Максим Кабир «Призраки»
Максим Кабир — писатель, поэт, анархист. Беззаветный фанат жанра ужасов и мистики. Лауреат премий «Рукопись года» и «Мастера ужасов».
Добро пожаловать в мир призраков Максима Кабира!
Здесь пропавшая много лет назад девочка присылает брату письмо с предложением поиграть.
Здесь по улицам блокадного Ленинграда бродит жуткий Африкан.
Здесь самый обыкновенный татуировщик и самый обыкновенный сосед по больничной палате оказываются не теми, за кого себя выдают.
И зловещая черная церковь звенит колоколами посреди болота в глубине тайги.
Добро пожаловать в мир призраков Максима Кабира!
Доступен в аудиоформате: https://www.litres.ru/maksim-kabir/prizraki-42808432/
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2019 // Лучший сборник/антология русскоязычных авторов | |
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор экспертов) | |
лауреат |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник (Выбор читателей. 2 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 5 мая 2019 г.
После очень бодрых «Скелетов» вопрос о покупке «Призраков» даже не стоял. Тем более в новой книге Максима Кабира и аннотация более сдержанная, и обложка гораздо атмосфернее. Сборник состоит из 24 рассказов и одной повести. Достаточно внушительный объем и в целом высокий уровень качества.
Ну и немного конкретики по рассказам. Для начала несколько слов о тех рассказах, что я оценил на шесть баллов из десяти:
• «Пепел». Единственный рассказ, который совсем не пришелся по душе. Если смотреть объективно, то все при нем: атмосфера, язык, необычный сюжет, но… Видимо умалишенные персонажи – это не для меня.
• «Дом на болоте», «Черви», «Дева», «Упырь» и «Жуки». Довольно стандартные хорроры, использующие как антураж российскую глубинку разного времени действия. Написаны неплохо, но не зацепили.
• «Призраки». Мистическая драма в японском антураже. Девушка главного героя по всем признакам является привидением, вот только есть ли ему до этого дело? История не пугает, но и не особо впечатляет.
Теперь немного о тех историях, которым я поставил семерки:
• «Малые боги», «Роженицы», «Поющие в глубинах», «Багровая луна» и «Слухи» – рассказы, наиболее близко подобравшиеся к ярлыку «развлекательный ужастик средней руки». В них все в лучших традициях: столкновение обычных людей со злом, подчас в непривычном обличии, хорошо прописанные характеры персонажей, бескомпромиссный финал. Рассказам не хватает какой-то изюминки, но и без нее – это достойные представители жанра.
• «Чёрная Церковь». Атмосферная мистическая легенда. Где-то в глубине тайги построена Черная Церковь. Построена она без единого гвоздя бывшим каторжником, потерявшим человеческий облик. Тот, кто найдет эту церковь, сгинет бесследно или сойдет с ума. К сожалению, кроме хорошо проработанной атмосферы, тут смотреть, в общем-то, не на что. Тем не менее, любителям мистики определенно рекомендую.
• «За пределами Котьей страны» – такой интровертированный психологический триллер. Когда Жене было одиннадцать, ее похитил сумасшедший. Он заботился о ней и не сделал ничего плохого, за исключением, конечно, содержания в неволе. Спустя три месяца Женю спасли, вот только спасли ли? В рассказе нет мистики, нет воплощения зла, просто люди с их искалеченной психикой и поломанными судьбами.
• «Палата». В одной палате лежат очень разные, и даже странные пациенты. Рассказ хорошо передает атмосферу больницы, но его развязка оставляет слишком много вопросов. В итоге получился не совсем внятный бытовой мистический триллер.
И, наконец, лучшие произведения сборника:
• «Ночь без сияния». Отличная, драйвовая история о столкновении людей с региональной вариацией снежного человека. Читается на одном дыхании, много внимания уделено якутскому фольклору, атмосфера тоже не подкачала.
• «Бабочки в ее глазах». Нетривиальный научно-фантастический триллер про любовь. Рассказ плохо вписывается в жанровые рамки и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
• «Африкан». Самый страшный рассказ сборника обошелся без мистики, монстров и маньяков. В нем лишь предельно реалистично описана ситуация, которая вполне могла произойти на самом деле в блокадном Ленинграде. Читал и ощущал мороз на коже.
• «Классные рога, чувак!». Вот люблю я истории, когда зло нарывается на еще большее зло. К тату-мастеру Захару приходит неприятный клиент и просит набить себе портрет пропавшей девочки. Кто же знал, что это приведет к настолько неожиданной и кровавой развязке? Рассказ сочетает в себе, казалось бы, противоположные вещи и его можно охарактеризовать как сказочный ужастик. Ну, или страшную сказку, если вам так больше нравится.
