Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези )
- Общие характеристики: Философское | Приключенческое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределенное время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...
Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.
В произведение входит:
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Многорукий бог далайна»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 450
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман) | |
лауреат |
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга | |
лауреат |
Фанкон, 1995 // Крупная форма | |
лауреат |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма | |
номинант |
Странник, 1996 // Крупная форма |
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
HDRip, 18 июня 2020 г.
Появление на свет произведения, подобного «Многорукому богу далайна» — настоящее событие. Огромная редкость. Произведения, в котором каждый элемент так плотно и искусно подогнан друг к другу, так старательно выверен, что ты не замечаешь стыков между ними. Как можно не верить, что мир, показанный автором, существует, когда все сомнения тонут в пучинах далайна? И ведь он совсем рядом — стоит лишь протянуть руку и перелистнуть страницу! Произведения, которое после прочтения оставляет множество впечатлений, огромную почву для размышлений. И не таких размышлений, что забудутся через пару дней, как только ты начнёшь читать что-то другое; таких размышлений, что будут преследовать тебя всю жизнь.
Этот роман я читал, наверное, не меньше десяти лет назад, но помню его, как будто прочёл только вчера. Не могу даже привести в пример какой-либо другой фэнтезийный роман, который настолько крепко отложился бы в памяти, и оставил такие сильные впечатления. Обычно я избегаю терминов вроде «шедевр», ведь ничто в этом мире не идеально, и данный роман не исключение. Но, тем не менее, он стал для меня тем самым «шедевром» — одной из лучших книг, что я читал в своей жизни, своеобразным мерилом качества, на которое непроизвольно приходится равнять каждое прочитанное произведение.
Вместе с тем, роман получился настолько многогранным, что сложно даже объяснить, чем он так хорош. Необычным миром, похожим на шахматную доску, столь недружелюбным к собственным обитателям? Историей взросления и становления Шоорана как личности? Или, может, историей взаимоотношения людей в этом мрачном и жестоком мире? Сколько не описывай — едва ли это впечатлит потенциального читателя. Чтобы понять, нужно самому попробовать. Увидеть этот жестокий мир, побывать рядом с Шоораном в его приключения, поверить в происходящее, и почувствовать себя частью всего этого. Лишь тогда придёт понимание.
Настоятельно рекомендую ознакомиться с «Многоруким богом далайна» каждому ценителю фантастики и фэнтези.
olga.sb, 13 марта 2022 г.
Эта книга просто взорвет вам мозг! И не говорите, что я не предупреждала!
Многорукий бог Далайна — уж точно не лайтовое чтение. Именно на примере этой книге я доказываю, что 1) фантастика может быть просто лучшим на свете жанром и 2)есть обалденно крутые русские писатели-фантасты. И пока что 100% прочитавших эту книгу со мной соглашались.
Это просто must read для любого, кто любит продуманные интересные и необычные новые миры, кто умеет видеть двойные, тройные и тд смыслы в тексте, кто вообще любит хорошую литературу. Фантастика здесь — оригинальный сосуд, чтобы обдумать многие вопросы, воплощение в литературе игры го, лингвистическая головоломка с крышесносными фразочками на монгольском вроде бы (к ним привыкаешь, я обещаю).
Valteron, 24 сентября 2021 г.
Ещё никогда мой мозг и моё воображения не работало в таком напряге и перегрузе.
Уникальный, неповторимый мир, в котором так много нового и непонятного. Читать действительно очень тяжело. На неё я потратил времени раза в два больше, чем потратил бы на любую аналогичную по размеру. Нет, вовсе не от того, что не интересно, просто как-то объемно что ли. Ничего подобного я ещё не читал.
Жаль, что я не обратил внимания на эту книгу раньше, но очень хорошо, что прочел хотя бы сейчас.
Плохо, что так мало таких шедевров. Таким произведения надо выделять особый статус — «Чтение обязательно».
Лучшее из того, что я читал, без преувеличения.
Вся наша жизнь проходит в борьбе с самим собою.. Главное не утратить огонь..
vitasw, 15 октября 2013 г.
