Генри Лайон Олди «Кабирский цикл»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Утопия и чудеса, жестокость реальности и покой души, вихрь Бесед и неспешность мудрости, да приправить хорошей толикой юмора, и терпкое послевкусие: «Будь проклят день, когда оружию стали давать имена!» — говорил читатель о романе Г. Л. Олди «Путь Меча».
«Это самое-самое лучшее, что я когда-либо читала. Может, было особое настроение, или в моем сердце есть что-то, что откликнулось... Не знаю. Помню только свое состояние — как в трансе, как будто все это прав -да, и эти строки: «Нерожденные слова горло теребят. Я училась убивать, начала с себя...» — сказано про роман «Дайте им умереть».
«Перед нами — поэма. Блестящая аллегорическая поэма о человеке, отринувшем меч, чтобы войти в историю в качестве поэта. Силой обладает лишь песня; герой обретает настоящую жизнь, а поэт Олди окончательно побеждает фантаста Олди» — это уже про «Я возьму сам».
Воистину «Кабирский цикл» Г. Л. Олди в отечественной фантастике «спокойно стоит один, как меч, против неба».
Работа над циклом велась в течение 1994 — 1998 гг.
Произведения в цикле расположены в порядке внутренней хронологии мира Кабира. Но авторы советуют читать цикл в порядке написания книг: «Путь меча», «Дайте им умереть», «Я возьму сам».
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
- /языки:
- русский (27), французский (3), чешский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (27), аудиокниги (6)
- /перевод:
- И. Андрусяк (1), П. Захаров (2), А. Савицкий (1), К. Шинделарж (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bubacas, 12 апреля 2024 г.
Мне всегда нравилось у Олди это их умение: писать поистине синергические циклы. Где каждая часть самодостаточна. И, в то же время, цикл в целом — больше чем арифметическая сумма составляющих. При этом книги в цикле даже не должны быть особо похожи друг на дружку по стилю и общему настроению.
«Я возьму сам» — крайне тягучее, неспешное, в чём-то меланхоличное воспоминание, которое завершается ярким, как блик на клинке ятагана, и в целом позитивным финалом. Герой обрёл своё личное счастье. И родился новый мир, который может быть будет даже лучше старого...
«Путь меча» — строго наоборот. Очень яркое, динамичное, вдохновляющее повествование, которое заканчивается, так что можно и в депрессию впасть ненароком. Вроде вот только что всё закончилось хорошо: герои живы и счастливы, угроза гибели мира отведена, впереди новые неизведанные пути открылись... и тут, раз! И всё. Мы понимаем, что этот чудесный новый мир — мир где Блистающие и Люди живут и действуют совместно — умер, толком не родившись. А на смену ему придёт...
«Дайте им умереть», придёт ему на смену. Где всё примерно как у нас — тут кому как, но лично меня это тоже в тоску вгоняет — только даже чуть хуже. И снова тягучее, даже тягостное какое-то повествование, которое заканчивается неожиданным намёком на лучшее. Возможно... возможно, что в этом мире... когда-нибудь... какой-нибудь топор Шуан или прямой Дань Гьен осознают себя Блистающими... возможно, что какой-нибудь человек... в перчатке или без... осознает, что меч это больше, гораздо больше, чем «просто оружие»... а там кто знает, что ждёт их за очередным поворотом пути шамана...
WoroH, 1 декабря 2023 г.
Ожидание чуда
В каждом своем отзыве о произведениях Олди я не устаю писать о сложности и специфичности их языка. Многие восхищаются им, типа какой образный, метафоричный, красивый. Я считаю, что когда весь, абсолютно весь, текст состоит из иносказаний, то он неусваивается моим мозгом ну никак. Одно предложение не стыкуется с другим. Читаешь абзац, не понял что прочел, опять по кругу, сообразил, но втыкаешься в следующий и не понял, как он соотносится с предыдущим. И вот это продирание через кусты можжевельника -мУка, не имеющая ни конца, ни начала.
Это же относится и к Кабирскому циклу. Да, есть антураж ближнего востока, разнообразие одухотворенного оружия, множество мелкого сюжета. А в результате в конце не вспоминаешь о чем книга.
Три романа в одном цикле посвящены одному месту событий (кабиру) в разные отрезки времени, позволяющим погрузиться читателю в этот мир и взглянуть на него с разных ракурсов. Но когда после прочтения не помнишь ничего, о чем прочитал, то нужно ли это? И тут какая-то остаточная память сообщает, что именно в процессе чтения иногда было художественно красиво. Не понятно о чем, но всё-таки. В интернете что-то не нашел краткое изложение понятным языком, хотя искал, пытался).
Будут у меня еще романы Олди. Периодически к ним возвращаюсь за красивыми вычурными оборотами и оригинальными идеями. Но давно уже понял, что ожидать.