• «Грех». Еще один исторический ужастик. На этот раз с нотками нуара и в антураже ХIХ века. В городе появился кровосос, и его ловля обернется для главного героя неожиданными последствиями. Рассказ хорош проработанной атмосферой и характерами персонажей. Оставляет приятное послевкусие.
• «Перевертыш». Мистический рассказ. Главный герой обладает необычной способностью – все окружающие принимают его за кого-то другого: друга, знакомого, родственника, а иногда и врага. История получилась тягучей и с полным эффектом погружения, еле выпал из нее.
• «Паутина». Отличная история столкновения одной боевой женщины с целой оравой сектантов. Сюжет бодрый, персонажи живые, в диалогах проскальзывает юмор, а в атмосфере – напряжение.
• «Свято место». Хороший триллер с концовкой в духе «Баек из склепа». История не слишком удачливой медсестры и нечистого на руку врача, происходящая на фоне «лихих девяностых», оставляет приятное впечатление от точно переданной атмосферы и живости персонажей.
• «Самый особенный дождь». Внезапно, очень геймановский рассказ. История актера неудачника, вернувшегося в дом своего детства и обнаружившего там немного особой человеческой магии. Рассказ наполнен светлой грустью и душевностью, что смотрится очень необычно и трогательно на фоне остальных рассказов.
• «Морок». Младший брат «Скелетов». Главный герой возвращается на свою малую родину, где когда-то пропала его младшая сестра. Атмосферно, ностальгично, но вместе с тем как-то слащаво и совсем не страшно. Тем не менее, прочитал с удовольствием.
В итоге получился отличный жанровый сборник, о покупке которого я ни капли не жалею. Рекомендуется всем любителям отечественного хоррора.
Сноу, 7 марта 2019 г.
Роман Кабира «Скелеты» я ругал, ругал обильно и, как мне кажется, за дело. Видный и увлекательный, тот вместе с тем раздражал своей сыростью, вторичностью, какой-то общей незрелостью что ли... Вдобавок ко всему, роман мною весьма ожидался и, видимо, эффект завышенных ожиданий наложился на общее, на самое благостное восприятие.
Так или иначе, промежуточный вывод был сделан: как рассказчик Кабир всяко сильнее. А авторский сборник «Призраки» меня в этом только убедил. Причем с обоих полюсов вопроса (проблемы?), т.к. в сборнике есть повесть и она, на мой вкус, весьма демонстративно контрастирует с рассказами. Впрочем, обо всем по порядку.
Сборник толстенный, 576 страниц, внутри 24 рассказа + повесть «Морок». Надо сказать, что значительная часть тутошней короткой прозы ранее уже публиковалась в различных ССК-сборниках, в Даркере и пр., но это как раз тот случай, когда их не лишне будет перечитать, потом еще разок, и еще... Черви, Черная Церковь, Африкан, Слухи, Грех, — особенно Грех!, — высочайший же пилотаж.
Ревертериански-букинистический макабр, нуарный ретро-триллер, геймановская светло-грустная новелла с кошками, пальповый плащ и кинжал, лиричный кайдан, плохие места, плохие люди, плохие боги, черные сердца и черная же бездна сознания, оборотни, безымянные культы, море, пещеры, обшарпанные больнички, кладбища, болота, — всего и не перечислишь. Полноценный хроматоскоп ужаса, собрание самого разномастного хоррора, на любой, что называется, вкус.
Все емко, очень образно, легко — в том смысле, что перо у Кабира легкое, — не путать с легковесным!, — впитываешь все оттенки, детали, как губка. Причем антураж, стилизация, декорации настолько хороши, что их порой не портит даже внезапно слабый финал самой истории, в этих прекрасных стенах обитающей.
По итогу «Призраки» получают от меня лавры одной из лучших жанровых книг с российской пропиской ever. Девять из десяти.
Другое дело замыкающая книгу повесть. Стилистически, композиционно и даже сюжетно она похожа на «Скелеты», даже болячки те же. По ее прочтении сложилось (и закрепилось) впечатление, что если в короткой и емкой форме рассказа Кабир, как рыба в воде, то стоит ему замахнуться на нечто большее, как автор теряется в ненужных деталях, самоповторениях, беспомощном финале. Так бывает.
Вообще без «Морока» сборник смотрелся бы просто до неприличия мощным, так что будем считать, что эта неудача в нем исключительно баланса ради. :-)))
Seidhe, 4 марта 2020 г.
Это было весьма увлекательно. Вообще-то, прочитать я собирался только «Болотную трилогию», привлечённый обещанным антуражем таинственных болот. Прочитал. Обещания оправдались. Неожиданно понравилось и, что называется, зацепило. В результате, в самом конце прошлого года прочитал за пару недель весь сборник, нещадно отвлекаясь от работы.
Но оно того стоило. Сборник действительно получился сильным. Это по-настоящему качественная проза.
