Александр Зорич «Завтра война»

Annotation

---


--- Knight Errant Александр Зорич «Завтра война»

 

Александр Зорич «Завтра война»:


Я, в принципе, уже привык к тому, что люди пишут рецензии не закончив чтения и даже толком не поняв о чем идет речь, но тут даже я был удивлен некомпетентностью рецензентов. Не всех, конечно и даже не большинства, но очень многих. Именно некомпетентностью, потому что на многие «критические» замечания ответ дан в самой книге. Причем забавно, что некоторые настоящие недостатки романа так никто и не осветил.

Товарищи, совет на будущее. Прежде чем писать рецензию убедитесь, что вы прочитали книгу, ладно?

Сначала я немного покритикую критиков, потом выскажусь собственно о романе.

ACHTUNG, далее легкие спойлеры без ката.

Многие упрекают роман в том, что психология человека XXVII века описана как психология века XXI. Открываем ясны очи и читаем словосочетание «ретроспективная эволюция» (феномен спонтанного возврата к психологии и системе ценностей древних культур). Это — главная научная линия романа и про нее идет речь на протяжении всего цикла. Как ее можно было не заметить я искренне не понимаю.

Естественно многим современным, свободно мыслящим, европейским и просвещенным читателям не понравилась ведущая роль России в романе. Вот, понимаешь, какую гадость авторы выдумали: Россия процветает. Ведь совершенно ясно, что мечтать о величии страны могут только дремучие совки и ватники. Настоящий интеллектуал должен видеть Россию разлагающейся, отсталой и обязательно пьяной. Или, в самом крайнем случае — тоталитарной по самые уши. Во втором случае пьяными могут быть только генералы, но это уже детали.

Дорогие товарищи, «Завтра война» это произведение, внезапно, российской фантастики. То есть ее авторы — россияне. И читатели — вот это поворот! — тоже россияне. А целевая аудитория — юношество и молодежь. Тоже, что характерно, российские. И вот представьте себе, некоторым россиянам нравится думать, что в будущем их страна будет одним из лидеров человечества. Извращенцы, правда?

Нашлись «эстеты», на полном серьезе упрекающие авторов в отсутствии на страницах — внимание, барабанная дробь... секса. Восклицательный знак. Тут я прямо даже и не знаю, что сказать. Расскажу лучше неприличный анекдот в тему:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«У лотка с овощами женщины столпились и выбирают огурцы. «Мне — говорит одна, — вот этот, который подлиннее и потоньше.» «А мне — вон тот, толстенький.» «А мне дайте тот вон, с пупырышками». Тут подходит мужчина и говорит: «А мне — килограмм. Пофигу каких. Я их жрать буду».

Вот также и с «Завтра войной». Я отношусь к тому типу махровых ретроградов, которые научную фантастику читают, чтобы почитать а) про науку, б) про фантастику. А не про то, как, простите, трахаются. Одним словом, очень рекомендую некоторым рецензентам ознакомиться с таким понятием как «жанр», очень полезно при написании отзывов.

Кстати, спешу обрадовать эротоманов. «Про секас» нет только в первой книге, дальше все будет. Причем в цветах и красках. Как говорится, ищите и обрящете.

Кое-кто сравнивает Конкордию с СССР, КНДР и даже с Ираном и Индией. При этом по текстам очень заметно, что авторы крайне слабо себе представляют, что это за страны, каков уклад жизни в них и какие ценности они исповедуют. Необходимо пояснить. СССР в романе, дорогие товарищи, это не Конкордия. Это — Россия. Описание менталитета россиян в «Завтра Войне» — это описание абсолютно советского мировосприятия и советских ценностей. Как водится, многие коллеги не заметили очевидного — ретроспективная эволюция «переселила» менталитет русских в ХХ век. А как называлась наша страна на протяжении большей части ХХ века?

Кстати, другом цикле «Сферы Великорасы» — «Пилоте» даже прямо говорится о том, что русские — коммуняки проклятые, никак не успокоятся. Нет бы жить себе в удовольствие, до всего им дело есть и все им надо «счастье для всех».

При всем этом, настоящие слабости романа остались за кадром. А к таковым можно и нужно отнести следующее.

Во-первых, «ЗВ» претендует на принадлежность к «твердой» научной фантастике. То есть к той, где соблюдаются законы физики, проставлен серьезный акцент на описании сложных технологий и вообще науки как таковой. Но при этом авторы полностью пренебрегают релятивистскими эффектами времени. Оно течет ровно и одинаково что на Земле, что на Хосрове. На мой взгляд, это не делает беднее или хуже само повествование. Но в глаза бросается, причем сильно.

Во-вторых, любовная линия Пушкин — Ланина совершенно и стопроцентно искусственна, не несет никакой сюжетной нагрузки и может быть удалена из цикла без малейшей потери для его качества. Мне кажется, вся она — не более чем попытка авторов (а скорее всего именно женской половины авторского коллектива) немного расширить целевую аудиторию за счет любовного хеппи-энда. Заметьте, первую любовную линию — про Пушкина и Иссу я ничуть не критикую. Она-то как раз вышла очень удачной — отлично оттеняет военный пафос, привносит в цикл личную трагедию и недвусмысленно намекает, что война это кошмар и крушение судеб.

В-третьих, трилогия писалась авторами довольно долго, и они сами успели забыть некоторые детали начала повествования. В результате — куча мелких, но неприятных ляпов. Например, в первой книге Пушкин упоминает, что его отец «был словно сделан из стали и бетона», что, мягко говоря, не соответствует поведению его папаши в третьем томе.

Но несмотря на все эти недостатки, Зоричам удалось главное — создать отличный мир. Вселенная «завтра войны» вышла логичной, пестрой и интересной. Без лишней зауми, но с яркими чертами и «визитными карточками». В этом мире хочется освоиться и пожить — это ли не показатель качества? Кроме того, у авторов получилось хорошо совместить эпическую линию политики и войны с рассказом об отдельных судьбах — это не так просто.

Скажу даже больше — в продолжении цикла, в серии «Пилот» наблюдается вообще редчайшее явление — когда соавтор не испортил серию и даже улучшил ее. Но это уже тема для отдельного разговора.

В общем, получился хоть и не безупречный, но очень хороший цикл. В свое время один из уважаемых мною коллег вопрошал «где же российский Вархаммер? Где отечественные Звездные войны?». Да вот они. Не являясь прямым аналогом ЗВ или 40К, «Завтра война» все равно представляет собой именно что интересную и качественную франшизу, которую можно и нужно развивать (что, кстати, показал удачный пример с соавтором). Так что российская фантастика вполне способна являть миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов».


Оценка: 9


https://fantlab.ru/work5826?sort=date#response359844





FantLab page: https://sam.fantlab.ru/work1121397