---
Игорь Пронин «Дезертир»
Книга, откровенно говоря, не порадовала, хоть много о ней хорошего я слышал. На деле же оказался неудобоваримый винегрет из «Зоны поражения» и эфемерных картин данных читателю на рассмотрение локаций, где происходит действие. То есть, что хочется сказать, вообще мир Зоны — это крайне интересная вещь, в которой каждый будь то читатель или игрок находит свои истины и приходит к своему, обусловленному собственным мировоззрением, идеалу этой самой Зоны, её философии. Вот и здесь также, потому как когда один человек может найти «Дезертира» несерьёзным непотребством, другой будет расхвалить книгу за те черты, которые первый возненавидел. Посему предупреждаю, что отзыв основан на субъективизме, а книгу я буду ругать, и если вам подобное не нравится, то дальше читать не следует.
Начать стоит хотя бы с самой подачи Зоны, как одновременно безмерно опасной территории в умах её обитателей, и в то же время абсолютно идеалистичной картины пейзажей Левитана в настоящем: не ощущается накала, не ощущается повсеместной угрозы, смерть представляет из себя не то, что даётся человеку Зоной, а то, что даётся человеком человеку. То есть — всё ровно так же, как и в мире по ту сторону Периметра. И это не то, что плохо, вот только с сознанием людей внутри Зоны подобное никак не коррелирует. Да и сами показанные модели сознания — не более чем обрисовка на картоне модели поведения, что придерживается непримиримого ребяческого максимализма. Нет никакой серьёзности, вообще: ты видишь модели, которые срежиссированы усилиями автора так, чтобы быть лишь представлением о том, какими бывают люди в Зоне, но эти модели — не люди. Ты не веришь им, ты не веришь их мыслям, ты не веришь их диалогам, которые откровенно плохи, потому как зачастую просто ломают всё восприятие героя, которое пытается создать автор: суровый, повидавший виды персонаж переговаривается сам с собой о темах, которые люди зачастую либо думают про себя, либо обсуждают с иными людьми — это смешно, глупо и ненатурально.
Мотивы примитивны, так же, как и мутанты — да, вот такое сравнение. А вызвано оно тем, что и первые и вторые здесь отображены очень плохо: причины, по которым герои делают то или иное действие не объяснены или объяснены вскользь, мутанты же — оболочка от того канонического отображения монстров Зоны, которое создавали в своих играх GSC Game World. В общем — глупо и не убедительно.
Главный же герой — то в смех, то в слёзы: вроде бы и развивается неплохо, вроде бы взаправду нет-нет да заставляет верить читателя и в свой профессионализм, и в свою мудрость в вопросах Зоны. Однако та безразмерная помпа, с которой он это делает, то самоубеждение в собственной силе, та однозначная вера в свои способности и то непередаваемо странное да быстрое перерождение, которое было им совершено в рамках самой Зоны — чистейший конгломерат отборного бреда. Автор мог бы хотя бы благодаря воспоминаниям или отдельным событиям расширить начальную часть, как таковое «вливание» в мир Зоны, которая не терпит новичков. Однако сам же Игорь Пронин демонстрирует, сколь быстро тут можно стать истинным «Рембо». Подобное создаёт диссонанс в уме читателя, неразбериху, представляя книгу как несерьёзный, откровенный трэш о глупом мальчишке, который попал в песочницу после дождя, где песок мокрый и есть его труднее, чем когда он сухой, однако мальчик намерен твёрдо совершить то, что совершает обычно по приходу на площадку, и вот он перебарывает себя и всё-таки осиливает сырые, слипшиеся комки мокрого, темного песка... Глупо? Абсолютно. Странно? Да. Вызывает отторжения и чувство недоумения? Конечно. Чувствуется, что сама площадка после дождя — не совсем та площадка, которую следует посетить во время прогулки? Опять же верно. Но всё подано с безграничным апломбом! В этом и суть...
Итог: книга слабая, не задевающая, заставляющая рассмеяться ввиду безопасности Зоны, ввиду моделей характеров персонажей, ввиду никакой философии, ввиду не цельных попыток автора заставить читателей поверить в то, что главный герой — сын Зоны. Но всё безуспешно, потому как его выкрутасы как внутри Периметра, так и за ним — лишь слабый спектакль с ведрами, вместо которых поставлено оружие. Это неестественно и, мягко говоря, глупо. Лишь за неплохую атмосферу некоторых моментов можно определить книги какой лишний бал личностной шкалы восприятия. Однако в ином… Жаль, очень жаль. Ранее ведь книга имела место в уме как нечто нетипичное и, что самое главное, сильное как с психической стороны рассмотрения Зоны и её населения, так и со стороны сюжета. Но первичное восприятие “на радостях”, к сожалению, не всегда остаётся без изменения с течением времени.