fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Геном»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.23
Оценок:
5596
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 186
Аннотация:

Мир далекого будущего, где человечество практически утратило свои корни, но крепко укрепилось в космосе, где живут и развиваются тысячи необычных форм жизни. Ради этого люди изменили себя, изменили свой генотип. Они стали людьми-спец. Они ограничили свои чувства и получили взамен лишь толику веры в то, на что настроен их генотип, иллюзию блаженства, иллюзию любви. Таким оказался и главный герой — Алекс Романов, пилот-спец, до кончиков пальцев влюбленный в свою профессию, в возможность летать и получать от этого ментальное удовольствие...Но лишенный чувства любви к людям, любви приносящей боль и радость, заставляющей жить и развиваться без генных модификаций, летать в далекие уголки вселенной ради того, чтобы вернуться к той, кто будет ждать его.. всегда..

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Москва, январь—июнь 1999 г.


Входит в:

— цикл «Геном»

— цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения»  >  Романы и циклы

— журнал «Lightspeed. Issue 55, December 2014», 2014 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 312

Активный словарный запас: средний (2916 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Странник, 2000 // Крупная форма

номинант
Сигма-Ф, 2000 // Крупная форма, романы

Похожие произведения:

 

 


Геном
1999 г.
Геном
2000 г.
Геном. Танцы на снегу
2004 г.
Геном
2006 г.
Геном
2006 г.
Танцы на снегу. Геном. Калеки
2007 г.
Геном
2008 г.
Геном
2014 г.
Холодные звезды
2019 г.
Геном
2020 г.
Геном: Танцы на снегу. Геном. Калеки
2022 г.
Геном
2023 г.
Геном: Танцы на снегу. Геном. Калеки
2025 г.

Аудиокниги:

Геном
2006 г.

Электронные издания:

Lightspeed. Issue 55, December 2014
2014 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Genom
2005 г.
(польский)
The Genome
2014 г.
(английский)
Genom
2015 г.
(чешский)
Геном
2015 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Превосходный роман, мне он понравился. Совсем не космоопера, скорее биопанк, хоть и с натяжкой, а в последней главе детектив. События развиваются неспешно, здесь нет ни сражений, ни погонь, а интрига весьма условна. Роман по большей части описательный.

Лукьяненко разворачивает перед нами полотно своего необычного «специализированного « мира, где люди — винтики в структуре человеческой империи. Автор так и говорит, что его целью было придумать необычную, ни на что не похожую концепцию. Но и история экипажа «Зеркала» мне показалась интересной.

Повествование идет от лица капитана корабля Алекса Романова, прочие персонажи между собой как бы и не взаимодействуют, по крайней мере в романе это отражено слабо. Театр одного актера это минус. Но Алекс герой харизматичный, не персонаж-функция, и в процессе повествования меняется, скучно точно не будет.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лукьяненко, конечно, мастер, генерирующий очень интересные идеи. Он создал мир, где люди разделены на генетически-измененных спецов и натуралов.

Главный герой Алекс пилот-спец выходит из больницы, где его восстановили после тяжелейшей травмы и встречает Ким — 14-летнюю девочку, у которой начинается метаморфоз. Алекс находит работу, похожую на сыр в мышеловке, должность пилота, совмещенную с должностью капитана с правом набрать свой экипаж.

В процессе набора экипажа мы знакомимся с остальными героями, тут вам и уроженка революционно-настроенного к чужим Эбена, и молоденький энергетик Поль Лурье, и гей-натурал навигатор Генералов, и пилот-спец Морриган. Никто из экипажа не знает о цели путешествия.

А дальше...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
выясняется, что Ким не только боец-спец, но и гетера-спец.
Тут я всерьез задумалась, неужели могли бы родители сами пожелать своему ребенку специализацию, например, гетеры, или как на Геральдике специализацию слуг, рабов? Бред какой-то.

На борт «Зеркала» прибывают пассажиры:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
2 сестры Цзыгу и сопровождающий их клон, сразу становится ясно, что полет будет непростым, ведь в составе экипажа палач-спец с Эбена и ненавидящий клонов Генералов.

Мы путешествуем вместе с героями повествования по маршруту к родной планете Ким Эдем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но добраться туда нам не суждено, в полете происходит убийство старшей из Цзыгу, оставшаяся в живых Сей-со сообщает Цзыгу об убийстве и они решают отомстить, перед экипажем «Зеркала» возникает дилемма, им нужно найти и выдать убийцу или цзыгу отомстят всему человечеству, развязав войну.

