Брюс Стерлинг «Глубинные сады»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Производственное | Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Терраформирование | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Терраформинг» — программа оземеливания Марса — детище орбитального города-государства Терраформ-Кластер. С целью проверки новейших экосистем проводится состязание между различными группировками, трудящихся во благо будущей модели планеты, для которых это единственный шанс взойти на Лестницу в Небо.
Входит в:
— цикл «Шейперы и Механисты» > Рассказы
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Second Annual Collection», 1985 г.
— сборник «Crystal Express», 1989 г.
— сборник «Semi No Jo-o», 1989 г.
— сборник «Схизматрица», 1996 г.
— антологию «Genometry», 2001 г.
— антологию «Worldmakers: SF Adventures in Terraforming», 2001 г.
— сборник «Ascendancies: The Best of Bruce Sterling», 2007 г.
— антологию «Digital Rapture: The Singularity Anthology», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Рассказ |
- /языки:
- русский (3), английский (7), эстонский (1)
- /тип:
- книги (9), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Елетски (1), Д. Прияткин (3)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 15 июня 2025 г.
Глубинные сады во многом продолжают линию Царицы цикад. Прошли года, возможно столетия. Терраформирование Марса идёт успешно, кластер на околомарсианской орбите процветает, в том числе на рынке, а менее успешные группы вынуждены терять самостоятельность и отправляться на Марс практически в изгнание с крайне призрачным шансом когда-нибудь проявить себя и «подняться по лестнице в небо».
Такой шанс — нечто вроде контролируемого соревнования экосистем. Новые «игры», перестраивающие по прихоти властителей целые кратерные экосистемы. Собственно сюжет этого рассказа вращается как раз вокруг одной такой игры.
Сюжет сжатый, быстрыми мазками рисующий разрозненные общества Марса, их планетарную изоляцию, постепенную утрату идентичности, принятие культуры кластера и отчаянное желание заслужить право снова подняться в космос. Мир снова изменился, и всегда есть те, кто оказался на обочине.
На этом фоне сами соревнования довольно быстротечны.
Параллельно это история о том, насколько сильно кластер отдалился от первоначальных планов и первоначальной морали — открывшаяся правда о трагедии людей-птиц это ярко демонстрирует.
При всём при этом я не могу сказать, что автор рисует какое-то уж совсем мрачное будущее. Да, перед нами не утопия, но система пока что устойчивая и успешная. И на Марсе благодаря ней цветут отнюдь не только яблони.
Sergio Blanc, 20 марта 2024 г.
Рассказ продолжает ответвление цикла «Шейперы и механисты» начатое Стерлингом в «Царице цикад» и связанное с терраформированием Марса.
Терраформирование (оземеливание) Красной планеты интереснейшая задумка автора, которая к сожалению, лично мне очень и очень жаль, не получила должного продолжения. Эх, сколько захватывающих историй ( при его то таланте!) мог сочинить наш писатель. Увы.. .
В коротком тексте продемонстрированы большинство допущений Стерлинга, касающихся его картины видения модели будущего человечества.
Постгуманизм представлен, потрясшей меня группировкой паттернистов. Это шейперы с церебральной асимметрией. У них имелись чрезвычайно развитые правые полушария головного мозга, что давало им преимущества в интуиции и внезапных озарениях, но имело «побочки» в виде аутизма и паранойи. Эх, диалектика-диалектика. Везде этот принцип батарейки: что бы что-то жило и работало должны быть и «плюс», и «минус». Молодчина автор — всё учтёт, всё объяснит. Постепенно сообщество захирело и было вынуждено оправиться на Марс, чтобы в суровых условиях, под присмотром более удачливых конкурентов под названием Властители, работать в рамках проекта терраформинга Марса.
Властителями руководит Король Омар. Помните кто это?
В основе сюжета сложные переплетения (показ и описание которых является основой фантастики автора) двух видов инженерий: планетарной и социальной. В целях выделения из проигравших космическую и социальную конкуренцию групп-сообществ постлюдей, наиболее перспективных для дальнейшего использования, Властители устраивают экологическое состязание сильнейших биотехнологий — войну глубинных садов. Почему глубинных? А потому что их нужно разбить в одном из марсианских кратеров.
