Кир Булычев «Девочка, с которой ничего не случится»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Любой
Сборник рассказов посвященных детству Алисы Селезневой, девочки из будущего, рассказанные ее папой. Алису ждет звонок Бабе-яге, встреча с привидением, подарок от знаменитого капитана Полоскова, дружба с самым настоящим динозавром и поиск гостей с очень далекой звезды.
Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные ее отцом.
Отдельно публиковались главы «Я набираю номер» и «Об одном привидении» под названиями: «Девочка, с которой ничего не случится» (1970), «Девочка, с которой ничего не случилось» (1995); рассказы «Об одном привидении» и «Пропавшие гости», совместно с главой «Кустики» из повести «Путешествие Алисы», под названием «Девочка с Земли» (1995).
По главам из повести выпущен диафильм под названием «Девочка из XXI века» (1977).
Снят фильм-спектакль на польском языке, ТВ Польши, 1994г.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— антологию «Мир приключений. Альманах № 11», 1965 г.
— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 15. Антология советской фантастики», 1968 г.
— антологию «Viaje por tres mundos», 1969 г.
— антологию «Russiese Essef», 1970 г.
— сборник «Девочка с Земли», 1974 г.
— антологию «Lo mejor de la ciencia ficción soviética I», 1986 г.
- /языки:
- русский (54), английский (2), немецкий (1), испанский (2), голландский (1), финский (1), чешский (2), украинский (1), польский (2), словацкий (1), болгарский (2), казахский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (70), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М.A. Буйчук (1), П. Вейгел (2), М. Гинзбург (1), Э. Зыхович (1), С. Кастро (1), М. Коскинен (1), Дж. Костелло (1), И. Левандовская (1), Е. Литвиненко (1), А. Мёккель (1), Ф. Петров (1), Н. Ракева (1), В. Слободникова (1), М. Схрёдер (1), Т. Хайдаров (1), М. Халачева (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rosewing, 1 марта 2025 г.
С Алисой Селезневой я была знакома по советскому мультфильму. Возможно отрывками смотрела фильм, но в памяти он как-то не задержался. С детства эта история меня не очень вдохновила и книги Булычева по этой причине прошли мимо меня. И ой как я об этом сожалею!
Булычев пишет потрясающе, столько юмора и теплоты в его текстах. Очень легкие, интересные, фантастические рассказы о маленькой девочке — фантазерке, которая своей непосредственностью и живым характером покоряет всех вокруг. Как и все дети, Алиса постоянно попадает в какие-нибудь невероятные истории: то потеряется, то подружится с приведением, то окажется в прошлом. И несмотря на опасения папы, все приключения заканчиваются полным фурором Алисы. Дочка, читая, находит множество общих черт и конечно совсем по другому реагирует на прочитанное, нежели я в своем возрасте. Замечательное произведение для детского чтения.
1001, 27 января 2025 г.
Хотя я был относительно хорошо знаком с творчеством Кирилла Булычева (он еще не был Киром:) — книг про Алису мне не попадалось до 1974 года.
(Этот момент я очень хорошо запомнил, так как в тот день, когда я увидел на выставочной полке «Новые поступления» обложку с девочкой, спрыгивающей со звездолета — мне первый раз конкретно намекнули, что мое время уже вышло — библиотека была детской, и после того, как читателю исполнялось 14 лет, ему говорили «до свидания!». Но не тут-то было — я настоял на своем и а) таки получил эту книгу на дом б) добился продления срока своего пребывания — по факту меня отчислили при наступлении 16-летнего возраста. Впрочем, в юношескую библиотеку я тогда (в 14) тоже записался. Суть проблемы, собственно, была в том, что в детской не было очередей на некоторые книги)
И да — именно тогда я услышал от библиотекарши фразу: «А Булычев-то теперь Кир!» (с некоторой иронией и намеком на легкую манию величия :)
Но увы, возраст таки сказался — книга («Девочка, с которой ничего не случится» 1965, «Путешествие Алисы» 1971, «День рождения Алисы» 1974) показалась мне таки детской. Хотя я ее добросовестно прочел и хорошо запомнил иллюстрации (Мигунов же, забыть его иллюстрации невозможно) — сама история (в целом) показалась мне совершенно надуманной и слишком упрощенной (адаптированной для детского восприятия :)
Да и школьные подруги на нас, сверстников обращали «ноль внимания, фунт презрения» (с) школьный сленг начала 70х
Относясь к нам, как к недорослям, что было обидно и вызывало ответную реакцию :)
Так что и сам образ Алисы мне не зашел, разве что имя запомнилось (одна Алиса — это Лиса, другая — из Страны Чудес, а это уже была третья :)
Прошли годы. Отношение девушек ко мне резко изменилось (именно по этой причине известный мультфильм 1981 г. был мой практически не замечен :), и в результате некоторого подобия регби — одной из комсомолок, спортсменок и просто красавиц таки удалось выйти за меня замуж :)
И как раз к рождению нашей дочери на ТВ экранах появился фильм «Гостья из будущего».