На корабль прибывает следователь-спец, Шерлок Холмс))) Следователь — тоже клон, он обладает исключительными способностями и уникальной нечеловеческой моралью — пусть погибнет все человечество, лишь бы восторжествовала справедливость. Я ожидала, что столь разрекламированный следователь сейчас лихо все раскрутит и выяснит, кто убийца, но нет, он предпочитает провоцировать всех членов экипажа, курить трубку и мастерски играть на скрипке. А работу его по сути выполняет капитан корабля,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
который, кстати, решил узнать, что же такое любовь и мало того, что выпил сам средство, снимающее последствия генетической блокировки чувств, так еще и команду всю свою без их ведома напоил.

Развязка поразила своей глупостью, чтобы получить неопровержимые доказательства вины убийцы, капитан готов пожертвовать жизнью всех присутствующих, ведь он знает, что убийца не дилетант! Но он строит свой расчет, опираясь на то, что убийца

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не добьет Цзыгу и Ким, а начнет в стиле голливудских низкопробных боевиков рассказывать всем о причинах, подвигнувших его на убийство и т.д., а потом и вовсе решит совокупиться с Ким на глазах всех присутствующих.
Вот тут то он и попадется, да еще как! В общем, детективы лучше автору впредь не писать, фантастика у него куда лучше получается.

Да, и отдельно вызвала неприязнь Новая Украина с ее ванильным и шоколадным салом и Геральдика с рабами-спец. Про сексуальные извращения вообще можно бесконечно говорить, тут вам и педофилия, и геронтофилия, и вуайеризм, и эксгибиционизм, и гомосексуализм, и клон, оказывающий секс-услуги Цзыгу...

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какую не читаешь книгу Лукьяненко/ кроме, наверно, самых первых/ все примерно одно — прекрасный замысел и слабая его реализация, как будто у писателя не хватило времени и терпения, чтобы разработать многообещающие задумки и пришлось срочно доставать уже не раз использованное клише.

Интригующее начало и интересная тема генетических манипуляций и создания «специализированных» людей и затем — предсказуемое развитие сюжета и малоинтересная концовка. / Как в «Спектре», как в «Черновике» и «Чистовике»/. И этот герой, кочующий из произведения в произведение: положительный до боли герой-одиночка около 30 лет, со склонностью к спасению малолетних девиц, философствованию и озабоченностью мировыми проблемами. Да и девицы как на подбор: страдающие агрессивностью, манией спасения мира и нездоровым интересом к взрослым дядям./ Если бы мой 30-летний сын заинтересовался таким вариантом, я бы вызвала психиатра/.

Не порадовал и детективный сюжет. Какой это к черту детектив, если злодей вычисляется чуть ли не в самом начале, а все остальное действие просто изводишься, когда же до всех остальных дойдет очевидное?

Но не слушайте брюзжание пожилой дамы. В общем то сюжет неплох, повествование идет линейно и живенько, идея прозрачна, а финал счастливый. Что еще надо лет в 20-25? Отрицательных эмоций и отвращения к жанру не вызовет, а дурного литературного вкуса не привьет. А уж в том, что возраст мой с книгой не совпал, так то не вина автора.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный автор показал нам как надо писать сырые шаблонные серые романчики в стиле Васильева. Вся сюжетка писана белыми нитками размером с канат. Шаблоны начинаются буквально с самого начала. Появляется предсчувствие, что автор перед написанием книги пересмотрел все фильмы с Сигалом, Брюсом Уиллисом и Чаком Норрисом, ну и на десерт пару серий какого-то бредогого низкопробного аниме.

На каждом шагу встречаются Супер Крутые герои (девочка, её кристальный друг) все тут какие то уникальные и супер крутые. Персонажи не соответствуют своим характерам (сначала нигерша жаждала увидеть дзыгу в гробу и в тапках, а потом вдруг «это же невероятно и ужаснО») действия Главного Злодея (именно так, он хочет изменить всю галактику, начав войну, хотя галактике абсолютно насрать на людей и на дзигу, это уже начинается чисто амерский эгоцентризм.) абсолютно непонятны. вроде это опытный агент а ведёт себя как Злой Доктор-Гений. Книга для тех кому нравятся романы «бессмертного» Зыкова и кого приводит в восторг «Смерть и Слава» Васильева....

