Сюзанна Палмер «Рисовальщик на деревьях»
Цки — один из представителей исчезающего племени офти, живущего в небольшой резервации. Он занят тем, что рисует узоры на деревьях. Одно дерево, один узор, один ушедший член племени. Их осталось всего четверо и Цки удручён тем, что после его смерти некому будет нарисовать его узор, ведь мир за пределами резервации совсем другой, чужой, безжалостный и всепоглощающе рациональный...
Входит в:
— журнал «Clarkesworld. Issue 153, June 2019», 2019 г.
— антологию «The Best Science Fiction of the Year, Volume 5», 2020 г.
— антологию «Лучшая фантастика», 2020 г.
— антологию «Clarkesworld Year Thirteen», 2024 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2020 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
WSFA Small Press Award, 2020 // Малая форма | |
номинант |
Премия читателей журнала «Clarkesworld» / Clarkesworld Reader's Poll, 2019 // Повесть/рассказ |
- /языки:
- русский (1), английский (5)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Нестерова (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 10 июня 2025 г.
После таких восторженных отзывов даже как-то расхотелось писать то, что действительно собиралось в мыслях. Возможно, если бы рассказ был прочитан не в насквозь мерзко-коньюнктурном сборнике «Лучшая фантастика», то и впечатления были бы чуть более положительными. И радует то, что кому-то «Рисовальщик...» все же может приносить положительные эмоции — одно это делает его не зря написанным. Но правда, видимо, у всех своя, и все же хотелось бы — пусть и в более мягкой форме — высказаться с противоположной точки зрения.
Совершенно банальная история с парой очевидных подтекстов. Один, конечно же, аллюзия на геноцид индейцев (сейчас, правда, как-то не принято почему-то упоминать, что товарищи и до всяких вторженцев резали друг друга с огромным удовольствием племена на племена) — и это уже настолько заезженная тема, что в очередной раз что-то подобное фактически в лоб читать совершенно неинтересно. Тем более, без каких-то новаторских мыслей или выводов. Второй подтекст — собственно, почему рассказ, видимо, и попал в сборник «лучших» за год — страдания по поводу угнетения слабых и беспомощных, когда не просто исчезают малые народы, но и их ничем не восполнимая культура, что может по капле уничтожать что-то хорошее в нас самих. Если подобное (безусловно, правильное, но миллион раз сказанное куда в более достойных вариантах) кому-то кажется до сих пор чем-то удивительным, то лично комментатора — злого сухаря и циника — таким уже не проймешь. Он не хочет читать ФАНТАСТИЧЕСКИЙ рассказ исключительно ради этих двух посылов. А больше здесь кроме страдальческой атмосферы ничего и нет. И то, что страдания перенесены на другую планету, практически не меняет никакой погоды.
Возможно, это исключительно личная проблема одного отдельно взятого читателя. Но и комментарий-то тоже его личный.
vfvfhm, 25 сентября 2024 г.
Как сторонний наблюдатель (просто_читатель, что уж) я вижу два аспекта этого действительно очень грустного, но замечательно умного и талантливого рассказа.
С одной стороны, это попытка лечения травмы коллективного национального бессознательного паллиативными методами искусства. Трудно вот так запросто сказать: «Да, в ходе своей экспансии мы уничтожили от десяти до двадцати миллионов коренных жителей Северной Америки в ходе самой масштабной акции геноцида за всю историю человечества». Размышления на подобную тему далеко не одного человека довели до дурки или суицида. А вот если облечь эту тему в лемовские «галактические одежды»...
С другой стороны, рассказ этот действительно устремлен своей интенцией в будущее. Буквально сегодня я смотрел новое отличнейшее интервью с ученым-астрофизиком Александром Пановым, главным в России по вопросам поиска внеземного разума, о жизни на просторах Вселенной. Там он как раз говорил о том, что, если нам повезет и космическая экспансия человечества все-таки развернется и будет проходить при самых благоприятных условиях (крайне маловероятно!), все равно потомки наши столкнутся с проблемами и конфликтами такой сложности, какие нашему сегодняшнему уму просто непостижимы.
А все же попытаться подумать, проиграть возможные варианты стоит. Хуже точно не будет. Чем и занялась Сюзанна Палмер в этом блистательном рассказе.
(Что рассказ мастерский говорит хотя бы его финальный твист. Он прямо «увенчивает здание» и выводит текст в новое измерение).
Что обретем и что мы утратим навсегда среди невероятных чудес необъятной Вселенной?
Похоже, об этом Палмер и написала свою тетралогию романов. И похоже, мне придется теперь их прочитать)) Зацепило!
П.С. Рассказ прочитан благодаря отзыву на него многоуважаемого Seidhe, который обратил мое внимание на этот текст и на этого автора. За что честь ему и хвала!
Читайте чужие отзывы, господа лаборанты! Очень полезное занятие))
Seidhe, 23 сентября 2024 г.
Очень сильный рассказ. Как-будто привет из времён золотого века англо-американской фантастики. Так могли бы написать Урсула Ле Гуин, Клиффорд Саймак или Пол Андерсон в середине прошлого века, но написала Сюзанна Палмер в 2019 году.
Сюжет, разумеется, не нов: человечество на какой-то планете уничтожило цивилизацию местных девятиногих аборигенов под названием офти. Остался лишь последний представитель по имени Цки, который рисует на деревьях некие узоры в память о своих сородичах, и понимает при этом, что узор для него создать будет уже некому. И есть человек, который общается с Цки, пытается понять чуждую культуру, стремится впитать и постичь нечто неуловимое, чем пронизано мироощущение офти, что позволит ему исполнить желание Цки...
Очень грустный рассказ. Очень. В какой-то степени он про безысходность. Про разрушение всего, к чему прикасается человеческая цивилизация. Не вся, разумеется, но та её часть, которая стремится к бесконечному прогрессу, развитию, эффективности. Такие рассказы просто необходимо читать время от времени, чтобы не забывать задаваться вопросом: а всегда ли хорошо быть шестерёнкой в идеально отлаженном механизме?
9 баллов. Меньше поставить рука не поднимается. Удивительно увидеть подобный рассказ в наше время. Добавить бы ему объёма за счёт более подробного рассказа о цивилизации офти — получился бы шедевр уровня вышеназванных мастеров.