Эдгар Райс Берроуз «Джон Картер — марсианин»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Американский офицер, спасаясь от индейцев в горах Дикого Запада, невероятным способом оказывается на Марсе. Эта планета обитаема и населена различными гуманоидными существами, которые по большей части враждебно относятся к человеку. Множество приключений теперь ожидает главного героя, и преодолеть их будет нелегко.
Сайт, посвящённый книжному циклу: www.princessofmars.org (на англ. языке)
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Солнечная Система»
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1966 // Лучший цикл всех времён |
- /языки:
- русский (85), английский (46), вьетнамский (3), не указан (1)
- /тип:
- книги (111), периодика (8), самиздат (7), аудиокниги (8), цифровое (1)
- /перевод:
- Э.К. Бродерсен (26), Ю. Вейсберг (1), И. Владимирова (1), С. Глебкин (2), Т.В. Голубева (3), С. Гонтарев (1), А. Дмитриев (1), А. Иванов (5), А. Иорданский (4), Д. Казаков (1), В. Каротам (5), Т. Кучерова (1), И. Лысаковский (1), А. М. Дмитриев (1), Е. Маевский (4), С. Пономарев (3), А. Собинин (2), Д.Е. Торунь (1), Нгуен Тхань Нян (3), А. Усов (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 8 мая 2025 г.
Вот я и закончил этот цикл.
Я тянул его долго, иногда оставляя между книгами годы. Я бросал его, устав от его штампов и наивности, простительной для 1912 или 1913 года, но странной для 30-х или 40-х (да, автор провел на Барсуме четыре десятилетья!) – но рано или поздно возвращался.
Сейчас, окидывая его прощальным взглядом, я готов признать, что лучшими, запомнившимися наиболее ярко были всё же первые истории (даже захотелось поменять некоторые свои оценки, что я, пожалуй, и сделаю) – знакомство Джона Картера с Барсумом, его первые приключения и странствия, сопряжённые с «открытием» затерянных и забытых мест этой земли. Так что, если вы прочитали лишь три-четыре начальных романа, то вы, возможно, прочитали лучшее…
Нет, дальше тоже есть интересные истории и интересные моменты; романы легко и быстро читаются (это вот хорошая особенность прозы Берроуза – она очень летуча), в них, практически во всех, есть какое-то новое место Барсума, новая раса и новые технические изобретения (очевидно, что автор иногда обыгрывал в романах технические идеи и фантазии своего времени на пустошах Барсума – от кораблей-невидимок и самонаводящихся ракет до пересадок мозга). Но, к сожалению, в них же и сюжетный штамп с бесконечным похищением девушек, с побегами из темниц, с проникновением в стан врага в образе наемника, и прочее и прочее – штампы столь утомительные и живучие, что, по-моему, портят многие романы цикла как истории. И странно, что автор не пытался бороться с ними, хотя во всю менял персонажей – кроме Джона Картера, это был и его сын, и знакомые (непременно великие и отважные) войны, и даже ещё один американец, оказавшийся на Марсе.
Но возвращался я всегда. И возвращался не столько к историям (в какой-то момент уже не ожидая избавлений от штампов), не столько к героям (которые не очень-то выигрывали в моих глазах от их великой ловкости и военном мастерстве), сколько к самому Марсу, к пустыням древнего Барсума. К его пустым разрушенным городам, к его ордам диких зеленых людей, к его своеобразной этике, к его странной истории с не менее странной эволюцией, к его кучкам рассеянных рас и затерянных, отрезанных друг о друга народах, к его пыльным подземельям и воздушным кораблям, к диковинным животным и тревожному одиночеству умирающего древнего мира. Вот этот Марс я люблю, по нему я скучаю, и даже злюсь, когда не нахожу его колорита и атмосферы в романах цикла (а было и такое). Так что этот цикл для меня – не Джон Картер, а Барсум, и Барсум я запомнил наиболее ярко.
Airwalk, 6 мая 2025 г.
Эдгар Райс Берроуз — действительно один из важнейших писателей XX века, несмотря на то, что там себе думают высоколобые критики. Брэдбери не лгал.
Вы не найдёте у него экзистенциальной драмы и ответов на вечные вопросы человечества — но кто вообще сказал, что они обязательны? В литературе есть нечто большее, чем постоянные философские поиски и экспериментирование с формами. Литература должна вдохновлять — и с вдохновением у Берроуза всё в порядке.