Как алкоголик, который пьет не из-за того, что ему будет хорошо, а в ожидании, что ему будет хорошо.
aps, 2 марта 2013 г.
Мне снился сон. Спроси – о чем? Отвечу – ни о чем.
Мне снился сон. Я был мечом. Я был тогда мечом.
(«Мне снилось» О. Ладыженский)
Кабирский цикл. Три романа объединенные одним миром, но сцены их действия значительно разнесены во времени, и каждый из которых является самодостаточным произведением, не требующим знания истории предыдущего. Очень разные и, в тоже время, чем-то неуловимо похожие, они создают отличную завершенную историю, которую уже сейчас можно причислить к классике отечественной фантастики.
Перед началом чтения у меня возник вопрос, как его начинать читать (благо у меня был выбор): следуя внутренней хронологии цикла («Я возьму сам», «Путь меча», «Дайте им умереть») или же по времени выхода романов в печать («Путь меча», «Дайте им умереть», «Я возьму сам»)? Первый подход позволил бы последовательно рассмотреть историю от начала до конца, второй же – позволил прочитать эту историю так, как писали его авторы, как они видели ее в начале, как происходил процесс ее развития. Я выбрал второй вариант, и как мне кажется, не прогадал. Прочитав, на мой взгляд, самый сильный роман цикла «Путь меча» я уже не смог остановиться и «проглотил» все остальные романы (не знаю был бы у меня такой энтузиазм если бы я начал читать «Я возьму сам») – как говорится «Каково начало, таков и конец»! В данном случае: какое настроение появилось в начале чтения, таким оно продержалось и до последней страницы цикла.
Первый прочитанный роман цикла «Путь меча» с первого момента погружает нас в фэнтезийный мир Кабира. Мир, где существует две цивилизации: разумного холодного оружия и людей, — причем каждая мнит себя «венцом творения и хозяином мира». Это фантастическое допущение, умноженное на прекрасный авторский стиль и прекрасную приключенческую историю, захватывает в самом начале повествования, заставляет переворачивать одну страницу за другой. А событий и приключений в книге действительно много. Они следуют друг за другом, глубже погружая нас в авторский мир, позволяют его глубже узнать и понять. Но нельзя сказать , что боевые сцены (которых в книге очень много, и читать их одно удовольствие) являются главной составляющей книги. Нет. Как по мне, главным является внутренняя борьба главного героя. Как он пытается решить парадокс: измениться и в тоже время остаться собой. И надо сказать у него это получается. Ну и конечно же вызывает интерес взаимодействие двух миров: оружия и людей, — как их представители привыкают к мысли взаимной разумности и пытаются работать сообща.
Если «Путь меча» — оптимистическая (хотя концовка уже готовит нас, что не все ладно в Кабирском Королевстве), в какой-то степени добрая и «теплая» фэнтези, то «Дайте им умереть» — полная ей противоположность. Это мрачная история, которая поражает своей безысходностью, порой даже кажется, что «нет света в конце туннеля». На смену блистающему миру клинков пришел дымный мир пороховых газов, мир огнестрельного оружия. И как не парадоксально: как холодное оружие хотело жить, так огнестрельное, можно сказать горячее, оружие хочет умереть. Это серый мир и в нем «серые» герои. «Серые», так как их нельзя причислить ни к хорошим, ни к плохим. И кое-где они напоминают нас, мир Кабира похож на наш мир — а это уже страшно. И поэтому не удивительно, что самый запоминающийся персонаж – Сколопендра. Ведь она – как отголосок прошлого мира, мира где во главе стоял клинок. И этого полностью пессимистического романа, как ни странно, оптимистическая концовка, которая оставляет и вселяет надежду!
Как все начиналось. Это о романе «Я возьму сам». Это роман о человеке, воине и поэте. Он хочет НАСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ и ради этого готов на все. Начинаясь как «сказка 1000и 1 ночи», произведение превращается в глубоко философскую книгу. Однако скучать читателю не придется, благодаря динамике поизведения.
Авторы «однажды определили «жанр» своих произведений как «философский боевик»», и произведения Кабирского цикла полностью соответствуют этому жанру. Жанру где динамика повествования и захватывающий сюжет органично сочетается с философскими рассуждениями и размышлениями.
Lidonel, 18 ноября 2015 г.
Прекрасный, богатый и образный язык — это то чему я дала бОльшую оценку. Отличная идея с Блистающими. Сам цикл достаточно специфичный и на любителя. Это не бестселлер, а кого-то цепляет, кого-то нет. Я вязла в сюжете, в незаконченности, мне действительно было жалко, что такая идея нереализовалась в этой психоделике какой-то, как в песке вязнущем. И даже восточный колорит какой-то «недо».