PS Про «сюжет» — 2\3 романа — это беседы про Любовь в перерывах между педофилийным негритянским сексом, причём педофилия (секс взрослого мужыка с 14летней девочкой этото чтото вполне нормальное, хотя у нас сейчас за такое сажают) и причём ТОЛЬКО секс и разговоры и больше особо ничего, зато последняя 1\3 это Расследование, Спасение Галактики, Обезвреживание Главного Злодея и прочие эпитеты который обязательно писать с заглавной буквы. Очень взбесил тот факт, что эти педики-педофилы легко отдают человека на казнь чужеродной форме жизни (напоминает недавний случай между РФ и Аглией когда англия попросила Россию изменить конституцию чтобы выдать им наешго гражданина, тогда Путин отказался, сейчас все с радостью отдали на страшную казнь своего соотечественника) да узнай общественность о таком случае,, революции бы не избежать. В общем автору незачёт, и просьба не писать книги, когда лежишь с температурой под 40...

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга появилась раньше «Танцев на снегу», но описан в ней тот же мир, только несколько столетий спустя. И этот мир не поразил. Почему? Да потому что в моих мыслях протянулась логическая цепочка, которая соединила наш мир, мир «Танцев» и вот этот. Ох, почему же мне кажется, что описанное будущее очень вероятно применительно к человечеству?

Да потому что и у нас уже идут эксперименты с геномом, его пытаются расшифровать и насколько мне известно, уже достигли в этом кое-каких успехов. Вероятно, следующим шагом станет использование этих достижений в целях, которые экспериментаторам покажутся полезными. Собственно говоря, а с чего мы взяли, что подобные исследования не проводятся в некоторых странах, только под завесом секретности? Конечно, законодательно это пока запрещено почти везде, да и мораль не на стороне исследователей, но ведь со временем всё может поменяться.

В нашем мире некоторыми видами деятельности занимаются люди, наиболее приспособленные к ней от природы. Вот, скажем, спортсмены. Да, конечно, даже в их случае всё очень зависит от тренировок, но поверьте — сколь не тренируйся обычный человек, ему никогда не достигнуть результатов спортсмена. Почему маленькие щуплые кенийцы так прекрасно бегают на длинные дистанции? Благодаря тому, что их организм испытывает меньшую потребность в кислороде — условия жизни сказываются на этом самом нагорье Кенийском. А почему не заменить природные способности на полученные искусственно?

В мире «Танцев»-«Генома» человечество шагнуло к тому, что люди сперва получили возможность иметь общие положительные мутации, полезные для некоторых видов деятельности, а уже потом и специфический набор изменений, который делал человека идеально приспособленным к какому-то определённому занятию. Они к тому же стали ещё и киборгами(нейрошунты), но знаете — от этого всего у нас нет права перестать называть их цивилизацию человеческой. Пускай спец — человек, лишённый свободы выбора профессии, его судьба в этом вопросе предопределена заранее, но так ли уж свободны в этом выборе мы с вами, как кажется? Я вот хотел бы звездой футбола быть, да жаль — по мячу лежащему не всегда попаду. Главное, что специализация даёт человеку радость от своей работы, а как много людей в нашем мире её лишены. Кажется мне, что мир, в книге изображённый, не так уж плох.:wink:

Да и сама история, описанная Сергеем Лукьяненко, достаточно интересна. Немножко — как детектив, чуть-чуть — как пародия и больше всего — как качественная хорошая книга, пусть и без глубоких философских размышлений о смысле сущего. Слава Богу, даже в пародиях этого автора обходится без супергероев, а все люди являются просто людьми.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нанимаясь пилотом корабля в туристическую фирму «Небо», Алекс и не предполагал, какой интересной и опасной окажется на практике его работа. Вместе со своим будущим экипажем он не только посетит несколько интересных планет, но и разоблачит коварный межпланетный заговор, грозящий всем расам Галактики тотальной войной...