Без его дерзкой фантазии у нас бы никогда не было ни Звёздных войн, ни Дюны. Да и Хайнлайн, Артур Кларк, Джек Вэнс — все они явно несут отпечаток его влияния.
Миры, которые он создавал, возможно, устарели, далеки от научной достоверности — но скучными они не были никогда.
А это уже многое значит.
Black ermine, 25 июня 2020 г.
Многие уважаемые коллеги уже сказали, собственно, все, что нужно знать о «барсумском» цикле Берроуза.
Старая, заслуженная вещь, веха в истории жанра, заложила основы и все такое, но сегодня ее серьезно читать нельзя — слишком наивно, сумбурно и заштамповано (то, что многие из этих штампов были заложены самим Берроузом, положения не спасает). Все это так. Я понимаю, что я прочитал эти романы вовремя — когда я сам был ребенком и когда жанры фантастики и фентези тоже еще не так повзрослели как сейчас. Мне просто повезло — я сказал свое «Ок оем октей уиз Барсум!», тогда, когда эта фраза телепортировала вас в свежий и лихой фантастический мир, а не в детскую песочницу. Я полностью согласен с теми, кто предостерегает от попыток перечитывать «Джона Картера» в сознательном возрасте — разочарование и разрушение сказки гарантировано. «Не встречайтесь с первой любовью в зрелости» — советовал классик и был тысячу раз прав.
И все же...
Спасибо за песчаные пустыни и великолепные города Марса.
Спасибо за Гелиум, Зодангу, долину Дор и другие невиданные названия, будоражившие детское воображение.
Спасибо за новых друзей — самого Картера, Тарса Таркаса, Дею Торис, датора Ксодара и множество других.
Спасибо за воздушные корабли и радио-револьверы.
Спасибо за схватки на мечах и воздушные баталии.
Спасибо за благородство героев, у которых мы учились храбрости и великодушию.
Спасибо за весь огромный, пестрый и невероятный Барсум, пускай наивный, но все равно прекрасный.
Вернуться в детство невозможно (да и не нужно), но оно ведь всегда будет с нами и в нас, так ведь?
Angvat, 26 февраля 2018 г.
Сейчас конечно без снисходительной ухмылки читать это уже невозможно. Герой незнамо как оказывается в другом мире, где тут же получает невиданные преимущества просто из-за другой силы притяжения и начинает всех гнуть. По пути ему попадаются ужасные чудовища, коварные враги и прекрасная незнакомка, что разумеется находится в беде и почти не носит одежды (а в качестве бонуса еще и не испытывает трудностей с деторождением и просто, пардон, несет яйца). Окружающая действительность выписана почти карикатурно, без малейших потуг на какую-либо продуманность. У меня даже в детстве вызывали серьезные вопросы пули, что срабатывают только при свете дня. Или общество, где все друг друга по сути убивают налево и направо, но зато никто ни у кого не ворует.
Короче, на сегодняшний день цикл выглядит донельзя простым и заштампованным. И то, что он фактически сам заложил многие штампы (ибо годков ему уже ого-го) выручает не сильно. Я как-то не привык делать скидку на возраст. Вон дедушки Уэллс и Верн писали еще раньше, но некоторые их произведения интересно читать и сегодня, даже имея за плечами немалый литературный багаж за плечами.
К счастью с «Марсом по Берроузу» сам я познакомился еще в начальной школе, и тогда глотал эти книги одну за другой, лишь после третьего тома стало появляться какое-то странное послевкусие. Это неплохие книги, чтобы начать с них знакомство с приключенческой фантастикой. Но упаси вас боги Барсума прикасаться к ним в более-менее зрелом возрасте. Приличное разочарование, скорее всего, буде неминуемо. Провальная экранизация, в которую вложили массу средств, лишнее тому подтверждение.
Без оценки, ибо объективно эти книги можно закатать в бетон не особо напрягаясь, но так как я познакомился с ними в нужное время и в нужном месте, делать это не особо хочется. Пусть эта частичкам детства в нем и остается.
Tanufka, 10 декабря 2013 г.
Этот уникальный цикл стоит для меня особняком! Когда я была совсем маленькой, я зачитывалась «Принцессой Марса» и в своем воображении переживала все те удивительные приключения, в которые попадал Джон Картер. И долгие годы потом меня терзал вопрос, успел ли он запустить кислородный завод.
