fantlab ru

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Пересмешник»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
3606
Моя оценка:
-

подробнее

,

Пересмешник

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 213
Аннотация:

Добро пожаловать в Рапгар! Просвещенную столицу цивилизованного мира, город тысячи народов, королевство страстей, вселенную пара и магии. Царство, в котором живут бок о бок лучшие люди и самые страшные чудовища из тьмы.

Древняя столица страны — город множества историй, каждая из которых является не менее реальной, чем ваша, и повествует о чьей-то жизни, полной любви, ненависти и приключений.

Например, такой, как у чэра Тиля эр’Картиа, по прозвищу Пересмешник, который, к своему несчастью, оказался в неудачное время не в том месте, из-за чего его судьба изменилась раз и навсегда.

С этим произведением связаны термины:

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 439

Активный словарный запас: средний (2859 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман

номинант
Странник, 2010 // Лучший сюжет

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Пересмешник
2009 г.
Пересмешник
2010 г.
Пересмешник. Под знаком мантикоры. Иногда они умирают
2017 г.

Аудиокниги:

Пересмешник
2016 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие пишут одну книгу, делая вид, будто творят разные. А Пехов, кажется, вознамерился наоборот технически в одной вселенной Танцующих с тенями создать максимальное количество разноплановых произведений. Снова попытался написать детектив, и как детектив это несомненное фиаско. Дано слишком много перекликающихся загадок, часто не оказывающих влияния на сюжет, часть поступков героя вопреки всем неписанным законам никуда не двигает повествование. Субъекты «расследования» героя не появляются достаточно раз, чтобы читатель имел шанс догадаться раньше героя. Хоть о чём-нибудь догадаться. Зато мир дан избыточно подробным, с кучей не важных, но любопытных деталей. Короче, это очередная компьютерная игра в текстовой форме. Только не РПГ, а, наверное, квест из нулевых с пиксельхантингом. Сам герой — изнеженный аристократ, да ещё и просидевший в одиночке шесть лет, за него воюют все окружающие, пожалуй за исключением 2-3 сцен (то есть, 90% времени). Да, герой из тюрьмы (пусть и по необоснованным обвинениям), по всем признакам у нас вторая часть игры, это поддерживает интригу, автор пишет только то, что ему реально хочется писать, а скучные сцены проматывает одной репликой или воспоминанием героя, но именно из-за этого накрылся детектив. Неглупый и неплохой посыл книги, несмотря на жанровые условности, читается и применяется в кульминации

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
каким родился — таким и пригодился

за что автора люблю, он никогда не пишет бегалку-стрелялку ради экшена.

По поводу качества соединения слов в предложения — у нас здесь традиционный Пехов. Я действительно вместе с ним радовался милым каламбурам типа «разношёрстной публики» на собрании котолюдей, но точно так же страдал на очередном «слишком исчерпывающем» или «чудовищном чудовище». Издатель держит свою публику за школоту, которой и так сойдёт, и экономит сущие копейки на корректоре. И автор, боюсь, ничуть не возражает, уверенный в непогрешимости.

О чтении не жалею, но если и рекомендовать, то можно разве что на фоне остальной бездуховной бездарности. У того же Пехова есть и более атмосферные, и более умные вещи (иногда сразу, как «Страж», где рас поменьше, но у всех есть сюжетная роль).

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имя Алексея Пехова на обложке – для меня знак качества. На данный момент я читал у автора три цикла: «Страж», «Киндрэт» и «Ветер и искры». Все они мне очень понравились благодаря продуманному миру, ярким персонажам и логичному сюжету. «Пересмешник» – самостоятельный роман, не связанный с другими произведениями.

