Александр Беляев «Город победителя»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Рассказ немецкого туриста Карла Фита о его путешествии в СССР и знакомстве с жизнью людей в самом обычном социалистическом городе.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1930`4», 1930 г.
— антологию «Пленники Земли», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 22 января 2023 г.
Александр Романович Беляев в своих произведениях очень умело связывает человеческую психологию с общественными недостатками или достижениями. И вот перед Нами небольшая зарисовка коммунистического будущего. Озеленение городов, продуманная планировка, полная автоматизация и четкие разграничения транспортных путей. Магазины, театры, кино, парки развлечений и даже телевидение — всё в шаговой доступности. Всё для того, чтобы Человек не тратил драгоценное время на пустые поиски вместо полезного развития. И это дало свои плоды. Пяти часовой рабочий день в несколько смен: работа заводов не прекращается, но из такого графика выходит, что и население увеличивается. Больше времени на себя и вот: мастера, осваивающие несколько профессий; простые рабочие превратившие хобби в искусство; само искусство перестало быть закрытым, т.е. ремеслом. Некоторые из их произведений даже достойны музеев. Но поскольку хранить «ширпотреб» смысла не имеет, в эти музеи могут прийти люди и забрать то, что понравилось, если обычные товары не устраивают или сам сделать не можешь. Новые люди избавились от бича общества потребления — шопинга. Рабочие на рабочих местах, дети в школах — Город кажется опустевшим. Зачем такое огромное пространство для шестидесяти тысяч человек. А увиденные плоды своих трудов, в купе с правильным воспитанием, научили горожан ценить свой город и не мусорить на улицах.
Но увы и ах! Всё человеческое здесь забыто и свобода личности подавлена верой в памятники вождям. Пускай главный герой пишет другу, что сам почти стал новым человеком и дает себе полный отчет в том, что не видевшие этого города его не поймут. Пускай сам автор говорит, что в жизни есть вещи намного важнее. Но внимательный читатель видит то, что жить ему предлагают в крохотном загончике — куда-то после этого описания сразу исчезает вся монументальность и продуманность общежития Будущего — и в конце Нас всех ждет только крематорий. Поживете, и пустят вашу тушку на удобрения. Хотя, даже если с почестями прах развеют — удобрением станем. Да и в Библии написано: прах к праху. Знаете ли Вы, что в славянской традиции гроб называют домом для покойника? Всю жизнь надо думать о личном. А о том, что Александр Романович Беляев всю жизнь от паралича мучился вспоминают только, если повод есть. Мечтал человек летать, плавать, путешествовать — и хватит с него. А Беляев, всё равно, рисовал картины общественные. Но, видимо, действительно лишь для Людей Будущего. Так, что этот город всё еще остается Городом Победителя.
god54, 10 ноября 2014 г.
Никогда бы не поверил, что это написал А.Беляев, если бы не четкое указание на его авторство. Трудно комментировать и даже высказывать свое мнение. Все вместилось в одну фразу написанную автором: фабрика по производству новых социалистических людей. Как страшно жить на этой фабрике и общаться с новыми людьми. Порой и в жизни еще встречаются такие переработанные люди. Вчера ознакомился с книгой дневников Берии, где издатели назвали его самым выдающимся государственным деятелем, после Сталина, который бы точно привел СССР в коммунизм. И вот это светлое будущее можно увидеть на страницах рассказа. Одним словом тем, кто верит в светлые идеалы... может одумаются.
muravied, 16 ноября 2010 г.
Рассказ явно пропитан пропагандой того времени, но тем не менее довольно занятный.
Описание райского города будущего, в котором наступил абсолютный социализм, иногда вызывает снисходительную усмешку. Беляев предлагает очень много идей по улучшению жизни, но эти идеи весьма сомнительны. Например автор с упоением рассказывает о жизни в комнате 2х3 метра, в которой стоят стол, стул, кушетка и умывальник. И больше ничего не надо! Человек должен всецело самозабвенно отдаваться работе, а дома лишь ночевать... Или описание очень удобной центральной площади, посреди которой стоит гигантский памятник Ленину.
Что я поддерживаю в этом городе будущего, так это повальное увлечение физкультурой.
А так это всего лишь фантазия очень далёкая от реальности.
URRRiy, 9 августа 2019 г.
Любопытно показан дивный новый мир в понимании Александра Беляева. Этакий человейник, причем без разницы агрогород или промгород — быт одинаков — скромные маленькие с минимумом мебели комнаты, абсолютно одинаковые, много устройств и приспособлений, даже автомат для бритья (сразу анекдот вспомнился:), всеобщая одержимость спортом, досуг — творчество ручного труда (идея Уэллса в «Освобожденном мире»). И никакого личного пространства. Неудивительно, что дети отделены от родителей, родильный комплекс — «фабрика новых красненьких коммунаров». В общем город без семей, без религии (но с культом пролетарских вождей) и без любви (за исключением опять же этих самых вождей) — идеал коммунистического будущего, превращение человека в муравья.
Тимолеонт, 18 мая 2019 г.
Слабо для пропагандистской листовки. Конечно, то было время, когда наше общество только-только начинало выкарабкиваться из повальной нищеты, в которой жило подавляющее большинство людей за пределами крупных городов, и абстрактная общественная мысль искала возможные дальнейшие пути развития общества. Но «Город Победителя» как-то совсем не убедителен. Всё как-то сухо, описано даже без присущего Беляеву искреннего восторга при описании будущих изобретений. Есть интересные мысли, но их мало, а остальное и безыдейно, и бессмысленно.