В общем цикл как некрасивый человек, вроде это конечно человек и даже с некими изюминками, и кто-то его любит и таким, со всеми недостатками, но харизмы и обаяния для всех не ххватает явно.
george1109, 21 августа 2012 г.
Три разных, три самостоятельных, три самодостаточных романа, объединенные в совершенный, завершенный цикл тонкими сюжетными нитями. Классика фэнтези, классика философского боевика, классика ориентальной фантастики, а так же утопии, романа-катастрофы и криптоистории. Наверняка, чего-то еще забыл. И чертовски приятно, что эта классика не намного младше меня. То есть, «Кабир» стал ею на глазах.
В общем, «не воздам творцу хулою за минувшие дела, пишет кровью и золою тростниковый мой калам...».
P. S. А слог! А герои! А повороты интриги!
АвК, 13 июля 2010 г.
Прекрасная трилогия, что еще могу сказать. Стихи везде к месту и дополняют картину происходящего, которая, впрочем и так видна во всем великолепии. Идея о разумном оружии великолепна. В сущности, эти романы рассказывают о поворотных моментах одного мира, отличного от нашего. Вся книга пропитана восточным колоритом. Олди смогли удержаться там, где многие свалились бы в пропасть- в книге нет ни хороших, ни плохих. остается лишь поблагодарить дуэт писателей.
stewra darkness, 2 августа 2010 г.
Уже сравнивала, но повторюсь: мне трилогия напоминает Шах-наме своей эпичностью и характерностью героев. И не надо в ней искать какие-то смыслы — они, несомненно есть. Но главное — очарование и незабываемая атмосфера странного мира, который,благодаря Олди, навеки застыл в книгах и никогда не исчезнет. Не исчезнет, пока у него будет читатель.
Росинка, 3 апреля 2009 г.
Это произведение, что тает во рту как сухое красное вино, стихи, что хочется повторять и повторять вслух, книга, которую хочется читать и читать, образ мыслей, который не хочется утрачивать — оценки 10 — мало!
Anita, 7 октября 2011 г.
Замечательная трилогия. Книги, объединенные идеей, но — разные. Книги живые, которые обнимают тебя, погружая в свой мир. И этот язык, из-за которого я становлюсь большой почитательницей дуэта. Слова «вкусные», их перекатываешь на языке, смакуешь, наслаждаясь. На любителя, конечно, но я — тот самый любитель.
Xризантин, 12 июля 2008 г.
Забавно читать, что «Дайте им умереть» самая слабая книга. По-моему, наиболее сильная вещь. Атмосфера, персонажи... все настолько живое и реальное! А главное — заставляет «шевелить мозгами». Впрочем, если честно, самая любимая из трех книг — «Путь меча». И читать «Дайте им умереть», не прочитав прежде «Путь меча» практически бессмысленно. «Я возьму сам» тронула меньше, что ни в коей мере не умаляет ее достоинств.
Цикл рекомендую всем! (ну, может быть, яростным поклонникам голливудских фильмов, снятых по играм, не предложу беспокоиться)
duke, 25 сентября 2007 г.
Хорошая литература, хороший цикл. Оригинальные идеи произрастают во всех трех романах. В первом («Путь меча») — это получилось чуточку лучше, чем в остальных, третий — тоже неплох, а второй — наименее удавшийся, как мне кажется. Глобально претензия у меня только к языку — он на любителя и, судя по рейтинговой оценке, — таких большинство.
Объединяющее начало всех трех романов — это восточный колорит, и те, кому он по сердцу, получат от прочтения незабываемое удовольствие.
Kroshka_Po, 14 ноября 2005 г.
Книга, с которой началась моя искренняя любовь к дуэту Олди. Меня покорил совершенно особенный, отличный от всех, авторский стиль, покорила гармоничная, оправданная полифоничность. «Олдевский» текст не проскакивает через мозг и душу как распространенная на рынке «попсятина», он цепляет, его невозможно «проглотить», его можно только смаковать.
Советую читать цикл сразу, сборником — тогда более ясна логика происходящего.
sandr0id, 19 января 2012 г.
Прекрасная трилогия, каждая книга самостоятельна и в то же время является частью пазла. Все заслуживают лишь самой высокой оценки. Читать обязательно!
KERDAN, 31 октября 2008 г.
Прекрасный и философский цикл.
Авторы всю книгу рассуждают об агрессии и путях ее обуздания.
самое удивительное, что книга о битвах и смерти оказалась настолько поэтичной и мягкой:)
Kapitan, 20 декабря 2007 г.
Начало цикла — просто блеск, а вот дальше — второе и третье произведения- я читал уже спокойнее, там больше философии, а я как-то не из-за этого читаю фантастику.