Действие романа происходит в огромном мегаполисе Рапгаре. Его в аннотации называют городом тысячи народов, и это преувеличение лишь отчасти. Тут обитает множество человеческих и нечеловеческих рас, которые, в отличие от многих других представителей фэнтези, не были списаны у Толкина. Наравне с обычными людьми здесь проживают загадочные аристократы-лучэры – потомки главного божества Всеединого. Присутствует в Рапгаре и множество нечеловеческих рас: четырехрукие могучие махоры, гигантские разумные пауки хаплопелмы, водоплавающие дьюгони, фелиноиды мяурры (читай каджиты из серии игр «TES»), электрические черепахи пикли, кровососы завью, разумные растения тропаэллы, призраки стафии, крошечные человечки – малый народец и многие другие. Причем далеко не все расы обладают равными правами и привилегиями полного гражданства – многие понижены в правах, с чем активно борются. В этом мире присутствует магия, которая является особенностью лучэров, наравне с технологиями, базирующимися на паре. Да–да, роман смело можно отнести к жанру стимпанка. Все эти черты очень сближают «Пересмешника» с «Вокзалом потерянных снов» Чайны Мьевиля. Правда, готов признать, что роман Пехова понравился мне больше. Столь разным расам довольно тяжело ужиться вместе, и за порядком на улицах следит местная полиция – Скваген-жольц. Правит Рапгаром сильнейший из лучэр — Князь, который после смерти переходит в демоническую форму и крушит все на своем пути. Помогает ему в управлении Городской совет, состоящий, опять же, из влиятельных лучэров.

Как уже, думаю, понятно, особое место в Рапгаре занимает раса лучэров. Лучэром является и главный герой – Тиль эр’Картиа. Физиологически лучэры сходны с людьми, хотя и несколько сильнее и обладают магией. У каждого представителя этой расы есть Облик и Атрибут, причем у всех разные. Облик – это способность принять на краткое время другой внешний вид, а атрибут – уникальная сверхъестественная способность. Главный герой по сути лишён Облика — при желании он ненадолго становится полностью невидимым. А вот Атрибут у него на первый взгляд довольно слабый – Тиль может подражать голосам других людей, за что и получил прозвище Пересмешник. Помимо этого, у лучэров есть амнисы – духи, заключённые в неодушевлённые предметы. У Тиля их аж два: воинственный нож Анхель и болтливая трость Стэфан. Амнисы переходят по наследству и обретают свободу со смертью последнего представителя семьи. Интересно то, что Пехов прописал характеры амнисов ничуть не хуже, чем прочих персонажей – за их перепалками интересно наблюдать. С главным героем автор знакомит нас постепенно. В его прошлом произошло печальное событие, из-за которого он провел некоторое время в заключении. Суть этого события раскрывается лишь к середине романа, и когда все встаёт на свои места, мы не можем не проникнуться неподдельным сочувствием к Тилю.

События романа начинаются с того, что Тиль, путешествуя на поезде, заступается за некую рыжеволосую красотку. После этого судьба затягивает его в стремительный водоворот событий, из которого выбраться совсем не просто. В романе присутствует неплохая детективная линия, заговор, кровавый маньяк и секта Красных Колпаков. Более подробно про сюжет я говорить не буду, дабы избежать спойлеров.

Роман притягивает своей мрачной атмосферой Викторианской Англии. Балы, светские приемы и дуэли тут соседствуют с боями гигантских паровых мехов. Проще говоря, мир Рапгара удался Пехову на славу.

Теперь о минусах. Их я выделил для себя два. Во-первых, меня несколько разочаровала излишне стремительная развязка. Во-вторых, при таком обилии авторских терминов и названий неплохо бы приложить в конце романа небольшой глоссарий.

Итог: «Пересмешник» – замечательный роман, который можно смело рекомендовать всем любителям фэнтези. Отлично он подходит и для первого знакомства с творчеством Алексея Пехова. Самобытный отлично прописанный мир, яркие живые персонажи, неплохой сюжет – всё это не оставит вас равнодушным.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что делает автор из стимпанковской идеи?

Нелепое переименование из сэров в чэры, ситхов в сиги, Скотланд-ярда в Скваген-жольц, Индию в Магару, Калькутту в Кальгару, птицу Гаруды из индийского эпоса в Гарвуду и так далее. Придумывание своих монет и купюр, званий и статусов. Но забыл переименовать шейхов, раджей и жандармов. Плюс ко всему ещё и озвучил нынешние войны за нефтяные ресурсы, скрываемые в книге под предлогом помощи в борьбе с поклонниками солнца. Это натиск США в странах с мусульманской верой стал прототипом для сюжета. Автор не стал изобретать что-то новое, а просто перенёс дела сегодняшние в далёкую эпоху пара.