Фильм хоть был детским, но... :) Я тут же вспомнил ту Алису и понял, что этот ТВ- вариант куда ближе и к правде, и к сердцам зрителей. Про музыку и речи нет...
А еще несколько лет спустя мы уже смотрели этот фильм с дочкой, которая, впрочем, сделала свои выводы :)
Уже где-то во времена видеопроката и кабельного телевизионщики вспомнили и про «Тайну третьей планеты», после чего этот мульт просто разобрали на цитаты...
В общем — популярность книг про Алису на 100% связана с тем фильмом (и мультфильмом), актрисой и гениальной музыкой. Редко, на такое случается.
Но без книги ни музыки, ни фильма бы не было.
Тимолеонт, 18 апреля 2024 г.
Прекрасные маленькие сказки про детей для любителей хороших историй всех возрастов. Ни в коем случае не глупые и не наивные истории о самых невероятных приключениях маленькой смышлённой девочки. Великие силы, как же счастлив был я в раннем детстве, читая всё это.
kerigma, 14 октября 2024 г.
Так вышло, что вся Алиса Селезнева в детстве прошла мимо меня, и даже кино я не смотрела. Притом, что что-то другое у Булычева читала. Решила наконец восполнить этот пробел и начала вроде бы с самого начала.
«Девочка» — это, собственно, не повесть, а сборник коротких веселых рассказов о разных приключениях маленькой девочки Алисы из будущего. Они действительно рассчитаны на детей, мне сложно судить, но я бы сказала, лет на 5-6, по крайней мере, для меня это тот же формат, что и «Простоквашино». Рассказы очень милые и радостные, фантастические детали не столь важны, сколько общее ощущение счастливого беззаботного детства. И что особенно приятно для любителя именно фантастики — это ощущение безопасного фантастического будущего, в котором есть и другие расы, и инопланетные звери, и результаты неудачных научных экспериментов — но все исключительно милые и ничем не грозящие гиперактивной Алисе. В них нет никакого напряжения, никакой особой интриги, потому что сразу понятно, что все кончится хорошо. Так что это детская литература именно для детей, а не для взрослых. Посмотрим, что дальше будет.
sergej210477, 9 ноября 2024 г.
Сборник из нескольких крошечных зарисовок из жизни маленькой девочки Алисы, рассказанные ее папой. Вроде бы, ничего необычного — ребенок как ребенок. Шалости, проказы. Только, живёт Алиса в XXI веке.
Книжка для самых маленьких. Это, уже, позднее, в других произведениях Кира Булычева, Алиса подрастет, а, вместе с ней повзрослеет и читательская аудитория. А пока — приключения маленького ребенка.
Хорошая и добрая книга.
Наверное, уже, классика детской литературы.
Baskk, 5 апреля 2024 г.
Семь прекрасных новелл о девочке живущей в будущем (как его представлял советский фантаст). Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, но в целом получилось замечательное произведение, которое надо читать детям и внукам.
Lerr, 20 июня 2024 г.
Прекрасные детские рассказы, пронизанные чистой и наивной мечтой о будущем, где на ракетах доставляют почту, ученые изобретают машины времени, а детей в детских садах возят на экскурсии на Марс. Истории про детство, которое у всех было и о котором все тогда мечтали.
Рассказы короткие и отлично подойдут для чтения ребенку, а главное и взрослому будет совсем не скучно отправиться в первые приключение с еще совсем маленькой Алисой. Не стоит ждать от них какой-то глубины, лучше воспринимать, как аперитив – дальше будет только лучше.
AlisterOrm, 31 марта 2018 г.