Как и все прочие поздние произведения Лукьяненко, это грешит типичным для писателя недостатком: его замысел куда лучше реализации. Действительно: с одной стороны — очень увлекательная история, сочетающая в себе как элементы космооперы, так и полицейского детектива в стиле Конан Дойля, с другой — сага о высокотехнологичном обществе будущего, где главенствующую роль выполняет генетика, точнее, люди с измененной генетикой (т.н. «спецы»). На этих двух «струнах» сюжета можно было сыграть весьма привлекательную по своей интриге «мелодию«! Что-то типа желязновских «Витков» или «Хроник мутантов» Саймона Хантера. Но изнеженный от нежданно нахлынувшей на него популярности писатель-фантаст не смог выжать максимума из такой перспективной идеи и «свалился» в очередную банальность типа «Звездной тени». В итоге, вся интрига романа держится только на необычности созданного им мира: множественности обитаемых миров (обитатели которых носят уже порядком приевшиеся имена — брауни, халфлинги, тайя) и необычной специализации людей на генном уровне (о которой, впрочем, писал еще молодой Азимов в 40-х годах прошлого века). Поскольку внятной программы написания романа у писателя не было (из-за сильного давления редакторов, наверное), он стал сочинять «с ходу», создавая похождения своих героев буквально «на коленке», т.е. без длительного и всестороннего анализа. Это видно хотя бы из структуры произведения: первая часть рассказывает о подборе Алексом собственного экипажа, вторая — об экскурсионном туре «Зеркала» на две туристические планеты, третья (ключевая по смыслу) — о расследовании резонансного убийства на борту корабля. В соответствии со своим содержанием, вес этих частей тоже оказался разным: первая откровенно скучна и слишком объемна, вторая немного оживляет читательский интерес видами чужих планет и передовыми технологиями перемещения кораблей в пространстве, а третья заставляет нас вспомнить знаменитый цикл о Шерлоке Холмсе, который был создан другим писателем. Впрочем, литературная имитация Конан Дойля у Лукьяненко получилась не так уж и плохо — некоторые ее элементы почти слово в слово совпадают с оригиналом (взять хотя бы традиционную сцену беседы детектива с Ватсоном после расследования очередного преступления). Не обошлось и без традиционных намеков на другие произведения (например, знаменитая фраза Мюллера: «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться!»). Но кроме этого больше нет ничего интересного. Автор просто взял шаблон, разработанный другими писателями, и в ином порядке склеил его составляющие (причем, даже не прочным клеем, а обычным скотчем). Из-за этого все образы вышли фальшивыми, «картонными», не способными ни впечатлить, ни вызвать сочувственной реакции у читающего. Более того, к расе цзыгу я лично испытывал такую же неприязнь, как и генетический воин с Эбена. Поэтому гибель одного из ее представителей показалась мне кое в чем даже логичной: я бы тоже не потерпел, если б модифицированная «пчелка» обозвала меня слугой! Так что автор добился желаемого с точностью «до наоборот»: вместо ожидаемого единства в стремлениях, он посеял рознь во мнениях. Очень неудачен и выбранный писателем литературный стиль — менторский, назидательный, полный патетики и лживой эмоциональности. Если вам кажется, что я преувеличиваю, прочтите еще раз сцену, где аналог Шерлока Холмса играет на скрипке (третий оперон, глава 4). Все настолько восхищены его игрой, что бурно выражают свои восторги, а кое-кто даже пускает скупую слезу... Словно это не знаменитый сыщик, а знаменитый музыкант типа Давида Ойстраха или Иегуди Менухина! Чувствуете фальшь? Если кто не уловил, то напомню, что, согласно оригиналу, Холмс толково играть на скрипке не мог, чем и доводил Ватсона до белого каления (ибо играл в основном по ночам). Другой «минус» произведению лежит в области психологии — излишняя эротизация сюжета. После прочтения всего произведения выясняется, что она вообще была «не к месту», ибо на перипетии сюжета не влияла. Единственное допущение связано с заточенным в биокристалле «гением генетики», да и то, по большому счету, чисто умозрительно. Это особенно отвратительно, если учесть, что все эротические сцены у Лукьяненко традиционно не удаются: лучшие его произведения их лишены («Дозоры», «Линия грез», «Рыцари сорока островов»). А в «Геноме» они появляются практически на каждой странице! Причем в самой извращенной форме — виртуальной и гомосексуальной. Даже в финале главзлодей пытается изнасиловать 15-летнюю девочку на глазах целой кучи свидетелей! Сегодня одного этого уже достаточно для того, чтобы отказать роману в переиздании.

Другая ошибка связана с огромным числом «роялей». Начиная от искусственного подбора экипажа и кончая высоким дедуктивным качеством главного героя, которое сумело восхитить даже следователя-спеца Холмса. К «роялям» я отнесу и гель-кристалл, в котором томится душа Эдгара/Эдуарда, и забавную толчею у гипертоннеля Ртутного Донца, и излишнюю таинственность персонажей, у которых вдруг обнаруживается «второе дно», неизвестное читателю, и заниженный сексуальный рейтинг главгероя, и странная организация общества цзыгу, совсем не напоминающая коллектив разумных особей, и даже то, с какой легкостью капитан корабля отключает внутреннее наблюдение на его борту. Кругом фальшь, «рояли» и авторские натяжки с сюжетом...