«Наши колониальные войска быстро переломили упрямство малозанца, и с тех пор остров свободен и независим, хотя многие его и называют негласной четырнадцатой колонией Рапгара.»

- Ага, и никто не увидит в этом советскую историю с её 15 республикой — Болгарией, освобождённой ранее от турок, а затем и от союзников 3-го Рейха силами советских воинов.

Ещё историю моста «Золотые ворота» в США перенёс для своей книги под названием мост «Разбитых надежд».

Забавно, что и сам Пехов путается в своей карте, не понимая ошибочности маршрута поездки героя во второй главе, забывая, что поезд два раза прибывает на центральный вокзал, огибая южную оконечность. Или это я чего-то напутал, забредая в многочисленные пеховские описания всего и вся?

Помимо такой авторской белиберды в первых двух главах достаточно подробно описывают мир Рапгара и предстоящие волнительные приключения в нём колонки в газетах и рассказы знакомых главного героя. Вроде бы всё это обещает полноценный сюжет, раз автор решил набить столько подробностей в описание особенностей народов, раскрасок вагонов по статусам пассажиров и отличительных подсветок могил на кладбище. Но вся затея Пехова — это мешанина из фактов нашей и мировой истории сразу нескольких веков. Снеговик из разнородных кусков выглядит посмешищем.

Конечно же герой неуязвим и... обладает даром невидимости... на шесть секунд. Всё, что нужно для создания литературной болванки. Нет, это надо ещё раз обмыслить. Невидимость на шесть секунд, Карл!!! Пехов, типа, делает поблажку для справедливости и интриги, но... опять вляпывается в говно неправдоподобности, которая вечно ему присуща в творчестве. Вроде надо дать что-то и врагам, чтобы они были страшны и опасны, но — это же Карл. То есть — Пехов.

Пересказы кухонной и другой бытовой болтовни вместе с воспоминаниями обо всём утомительны. Автор книги совсем не умеет это делать уместно и компактно, как это делал великий Вудхауз. При повторном перечитывании его произведений ты не пропускаешь ни единой страницы, а вот непонятные мне фанаты прозы Пехова, наверное, и сами знают, что многие страницы современного писателя Пехова они с удовольствием пропустят, обращая внимание по памяти только на те, где есть «соль и перец».

Название романа прямо в точку попадает — «Пересмешник»: пересмешил, перемудрил, перестарался Алексей Пехов. Лепил конфетку из сладких периодов истории, но вышла размалёванная какашка.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не понравилось, ужасно, написано на уровне писателя-любителя. Сегодня дочитал-домучал и изложу все то, что мне не понравилось по пунктам, что приходит в логову. Будет немного скомканно, не по порядку.

1. Нереалистичность самого города Рапгар. В книге есть упоминание, что население Рапгара 3 миллиона. Но это не стыкуется с размерами Рапгара. В книге есть карта. Масштаба там нет, но размеры города можно определить. В книге в третьей главе есть описание Моста разбитых надежд: «...огромное стальное сооружение длиной почти в полторы мили». Измерив его длину на карте — 1,5 см, получаем, что 1,5 см карты = 1,5 мили, то есть 1 см — это 1 миля. С запада на восток Рапгар протянулся на 22 см/мили, а севера на юг — на 18 см/мили. Одна миля — 1,6 км. Получается, Рапгар, это город примерно 20 на 30 км. При этом половина города — тупо вода.

Это примерно как город Киев с населением 3 миллиона человек. Но черт возьми, в Киеве куча застроек 5, 9 и более этажных домов и половина города — не море. А Рапгар — это нечто похожее на викторианский город индустриальной Европы конца 19 века. Какие еще многоэтажки. То есть в Рапгаре физически не может быть 3 миллиона населения, даже с учетом, что водных обитателей или маленького народца. Он гораздо меньше по населению. При этом у одного только Тиля три или четыре дома, а живет он только в одном, остальные пустуют.