Уж не знаю, можно ли назвать моё нынешнее обращение к «Алисе» ностальгией. Конечно, кое-что я читал ещё в 1990-е, «Гай-до», «Конец Атлантиды», «Путешествие Алисы»... Но это было вскользь и мимоходом, симпатичная НФ с библиотечной полки. Я, конечно, вроде бы помню эти повести, они для своего времени яркие светлые, но повести об Алисе Селезнёвой быстро ушли с моего взора. Были комиксы из детских журналов и гениальная «Тайна третьей планеты»... а вот «Гостья из будущего» и «Лиловый шар», что называется, «не смотрелись». Для меня Булычёв, значительно позже, стал автором «1185» и «Истории Бирмы», «Великого Гусляра» и «Верёвкина», «Павлыша» и «Тайны Урулгана»...
И вот я читаю «Девочку, с которой ничего не случится», первое произведение об Алисе, написанное за два года до «Полдня, XXII век» и в один год с «Мы — из Солнечной системы», этими воплощениями оптимистической советской фантастики. Точно такой же дух присутствует и в этой незамысловатой, я бы даже сказал, слегка легковесной повести. Но вот сам дух времени здесь чувствуется прекрасно, хоть и исподволь, ненавязчиво.
А так — по своему забавно, эдакий сборник баек про девочку-егозу, которая залезет в любую, самую жуткую дыру на свете, если её увидит. И при этом ей дико, фантастически везёт и на неприятности, и на пути выпутывания из них, что без всякого удивления фиксирует явно уставший от своей специфической дочи папаша.
В общем, вполне приличная детская повесть. Лёгкая, ненавязчивая и совершенно неидеологизированная, какой и должна быть детская литература.
Фалкон, 27 февраля 2017 г.
Собственно, очень добрая история о девочке будущего, написанная в очень удачно подобранном формате бесхитростных рассказов её отца. Есть определенные элементы космооперности, а из фантастики вообще — повесть, которую можно давать читать в любом возрасте (нужно только уметь читать и иметь начальные познания об окружающем мире.)
При этом, каждая глава, прочитанная в зрелости, дает некие новые черточки несбывшемуся будущему (и речь не только о ненаступившем коммунизме, а об обществе вообще).
Каждую главу (за исключением тех, которые издавались отдельно), можно оценить с этой точки зрения.
«Вместо предисловия»; всего полторы странички, а, между тем, мы узнаем, что Алисе предстоит идти в школу. Означает это, собственно, то, что автором не предсказаны активно продвигаемые уже сейчас формы дистанционного обучения. Впервые упоминается «марсианин», о которых речь — ниже.
«Бронтя» — целых ворох «предсказаний»:
1. Вылупление бронтозавра из окаменевшего яйца — выглядит крайне сомнительно; более фантастично, чем «Парк Юрского периода», и даже чем вылупление эпиорниса из яйца (яйцо сравнительно свежее) в рассказе Уэллса.
2. Просвечивание яйца рентгеном — крайне вредное мероприятие; тут на помощь пришла МРТ, которая дает поразительную детальность, в том числе, в динамике.
3. Под 80-этажную гостиницу в Москве подходит только башня «Федерация-Восток»; все прочие (как сталинские, так и российские — ниже).
4. Антарктида заселена, что в настоящее время вообще крайне сложно прогнозировать (по срокам).
5. Марсианские богомолы — в природе отсутствуют, и даже в 1965 году были сильные подозрения на этот счет.
6. Ко времени Алисы сохранился наземный транспорт (возможно, даже личный — хотя и неясно), что следует из замечания об отсутствия необходимости «переходить дорогу» на пути от дома к зоопарку.
7. Доставка бамбука грузовыми ракетами из Индии. Косяк, не иначе. Их нет, и никогда не будет — потому, что не использовать подъемную силу атмосферы, когда она так плотна — верх неразумности. А вот пассажирский (и возможно, грузовой) гиперзвук — будет, хотя, вероятно, еще и не скоро, но не на ракетоподобных, а на самолетоподобных аппаратах.
8. Совхоз «Поля орошения» — не иначе, как недосмотр автора. Термин «совхоз» имеет очень четкое смысловое значение, и в коммунистическом будущем сохраниться бы не смог (был бы комхоз). А может, Алиса живет не в коммунизме? А вот насчет выращивания в этом совхозе (невзирая на его любое местоположение) бананов — верю вполне.
Краткое содержание рассказа — Алиса торжествует.
«Тутексы»:
1. Марс, населенный марсианами, которые являются аборигенами планеты (так как вынуждены ходить в скафандрах внутри земных куполов) — явная условность и перебор.
2. Соответственно, условностью является и вымершая цивилизация «тутексов».
3. Невесомость в земных кораблях на маршруте Земля-Марс — архаика, которая плохо воспринимается среди прочих чудес.