А что же «в плюсе»? При первом прочтении романа мне казалось, что это атмосфера тайны и звездной романтики. Но, спустя 20 лет, никакой романтики я не обнаружил — она была «дорисована» моим сознанием на основе других работ писателя (прежде всего, «Линией грез»). Лишний повод к тому, чтобы не читать подряд сразу несколько произведений одного и того же автора. Если, конечно, они не составляют одного цикла... В «сухом остатке» у нас только детективная составляющая, которая занимает только треть от всего повествования. И «мультяшные» образы главных героев, наполненные нереализованными эротическими фантазиями. Стоит ли тратить свое свободное время на ЭДАКОЕ? Сильно сомневаюсь, если вы гурман от фантастики. Мне кажется, что сие творение автор писал в расчете на «поколение Пепси», которое живет не разумом, а эмоциями. Но для них-то как раз чтение подобного опуса нежелательно — чтобы они окончательно не сбрендили на сексуальной почве. Кому же тогда стоит рекомендовать этот роман? Ну, не маньякам же...

----------

РЕЗЮМЕ: история неоконченного туристического вояжа двух пчелоподобных особей на корабле, набитом генетически-измененными особями. Если вам такое импонирует, то над вашими генами кто-то явно и целенаправленно поработал...

Оценка: 6
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концепцию этой книги сам Сергей уже описал в прологе – аморальная, циничная, но для людей, умеющих Любить, Дружить и Работать. Я с этим согласен.

Да, в этой книге много преступного, но акцента как такого на этом делается. Через всё это аморальное показывается общество, которому уже до рождения суждено было стать бесчувственным, механическим. Этим вот механическим сексом и заменяются настоящие чувства, которых лишились спецы.

Сам сюжет книги далеко не нов, по сути это эдакая широко поставленная детективная история, единственное – в космическом масштабе и антураже. Но сами герои, да и куча мелочей, делают всё же эту историю сильно отличной от других. Взять того же Беса, клона Холмса и Уотсона-женщину. Мелочи, но именно при их упоминании обычно появляется улыбка на лице.

Герои здесь практически типичные, но это сделано в угоду миру. Ведь всё же почти все герои лишены чувств, они зависят от своей специализации. Истинная их сущность проявляется лишь в самом конце романа. Это, конечно, всё же минус, так как иногда этих запрограммированных людей хочется убить.

Книга всё же заслуживает внимания, но она точно не для детей. Хотя им как раз было бы полезно узнать про эту механичность и всё, что с ней связано.

А нам остаётся надеяться на благоразумность человека. Ведь даже без изменения геномов и блокировки чувств эти самые чувства у многих уже исчезли…

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротно написанная книга, как все у Лукьяненко. Но перечитывать ее не стал бы. Почему? Во-первых стиль изложения. Длинные размышления о селекционных особенностях тех или иных спецификаций человека, да еще и произносимые персонажами, несколько архаичный и утомительный прием. Это как если каждый водитель маршрутки стал рассказывать перед рейсом пассажирам как он учился в автошколе и практиковался в езде на грузовике :). Во-вторых любовно-сексуальная линия несколько притянутая за уши. Причем практически у всех персонажей интересный бзик: чем хуже тому или иному герою, больше его тянет на разнообразные сексуальные подвиги. Несколько странное поведение для человека в стрессовой ситуации :). В третьих автор, мастерски конечно, но оперирует клише, и количество этих клише превышает допустимую для меня норму. В четвертых объединение жанров фантастики и детектива не очень удачный вариант, поскольку детектив и фантастика плохо совместимые жанры. Да и собственно детектив не мой любимый жанр, даже в фантастическом антураже.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная книга.

Вообще, именно после прочтения «Генома» я впервые попытался суммировать для себя общие впечатления от творчества Лукьяненко. Первое: автор — несомненный пламенный певец морали. Размышления над основными моральными принципами лежат в основе практически всех его произведений, и не так уж важно, какие именно фантастические допущения и сюжетные линии он привлекает для того, чтобы исследовать эти принципы и их изменения в индивидууме и в обществе под давлением различных обстоятельств. Второе — в стремлении как можно четче прорисовать влияние морали на действующих лиц, автор зачастую до предела упрощает их писхологию, скатываясь в этакие психологический экспрессионизм — все черты характера за исключением необходимых для раскрытия основной идеи произведения безжалостно отбрасываются. Отличие «Генома» от остальных книг Лукьяненко в этом смысле следующее: в нем автор подвел достаточно прочное сюжетное основание под одномерность характеров своих героев, и, как ни странно, герои от этого только выиграли, сумев, выражаясь языком искусствоведения уйти от наивизма к экспрессионизму. Хотя, честно признаюсь, «хэппиэнд» показался мне несколько притянутым за уши — я имею в виду столь легко инициированные кардинальные изменения в жестко запрограммированных в ДНК характерах героев, потому я и снизил оценку.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга делится на три неравных части.