И только через десять лет в старших классах школы я, наконец-то, нашла в библиотеке продолжение этой захватывающей истории, прочитала запоем обе книги и «Боги Марса», и «Владыка Марса» за пару часов, не отрываясь.
До сих пор помню, как потрясли меня растительные люди Марса, как интересно было увидеть раскрытие тайн марсианской религии и черных пиратов Барсума, как завораживали древние города и марсианские животные.
И вот совсем недавно я нашла и прочитала все остальные части этого цикла, вот они меня очень разочаровали, постоянно появлялись какие-то невероятные расы существ, и всем нужна была незаменимая Дея Торис... Для себя сделала вывод, что первые 3 книги буду читать и перечитывать, и рекомендовать всем, а про остальные постараюсь забыть, чтобы не портить впечатление.
Именно эту первую трилогию я советую всем своим друзьям и знакомым, и именно с нее начали интересоваться чтением многие мои знакомые, которые до этого не читали книги вовсе.
Жалко, что эта серия давно не переиздавалась, когда попыталась найти себе в домашнюю библиотеку, столкнулась с отсутствием ее в книжных магазинах города и даже в интернет-магазинах, с трудом удалось раздобыть только букинистический вариант с пожелтевшими страницами. И это очень печалит, ведь в отличие от издающихся в огромном количестве книг-клонов с однотипными примитивными сюжетами, эта трилогия о дружбе, любви, отваге.
Особо хочется отметить преданного Вулу, добрую и мягкую Солу, мужественного, но при этом очень человечного Тарса Таркаса. Все они стали мне близки и дороги, с ними я раз за разом с удовольствием погружалась в невероятный мир — Барсум Эдгара Берроуза.
ugin40817, 10 сентября 2013 г.
Для меня этот цикл очень ценен, т.к. именно с него я начал читать фантастику и вообще читать что либо вне школьной программы. С глубокой ностальгией вспоминаю начало 90-х, когда мы через друзей доставали эти потрепанные, зачитанные до дыр томики в мягкой обложке, неделями маялись в предвкушении новых приключений Джона Картера, ожидая своей очереди, скорее бежали из школы, чтобы «отправится» на Марс, к любимым героям. Да, были Жуль Верн и Станислав Лем и Беляев, но именно Берроуз стал для меня своеобразным ключом к миру фантастики, ведь он придумал совершенно новый мир со своими традициями и законами, в отличие от других писателей, действие книг которых преимущественно происходили на земле, и героями которых были люди. Сейчас я наверное не стал бы кому либо рекомендовать данный цикл для прочтения, мне кажется не сможет современный школьник, на фоне всего современного разнообразия и доступности разного качества материала, оценить фантазию автора. Это все равно что дедов, новенький «москвич», в котором я в свое время чувствовал себя как в космическом корабле, на фоне современных мерседесов. А для тех, кто говорит о картонности и шаблонности, надо просто вспомнить или понять, что было такое время, когда по телевизору транслировали два канала, видеомагнитафон считался роскошью, а на звездные войны, в кино, ходили по 10 раз.
Алексей1965, 7 июня 2013 г.
На мой взгляд, читать первые произведения этого цикла (про остальные даже не говорю) имеет смысл только тем, что интересуется историей фантастики.
Есть два вида произведений — те, которые имеют самостоятельную литературную ценность, и те, что только послужили ступенькой (или толчком) для развития чего-нибудь. Так сказать, простимулировали фантазию.
Пушкин и Толстой не нуждаются в нашем снисхождении.
Если говорить о фантастике — тот же Уэллс или Джек Лондон — люди того же времени. А Эдгар По и пораньше будет. Это — литература.
А Бэрроузу — огромное спасибо за вклад в развитие и все прочее. Но читать его невозможно — ни языка, ни интриги, ни героев сочных. Практически — комикс по литературному уровню.
Прямо как самые скучные сказки 1001 ночи. Едет герой, встречает ифрита, побеждает, заставляет сказать «Нет бога, кроме аллаха...» и дальше едет, встречает следующего... И так вся сказка. То же и тут.
Если же говорить о подростковой литературе — есть масса книг значительно более подходящих. Тот же Хайнлайн, например. Для 10-12 летнего возраста — выше крыши. Только читать успевай. Хоть того же Беляева или Жюля Верна. Я уже не говорю о Булычеве. При этом масса познавательного материала параллельно — в интересной форме.
Да что там — «Волшебник Изумрудного города» и «Незнайка» значительно увлекательнее.