Книга не для всех. Не в том смысле, что книга для изысканных умов и плебеям тут ничего не понять, нет! совсем нет! Дело лишь в характере читающего и отношению к жизни. (...Н-да, как-то криво вышло с характеристикой...) Так и с этим романом — нельзя однозначно сказать о чем он.
Кто-то увидит необычный фэнтазийный мир времен каменного века, где ГГ мечется как угорелый по каким-то топям и пытается сражаться с болотным монстром, кто-то найдет аналогии со стратегиями времен Warcraft, кто-то может обвинить в рпг'ешности, кто-то увидит глубокую философию об отношении к жизни, долгу, о роли личности в истории. Тут нет четкого описания мира, лишь частые зарисовки штрихами. Тут нет инструкции по эксплуатации — куда пойти/что взять. Тут есть большое поле для понимания и фантазии, и каждый будет понимать по-своему. И это все не поддается обычной оценке и каждый может тут найти что-то свое. НО! ... да, есть большое «НО» и это «но» заключается в тяжелом слоге, даже не столько слоге, а тяжелой атмосфере мира. Добрая треть книги была прочтена (и с десяток раз через силу я все-таки продолжал читать) прежде чем я начал понимать этот мир, этот слог. И в награду за это — огромнейшее и самое положительное впечатление по завершению книги. И теперь, спустя более 10 лет после прочтения я помню не только о чем эта книга, но и название (для меня это очень большой показатель).
Очень и очень серьезная и достойная книга, которая, к сожалению, не станет классикой жанра. Но те, кто ее прочел уж точно не забудут.
Лoki, 6 февраля 2019 г.
Девяностые подарили нам много книг в жанре фентези, которые сейчас носят скучный штампик «Культовые» и «Шедевры».
Г. Л. Олди «Бездна Голодных Глаз», М. и С. Дяченко «Привратник» и много еще на разный вкус и взгляд.
«Многорукий бог далайна» как раз из этого списка.
Роман взросления в мире, который не приспособлен для жизни. Религиозные вопросы в мире без бога. История творения в мире разрушения.
С. Логинов подарил самый оригинальный мир в фентезийной литературе и населил его живыми и обычными людьми со всеми их страстишками и желаниями. И показал нам героя, который вопреки штампам не получил корзины печенья и банки варенья.
Сложно говорить про роман, который любишь уже не один десяток лет.
Тут может быть только-
Iriya, 11 апреля 2020 г.
«Бесконечно мала вселенная по сравнению с миром человека. Тесно и некуда идти.»
Вот и состоялось мое абсолютно неожиданное знакомство с творчеством мэтра российской фантастики. И я благодарна судьбе за это, потому что копилочка прочитанных мной шедевров пополнилась еще на одну книгу. Возможно кто-то скажет, что слово «шедевр» звучит слишком громко рядом с названием этого романа. Однако, пропуская через себя его финальные строчки, меня переполняли эмоции, схожие с теми, которые я испытывала 20 лет назад на страницах восхитительного произведения «Сто лет одиночества». Ворох важных вопросов самого различного характера, затронутый Логиновым здесь, нисколько не уступал в своей пронзительности Маркесу, Булгакову и Данте. А необычной способ выражения философских мыслей, аккуратно спрятанных в антураже странного мира, надежно увековечил данное творение на полках книг жанра фэнтези.
«Тяжкая доля — делать, не ведая, что делаешь.»
В качестве основы романа выступает интересный мир прямоугольной формы, со всех сторон закрытый огромной стеной, скребущей серое небо. Твердая поверхность мира поделена на квадратные участки, именуемые оройхонами. Центральная его область, не занятая оройхонами, заполнена холодной жижей с едкими свойствами, называемой Далайном. Именно в этой темной слизи и обитает Многорукий Бог — страшный монстр с тысячами щупалец и сотнями глаз, голод которого периодически утоляется живыми существами близлежащих к Далайну участков суши. И поначалу казалось, что у людей нет спасения от этого чудовища. Но по ходу повествования перед читателями раскрылись неожиданные особенности жизни в пределах замкнутой системы данного мира. Все эти нюансы я намеренно упущу — они более интересны не на уровне рецензии, а во время чтения. Скажу лишь, что именно они и оказались отправной точкой сюжетного действа данной истории. Надо отдать должное автору, он очень детально продумал мир, начиная от флоры-фауны и заканчивая потрясающей мифологией, очень интересно описанной посредством фольклорных вставок. Содержание каждой главы было украшено пронзительной философской мыслью, превращенной автором в небольшие притчи. Я очень полюбила эти курсивные части сюжета, после которых хотелось ненадолго отложить книгу в сторону и немного подумать о прочитанном. В контексте этих притч автор вел незаметную игру с читателями — одни из них намекали на дальнейшее развитие сюжета, другие неожиданно противоречили уже сказанному.
