Нина Соротокина «Курьер из Гамбурга»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 20 сентября 2024 г.
1774 год. Нечистый на руку опекун подобрал для Глафиры Турлиной, незаконнорожденной дочери графа Бутурлина, в женихи старика-соседа. Такая судьба не устроила девицу, и она решилась на побег из собственной усадьбы. К счастью, в Вешенки судьба занесла тяжелобольного немецкого масона Альберта фон Шлоса. Так Глафира заполучила мужскую одежду, коня и багаж фон Шлоса. И уже в образе немца отправилась в столицу, чтобы просить защиты от опекунского произвола у друзей покойного отца.
И вот, оказавшись в Петербурге, Глафира и не думает возвращать себе девичью наружность, а продолжает жить в образе посланника масонской ложи, ходит к ним на собрания, уверенно гнёт пальцы (без этого никак, у вольных каменщиков развитая система тайных знаков), выходит в свет, пытается наладить контакт со сводной сестрой-смолянкой и так месяцами.
У Нины Соротокиной хватает фантазии и знаний, чтобы придумать историю, но вот мастерства для того, чтобы крепко сбить сюжет, уже нет. Сама идея, что девушка из деревни сможет месяцами в столице выдавать себя за юношу, да ещё и за немца, да ещё и за члена тайного общества, весьма сомнительна. В тексте полно авторских отступлений-размышлений обо всём на свете, финал вообще вышел комом. Собственно, удивляться тому факту, что сценарий знаменитого телесериала доводился до ума Юрием Нагибиным не приходится. Все недостатки особенно хорошо выступили на поверхность ещё и потому, что «Курьера из Гамбурга» я читал после «Наследницы трёх клинков» Трускиновской. Сюжеты у романов очень схожи — та же эпоха, с разницей всего в три года, сбежавшая от свадьбы девица, вынужденная устроить маскарад, шпионские интриги. Но у Трускиновской всё чётко и по делу, в хорошем смысле литературно. У Соротокиной — сыро и несколько невнятно, дополнительно портит текст отсутствие редактора и корректора. Общая наивность сюжета, казалось бы, делает роман подростковым, а то и детским. Тогда к чему альтернативная ориентация, и не во времени с пространством, опекуна главной героини?
Дамский псевдоисторический роман для непонятной целевой аудитории.