Кстати, в детективах — та же история.
Конан Дойл — прекрасно идет, и Честертон — а вот Уоллес смотрится смешно.
white noise, 1 декабря 2011 г.
Я прекрасно понимаю, почему избалованные обилием доступной информации детишки брезгливо морщат нос в комментах: «Фи, наивность!» Поверьте, друзья, не меньшая наивность, чем большинство ваших псевдороманчиков, написанных по игрушкам. Важно другое: книга была написана почти сотню лет назад. И для своего (подчеркиваю: для своего) времени она была просто шедевром. Первая попытка создать целый мир. не просто создать: населить его живыми персонажами разных рас, придумать историю... Про НФ-идеи, которыми роман просто переполнен, я вообще не говорю. Если бы мистер Берроуз в свое время не написал этот цикл, уважаемые, то не факт, что НФ была бы такой, какой мы ее сейчас видим. Можете представить кинематограф без Чаплина? То-то и оно. Не было бы его — где гарантия, что вы сейчас смотрели бы «Трансформеры»:)
По части идеи же — ЭРБ даст фору абсолютно любому. Приоритеты очевидны: не нажива, подлость, лицемерие, как в книгах, которым цикл годится в трижды пра-прадеды, а Любовь, Дружба, Верность, Честь — именно так, с большой буквы. Так что, несмотря на простоту и во многом даже наивность, цикл заслуживает как минимум уважения.
alex2, 2 июля 2008 г.
Ярким доказательством тезиса «Каждому возрасту — свои книги» являются произведения Эдгара Райса Берроуза. Меня судьба свела с ними как раз тогда, когда следует — в конце восьмидесятых-начале девяностых годов, во время беззаботного детства. Встреча была радостной!
Именно в это чудное время, когда багаж знаний и прочитанных книг ещё невелик, когда некоторым натянутостям и научным несуразицам сюжета ещё не за что зацепиться в душе читателя, когда для получения удовольствия от чтения ещё не требуется высокий слог и философские размышления о жизни, а только хорошая и интересная сказка с множеством прекрасных и сильных героев, их приключений, поединков и побед над интригами записных злодеев, лучше всего встречаться с такой книгой. Тогда она вас увлечёт, захватит, уведёт с собой в мир древнего Марса. А вы-то, ещё не прожжённый книгочей, число книжных трофеев которого исчисляется тысячами, глядите на это всё изумлёнными детскими глазами и не в силах оторвать взгляд! Так со мной тогда и случилось. Сперва мне в руки попала только первая книга, такая полосатенькая. Может, помнит кто?
Тем больше была моя радость через пару лет, когда узнал, что есть продолжение захвативших меня приключений, много-много продолжений! В своей наивности я полагал, что каждая из этих книг подарит те же чувства, что и первая. И знаете, ошибся ведь совсем ненамного! Градус интереса стал спадать только к самому концу серии, когда уже и я, несмотря на свою наивность и неопытность в литературных вопросах, почувствовал, что сюжет слишком уж повторяется и является почти клоном(тогда я такого слова не знал:smile:) предыдущих книг.
Теперь уже, признаюсь, все приключения, герои, расы и народы Марса совсем перепутались в моей голове. Кто с кем где и за что сражался, кто кому приходится сыном или дочерью... Ну и пусть! Не такие это книги, чтоб оставаться в памяти читателя во всех подробностях. Зачем? Они сделали то, что было нужно — стали ещё одним якорем, который вместе с другими надёжно укрепил меня в гавани фантастики.
А ведь и самой фантастике они послужили! Уверен, ими зачитывались в детстве немало тех людей, которые потом поднимут знамёна Золотого Века фантастики! Пробудили чью-то страсть и фантазию, желание самим творить в этом жанре литературы. Зная об огромном успехе книг Берроуза, это можно утверждать почти наверняка. С другой стороны они показали, что издание фантастической литературы может быть очень успешным с деловой точки зрения предприятием. Думаю, и это тоже послужило свою хорошую службу в более поздние времена.
Конечно, столь большое число книг этой серии определено в первую очередь их рыночным успехом (раскупают — пиши ещё!), а не повелением души автора. Но на основании этого, а так же того, что в наше просвещённое время большинство умозаключений и «научных» рассуждений Берроуза выглядят просто наивно и по-детски, нельзя подвергать эти книги и их автора слишком большой критике. Ведь детские чувства при их прочтении были такими светлыми и радостными...