О чём бы господин Кабир не писал, за какие бы географические и исторические реалии не брался, у него получается убедительно и достоверно, с целой россыпью точно подмеченных мелочей и подробностей, которые делают повествование живым, выпуклым и ярким, несмотря на всю мрачность происходящих событий.
Ещё больше порадовало жанровое разнообразие произведений, в сборник входящих, с широчайшим диапазоном от классического хоррора с оборотнями и упырями, до изящных weird tales в их лучшем проявлении, когда сквозь обыденную реальность (ну в самом деле, что может быть банальнее букинистов-перекупщиков времён книжного дефицита в «Червях» или безошибочно узнаваемых реалий провинциальной больницы начала нулевых в «Палате»?) внезапно прорывается что-то непонятное и даже теоретически непознаваемое человеческим разумом.
Отдельного упоминания стоят рассказы, написанные в моём излюбленном жанре хоррора исторического. Я даже не представляю, какое количество специальной литературы пришлось перелопатить автору, чтобы придать тому или иному рассказу атмосферу аутентичности происходящего. Но у Максима, чёрт возьми, получилось! Рассказ о временах Гражданской войны ни за что не перепутаешь по стилю с нуарным детективом, действие которого происходит в туманном Петербурге середины XIX века, или с продирающей до костей жутью реалий блокадного Ленинграда.
Подводя итог, могу сказать только одно: я не могу назвать себя человеком, хорошо разбирающемся в хорроре, тем более хорроре отечественном — я читаю представителей так называемой «тёмной волны», сгруппированных вокруг проекта «Самая страшная книга» всего-то пару лет. Однако, некоторые авторы, к этой волне относящиеся, одновременно демонстрируют как впечатляющее жанровое разнообразие своих работ, так и достойное литературное воплощение. И Максим Кабир, несомненно, относится к их числу. И пусть какие-то рассказы сборника я оценил на 7 баллов и далеко не все они мне безоговорочно понравились, «Призраки» в целом однозначно заслуживают внимания, причём не только любителей хоррора. За сборник в целом — 9 баллов, с жирнющим плюсом за «Упыря», на которого я по горячим следам даже отдельный отзыв накатал.
Это действительно хорошая литература, пусть временами и довольно специфическая, жанровая.
Спасибо за сборник, Максим!
URRRiy, 10 июня 2019 г.
Сборник мистических произведений, с претензией, и часто почти обоснованной, на хоррор. При этом приемлемого качества с литературной точки зрения. В основном рассказы 2019 года, но есть и публиковавшиеся ранее, в сборниках «Самая страшная книга». На мой взгляд, проходных произведений в книге нет, все проработаны, и если некоторые понравились меньше, то не по причине их качества. Непосредственно по содержанию: первый рассказ-повесть, «Чёрная церковь», самый концентрированный по условно-хоррорной составляющей — и по моему мнению, самый лучший по впечатлению. Псевдоистория, нечисть, интрига, трагедия и лучик света во тьме, ещё более пугающий, поскольку подтверждает истинность зла. Заглавный рассказ сборника — «Призраки» — логически завершенный мистический рассказ. Хотя избыток информации о видах японской нежити размывает внимание, но колорит обстановки ощущается хорошо, при этом финал истории коррелирует с известной легендой. В целом, очень неплохой рассказ. Также особо запомнились — из новых — «Ночь без сияния» — практически непрерывный экшен с загадкой в финале. «Слухи» — некая современная аллюзия на древнегреческих мифологических персонажей. Повесть «Морок», которая хороша всем — от интриги до описаний, но слишком сентиментальна и слишком подражательна по основной идее Стивену Кингу. Также автором очень грамотно, почти как у упомянутого заокеанского мэтра, сотворено послесловие с кратким описанием сути содержимого сборника. Вообще к ситуации подходит придуманная Юрием Поляковым шутка Сталина: «Подражательство — худший грех в советской литературе». Похоже, что не только в литературе, и не только советской, но и постосоветской — клоны идей как книг, так и сценариев забили отечественный культурный фон. Откровенно коммерческий интерес и как следствие — старательное копирование американских идей и приемов. Конечно, продукт получается годный, но шедевров таким способом не создать. Поэтому единственное существенное замечание к части содержимого сборника у меня вызвала именно вторичность и заимствование идей.
sergej210477, 2 июля 2019 г.
Хороший сборник.
Думал, прочитаю рассказ-другой, и отложу на потом. Как бы не так! Затянула книга на три дня, пока не прочитал все.
В основном — хоррор. Есть и мистика, немного сюрреализма. Мне в сборнике больше всего понравились истории в стиле исторического хоррора. Но — каждому читателю своё. А тут есть из чего выбрать.