«К кому судьба неравнодушна, того она в щёку целует, а там, сколько ни мойся, — след останется.»
Мне очень понравился слог повествования, который оказался невероятно самобытным и иногда превращал роман в эпос, умиротворяя читателей напевным звучанием. По словам самого Логинова, во время написания данного произведения он пользовался словарем монгольского языка. Поэтому текст переполнен труднопроизносимыми именами (Ёроол-Гуе, Шооран) и сложнозапоминаемыми названиями. Нельзя сказать, что он читается на одном дыхании. Да и само содержание, обильно снабженное спецификой придуманного автором мира, заставляло вчитываться в каждое слово, а иногда и возвращаться к уже пройденным моментам. Сюжет был настолько уникальный, что с одной стороны легко превращался в увлекательную игру, а с другой — иносказательно преподносил читателям жизненную мудрость. Начертив прямоугольник 45х36 квадратиков, можно было смело вместе с героем совершать подвиги, как будто вышивая крестиком по клетчатой канве мира, перепрыгивая от одного участка к другому. Кому-то все это могло напомнить компьютерную игру. Но мое внимание больше всего привлекла межличностная составляющая произведения, которой было здесь предостаточно. Путешествуя по миру и выстраивая его, герой преображался и сам. Пересекая пути других людей, он непреднамеренно скрещивал их судьбы со своей. И они дальше шли каждый по выбранной дороге, но уже совсем иными внутренне.
«Виновен тот, кто делает. Значит, будем виновны.»
Странствия главного героя позволили нам чуть ближе познакомиться с общественным устройством мира. Налицо оказалось несколько государств с разным политическим строем и вероисповеданием, но одинаково жестоким обращением к человеку разумному. Здесь была благопристойная знать, военные люди (цэрэги), чиновники (баргэды), ремесленники, земледельцы и изгои — отбросы общества, способные рано или поздно превратиться в преступников. Как же много мокрых оройхонов по колено в вонючем нойоте мы прошагали вместе с человеком-чудотворцем. Опасная охота в затопленных по грудь шаварах, бесконечное поедание безвкусной чавги и бесчисленные ночевки в люльке из кожи на холоде влажной земли — все это и многое другое нам пришлось разделить с ним. Отсутствие тепла и уюта делали роман еще более мрачным и пронзительным. Вместе с тем, были здесь и завораживающие своей красотой моменты невиданного зрелища появления новой суши — с плеском волн, водоворотами сверкающей влаги и фонтанами животворящей воды. А также очень страшные сцены, когда вершина вязкой жижи Далайна вихрилась пеной, оттуда вырывались столбы бесчисленных рук, и огромное тело выпрыгивало на сушу. Другими словами, фэнтезийная составляющая романа была более, чем интересная. Однако мне запомнилась в нем прежде всего смысловая нагрузка, которая междустрочно присутствовала на каждой странице, тем самым увеличивая его ценность в моих глазах.
«Не загадывай. О будущем могут говорить только боги. А нам его ждать. И, по возможности — делать.»