Начало интригующее и атмосферное, сравнительно интересная середина и просто никакая (на мой вкус ниже всякого плинтуса) концовка.

Сама идея «спецов» показалась достаточно интересной, но вот ее развитие и реализация — заставляет желать лучшего. Программирование профессии с рождения — вещь достаточно спорная не в плане возможности (фантастика и есть фантастика), а в рациональном плане. Через 16-18 лет, когда ребенок вырастет, выбранная родителями профессия может стать неактуальной, или требования к ней могут существенно измениться. Ну, или профессия может очень-очень не совпасть с характером ребенка. Ну да ладно, фантастика.

А вот набор качеств, необходимых или наоборот, нежелательных для того или иного «спеца» поверг меня в полное изумление.

Чем, скажите на милость, способность любить может помешать пилоту или капитану корабля? Если у капитана(пилота) есть любимая или семья, то в его интересах хорошо провести рейс и вернуться целым и невредимым (соответственно с кораблем и пассажирами грузом и т.д.). Он же не военный.

Читать про набор экипажа и начало полета было довольно интересно, но удовольствие портила мысль — а зачем такой огород-то городить? Очень было похоже на то, что именно ради самого «огорода».

Не знаю, у как мужской части аудитории, но у меня от количества и качества рассуждений «за любовь» просто зубы сводило. Местами читать неловко. Да и представление о «любви» у тех героев, которые на нее якобы способны, какое-то странное.

Гетера-спец меня умилила до слез. Нет, понятно, что у Лукьяненко все дамы должны вешаться на ГГ, но не до такой же степени! Мне всегда казалось, что гетера должна завлекать мужчину, влюблять, заставлять идти за собой, а не лезть к нему в постель с носорожьей прямолинейностью. Тут испугаться впору. Правда гетере еще 14 лет, неопытная она, а к тому-же еще боец-спец. Так что возможно у нее просто какие-нибудь программы переклинивают.

Вообще сложилось впечатление, что в описываемом мире управление космическим кораблем — очень скучное, рутинное и нетрудозатратное дело. И если бы не секс всех со всеми реальный и виртуальный — космонавтам было бы совсем нечем заняться. Ну да ладно, это еще читать небезинтересно, но дальше...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На корабле происходит убийство принцессы Цзыгу с особой жестокостью.

После чего начинается форменный ералаш. Следователь-спец заставил прослезиться. Конечно же Ша.Хомс! И доктор Ватсон — сложно придумать что-нибудь более затасканное. С этого момента меня «вышибло» из описываемого мира (пусть и не слишком логичного и не слишком продуманного, но небезинтересного) и началась то ли пародия на детектив, то ли что-то еще более странное.

Следователь-спец, который должен быть крут необычайно (а он еще к тому же и клон), ничего толкового не делает. Расследование по сути ведет капитан. Количество штампов возрастает по экспоненте.

Но самое интересное — это ГлавГад. Он тоже спец(агент), он суперкрут, но... Сделав свое черное дело, ГлавГад встает в позу и... произносит длинный нудный спич, про свои гадства и как он всех на свете терпеть ненавидит.

А затем

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
внезапно, прям при всех начинает заниматься сексом с поверженным врагом. Ага, именно с девочкой «гетерой-бойцом»

Крайне логичное и профессиональное поведение для спецагента!

Которое, само собой,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
плохо заканчивается
.

Уф... Там еще много занятного. К тому же мои опасения, возникшие при чтении второй трети книги подтвердились — так долго и трудозатратно собирать такую странную компанию было абсолютно не резонно. Спецагент мог бы достигнуть своей цели массой гораздо более простых и эффективных способов.

В общем, с детективной составляющей и вообще с «обоснуем» — беда.

Тем не менее читать занятно, а местами — откровенно весело. Может это все-таки пародия?

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман прочёл уже после «Танцев на снегу». Как оказалось, совершенно не зря. Хотя бы стало понятно, кто такой Гарлицкий. Но это вместо преамбулы...