4. Роботы, впервые появляющиеся в повествовании. Пока что, робототехника развивается совсем не в том направлении, что предсказывали фантасты. Промышленное роботы есть; любая степень автоматизации и механизации любых процессов — в наличии, но встретить разгуливающих по улицам роботов пока трудновато.
5. Вездеходы-прыгуны — излишнее украшательство; непонятно, какие преимущества дает прыгучесть.
6. Почтовые ракеты — сомнительно, чтобы они существовали и на Марсе, если только они — не межпланетные. Но последний вариант кажется архаикой, в окружении видеофонов.
Краткое содержание главы — Алиса пакостит археологам.
«Застенчивый шуша». Про повторы того, что отмечено в предыдущих рассказах — не буду; только новое:
1. Первомайский праздник сохраняется к 80-м годам 21 века. Хочется верить, что так и будет. Хотя о какой «международной солидарности трудящихся» в коммунистическом будущем Алисы может идти речь — непонятно.
2. Постулируется, что к указанному в пункте 1 сроку, уже начнутся межзвездные перелеты. В отношении указанного утверждения испытываю крайний пессимизм.
3. Планетная система у Сириуса — не обнаружена; вероятность, что её найдут — небольшая (уже бы нашли — звезда близкая).
4. Крайне недоволен тем обстоятельством, что согласно Булычеву, ювенальная юстиция полностью победила и воспитание, путем принуждения и наказания, бывает только в сказках. Это — та категория прозорливости, про которую хотелось бы сказать — «лучше бы её не было».
5. Инопланентные звери, невозбранно проникающие в межзвездные корабли — такой безалаберности даже от космооперы не ожидал.
6. Микрофильмы, неважно — звуковые или нет, исчезли так быстро, что их никто и не заметил. Ими успели попользоваться только шпионы.
7. Говорящий зверь (разумный, одним словом), не обнаруженный целым легионом биологов — нонсенс. Равно как и цивилизация, никаких признаков которой не обнаружили опытные звездолетчики.
Краткое содержание главы — Алиса чуть-чуть пакостит и, в основном, торжествует.
«Свой человек в прошлом» — глава, в которой Алиса пакостит совсем чуть-чуть (в течение 3 минут), и торжество, как таковое, также отсутствует. Просто проказничает ребенок, что и в наши дни вполне нормально и заурядно. Что можно отметить:
1. Кроме «школы» из предисловия, в будущем Алисы есть «детские сады»; в общем и целом это не является всеобщей традицией воспитания, и присуще, скорее, коллективистским обществам.
2. Котенок, отправленный в прошлое, и превратившийся в Тунгусский метеорит — это беззлобная шпилька в адрес изобретателей сотен гипотез об указанном метеорите; воспринимается исключительно с юмором.
3. Любопытный феномен: из будущего Алиса отправляется ... тоже в будущее, только крайне близкое. Она попадает в 1975 год, тогда как повесть написана в 1965 году.
4. Тезис о «низкой Москве» соответственно, не может восприниматься вообще никак — Москва какая была в 1965 году, такая и осталась в 1975 году. Скорее, это намекает на высотное строительство в Москве после 1975 года.
5. Любопытно, что в детстве я также воспринимал «писателя Аркадия», как Стругацкого; и только потом, обнаружив, что «Пятна на Марсе» — вымышленная книга, переменил свое мнение.
6. Наблюдение, несколько портящее идеальный образ будущего Алисы. Девочка отказалась подарить книгу «Пятна на Марсе» жуликоватому академику, что говорит о том, что: а). Означенный академик страдает от атавистических собственнических чувств, да еще и пытается манипулировать маленькой девочкой. б). Алиса, что вообще парадоксально, очевидно, также имеет некоторые представления о ценности материальных предметов. Вынужден предполагать, что соответствующие собственнические наклонности присущи человеку, как биологическому виду и никакие эксперименты хунвейбинов изменить это не смогут.
В общем и целом, за простоту (причем — не вымученную, а формат такой!), легкость в прочтении и восприятии, и пригодность для любого возраста — 10 баллов. Кстати, по прочим отзывам ясно вижу, что Булычев менял текст, по сравнению с изданием 1968 года.
mogzonec, 21 июня 2013 г.