Чтобы понять хотя бы часть сути переданных автором мыслей, важно было дочитать данное произведение до его логического завершения. Тогда и только тогда становится ясным, что по большому счету и не было здесь никакой борьбы между Добром и Злом, как казалось на первых страницах. Логинов недвусмысленно намекнул, что эти вселенские понятия есть стороны одной медали. Очень проникновенной для меня оказалась тема одиночества. Она нашла в этом романе свое масштабное отражение и словно черной слизью затопила все его строчки. Пожалуй, такого страшного проявления этого состояния я давно не встречала в книгах. Также эта история мне неожиданно напомнила немного видоизмененные библейские мотивы о потерянном Рае. И в чем-то заключительная часть с уродливым нагромождением камня и страшной агонией мира подтвердила мои догадки. Финал же выбил оройхон у меня из-под ног, буквально окунув в холодную жидкость Далайна. Еще не дойдя до последних строк, я поняла, что не смогу уйти из этой истории прежней. Смех одного над бессилием другого с прозрачной мольбой: «Отдай» своей сумасшедшей безысходностью замкнули пространство и время, доказав тем самым неизбежную закономерность процессов мироздания. Браво, Святослав Владимирович! Просто до мурашек...
«И чем дольше он думал, тем яснее ему становилось, что вечность длится долго, и конца ей не видно…»
Дочь Самурая, 28 ноября 2021 г.
Много всего уже сказано, но вот что хотелось бы сказать от себя.
Все, кто рассказывает, какая это страшная, мрачная и тяжёлая книга, прочтите что-то из реальной истории. И даже не про Россию, а например, про Руанду в то же время, когда писалась книга. Может увидете, что реальный окружающий мир это не белоснежные единороги, гадящие радугой.
А мир далайна не так уж и плох. В сухих оройнах все растет само собой. И мяско, и хлебная трава, и плоды, и грибы. При чем урожай 12 раз в год. И место где жить уже готово, и зимы нет. Расскажите про эти ужасы русскому крестьянину из позапрошлого века. Да и сейчас. Когда непогибший один урожай в год уже повод для счастья и гордости.
Так почему же там люди живут не в раю там? А все из-за власти. В условиях ограниченных ресурсов, власть и ее охрана забирает большую часть всего себе. И ни один строй не подходит обычным людям, везде все одно и тоже. Ну чуть похуже и чуть получше. Понятно, что земля добрых братьев самая ужасная, по-другому в то время невозможно было написать.
Герои не схематичны и банальны, а архетипичны, так же как и сюжет.
И сама книга похожа на калейдоскоп, в котором с каждым поворотом картинка становится другой. Даже в тех многим наскучивших местах, где ГГ нарезает круги по всем оройнам.
Прочла за сутки. Как давно уже ничего не читала. Скорее всего буду читать ещё раз. Сейчас это признание высшего качества книги.
spring_time, 2 августа 2022 г.
Вот прочитала книгу Святослава Логинова “Многорукий Бог Далайна” и хочу сказать это удивительное произведение, хотя сама бы я не стала его читать, но так как мне посоветовали прочитать этот роман, я так и сделала. И не пожалела о прочтение. Книга повествует о судьбе человека по имени Шооран, которому суждено было изменить мир, либо его уничтожить.
В первую очередь хочется сказать про структуру романа. В романе описан удивительный мир, не похожий на наш, так как там все существует строго по правилам и каждый участок земли — это квадрат с острыми углами и разделенный поребриками. К тому же что мир нам не знаком это понятно с первых слов романа, все животные, места, имена, растения и оружия имеют названия из монгольского языка, но схожее по звучанию на то что это может быть. Поэтому привыкать придется первые несколько страниц, но потом нойт, тукка, татайцы, жанч, шавары и т.п. становятся вполне понятными местами, животными и прочим что в голове возникает представления всей это неразберихи в словах на первых страницах.
Автор поднимает большое количество вопросов в романе от семейной жизни, брака, родителей до политического управления. Однако главные темы романа, которые я отметила для себя это: тема изменяемости и ограниченности.
Во-первых, автор показывает весь мир ограниченным пространством и у каждого есть свои зоны, которые не стоит покидать и пересекать. Так и мы хоть и живем в хаотичном мире, но каждый человек, народ, мир и даже сознание человека ограничено. Мы способны жить и думать только в тех рамках, которые сами для себя сформировали. Мир Шоорана можно рассматривать как мир отдельно взятого человека, при этом сам далайн это весь мир и знания, которые не познаны и хочется познать о мире, людях, пространстве. Стена Тенгера – границы нашего сознания, за рамки, которого очень сложно выйти, лишь познав многое с разных сторон можно сломать барьеры сознания, но здесь тогда встречается новый мир, который тебе также не известен.