Мир спецов, людей с кастрированными чувствами, близок есть. Он гораздо ближе, чем вы думаете. И это не напыщенное псевдопророчество бывалого кликуши и ворчуна, а вполне взвешенная и правдоподобная мысль. Вы скажете, что уже свершившееся прочтение человеческого генома ещё безнадёжно далеко от расшифровки. Это правда. Вам вспомнится предположение, что генетическая информация омонимична и в разных случаях читается и работает по-разному. Это здравое предположение. Вы воскликнете, что основная информация в генах вообще пишется на полевом уровне, уровне, пока ещё нам совершенно недоступном. Что ж, вполне может быть. Вот только целенаправленно воздействовать на человеческое поведение химическим путём некоторые не к ночи будут помянутые госструктуры насобачились аж с 60-х годов! Да и наука о нейролингвистическом психопрограммировании не стоит на месте. Если вспомнить, что «в начале было слово», то ничего удивительного в силе речевого воздействия на наш с вами не то, что разум — на геном — вовсе не покажется невероятным. Не надо забывать и об уже появившихся нейроинтефейсах, коннектящих человека с компьютером...

Всё вышесказанное к роману Лукьяненко имеет лишь то отношение, что нам не стоит воспринимать «Геном» только как абстрагированную от жизни фантастику. И в плане напоминания о недалёком грядущем книга весьма ценна.

Теперь о детективной составляющей.

Завязка настолько велика и самодостаточна, что вполне тянет на самостоятельное произведение, благо речь идёт в ней о вещах интереснейших (см выше). Убийство нимфоподобной цзыгу предварено столь старательно и неприукрасно оформленными намёками на многочисленные мотивы членов экипажа, что в процессе прочтения остаётся только головой качать. В этом плане детектив писан красной нитью. Или вот фигура клона «Шерлока Холмса». Автор настолько увлёкся шаржированием, что вынужден был, почуяв собственный перехлёст, стебаться над собственным стёбом. Это, конечно же, забавно, но не для такого романа. Да и как же это сверхпроницательный сыщик не унюхал запашка явного криминала в действиях беглянки с кристаллом? Сильно занят был разрубанием узла межзвёздной войны? Ой ли? Да и вообще линии виртуального Гарлицкого автор посвятил маловато своего внимания: получилась этакая «тень отца Гамлета».

Общий вывод таков. Роман к прочтению рекомендуется несомненно — очень уж хорошо оттачивает как грани вашего мышления, так и некоторые аспекты морали (если это вообще возможно). А на недостатки постарайтесь внимания не обращать...

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концепция концепцией, но красоту художественного стиля, коль скоро ты пишешь литературу, а не бухгалтерские отчеты, никто не отменял!А этого- то и нет!А есть суп-набор из мягкой порнографии,нечто вроде социальной фантастики, космической оперы и детектива.Ни одна тема толком не проработана, а просто свалено все в кучу((

А как все хорошо началось.Я уже потирала руки — ну наконец-то, вот оно, динамичное классное начало, предвкушая запойное чтение хорошо написанной книги, какие у автора иногда случались, особенно в начале карьеры.Но следующие далее — «он взял ее четыре раза» и т.д. и т. п. оставили недоумение — для кого это писалось?Для 14 ти летних подростков, судя по исчезающей, как дым, интеллектуальной составляющей книги?Автор явно плохого мнения об уровне культурного развития своих читателей.Ставлю тройку с большим жирным минусом только за неплохой слог.А так бы больше двойки и не поставила.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Лукьяненко получилось создать оригинальный, органичный и в чём-то зловещий мир будущего, построенный на идее модификации генома человека под конкретную специализацию. Так, в этом мире автора ещё есть так называемые «натуралы», к которым модифицированные герои книги относятся снисходительно свысока, и есть «спецы», чьи родители ещё до рождения ребёнка избрали его специальность, профессию. Мир, идея, широта и органичная увязка фантастического замысла — это сильная сторона произведения. Всё остальное, увы, это слабая его сторона.

Как пишет автор предыдущего отзыва, и я с ним солидарен, всё произведение «любви и ласки» подавай. Временами создаётся впечатление, что именно это и есть основной нитью произведения, а не какая-то там фантастика, для камуфляжа сдобренная каким-то там геномом; как охарактеризовали книгу ещё в одном отзыве: механический секс без заумного философствования с динамическим сюжетом.

Автор всё красиво продумал, даже принципы отдельных специализаций разработал, вот того же пилота: вместо любви у него генетически запрограммировано слияние с кораблём и он счастлив. И это я могу понять, но какого же бена ему заодно не отключили страсти к плотским утехам? Это ему на корабле не мешает?, Если он об этом только и думает, если не осталось уже ни одного члена экипажа женского рода, с которым он не.., если он между вахтами выкладывается по 4 раза, а потом ещё и в виртуальную реальность в поисках развлечений этого же рода ныряет (сравните со своими собственными генетически не модифицированными способностями)? Или это по Фрейду вылазят юношеские травмы автора, его фантазии зрелого мужика относительно малолеток и крупных негритянских женщин? По моему такое поведение вредит пилоту и искажает идею специализации, тем более, что подобными проблемами грешат и остальные спецы, встречающиеся на страницах книги. На одной из планет мира автор даже реализовал ещё одну свою фантазию, когда охотники догоняют жертву — беззащитную девушку — насилуют её и дальше все довольные мирно расходятся, до следующей «охоты». Складывается даже впечатление, что именно подобные извращения и есть идея автора, а вся остальная фантастика — лишь антураж, холст для её реализации.