В финале автор приготовит нам сюрприз вполне в духе постгаманистической философии, царящей на страницах его произведений в рамках этого тематического цикла.
Читайте — не пожалеете. Реалистично, жёстко, прпавдоподобно и с множеством, запоминающихся деталей. Одна ногорукая женщина чего только стоит!
taipan, 26 июня 2012 г.
Рассказ «Sunken Gardens» впервые был опубликован в 1984 году, входит в ряд авторских сборников, наиболее «тематический» из которых Schismatrix Plus («Схизматрица»).
В этой захватывающей и красочной истории Брюс Стерлинг, один из главных идеологов киберпанка, развивает свою, успевшую стать классической, эпопею о противостоянии «шейперов» и «механистов». Одни делают упор на биотехнологии и генную инженерию, другие — на киборгизацию и внедрение в человеческое тело разнообразных гаджетов.
Ареной противоборства становится Марс.
Колонизация планеты зашла в тупик, она представляет из себя нечто вроде заповедника для разрозненных кланов-сообществ, в разных пропорциях исповедующих все те же два базовых пути развития цивилизации — «шейперский» и «механистический».
Единственный путь из «резервации» — Лестница в Небо, как в метафорическом, так и в физическом смысле, возможность стать частью контролирующего Марс орбитального корпорации-государства Терраформ-Кластера. Большой брат, следящий за копошащимися на поверхности Красной планеты подопечными сотнями «глаз»-спутников.
Возможность взойти на Лестницу — приз в соревновании между сообществами, проходящий в форме «полевого» тестирования различных экосистем.
Базаровский постулат «природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник» здесь возведен в абсолют и осуществляется на практике.
Пытаясь добиться расположения беспристрастных корпоративных наблюдателей и занять свое место на их орбитальном «Олимпе», придуманные Стерлингом «мичуринцы» заново создают жизнь, сеют контейнеры с биомассой и капсулы с яйцами насекомых. Ведомые конкурирующими специалистами, в одном из кратеров где-то на равнине Эллады в противоборстве сходятся сеялки, похожие на богомолов и шары с ножками-ходулями. Сходятся бактерии и мошки, чешуйчатые моржи, змеи с фасетчатыми буркалами и стремительно растущие мангровые заросли. Борются за жизнь, не ведая, что вся их живописная дарвиновская борьба — лишь чей-то практический экзамен, возможность набрать необходимое количество очков.
Выводы Стерлинга, как это вообще свойственно киберпанковому дискурсу, довольно неутешительны. Уподобляя себя Творцу, природу воспринимая, как работник в мастерскую, человек остается человеком — стремясь списать свои ошибки на то, что «природа тоже ошибается». Как и встарь, возможность критики и суждений признавая «сословно» за тем, кто «смотрит с орбиты». Тем же, кто «смотрит с планеты» оставляя зыбкий шанс на личностный рост в виде упомянутой уже Лестницы.
vam-1970, 24 марта 2020 г.
Рассказ из цикла «Шейперы и Механисты».
Номинант премии Небьюла 1984 года.
Жестокий сюжет. Это до какой же стадии должно развиться человечество в виде шейперов и механистов, когда уничтожает своих же при помощи соревнований в терраформировании Марса!!!.
Автор написал этот цикл с неверием в счастливое развитое человечество. Истощили Землю, переселились в Космос, сейчас терраформируют Марс, кажется как прекрасно, но социально и индивидуально стали жестокими и превратились по своим поступкам в бессчувственные создания, такие же как и их механические придатки к телу. Никто ведь ещё не исследовал, как себя ведет инвалид с механическими протезами — как эти металл и пластик заменяют живые отсутствующие органы с их биополем. Никто!! Сюжет как то касается этого.
mak_aren, 16 июля 2009 г.
интересный рассказ который следует читать после Царицы цикад, а еще лучше после Схизматрицы иначе не будет понятно как благородная идея по терраформингу марса извратилась до неузноваемости.