Земли, описанные в романе – это участки человеческого сознания, жизненные составляющие. Так, например, земли Вана – дом родной, ты здесь родился и вырос. Это связь с семьей – материю, отцом, братом, женой. Даже приход Энжина это доказывает, так как на землях изгоев он сразу же нашел жён, которые существовали как чисто экономическое образование – вместе выжить было легче. Земля старика – это наставник, учитель в самостоятельную жизнь, место угла мироздания, которая определяет кем ты будешь в жизни – она располагается между домом и индивидуальностью. Земли старейшин – внешний мир, земли добрых братьев – друзья и враги. Земли изгоев – это внутренний мир личности или индивидуальность. Эту землю построил сам Шооран и с развитием своим, земли становилось больше. Шооран постепенно узнавал мир и формировал себя как личность. При всей ограниченности мира он остается безграничным для изучения. И так на протяжении всей нашей жизни мы совершаем познание в каждой области существования и словно Шооран совершаем набеги строим кусочки земли. И только познав достаточно о мире можно разрушить стену, которая ограничивает нас в понимание мироздания.
Еще один вопрос в романе, который прослеживается на пути всего повествования – это вопрос изменяемости. Что меняется: мир вокруг нас, сам человек или все сразу. Шооран за свою жизнь менялся много раз, он рос и развивался, он любил и ненавидел, он терял и находил. За многие годы Шооран вырос – он был цэрэгом, изгоем и земледельцем, но главное он стал илбэчем и сумел изменить мир – он замкнул далайн, построил новую страну. Но при этом оройхоны остаются прежними. Затем Шооран не строит земли для людей, он строит их против далайна. Земли становится очень много и людей нельзя сделать счастливыми сколько бы земли у них не было. Если раньше они умирали от перенаселения и мечтали о землях, то теперь с приходом земель началась засуха и неурожай – поэтому все равно люди умирают от других причин, в частности от голода и доходило до людоедства. Мир менялся очень стремительно и люди просто не успевали к нему приспосабливаться. Но вот после падения стены они получили новый мир – земли хватает, еда есть, но они все равно чем-то не довольны.
Кульминацией изменяемости может конечно служить Шооран, то как сильно он боролся с Многоруким, как хотел искоренить зло приносимое им. Но все ли то добро, что он делал было добро, и борясь со злом берегись, чтоб самому им не стать.
Еще хотелось бы затронуть тему форм правления территорией и как видно ни одна из них не является идеальной. Сильно впечатлили земли добрых братьев, при их правлении равенства они обнищали и разорились в один миг. Моэртал и Ээтгон правили несколько схоже, но все-таки достижение одной цели шло разными способами.
Большое количество героев представлено в романе и каждый по-своему хорош! Например, можно найти героев таких как Мунаг и Турчин, которые все делают по совести или Боройгал и Тройгал, первый даже сильно насолил Шоорану, но все-таки дух его не сломал. Ээтгон — это зеркало Шоорана, они одинаково храбры и заботятся о мире, но каждый идет своей дорогой, однако учитель у них обоих был Чаарлах. И конечно же нельзя оставить без внимания Ай, маленькую карлицу, которая следовала везде за Шоораном, вначале он к ней испытывал накую неприязнь, но потом она заменила ему все человечество и весь мир. Маленькая уродинка становилась спасением и лучиком света для Шоорана, в то время, когда душа его уже столь сильно почернела, что спрашивается где же тот Шооран, что был раньше.
Роман однозначно стоит к прочтению и первый раз будет сложно читать, но стоит потом перечитать или делать пометки.
tumashov, 4 января 2014 г.
Я довольно скептически отношусь к отечественным авторам фантастики и фэнтези. «Многорукий бог далайна» доказал мне, что такое предвзятое отношение не всегда верно.
Начну с достоинств произведения.
Роман очень легко читается. Очень краткая, конкретная завязка, дающая понять читателю в каком мире будет происходить действие, как и кем он создан, а также для чего все это нужно. Язык произведения прекрасен (термины, имена — об этом немного ниже). Мир играет красками. Пусть этот мир весь серый, но благодаря описаниям ты четко представляешь себе вязкость нойта, внешний вид обитающих там тварей, и прекрасную голубизну жемчужин, на шее матери Шоорана.
