Илья Носырев «Карта мира»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 325
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3010 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 75 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Русский Букер, 2006 // Студенческий Букер |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 21 марта 2025 г.
Несмотря на внятное разъясняющее предисловие и вполне традиционный зачин, роман Ильи Носырева очень скоро приводит в недоумение, если не в оторопь: «Однажды сэр Альфонс сидел на унитазе и думал, как бы навести на людей новую погибель. И вмиг придумал: не вставая с унитаза, вывернулся наизнанку и полез в него, ступая по широким трубам канализации своими обнажившимися ребрами, как гусеница идет своими дольками». Однако бросить книгу искушенному читателю не захочется, потому что ценность текста — очевидна. Читать удовольствие. Но что это такое вообще? Отчего-то непременно нужно классифицировать сорт чтения и присвоить ему ярлык. А в данном случае применимы только аналогии.
Первая — с сочинениями Михаила Успенского. Та же игра, та же пародийная фантасмагоричность. Но игра Успенского, преимущественно, лингвистическая — словесно-культурная клоунада с жонглированием, декламацией и всякими фокусами. Текст же Носырева затеян не для каламбуров, он не такой концентрированный и опирается не на слова, а на образы, подчиненные неким, не ясным поначалу, интеллектуальным конструкциям. Тут уж ближе Станислав Лем со своей «Кибериадой» и прочими философическими притчами.
Скажу сразу: мир, нарисованный Носыревым, получит какое-никакое объяснение лишь ближе к концу романа, а до тех пор читателю приходится сомневаться и мучаться подозрениями, что автор издевается таки над ним и громоздит свои абсурдные фантасмагории лишь красивости ради. Это мир упорядоченного бреда, в котором люди приспособились жить. Какое-то время назад случилась катастрофа, сделавшая необязательными физические законы, а мир вернулся к феодальной организации и средневековому сознанию. Жизнь напоминает сон, которым кое-кто научился управлять по самоучителям Кастанеды и заставляет смотреть его всех остальных. Действие происходит в 30-м веке от Рождества Христова. Младший брат пропавшего правителя Вечного Города Рима посылает молодого графа Рональда в провинцию, чтобы отыскать следы сгинувшего Государя и разобраться с возмутительным чародеем сэром Альфонсом Бракксгаузентруппом, замок которого осаждают восставшие крестьяне. Обороняет его войско терриантропов (кентавров, гарпий и проч.), которых сэр Альфонс поточным способом производит в своих мастерских, а на стороне крестьян воюют живые мертвецы, приходящие из некоего Муравейника. Действие развивается неторопливо, сэр Рональд прибывает в замок, знакомится с действующими лицами с обеих сторон, ведет беседы, попадает в разные невообразимые ситуации. То и дело происходит резня и прочее насилие, но воспринимается это по средневековому спокойно, тем более, что смерть в этих местах значит не много: разрубленный пополам может вернуться уже на следующий день, а всяких химер из графского войска починяют запасными частями.
В итоге рыцарю удается добраться до Муравейника, вернуть с изнанки мира старого Государя и узнать причину случившегося с нашей Вселенной катаклизма. Оказывается, что до сих пор длится рукотворный Апокалипсис, запущенный несколько веков назад учеными, познавшими множество измерений Универсума. Был сконструирован и введен в действие искусственный Бог, этакая, как у Стругацких, Машина Желаний, которая формирует действительность по сумме умонастроений человечества и по воле его отдельных выдающихся представителей. История на том не заканчивается, и финал книги обещает ее продолжение. Конечно, я предельно упростил содержание книги, но надо сказать, что умственная эквилибристика здесь не главное. Автор настолько поражает живописанием своей дичайшей реальности, что читатель может удовлетвориться и простым аттракционом воображения.
vanchetius, 25 марта 2022 г.
Книга не оправдала ожиданий. В предисловии автор написал: «историческое образование позволяет взглянуть на фэнтези с неожиданной стороны — тут даже не нужно намеренно искать абсурдные ситуации и до колик смешных персонажей: с исторических позиций фэнтези и есть абсурд».
Прочитав это, я думал, что будет интересно почитать средневековое фэнтези, написанное историком, то есть человеком компетентным в своей профессиональной сфере, который сможет посмеяться над какими-нибудь фэнтезийными клише, который подметит что-то, в чем не разбираются другие авторы фэнтези-литературы.
Но книга вообще не об этом, и историческое образование автора в книге никак себя не проявляет. Честно говоря, книга вообще ни о чем, просто полет фантазии, какое-то безумное нагромождение абсурдных экшн-сцен, зомби, рыцари, ведьмы, какие-то мутанты, люди и животные с заменяемыми частями тела...
Продраться сквозь все это до конца книги было сложновато, каких-то глубоких мыслей автора я так и не уловил, сюжет ни о чем, персонажи ни о чем. Никому не советую это читать.