Фёдор Березин «В прицеле чёрного корабля»
Входит в:
— цикл «Чёрный корабль»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 309
Активный словарный запас: высокий (3087 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Звёздный Мост, 2009 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 23 апреля 2025 г.
«Флот Закрытого моря»
Рецензия на «В прицеле чёрного корабля» Фёдора Березина
Вот и подошла к концу тетралогия Фёдора Березина «Чёрный корабль». Хотя мне кажется, что на самом деле это всё-таки была трилогия, просто к концу нулевых книги начали мельчать. Судите сами: первые два тома настолько объёмные, что производят впечатление opus magnum автора. Оставшиеся же два уступают им и по объёму, и по наполненности событиями, почти не развивают дальнейшую судьбу планеты.
Особенно характерно и то, что «В прицеле чёрного корабля» так и не был издан отдельной книгой. Это плоть от плоти «Создателя чёрного корабля», который был во многом посвящён приключениям Стата Косакри. Разумеется, параллельно его истории идут и другие сюжетные линии, и тут каждый читатель сам должен выбрать для себя, за чем ему интереснее следить.
Предыдущий том во многом углубился в культурологический пласт Геи. Если по первым двум романам мы получили представление разве что о политических и военно-технических особенностях местного сообщества, да кое-что узнали о месте её во Вселенной, то сначала Гея приобрела в наших глазах, так сказать, широту, а теперь, в заключительном томе, и историческую глубину.
Немало внимания уделяется так называемой Битве за Острова Слонов Людоедов. Вот, вроде, есть две империи. Есть пара народов поменьше. Есть ещё всякие аборигены на островах и чудища в океанах, а всё равно интересы сверхдержав сталкиваются на ничем не примечательных, на первый взгляд, клочках земли. И вот уже самим собой разумеющимся становится использование самого страшного у нас, на Земле, оружия.
Атомный век на Гее наступил, по меркам её цивилизации, явно заметно раньше, чем у нас. Более того, планета уже пережила две ядерные войны и со спокойной душой ввязывается в третью. Однако высказанное мной утверждение строится отнюдь не на обмене радиоактивными «подарками», а на обилии прикладных проявлений атомных технологий. Естественно, подавляющее их большинство заточено под военные действия, но тот же атомоход, в сухом остатке, не только подводный командный пункт какой-нибудь, но и вполне себе средство передвижения.
Кстати, мне показалось, что в этой части проблемы с навигацией выставляются не столь катастрофическими, как в предыдущем романе. Аналогичное наблюдение, но в другой области, можно сделать и про дух книги в целом. Автор вновь возвращается к подчёркнуто-серьёзному тону, а если кто-то из героев должен пошутить, это тщательно прописано, чтобы неуставной смех не раздражал окружающих бойцов, видимо. Зато немного прибавилось житейских если не историй, то, по крайней мере, ситуаций. Они придают повествованию живость и убедительность.
Под конец романа Фёдор вновь обращается к теме мятежа. Меня даже немного удивило, что в опалу попадает герой, за которым мы, как ни крути, наблюдаем. Одно дело Лумис Диностарио в первой половине цикла, он сразу подавался как тот ещё повстанец. А здесь-то вполне себе уважаемый боевой офицер, ну как же так… Впрочем, случается это практически под конец романа, а потому ситуация надолго не растягивается.
Однако в целом сложилось впечатление, что с тех пор, как Гею в третий за её историю раз озарили огненные вспышки ядерных грибов, история этого мира дальше событий «Экипажа чёрного корабля» не пошла. «Создатель…» происходит, по-видимому, параллельно, а «В прицеле…» почти всю дорогу топчется на месте, больше акцентируя внимание на вышеупомянутой Битве за Острова Слонов Людоедов, чем на последствиях Третьей Атомной. Из-за этого сложилось впечатление, что потенциал обстоятельного разбора атомной войны во всех её проявлениях был исчерпан ещё в сиквеле.
Итого цикл «Чёрный корабль» представил комплексный взгляд на возможный сценарий ядерной войны на вымышленной планете, однако автор как будто попытался объять необъятное. Многие темы затронуты, и на их фоне сам по себе радиоактивный конфликт лишь незначительный повод, чтобы поведать историю целого мира. Думается мне, что каждый читатель найдёт в этой тетралогии что-то своё.
Asmodey, 7 октября 2010 г.
Завершение цикла Ф. Березина выдалось не особо примечательно. Весь роман читатели будут вынуждены следить за капитаном подводной лодки Статом Косакри, героем предыдущего романа, его приключениями и продвижением по военной службе. И, несмотря на вялотекущий сюжет, именно в последнем романе снова начинается атомная война и здесь же заканчивается. И всё это происходит на последних страницах...
В итоге весь цикл, заявленный изначально как сага об атомной войне полностью скатывается к боевику, ничем не отличимому от множества фантастических книг про войну. И неважно, что вся техника на Гее оснащена атомными двигателями и имеет несуразно огромные размеры. Это всего лишь антураж, не имеющий никакого смысла. Автор просто всегда к словам «взрыв», «двигатель», «корабль», «снаряд» и т.д. добавляет слово «атомный» — «атомный взрыв», «атомный двигатель»... Вообщем всё понятно.
Безусловно, жаль, что Ф. Березин не воспользовался такой благодатной литературной «почвой» как термоядерная война. Очевидно, что последние два романа выглядят не только откровенно слабыми по отношению к первым двум, но и даже лишними.