Необычность. Необычность всего. Мир, который не встретится больше ни в одном произведении. Мир, построенный на основе пожеланий творца и требований его антагониста. Мир, в котором, казалось бы, нет никаких условий для существования, но тем не менее заселенный людьми, борющимися за свою жизнь и развитие.Мир, в котором люди загнаны в очень узкие рамки жизни, где малейшее изменение грозит разрушить привычный ход вещей.
Главный герой. через него подаются все основные мысли в романе. Насколько может изменяться человек, подстраиваясь под систему или идя против нее. Шооран, каким мы видим его в начале, и Шооран в конце книги — две абсолютно разные личности. У них очень мало общего — поменялись ценности, поменялось отношение к людям, к миру. Неизменной остается лишь цель.
О чем этот роман? Каждый читатель увидит свой посыл от автора, возможно не один, который будет отличаться от увиденного другими читателями. Мною были восприняты несколько нитей, прошивающих каждую страницу этого произведения.
Во-первых, автор показал, что человек может выживать в любых, самых ужасных условиях. Не всегда оставаясь при этом человеком, но всегда выживая. Также мы видим, что даже при небольшом количестве людей, они всегда образуют определенные группы, разбиваются на государства, в каждом из которых действуют свои законы, свои правила жизни, своя оценка происходящих вокруг событий.
Во-вторых, нам показано, насколько важна бывает цель. Цель жизни Илбэча — застроить оройхонами весь мир. В начале произведения мы четко понимаем, для чего это нужно и определенно видим все положительные стороны этого действия. Чем дальше мы продвигаемся по страницам романа, тем более сомнительные результаты предстают перед нами от этого строительства, и уже непонятно, добро или зло несет Илбэч. И как сложно перестать мыслить локально и продолжить добиваться глобальной цели. И уже неважно, свет ты несешь или тьму и разруху в свой мир.
В-третьих, роман пронизан настроением одиночества. Неизвестно, что больше влияет на состояние одиночества главного героя — проклятие илбэча или собственное, неосознанное отталкивание людей. Одиночество сдобрено приличным объемом страданий, от потерь любимых людей, предательств и вечной необходимости скрываться.
Из минусов — для кого-то будет высоким порог вхождения в язык, которым написано произведение. Наличие множества необычных имен и терминов (кстати, очень запоминающихся и ясно дающих характеристики, внешний облик зверей, растений, позволяющих представить, что и как выглядело) для меня не составило проблем, но, кого-то может оттолкнуть.
Как итог — читать этот роман начал благодаря списку рекомендованной литературы со страниц этого сайта и ни капли не пожалел о принятом решении. Могу лишь позавидовать тем, кто еще не брал в руки эту замечательную книжку.
zazai, 18 декабря 2022 г.
Объективно, роман вполне заслуживает своего звания «культового». Все атрибуты в наличии и весьма достойного качества.
Субъективно же надо сказать, что я откровенно мучил этот роман в ожидании концовки, которая обещала быть не тривиальной.
Так и случилось, но стоит обозначить этот путь более детально.
Роман совершенно не в моем вкусе — уж больно он фантасмагоричен и одновременно с тем герметичен, а я уже вышел из возраста «Репки» и «Курочки Рябы» (даже их 18+ версий).
Начало не задалось, но сюжет довольно быстро выруливает на хорошознакомую арку чудо-сопляка и отшельниковатого пердуна, но и она тоже быстренько мельчает, а главгер отправляется мытарствовать в большой мир. С этого момента концовка уже угадывается, но, поскольку мир абсолютно авторский, сохраняется интрига под каким соусом ее подадут. А тем временем можно поглазеть на сменяющиеся декорации, тем более, что они с аллюзиями на нашу действительность и, к тому же, стремительно эволюционируют.. Медленно подкрадывающаяся концовка, в итоге, оправдывает все ожидания, когда совершенно переворачивает нарисовавшуюся картину мира.