Далее, описание отдельных локаций не вяжется с истинными размерами. Например, описывается некая локация (не помню какая), что она состоит из двух улиц. Но по масштабу там километра три на три. Что ж это за ширина одной улицы? По полтора километра проспект? Ну бред полный.

Короче, читаешь, начинаешь сопоставлять и не веришь в реальность.

Кроме того, по книге чувствуется какая-то малолюдность везде. Доходит до того, что в одной из локаций живет аж полтора десятка лучэров. Какие еще 3 миллиона человек город. Везде, где бы ни был главный герой, везде по описанию пустынные улицы.

2. Это не книга, а какой-то квест, как-будто игра «Морровинд». Пошел туда, услышал того-то, тот послал туда, там опять что-то узнал. Повторить 20 раз... Профит... Конец квеста. И это пишет якобы — писатель!?! Не чувствуется живость мира. Все точно как в игре. Весь Рапгар стоит на месте, существует в каком-то замороженном состоянии, пока главгерой бродит по пустынным улицам, и не прилагая никаких усилий, последовательно выведывает информацию у любого. Блин, да мне «Морровинд» было тяжелее проходить, мне там так просто информацию не предоставляли, приходилось изворачиваться.

3. Идиотский повторяющийся один и тот же прием. Прием не плох, но не тогда, когда он повторяется через главу. Прием заключается в неполной информации. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тиль вбегает в комнату и видит старика (пророка). В следующей главе следователь заставляет Тиля дать описание лица пророка. Но мы, читатели, не можем понять, какого хрена, ведь в предыдущей главе автор указал, что Тиль видел лицо старика. Начинаешь делать предположение, что лицо старика обезображено от пожара. И, о точно, только в середине следующей главы автор подтверждает это предположение. Черт возьми, а сразу нельзя было написать об этом еще в конце предыдущей главы. К чему это все, автор? Это реально раздражает. А раздражает тем, что именно через главу ты это делаешь.

4. Раздражающая, меня лично, подача событий в каждой главе. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глава называется «Данте» или «Старый лис», будьте уверены, что примерно 2/3 главы будет посвящено старательному описанию подготовки Тиля к походу к данным господам
. Он будет сто раз обедать, одеваться, разговаривать с амнисами, потом будет на несколько страниц описание самого похода к гостям, бесконечно описание улиц, трамваев. И только в конце главы автор соизволит наконец перейти к теме главы. Бывали случаи, когда на саму тему главы отводится одна-две страницы из 30. Все остальное — движение по улицам Рапгара.

4. Предсказуемость всего. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда в книге упомянулся ужасный дух Князя, и что его можно убить каким-то звуком особым, только идиот может не догадаться, что его в конце убьет Тиль благодаря своему Атрибуту подражать любому голосу. Только я думал, что он услышит хотя бы этот голос и сможет его повторить. Но нет же, автор даже заморачиваться не стал, на каком-то этапе герой просто начал верещать, видимо, интуитивно, зная, на какой частоте и каким тембром. Идиотизм полный. О том, что Алисия и Эрин — одно и то же лицо, догадка пришла с первым появлением этой Алисии
.

5. Сам главный герой — ужасен. Нудный, скучный, бесит своей чрезмерной правильностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И маленький народец любит, и предрассудков лишен, не чурается низшей Бесс, и щедрый, деньги раздает, и не убивает зазря. При этом ведет абсолютно паразитический образ жизни. Нигде не работает, у него куча бесконечных денег. Все работают на него, все его обслуживают
.

Ладно, надоело перечислять минусы, мне не понравилось. Мир, в реальность которого не веришь. Сюжета нет. Концовка — скомканная. Глубинного смысла нет. Как-будто писал начинающий писатель-любитель.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро пожаловать в Рапгар! В великолепно прописанный мир, населённый таким количеством новых рас, что вам не раз придётся вернуться назад, чтобы напомнить себе кто есть кто. В мир, который полон враждой и противоречиями чуть более, чем полностью. В мир, в котором соперничают магия и технологии. Я, как человек неравнодушный к стимпанку и викторианской Англии просто не могла бы пройти мимо этого богатства красок и форм.

