фекалиями. Высокий интеллект почему-то не сделал из обезьяны... э... сверхсущество. Получилась та же самая обезьяна, просто более изобретательная.
neli mustafina, 25 сентября 2023 г.
Книга которую долго искала. Так как на эту тему написано много похожих, переворошила всё. И, спасибо, фантлабу, где книги разложены по темам, мне благодаря этому удалось найти искомое.
Главный герой — Леон впадает в кому после того как тонул. К нему применяют новейшее лекарство: гормон «К», который вызывает замену лишь поврежденных нейронов, а не здоровых. И не применим для здоровых, т.е. нужно быть «овощем», чтоб это было действенно...
И тут начинается...
Что то похожее на «Цветы для Элджернона» Киза... но с поправкой на наше время, где Леон, вооружившись компьютером совершает всё чтоб отделаться от надзора ЦРУ (задумалась: а свершил бы то что он свершил, если б ЦРУ не давило на него?)
И вот буквально из «личинки» человека рождается «бабочка», всё понимающая, божественная...
Ему становятся понятны все науки
»...самый четкий узор — у естественных наук. Прекрасно единство физики, не только на уровне фундаментальных явлений, но и при рассмотрении ее расширений и следствий. Такие понятия, как «оптика» или «термодинамика», — всего лишь шоры, которые не дают физикам увидеть бессчетные пересечения. Не говоря уже об эстетическом впечатлении, даже упущенным практическим применениям имя легион. Уже много лет назад инженеры могли бы генерировать сферически симметричные гравитационные поля...»
Проникая в сеть и интернет он узнаёт все секреты мировые например такие: «директор ЦРУ был в курсе плана группы террористов взорвать метро в Вашингтоне. Он допустил взрыв, чтобы получить согласие Конгресса на крайние меры против этой группы. Среди жертв оказался сын одного конгрессмена, и директор ЦРУ получил полную свободу действий против террористов...»
Однако с увеличением интеллекта наступает и одиночество: «...вот я, а вокруг люди, повсюду люди, но ни одного, с кем взаимодействовать...»
Леон создаёт язык, тот который может передать всю глубину чувств которые он теперь испытывает, но поговорить не с кем.
Потом он едет за очередной порцией «гормона К»...
Не по этой ли книге снят фильм «Люси»? Очень похож сюжет...где так же героиня не способна остановиться.
Наконец Леон «познаёт» себя, мозг, мысли — всё это укладывается в формулы. Он может остановить сердце, он видит как работает каждый его орган, контролирует кровоток и сокращение мышц.
Его целью становится увеличения мозга и он собирается переместить себя в ИИ, поскольку мозгу становится тесно в черепушке...
Для этого нужно вложиться в определенные производства, создать их с нуля. Играя на бирже он внезапно понимает, что он не единственный, кто достиг его уровня и едет на встречу оппоненту, который его и прикончит одним лишь словом «ПОНИМАЙ»...
kkk72, 9 июля 2008 г.
Сильный рассказ, написанный в духе классической научной фантастики. Тед Чан предлагает читателю очень неожиданную идею — посмотреть на мир глазами сверхчеловека. Очень хорошо описано, как меняется взгляд героя на мир после его подъема на следующий уровень, как возрастают его интеллектуальные способности. Соответственно этому меняются и его цели и задачи. Рассказ, начавшийся как описание научного эксперимента глазами его участника быстро перетекает в своеобразный триллер, в противостояние героя и ЦРУ. Однако, и эта ступень оказывается пройдена очень быстро, и герой погружается в мир почти неограниченных возможностей.
В этом и есть, на мой взгляд, главный урок рассказа. А вообще, наше восприятие пока не готово к появлению сверхчеловека. Мы видим в нем в первую очередь опасность и автор рассказа — не исключение.
creator, 13 ноября 2005 г.
Мощный рассказ. Так написать от имени суперразума мог только суперразум. Особенно интересно читать на переходах Греко в новую ступень интеллектуального развития. Казалось бы, только что он рассуждал о том, как обмануть ЦРУ, и вот он вводит себе гормон — и ему уже не до ЦРУ. На него лавиной обрушиваются формулы вселенной, он видит мир и самого себя насквозь. Поверьте, написано очень сильно. Рекомендую.
bbg, 12 мая 2010 г.
Очень двойственные впечатления у меня от этого рассказа.
Поначалу, прочитав его быстро и практически не отвлекаясь, оценил на восемь баллов... Качественно, динамично, интересно, да и идея хороша. На это бы вроде все и должно было закончиться. Мало ли рассказов я в свое время прочитал.
Но что-то не давало мне покоя. Что-то с ним не так...
.................
Иногда, когда мне не спится, начинаю размышлять о всякой ерунде. Например, был бы у меня универсальный дубликатор, или был бы у меня универсальный преобразователь материи в энергию, или обладал бы я секретом мгновенного перемещения в пространстве. И что бы из этого получилось. Сам для себя такие мечтания я называю «мечтами идиота». Они бессмысленны и бесплодны. Но помогают заснуть при бессоннице, в чем их плюс :wink:.
Это к вопросу о сверхспособностях и сверхвозможностях. Сам по себе рассказ о таких вещах совершенно неинтересен, поскольку они появляются ниоткуда и непонятно для чего.
Читать о сверхспособностях и сверхвозможностях, по моему мнению, интересно только тогда, когда они появляются в результате тяжелого труда героя над самим собой и тяжелой борьбы с обстоятельствами. И смысл имеют только если есть адекватное приложение или равноценный противник. Иначе описание таких возможностей и способностей бесцельно и бессмысленно.
В рассматриваемом рассказе герой получает свои способности сразу, без борьбы и труда. Нельзя же всерьез считать трудом и тяжелой борьбой с обстоятельствами инъекцию некоего препарата. Также и борьба со своим противником полностью надумана и искусственна, а мораль, к которой автор нас настойчиво подводит — слишком проста и скорее подходит басне Крылова про стрекозу и муравья. Покрутив эти мысли так и эдак, я решил исправить оценку на шестерку, не более...
...Но не решился. Возможно, именно в том и состояла цель автора? Заставить задуматься о таких вещах? Об их смысле вообще, и смысле их появления в художественном произведении?
Поэтому я оставляю оценку, как и была, а сам предпочитаю думать, что сам рассказ — провокация, направленная расшевелить умы читателей, а все в рассказе описанное — ни что иное, как последние лихорадочные движения распадающегося сознания так и не вышедшего из комы главного героя.