Не буду ханженски ставить оценку признанной классике, но по той же самой причине не могу никому посоветовать к прочтению — на такое надо решиться самостоятельно, предварительно набравшись терпения.
sergej210477, 18 июня 2020 г.
Книга, запоминающаяся, наверное, на всю жизнь. Сложное, огромное, монументальное произведение.
Писать отзывы о таких вещах — дело неблагодарное. Слишком о многом эта книга. Поэтому, скажу только о нескольких моментах:
Во-первых, почитав другие отзывы, боялся, что роман будет труден к прочтению. Но, нет, читается абсолютно легко, сложные имена и названия не напрягают.
Во-вторых, читал в электронном виде, слушал аудиоверсию — очень не хватает карты далайна. Может быть, есть в бумажном виде, было бы очень интересно глянуть.
В-третьих. Много героев, все — живые люди. С прописанными характерами, эмоциями. Но, центральный персонаж вышел лучше всех. Не благородный герой, с «горящим сердцем», который думает лишь о том, как помочь людям. Отнюдь не Прометей. Реальный человек, со всеми недостатками, колебаниями и сомнениями. Делающий ошибки, порой, совершающий и подлости. Не чуждый и эгоизму. Любящий и ненавидящий. В общем — настоящий, а не иконный образ.
И последнее: книга выверена, «вылизана» до совершенства. Все многочисленные линии сходятся, судьбы всех героев прослежены до финала.
Что тут скажешь — просто отличный роман.
Deliann, 29 мая 2018 г.
«Многорукий бог далайна» – это история, в первую очередь, о далайне. Святослав Логинов проделал титаническую работу, создав собственный уникальный мир и вдохнув в него жизнь. Если попытаться описать далайн простыми словами, то получится что-то похожее на мировой океан в гигантском аквариуме. Главный обитатель аквариума – чудовищный многорукий Ёроон-Гуй, представляет собой местных бога и дьявола. Кроме него в аквариуме обитают различные животные, а на немногочисленных участках суши живут люди. Раз в поколение среди людей появляется избранный, способный создавать эти самые участки земли. Между Ёроон-Гуем и избранным происходит своеобразная стратегическая игра, ставкой в которой является судьба всего человечества. Я вот пытаюсь сейчас это всё понятно объяснить, но получается как–то куце и не интересно. А у Святослава Логинова, между тем, мир очень сложный и многообразный, в котором интересно переплетаются мифология, политика, социология, да и биология с химией. Более того, Логинов придумал не только уникальное мироустройство, но и множество терминов для заполнения этого самого мироустройства. Ладно, попробую зайти с другого конца.
«Многорукий бог далайна» – это еще и история человека. В центре повествования находится жизненный путь Шоорана, человека, которому пришлось стать избранным. И тут тоже автор разгулялся на полную катушку. Шооран не становится избранным в привычном понимании этого слова: таким, который должен побороть местного Темного Властелина и все. Нет, он обычный человек, с тяжелой судьбой и искалеченной психикой. Человек, который всю жизнь невыносимо страдает от одиночества, который всегда пытается сделать правильный выбор, принести благо всем людям, но далеко не всегда его решения приводят к желанным результат. Человек, который проходит через тяжелейшие испытания, большая часть которых происходит внутри него. Получается, что перед читателем разворачивается история поиска своего места в мире, история выбора пути и несения ответственности за принятые решения.
Я бы хотел сказать, что «Многорукий бог далайна» – это еще и история Ёроон-Гуя, но это будет уже спойлер. Но спойлерить это мне не хочется, поэтому напишу о другом:
«Многорукий бог далайна» – очень самобытное и сложное для восприятия произведение. У романа есть свои недостатки, например, излишне мрачный тон повествования, затянутость некоторых моментов и так далее, но прочесть его я рекомендую всем. Это интересный и необычный читательский опыт, который стоит испытать каждому любителю фэнтези и фантастики.
Paganist, 14 октября 2021 г.
Редко когда созданный мир в фэнтези-произведении настолько влияет на происходящее в книге. Обычно мир служит декорацией, на фоне которого происходят приключения героев. Во «Многоруком боге далайна» мир выступает и декорацией, и собственно историей. Уже это делает роман Логинова уникальным не только в отечественной литературе.