Благородный чэр Тиль эр'Картиа — богатый и внешне благополучный житель огромного и многонационального Рапгара. Он жил беззаботной жизнью гуляки и картёжника до тех пор, пока не оказался не в том месте и не в то время. В один день его жизнь резко изменилась, и вот мы встречаемся с чэром Мертвецом, лучэром, который горит жаждой мести.

Детектив в обстановке фентезийной вселенной. Что может быть лучше? Просто пальчики оближешь, считаю я. Но минус детектива в антураже фентези в том, что преступник может совершать преступления совсем не теми способами, что мы привыкли. Да и отыскать его куда сложнее, особенно если он умеет бегать по потолку или проходить сквозь стены. Основная цель детектива — развлечь читателя и заставить его шевелить мозгами, чтобы он одновременно с сыщиком, или отставая на один-два шага (а то и опережая), пришёл к разгадке. Но чтобы прийти к разгадке, в тексте должны быть раскиданы крючки — зацепки, видимые не только главному герою, но и читателю. Минус «Пересмешника» как детектива в том, что от детектива у него только наличие преступления и герой, пытающийся разгадать головоломку. Сама головоломка, а точнее её исполнение, оставляет желать лучшего. Конец и вовсе обескураживает. Да, он неожиданный, но должен ли быть таким конец детектива? Неожиданно, когда главным злодеем оказывается тот, на кого сначала не подумаешь, но которого начинаешь подозревать на 100 странице. А вытащить убийцу как кролика из шляпы, не объясняя причин — это неприятная неожиданность.

Поэтому ради избежания разочарования, не считайте эту книгу фентези-детективом. Это фентези с наличием интриги. Никто не обещал полноценный детектив.

Великолепно прописанный сложный мир я отношу к безусловным плюсам книги. Пехов такой автор, который может создать абсолютно уникальные вещи, пользуясь старыми формами и шаблонами. Безусловный плюс — герои книги. Данте, Талер, Эрин, Бесс — каждый герой уникальная личность. Но огромный минус в том, что главный герой Тиль абсолютно никакой. Если вы читали предыдущие циклы про Гаррета и Нэсса, то поймёте, что я имею в виду. Возможно, его внешняя невозмутимость — это особенность характера героя и тех перемен, что с ним произошли. Он хладнокровен и последователен, хотя раньше и был горяч. Он разумно рассуждает, является индивидуалистом и скептически смотрит на окружающее его общество. Вам никого не напоминает этот герой? Мне он напоминает большую часть главных пеховских героев. Если рассматривать Тиля независимо, то, пожалуй, я слишком придираюсь. Но учитывая предыдущий опыт автора, хотелось бы увидеть какие-то отличия героя одного произведения от героев других. Я понимаю симпатию автора к этому типу личности. Понимаю и разделяю. Но как читатель хочу чего-нибудь свеженького.

«Пересмешник» — книга для неспешного смакования. У неё чудесный букет и вкус. Читать её одно удовольствие. Если только закрыть глаза на развязку и некоторые особенности главного героя.

Сейчас подумала, что с удовольствием бы почитала про самокопания героя (отнюдь не в плане жаления себя и плача в чужую жилетку). Всё-таки в его ситуации, чтобы оставаться абсолютно спокойным, нужно иметь чертовски крепкую нервную систему. И мне было бы интересно узнать как он дошёл до жизни такой.

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

От книги я в восторге! Именно так, по-другому не скажешь. Это самая лучшая вещь у Автора, которую я пока читала. По произведенному впечатлению она перескочила даже «Под знаком Мантикоры». Возможно, мы с книгой просто совпали, но совпали удачно – здесь есть то, что мне хотелось бы видеть в приключенческом романе, чтобы каждую минуту было интересно.