Если отвлечься от этого основного антуража и копнуть глубже, то полезут многочисленные штампы и клише, которые автор применил в своём произведении, хоть надо признать, что применил в основном талантливо и не безынтересно, но извините Холмс и Ватсон это уже перебор, не считая свиней (свиньи кстати, размером со слонов, это даже свежо и оригинально).

В мире автора (который фантастический, а не эротический) осталось непонятным и не продуманным, что заставляет родителей в таком мире иметь детей — вот я не понял, если честно. А когда родители выбирают специализацию своему ребёнку и за большие деньги, а он их в 14 лет бросает и больше про них не вспоминает, то зачем это родителям, тем более, что они тоже могут быть спецами и получать кайф от «слияния с кораблём»? Ладно, а что заставляет родителей выбрать своим будущим чадам специальность дворник или гейша??? Это такой изысканный чёрный юмор или затаённое мщение, почему нет переизбытка пилотов, воинов, всеразвитых агентов?

Как итог: если буквально по тексту снять кино — получился бы не тривиальный порнофильм по клубничным фантазиям автора, один только финальный бой со злодеем чего стоит, а вот фантастику, то затмевает...

Оценка: 6
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное первый роман, когда Автор понял, что можно писать как хочешь.... Запас есть , слава вывезет, стараться не нужно.

Насколько третья часть, отличается от первых двух. Третья часть — стеб, легкое веселье, несмотря на моралистичные вставки.

Отсюда и Шерлок Холмс, отсюда и зубы в п.... (пардон май френч). Отсюда и неубедительные рассуждения о любви/нелюбви.

Ходят слухи, что дедлайн поджимал, Науменко давил, а заканчивать надо было. Поэтому так и вышло.

Ну мы не против. Чтиво есть, нитки все увязаны... А дальше мастер научился. Был и второй том «Искателей неба», бессмысленный и беспощадный. Ну и дозоры пошли потом, как без них.

Но, вообще, честно сказать, все то, что он сделал до этого времени можно считать отличным. Потому что был молодым, потому что о деньгах, если и думал, то умеренно. Ну а потом.... Особо после фильма. ?

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постараюсь не повторять то, что уже написали о романе до меня. Я считаю «Геном» — одним из лучших произведений Лукьяненко, поэтому ставлю ему 9 баллов (десятку еще не поставил никому). Во-первых, создана и очень качественно описана оригинальная концепция будущего. Кому то она может нравиться, кому то нет. Но она ОРИГИНАЛЬНАЯ ! Такой концепции лично я ранее в НФ не встречал. И в этом весь Лукьяненко. Каждый его цикл — это полностью оригинальная концепция. Иногда это целый мир, иногда технология, иногда просто идея (допущение по принципу «что бы было если...»). В любом случае — неповторимая оригинальность. Во-вторых, увлекательный детективный сюжет. Интрига лихо закручена, невозможно оторваться. Похожую увлекательность я лично встречал нечасто и только у Великих Метров типа Гарри Гаррисона (в цикле о Крысе или Мире смерти). Я, в данном случае, имею в виду не сюжет, а личные впечатления от чтения. В третьих, потрясающая атмосфера погружения в придуманный автором мир. Для меня показателен тот факт, что очень бы хотелось прочитать продолжение, Геном-2, 3 и т.д. с теми же героями и новыми приключениями. Калеки и Танцы на снегу — совершенно другие произведения (особенно Танцы). Их вообще зря причислили к данному циклу. Хотелось бы именно Геном-2, по аналогии с Дозорами. За неимением продолжения, перечитывал Геном несколько раз. Первый раз читал взахлеб не отрываясь. Потом, вдумчиво, смакуя детали, диалоги и описания.

Конечно, правы те рецензенты, кто здесь указывал на многочисленные неточности и нестыковки. Но, с моей точки зрения, они ничуть не мешают, а даже создают дополнительный шарм, элемент опереточности и легкости. Только истинный мастер может позволить себе оставлять на полотне подобные огрехи. То, что у других воспринимается как недостатки у Лукьяненко выглядит как симпатичный каприз автора.

Очень рекомендую, если кто еще не читал.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх