---
Дмитрий Лазарев «День, когда цветёт папоротник»:
Вероятнее всего, моё впечатление от данного рассказа обусловлено тем фактом, что в «ССК-2015» он идёт сразу после великолепного рассказа «Беспросветные» Дмитрия Тихонова, который, в отличие от автора данного опуса, действительно УМЕЕТ работать с фольклорным и историческим материалом.
А вот данный рассказ — убог. И да простит меня автор и все высоко его оценившие.
Причин для подобного заявления несколько. И я готов по-порядку рассказать о каждой из них.
Причина первая. Совершенная нереалистичность происходящего.
Парочка свернула не туда? Обнаружилась деревня, в которой какие-то имбецилы со щербатыми лицами продолжают поклоняться языческим богам? Серьёзно? Вот прям на полном серьёзе автор предлагает в это поверить? Хорошо, допустим, что дело происходит в в каком-то совсем уж глухом уголке нашей необъятной, хотя напрямую из текста этого и не следует, скорее наоборот. Но как быть с вот этими подробностями:
«Вокруг уничтоженной «тойоты» покоились другие автомобили. Многие из них совсем заржавели и поросли травой, словно лежали тут уже многие годы, а некоторые выглядели почти новыми – но именно их вид ужаснул Стаса сильнее всего.
Ну и дела, Алена. А ведь эта история, видимо, повторяется из раза в раз. Поворот не туда, отказавший навигатор или неверная карта, покинутая деревушка… вот кто бы только сказал, что стало с хозяевами этих разбитых машин?»
То есть просто такое себе кладбище машин в сельской глубинке? Про которое НИКТО не знает?
Или автор пытается намекнуть нам, что герои рассказа провалились в какую-то параллельную реальность, где до сих пор продолжают поклоняться каким-то неведомым существам (назвать ЭТО богами славянского языческого пантеона у меня не поворачивается язык)? Хотя это, получается, я уже как-то оправдать автора пытаюсь...
Причина вторая. Совершенно предсказуемый сюжет и бросающийся в глаза идиотизм главных героев.
Чуть ниже размещён отличный отзыв уважаемого warizik, в котором всё это подробно расписано, поэтому повторяться не стану, скажу лишь, что на классическом для придурковатых американских фильмов ужасов ходе «нам надо разделиться, коль началась какая-то чертовщина» захотелось завыть в голос и немедленно бросить читать. Но я с собой справился =)))
Причина третья. Автор банально не владеет материалом, о котором берётся писать.
В частности, он совершенно неправильно представляет себе современную деревню. И тут без цитаты снова не обойтись:
«Стас вздрогнул, вспомнив солнечный лик на берестяной картине. Может быть, всему виной его воображение, но за ухмылкой угадывались зубы – острые и длинные, как ножи. Неожиданно он понял, что показалось ему странным в деревенском доме.
– Нет икон.
В каждом деревенском доме, где ему доводилось бывать прежде, один из углов комнаты был отдан под киот с образами. Здесь же не было ничего похожего.»
Я вынужден сильно разочаровать автора. За последние лет 10-15 я по долгу службы бывал в сотнях «крестьянских домов». Так вот, иконы в «красном углу» были хорошо если в трети из них. Но даже если принять во внимание, что во всех домах, где бывал герой, были иконы, а здесь он их не видит, на стенах висят рисунки на бересте, в углах прячутся деревянные идолы, плюс какие-то полоумные старики несут не пойми чего — разве на основании всего этого нельзя сделать каких-то правильных выводов и сваливать оттуда на фиг???
Нет. Смотри причину вторую.
Итог: совершенно беспомощное произведение о затерянной деревне страшных языШников, написанное человеком, который просто повторяет сюжетные штампы, пытаясь перенести их на «славянскую» почву. Но получилось плохо.
Позорище сборника «ССК-2015». Искренне удивлён высокими оценками и наличием положительных отзывов.
Единицу не ставлю только из-за наличия «окровавленной елды» — хоть поржал под конец текста =)))
Впрочем, дам автору один совет на будущее: подобные произведения очень любит РПЦ. К примеру, рассказ практически идеально вписался бы в приснопамятную антологию «Модноверие» — там ещё и не такие страшилки о язычестве напечатаны!
Оценка: 2
https://fantlab.ru/work586142?sort=date#response367859