Что же такого необычного создал Автор, что так увлекло? Основа вроде бы обычная: есть благородный главный герой с незавидной судьбой, который терпеливо-холодно жаждет разгадки и мести, есть молодая красивая женщина, попавшая в беду и старающаяся мужественно решать свои проблемы и противостоять коварным врагам, есть настоящие и верные друзья главного героя, их не много, но они за него горой, даже если весь мир против, есть страшные загадки настоящего и прошлого, есть коварные злодеи, имеющие чудовищные, безжалостные планы и т.д. Все это могло быть, да и было, основой некоторых исторических, приключенческих или детективных романов. Но тут главное – чем все это Автор раскрасил, во что облек основу, какие атрибуты применил, чтобы история выделилась и запомнилась.

Для начала – это город Рапгар, так похожий на Лондон конца 19-го века с только появляющимися трамваями, поездами, дирижаблями, дымящими трубами фабрик — сочетание пара, техники и магии, а рядом еще сохранились кареты, шляпки, длинные платья, трости, традиции, официальные приемы и дуэли. (К слову сказать, дуэль действительно произвела впечатление).

Далее это жители города, разнообразие рас и народностей, которые жили, и которые стекаются в этот развивающийся центр страны – их множество, все они разные и интересные. Одни только махоры чего стоят, особенно кухарка Полли с ее великолепными обедами; замечательные мяурры, со своими традициями и принципами; невероятные, ни на кого не похожие ка-га и жвилья; умные и изобретательные деревья; ну а маленький народец, с восторгом радующийся любому трамваю и приносящий в дар самое ценное – покорили мое сердце. Ну и сами лучэры, своим происхождением и традициями уходящие к началу времен новой эры выписаны замечательно.

Магия, которую прибавил автор, занимает связующее место: Атрибут, Облик, Амнис, сила, которой обладают чэры, маги, низшие – они не покидают страницы книги и придают должный эффект. Ведь не сразу и сообразишь, с кем разговаривает Тиль – его амнис невероятно живой, близкий и верный, а Зефир и Ио, просящие почитать газету, непременно вызывают улыбку.

Из персонажей очень запомнились Талер и Старый Лис, не зря у старика такое имя. Ну и сам герой, Пересмешник, очень понравился: харизматичный персонаж, волевой, терпеливый, в меру хладнокровный и, несмотря на положение, невероятно живой. И имя у него правильное – смеяться в лицо смерти, четко зная, что проиграл на все сто – это характер!

Понравилось и то, что Автор придумал множество ходов в детективной линии, когда совсем невозможно догадаться что и кто стоит за развивающимися событиями, а главный злодей – совсем не те, именно не те, на кого думаешь. По ходу чтения можно лишь выдвигать версии.

Несмотря на то, что это приключенческий роман с детективной составляющей – это еще и остросоциальный роман: проблемы эмиграции и перенаселения большого города, проблемы расовой терпимости и социального статуса, вопросы экологии и модернизации – все это имеет отражение в романе, иногда и вот так можно осветить насущные вопросы.

В общем и целом книга невероятно понравилась. Конечно, есть вещи, которые мне бы хотелось, чтобы выглядели по-другому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень жаль Талера – у Тиля и так совсем мало друзей.
Не хочу выискивать недостатки и несоответствия в книге, не знаю произведений, где бы их не было. Могу лишь повторить, что я в восторге от того, что прочла эту книгу. Автор молодец – создал произведение, которое в настоящее время, выпускающее произведения разных жанров сотнями, оказалось способно захватить дух, увлечь своим миром и героями, заставить им сочувствовать, волноваться и сопереживать. Отрадно, что такое произведение оказалось создано российским писателем.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жить на пороховой бочке это страшно, рискованно, но дико интересно!

Скажу честно, «Пересмешника» я читать не хотел, но прочитав первую пару глав буквально проглотил его со всеми достоинствами и недостатками (кои в книге, на мой взгляд, конечно тоже присутствуют). Главный герой здесь, на мой взгляд не Тиль, а сам город Рапгар с его многочисленными районами и парками, богатой историей и разнообразными обитателями. Автор рассказывает о мире совершенно просто и непринужденно, заинтересовав читателя изначально. Все эти тру-тру и пикли, мяуры и ка-га — все они часть этого большого города. Города-загадки. Тут тебе и технический прогресс, и консерваторы, и церковь, и откровенные безбожники. Рядом с грязью и лживостью нога в ногу шагает выдержанный аристократизм и джентельменская честь. А неприятель в конце улыбнется так, что ты увидишь его с совершенно другой стороны.