Особенности мироустройства сопровождают читателя даже в сценах взаимодействия людей, где казалось бы, на первом плане человеческие взаимоотношения. Так-то оно так, люди в мире далайна всё такие же, какими мы привыкли их видеть, то есть самые разные. Но в таком разрезе далайн — мир, стеснённый размерами и бедный ресурсами — становится метафорой на некоторые человеческие общества нашего мира. Ибо жизнь в таком неприветливом месте, как далайн, сама по себе сложна и опасна, но куда опаснее не трудности выживания, а человеческие пороки, коими кишит земля в романе. Здесь объединяются лишь, чтобы кого-то поймать и казнить, здесь каждый сам за себя. Неудивительно, что илбэч — единственное существо, которое может дарить людям землю (соответственно, ресурсы) — самое ненавидимое создание далайна. И, разумеется, он, как и положено избранному, — бесконечно одинок. «Многорукий бог далайна» — история величайшего илбэча всех времён, который за свои труды получил лишь ненависть и презрение, а потом был демонизирован. В этом трагедия героя, желающего людям добра, коего они, по большему счёту не заслужили.
Несомненный плюс романа — мифологические вставки. И без них мир далайна пугающе реален, а с ними становится куда многомернее, ибо обретает историю. Органично выглядит использование автором монгольских названий и имён. Они необычны, но очень подходят для такого мира. Ведь привычные а-ля западноевропейские имена типа Артура, Бьорна выглядели бы уныло и неправдоподобно в столь необычном мире.
Единственным минусом (сугубо субъективным) произведения видится затянутость. В середине романа сюжет провисает и надолго впадает в режим «пошёл туда, увидел то, пришёл сюда». Да, роман — жизнеописание главного героя с детства до преклонных лет. Но, думаю, без некоторых подробностей этих хождений вполне можно было обойтись. Но этот минус — всего лишь попытка найти ложку дёгтя в полновесной бочке мёда, которой является «Многорукий бог далайна».
Massaraksh, 12 марта 2018 г.
Это не книга, это — вечная гиря на ногу). Да, формально книга всего лишь о взрослении персонажа, не больше не меньше. Не новая тема. Столь же формально, книга — фентези, которого в момент написания, что называется, море не ело. Правда фентези это, примерно, в той же мере что и Хайнлайновские «Пасынки вселенной». Критически важно как именно это написано. Меня зацепила уникальность мира и языка.
Герой меняя мир, меняется сам, а замкнутость и крайняя теснота мира обостряет эти изменения. Идей целая россыпь: тут и размышления о типах социального устройства, и герой, сперва доведенный до мысли о цели оправдывающей средств, а затем и вовсе, переставший искать оправдания как целям так и средствам и, даже, хрестоматийные размышления о природе «лишнего» человека.
Основой всего этого является идея об эпохе перемен, той самой , пожелание жить в которую в Китае было страшным проклятием. Особенно болезненно это читалось во время когда эта книга и была написана. Прочитай я ее сегодня, кто знает как бы она была воспринята, но в середине 90-х, в ту самую «эпоху перемен» — это было как наждаком по коже.
Единственное о чем жалею — бумажный оригинал утрачен давно и безвозвратно, а электронные варианты присутствующие в сети, почему-то, не содержат карты оройхонов. Есть, даже, вариант с иллюстрациями в стиле «робинзона Крузо», но вот с картой — нет.
Честно говоря, настолько самобытная книга, что выдавливать из себя положительный отзыв в ее адрес мучительно тяжело. Это надо, просто, читать. Все остальное — фальшиво.
gedie, 9 декабря 2022 г.
Так то оно конечно интересное, но до чего же тоску нагоняет. Да, написано неплохо, читается нормально, есть интересные мысли и все вроде бы логично, хоть и не совсем. Опять же, почти все время книга портит настроение, происходящее унылое и печальное. Только несколько коротких эпизодов действительно цепляют и кажется, вот-вот дело пойдет веселее, но нет. Финал такой же — тоска. Считаю, что было вовсе не обязательно вести повествование в таком миноре.