---
Нил Стивенсон, «Семиевие»
До чего же удивительные иногда бывают несовпадения ожиданий и реальности. Глядя на аннотацию и заранее частично проспойлерив себе некоторые моменты книги, до прочтения был абсолютно уверен, что самое интересное и вкусное будет через 5000 лет после титульной катастрофы, а то, что до нее, – унылейшим безобразием. Виделось так: поначалу автор начнет бомбардировать научными формулировками, к которым реальная физика не имеет ровно никакого отношения, в итоге почти все сдохнут, а затем начнется самый интересный этап построения новой жизни на б/у Земле. Было интересно, как автор будет это преподносить, как изменится планета после катаклизмов, как людям удастся на ней выжить. Что же в итоге после прочтения: первые две трети (подготовка к катастрофе, само падение лунных осколков и первое время после оного) – крутейшие и захватывающие события, описываемые иногда тяжелым, иногда очень доступным языком, но в целом – радующие своей научностью и глобальной продуманностью, Стивенсон, кажется, каждую мелочь обосновывает и разжевывает, описательная часть пестрит терминологией, но какой-то сложности она не представляет. А последняя треть, которая как раз через тысячелетия, получилась настолько ужасно скучной и отвратительной, что я ее почти всю пробежал глазами, лишь изредка цепляясь за что-то интересное (как правило, те же научные выкладки про различные ухищрения с генетикой и разные хитрости семи Ев, благодаря чему их потомство получилось максимально живучим и смогло предотвратить полнейшее вымирание человечества). Без этой части книга бы только выиграла, моя оценка точно была бы выше.
К сожалению, общее идейное наполнение мне тоже не особенно приглянулось. Во-первых, сама катастрофа с поражением и расколом Луны выглядит на редкость фантастичным допущением, но это ладно, оно необходимо для всей завязки с переселением горстки людей в космос. Человеческие эмоции и действия – вот, что огорчает. Они не то, чтобы поверхностные, скорее автору, как и другим твердым фантастам типа Уоттса (в большей степени) или Игана (в гораздо меньшей!), совсем неинтересны люди и их эмоциональные стороны, он не умеет (хотя, скорее, не хочет) описывать обычный быт, обычные переживания, почти все диалоги с немногочисленными эмоциональными моментами подаются сухо и скупо, а иногда и вовсе крайне механически. Чёрт, да взять хотя бы всю эту историю с выписыванием женских персонажей и наделением их стереотипными навыками: русская Фекла – весьма показательный экземпляр (крепость, борьба, спокойствие – остальное дорисует воображение), но и Джулия, которая должна быть хитрым и изворотливым политиканом, которого должно ненавидеть, отнюдь не предстает беспринципной сволочью, хотя ее появление в сюжете – то еще двуличие. И история с каннибализмом подана так сухо-сухо, что не ощущаешь ни малейшего ужаса или отвращения, просто принимаешь как факт и в чем-то даже соглашаешься. Но больше всего меня «поразило» посещение государств на обреченной Земле, когда автор счел нужным, по большому счету, лишь единственное конкретное уточнение: Бутан. Все ради религиозного «каверзного» вопроса: если верить в реинкарнацию, то куда денутся семь миллиардов душ? А где эмоции, страх, ужас, отчаяние? Да автор даже страх смерти, по сути, ни разу не описывает: у него лишь парочка упоминаний, что морги переполнены самоубийцами и всем желающим выдают таблетки для эвтаназии. Даже в космосе люди умирают и жертвуют собой совершенно спокойно, хотя понимать, что с их гибелью человеческая популяция уменьшится еще на одну особь, как мне кажется, непросто. Ну, да что с технарей-профи взять. В этом плане безэмоциональности Стивенсон для меня становится ровно посередине между Уоттсом и Иганом. Но он берет другим: масштабностью и кропотливостью. Одновременно. Чего не отнять, того не отнять. Однако все равно за сухость хочется пожурить.
И еще. Это спойлер, конечно, но само название книги к этому отсылает. По-моему, совершенно глупая ситуация сложилась в конце второй части, когда осталось только 8 женщин, которым нужно как-то продолжить человеческий род. Полнейшая ненужность для этого мужского пола… Стивенсон, ау, ну что это за яро феминистский прикол?! Ни одного живого мужского семени не осталось, да, но можно было как-то поаккуратнее это преподнести… Да и всю третью часть сократить раз так в 10, может, тогда бы она не вызвала такого раздражения. Вообще, единственное, чем я оправдываю для себя наличие третьей части – несколько душевных отсылок к тысячелетней давности истории, ставшей Эпосом. Как ни странно, вот здесь можно даже сказать, что немного на эмоции пробивает, но явно не так, как задумывал автор.
Еще хочется сказать, что в какой-то момент начинаешь верить, что все обойдется, Белых Небес удастся избежать, прилетит Чак Норрис из будущего и с разворота зарядит этой развалюхе… Но буквально через 5 минут этих мыслей уже нет, читатель, как и персонажи, смиряется с неизбежным: человечеству кранты. Вот не знаю, за счет чего это достигается, но со мной именно так и было. Пять минут надежды, а потом безысходность.
P.S. А животный мир и последствия для него автор вообще, по ходу, проигнорировал… Лишь пара упоминаний припоминается. Но я третью часть не особо внимательно читал, может, там и было что-то.