Пересмешник играет со смертью, которой проиграл априори. Он смеется в лицо опасностям, полагая что уже умершему однажды бояться более нечего.

Мне лично приятно осознавать, насколько он оказался не прав...

Если бы я был объективным, поставил бы крепкую 8-ку.

Но малонародцы покорили моё сердце.

Потому «десять».

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В Рапгаре, просвещенной столице цивилизованного мира пара и магии, происходит ряд страшных, кровавых убийств, газеты нарекают безумного маньяка-убийцу — Ночным Мясником. Казалось бы, что в этих преступлениях нет никакой логики и они абсолютно бессмыслены. Хотя возможно, за ними стоит нечто большее, чем безумные деяния сумашедшего душегуба. Во всем этом и предстоит разобраться чэру Тилю эр'Картиа по прозвищу Пересмешник, который снова оказался не в то время, не в том месте, также как и семь с половиной лет назад, только на этот раз терять ему уже нечего, ведь в прошлом он потерял не только свою репутацию и доброе имя, но и жизнь!..

После нескольких произведений «малой» формы я наконец-то добрался и до романа за авторством Алексея Пехова, после прочтения которого ничего кроме восторга и истинного наслаждения от прочитанного я не испытываю. И должен заявить следующее — по моему мнению, Алексей Пехов в настоящее время является лучшим российским писателем, работающим в жанре фэнтези!!!

После столь восторженного вступления и «громкого» заявления, я хочу обратиться к деталям.

Во-первых, давайте поговорим о «главном» персонаже этой книги — Рапгаре. Город удивительно похожий на столь любимый мной Лондон, иногда мне казалось, что вот по этой набережной сейчас пробегут Шерлок Холмс и доктор Ватсон, преследуя очередного преступника, а вот по той улице пройдут Дживс и Берти Вустер, направляясь к тетушке Агате, а вот здесь, за этим углом дома, Гарри Поттер, сопровождаемый Хагридом, впервые войдет в Косой переулок. Да и государство, чьей столицей является Рапгар, буквально зеркальное отражение Британской империи конца XIX — начала XX веков. Автор так живо и реалистично описал Рапгар, что у читателя не остается никаких сомнений в существовании этого мегаполиса. Также как и его прототипу, Рапгару свойственны проблемы реальных больших столиц нашего мира: политические интриги и заговоры, проблема иммигрантов и национальных меньшинств, экологическая проблема, проблема расширения и перенаселения города, а также многое-многое другое. Конечно же стоит отметить и тот факт, что Алексей не заселил Рапгар «банальными» фэнтезийными расами, типа эльфов, гномов, гоблинов и иже с ними, а подарил этой Вселенной весьма оригинальных жителей. Здесь, помимо людей и лучэров, местных аристократов и потомков Всеединого бога, обладающих, так называемыми Обликом и Атрибутом, и управляющие амнисами, «демонами», вживленными в предметы, живут такие оригинальные расы, как например, хаплопелмы — гигантские разумные пауки, служащие в полиции, или мяурры — огромные коты, приехавшие в Рапгар с далекого острова Спинотис и являющиеся одними из лучших воинов в армии Князя, или тропаеллы — растения-ученые, создающие новые технологии для государства Рапгар, или маленький народец — малыши, на которых мало кто обращает внимание, но сыгравшие заметную роль в жизни Тиля в частности и города в целом. И это лишь малая часть населения Рапгара, придуманного автором для этого мира.