В завершении — повесть «Морок». Эдакий сокращённый вариант «Оно» С. Кинга, но в отечественных декорациях и с героями — типичными жителями крошечных провинциальных городков и посёлков. Не шедевр, но прочитал с большим удовольствием.
Хороший сборник. Не все истории мне понравились сюжетно, но пишет М. Кабир очень атмосферно. Читается легко и приятно.
milayamila, 22 апреля 2019 г.
Залпом, запоем прочла новую книгу Кабира.! Не все понравилось безоговорочно и все же общий средний уровень ну очень высокий! Еще год назад не знала и не верила в русский хоррор не считая Варго, который, как известно, еще та лотерея. В то, что у нас в стране есть хоррорщики уровня Кабира до сих пор верю с трудом.
Илья Пивоваров, 6 января 2021 г.
«Призраки» Максима Кабира – большой сборник историй на любой вкус. Некоторые рассказы я уже читал в ранних сборниках ССК и в журнале Darker – «Поющие в глубинах», «Дева», «Чёрная церковь», «Багровая луна», «Африкан», «Классные рога, чувак». Теперь смогу перечитывать их под одной обложкой. Немало здесь и новых вещей.
Порадовало, что Кабир не ограничивается хоррором. «Самый особенный дождь» – трогательный рассказ об актрисе, в жизни которой было немало волшебства. «Перевёртыш» – фантастическая история о человеке-из-зеркала, которая напомнила творчество Олега Корабельникова. «За пределами Котьей страны» показывает стокгольмский синдром с неожиданной точки зрения. Теперь это и мой любимый рассказ. Спасибо, Максим.
В паре рассказов, «Дом на болоте» и «Жуки», на мой взгляд, не выдержан темп. Как будто автору вдруг наскучило писать, и он побыстрее закончил историю. Очень скомканные концовки. Имхо.
Лучшие рассказы: «Чёрная церковь», «Малые боги», «За пределами Котьей страны», «Черви», «Перевёртыш», «Самый особенный дождь».
Wolf94, 12 июля 2020 г.
Первые рассказы я сочинил еще до того, как научился писать, – это был цикл историй о похождениях пещерных людей/
Если и есть что-то, что радовало в течение двух месяцев, так это «Призраки» Кабира. Растягивала, как только могла, просто потому, что хотела насладиться каждым рассказом. До этого мы с NadezhdaNikolaeva брали другие книги из серии – «Вьюрки» и «Ночной взгляд» Дарьи Бобылёвой, а еще раньше читала «13 привидений» из-за которых вновь проснулся, слегка угасший интерес.
Кабир – один из сильнейших голосов ССК. Говорю не в обиду другим авторам, просто, думаю, что каждый выделяет свой, личный, топ-писателей, от которых ждешь рассказ на высшем уровне. Сборник, помимо потрясающего языка, еще и погружает читателя в разные ответвления мира ужасов. Брать книгу и ждать светлых, позитивных историй – это вообще не сюда. Хоррор – это вам не бабочки, не дружелюбное приведение Каспера, – это куда более серьезная и, как правило, мрачная тема!
Призраки – сборник на любой вкус. Здесь и сектанты бродят, пытаясь вернуть заблудшую овцу в стадо; и Лавкрафтовский культ; и погружение в мифологию, не только нашу, но и восточную; и много чего еще! Не верите? Зайдите, да посмотрите обзор каждого рассказа!
Как видно из обзоров, сборник не просто удался на славу, а восстановил читательский настрой! Как раз недавно привезли «Пиковую даму» , так что надолго не прощаюсь)
Valteron, 3 февраля 2020 г.
Есть рассказы, которые въедаются в мозг, навсегда. И спустя много лет ты их будешь помнить, это рассказы, которые впечатляют и поражают.
В этом сборнике достаточно хороших рассказов, есть и посредственные. НО, отмечу один, самый сильный, самый точный, самый страшный..
«За пределами Котьей страны» — он выбивается среди всех остальных, он выше, лучше и .. как камень, брошенный в воду, этот рассказ тонет в самой глубокой части души. Я истинный фанат С. Кинга, и прочев все, что он написал — я нашел у Кабира частичку той атмосферы, где нет места крови и монстров, мистики и ужасов. А есть только реальность — а что может быть страшнее неё? Хочется пожать автору руку за строки, которыми он меня впечатлил — спасибо, Максим.
«За пределами Котьей страны» — становится в мою личную полку любимых рассказов.
saranac, 5 марта 2020 г.
На удивление хороший язык, жуткая атмосфера, интересные сюжеты, которые затягивают и не отпускают до конца. Единственное, что не «затянуло», так это Болотная трилогия. Но перечитывать не буду — не совсем моя тема.
вивьен2100, 31 мая 2019 г.
Прекрасный сборник!!!! На сегодняшний день самая моя любимая книга из всей серии.