О приключениях Алисы начал читать в «Мире приключений». Тогда это выглядело свежо, увлекательно, интересно. Незамысловатые сюжеты про девечку чем-то напоминал «Витю Малеева в школе и дома» Николая Носова с тем лишь отличием, что приключения Алисы происходили в далеком-далеком будущем, прекрасном и светлом. Ну а в остальном — атмосфера, юмор, быт — очень даже похоже. Подкупало также и то, что написаны эти приключения были нормальным, простым, человеческим языком, без нравоучений и глубокомысленных рассуждений. Все было просто и на своих местах, даже фантастические атрибуты были поняты и выглядели привычными. Наверное, так и рождается классика, когда понятно, близко, созвучно твоему настроению и мыслям.
rezviy-homiak, 18 августа 2023 г.
Дети всегда остаются детьми, где бы они не росли и к какому веку бы не принадлежали. Они всë время во что-то влипают. То подружатся с бронтозавром, то окажутся на космодроме, то вообще спасут учëного, попавшего в затруднительную ситуацию. И все это легко и непринужденно, а главное совершенно случайно.
С большим удовольствием перечитала эти маленькие истории о маленькой Алисе. Автор знакомит нас с девочкой, которая, став старше, побывает в огромном количестве приключений, а пока она ходит в детский сад, периодически заставляет папу волноваться и растёт.
Истории могут показаться немного скучными взрослому читателю, но как же над ними смеются дети. Да и родители нет-нет, да и узнают в некоторых шалостях Алисы своих дочек или сыновей.
Нужно сделать скидку на то, что писалась история во времена Советского Союза, отсюда некоторая наивность. Но при этом в истории чувствуется лёгкость и светлость. В таком будущем хочется жить.
Если вы решите читать «Алису» Булычёва в хронологическом порядке, советую не бросать после первой книги. Дальше будет становиться интереснее.
K3K, 13 января 2024 г.
А вот эту повесть в рассказах я прочитал в глубоком детстве, в БСФ, единственном томе из той серии, который у меня тогда был) Очень понравилось, перечитывал много раз. И поэтому когда вышла экранизация «Сто лет тому вперед», или «Лиловый шар» в «Пионерской правде» — я уже знал главную героиню, о чем с гордостью и рассказывал одноклассникам)
muravied, 1 апреля 2024 г.
Добытая недавно книга «Антология советской фантастики том 15» сподвигла меня на чтение в ней всего подряд. Этот седой фолиант 1968 года с запахом Советского Союза завораживает. Но вот о сборнике рассказов Булычева про самое раннее детство Алисы Селезнёвой хочется сказать, что я разочарован. По сравнению с Гусляром, тут прям детская-пре-детская книга. Вот моей 5-летней дочке в самый раз наверное. Бронтозаврика покормили хлебушком. Позвонили Бабе Яге (тут вспоминается классика Жванецкого про «крысу однозубую»). Рассказики простенькие, лёгкие и предсказуемые. Забавно, что дача у Селезнёвых находится во Внуково, а я тут и сам живу. Понравилась концовка в Тутексах про внешний вид собственно Тутексов. Понравился «свой человек в прошлом», думал, что Стругацкий, но такой книги «Пятна на Марсе» у него я не знаю.. В целом почитать можно, но не ждать откровения.
lawyer.1979, 18 августа 2012 г.
Прекрасная повесть, состоящая из небольших рассказов, каждый из которых является повествованием о невероятных приключениях маленькой Алисы.
В этом произведении Мастер знакомит нас с дочерью профессора Селезнева, которая умудряется, благодаря своей любознательности, а в основном и просто детской беспечности, попадать в крайне забавные ситуациях, некоторые из которых ставят в тупик не только папу главной героини, но иногда и весь научный мир. Казалось бы произведение написано для детей, но если посмотреть немного глубже, то мы с Вами увидим волшебное и светлое будущее, о котором так мечтали жители нашей страны, в таком уже далеком ХХ-ом веке. Конечно же сейчас, в нашем «новом» будущем, другие проблемы и совсем иная жизнь, и эта книга кажется очень наивной, но то, что доносит нам Автор будет актуально всегда.
Итог: это Творение Кира Булычева, по моему мнению, должно найти свое место на книжных полках в каждой российской семье, ведь оно учит детей и взрослых быть хотя бы немного добрее.
Vlada24, 1 ноября 2011 г.
Мне тяжело даются детские книжки. Того же Крапивина одолеть уже не могу, слишком много прописных истин и эссенция морали.
Здесь же совсем другое дело — написано с юмором, настолько легким, что и ребёнок посмеётся и взрослый. А уж насколько интересен и неожиданен сюжет, я была удивлена, что в детстве так и не прочитала. Много потеряла.