В конце скажу, что я предпочёл именно эту серию другому известному циклу Берроуза — про Тарзана. Странно, но он у меня особого интереса не вызвал ни тогда, ни, тем более, сейчас. Зачем об этом здесь пишу? А потому что ТАМ — не собираюсь.
nikn, 9 февраля 2011 г.
Начиная читать роман «Принцесса марса», который открывает марсианский цикл, очень сложно поверить, что он ровесник Великой Октябрьской Революции. Берроуз отправлял Джона Картера на Марс, а в это время Ленин произнес свое знаменитое: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась». Очевидно, что автор на много опередил свое время. В цикле встречаются революционные для своего времени идеи: трансплантация органов, механический мозг, политкорректность к черным жителям других планет, нарушающее межмолекулярные связи оружие и многое другое.
Я не согласен с мнениями о том, что этот цикл для подростков. Эти произведения можно читать в любом возрасте, хотя в подростковом возрасте они более оптимально воспринимаются. О цикле можно сказать, что он очарователен в своей наивности. Все так бросающиеся в глаза недочеты можно отнести к своеобразию миропонимания и литературной специфике своего времени. Как и во все времена, основную часть сюжета занимают приключения и подвиги во имя любви.
Итак, Джон Картер попадает на Марс, где находит множество приключений, любовь, друзей и вообще осуществляет Большую американскую мечту, правда на марсианский манер.
Для любителей старой динамичной фантастической литературы. Читайте и обращайте меньше внимания на недочеты.
xaak, 4 января 2011 г.
Лежал на днях в больнице и решил перечитать этот цикл. Перечитывая, я обращал большое внимание, не сюжету, а деталям. И я остался доволен. Эти книги прежде всего о дружбе, любви, отваге, справедливости и о других подобных положительных качествах и явлениях. Но я читал не ради этого(хотя все эти вещи описаны Бероузом более чем прекрасно, можно даже сказать, что он вознес все это в степень, максимальную для человека). Меня же интересовал, прежде всего, Марс.
Эдгар Райс Берроуз смог создать интересную планету, со своими секретами, особенностями климата и ландшафта и населил ее своеобразными созданиями. Описания самой планеты, а так же ее флоры и фауны, пожалуй, лучшие, что доводилось мне читать. В итоге(хоть многие моменты в книге и выглядят наивно): низкий поклон автору за этот цикл романов.
fatkh, 24 января 2011 г.
Как известно, именно этому циклу романов обязаны мы появлением такого великого человека, как Карл Саган. Эти книги в свое время были передовыми и вдохновили многих людей идти в науку, мечтать о далеком.
В детстве я перечитывал эту серию несколько раз, и каждый раз был в восторге. Да, теперь эта серия кажется наивной — но она не для взрослых людей. Это классика приключенческой фантастики, и до сих пор дети с удовольствием читают эту серию. Браво, Эдгар Райс Берроуз! Вы создали потрясающий мир и потрясающе добрую сказку. Низкий поклон.
Kairan, 2 ноября 2008 г.
Тех, кто с ходу начинает критиковать цикл за наивность, избитые сюжетные ходы и подростковость, могу лишь отослать к датам издания романов. Даже «Конан-Варвар» менее почтенного возраста. А для ТОГДАШНИХ читателей все это было свежо, оригинально и всерьез. Никто не задавал насмешливых вопросов, как это Джон Картер взял и оказался на Марсе, и не прикидывал с карандашом в руках, или как на самом деле должен был двигаться Картер в тамошних условиях.
В детстве произвело впечатление. Сейчас, само собой, перечитывать бы не стал.
mystery26, 11 октября 2012 г.
Самый первый мой фантастический опыт. Читал сериал целиком в пятом классе. Очень впечатлился. Перечитывал на протяжении 3-4 лет несколько раз. Недавно взялся перечитать еще раз и опять читал запоем пока не прочел всю серию. Да наивно, да для подростков, но ведь захватывает же :))))
Ramzesss13, 25 февраля 2011 г.
Моя самая первая фантастика!!!!! Не мог оторваться, читал и днем и ночью, после Берроуза полюбил фантастику и до сих пор читаю.Недавно перечитал весь цикл (после 8 лет), очень интересно но уже не так цепляет как первый раз, наверное возраст не тот да и требования уже повыше.На 10 конечно уже не тянет, но так как самая первая поставить ниже не могу, рука не поднимается!!!!