Что же касается героев произведения, то как всегда у Пехова они получились очень «живыми», в них читатель верит, им сопереживаешь, с ними радуешься и печалишься, они нравятся или нет, их любишь или ненавидешь, и это касается не только главных, но и второстепенных героев книги. О некоторых из них я расскажу отдельно:

— чэр Тиль эр'Картиа по прозвищу Пересмешник — лучэр, семь с половиной лет назад несправедливо обвиненный в в убийстве родственника Князя и казненный за это преступление, преданный всеми, кроме настоящих друзей, «живущий в долг», лишь цель найти истинных виновников смерти зятя правителя позволяет ему оставаться в живых;

— Талер — лучший друг и однокашник Тиля, помешанный на огнестрельном оружии, и здесь я вынужден упрекнуть автора за то, что он сделал с самым обаятельным героем романа;

— чэр Данте эр'Налия — лучэр, еще один друг Пересмешника, не предавший его в прошлом, живущий уже более ста лет, но выглядещий как пятнадцатилетний подросток, уставший от жизни и берущий от нее все, вплоть до запретных наслаждений;

— чэра Алисия эр'Рашэ и Эрин — две личности уживающееся в одной прекрасной даме, именно с появлением этой особы в жизни Тиля и началась эта история;

— Катарина — подруга и однокашница Тиля и Талера, успевающая, не смотря на мужа и детей, заботиться о друзьях как родная сестра;

— Бэсс — полукровка, дитя порочной связи лучэра и демона, не смотря на потрясающую красоту, настоящая машина для убийства, ставшая верной подругой и помощницей Тиля;

— Кларисса Манкинз — бывшая возлюбленная Тиля, отвернувшаяся от него после событий произошедших семь с половиной лет назад, хотя и была косвенно виновата в произошедшем.

А теперь я хочу сказать несколько слов непосредственно о тексте. Отличительные черты произведений Алексея Пехова — это прекрасный язык, внимание к деталям, оригинальность и тчательно, до мельчайших подробностей, проработанная история и мифология Вселенной, где происходят события романа. И пусть первые семьдесят страниц текста несколько переполнены информацией о мире Пересмешника, это нисколько не портит общее впечатление от прочитанного.

И в завершении своего отзыва, я хотел бы обратиться к автору этого великолепного романа — «Алексей, пожалуйста, подарите своим читателям еще хотя бы одно путешествие в этот прекрасный мир пара и магии. И расскажите еще хотя бы одну историю из жизни чэра Тиля эр'Картиа по прозвищу Пересмешник. Я — один из тех, кто хочет остаться в Рапгаре надолго!»

Итог: прекрасный и оригинальный роман, эталон жанра «паропанк».

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

И хвалят за, и ругают за — НО!: я еще не встречал фэнтези (пусть и техно-фэнтези, или даже скорее стимпанкфэнтези) где бы за механизмы и вообще производство отвечали НЕ гномы, древними (с сотворения мира) долгоживыщими магичискими существами были НЕ эльфы, где бы не было «мудрого седого волшебника» и целдой толпы «помощников главного героя», а особенно — Злобного Чёрного Властелина. И да — НИКАКХ драконов! Вообще. Вот кровососы есть, но странные какие-то, вампирами их и язык-то не поворачивается назвать.

Да, необычный мир с чуть ли не двумя десятками разумных (в т.ч. услвоно разумных) обитателей — живых, не-живых, и даже не-живших; живородящих, яйцекладущих и даже плодоносящих; органических, неорганических и даже уж вовсе нематериальных. Плюс хвалимая/ругаемая атмосфера викторианскости. Плюс магия и дирижабли, духи и револьверы, казнь через обезмаживание и смерть от электрической пули. Плюс древние боги. Плюс полудревние почтидемоны. Плюс какая-никакая а детективная интрига. И пусть в каждой отдельной составляющей автор (по мнению сочитателей) не «достиг сияющих высот», но уж замутить такой вполне себе вкусный и перевариваемый коктейль — достойно всяческой похвалы. В качестве мироосновы для очередного межавторского П.Р.О.Е.К.Т.А. — идеально! Ну сколько можно читать (брррр, а тем более — писать!) всю эту постахренепокалиптику!

Оценка: 8
– [  31  ] +

Ссылка на сообщение ,

У русских есть такая излюбленная игра — «англичанство». Желание надеть фраки, цилиндры, взять трости и трубки, и поехать на кэбе в клуб молчальников на Риджент-стрит. Шиллинг на чай, если довезёте за пять минут!

А у русских фэнтезистов есть игра, которую можно назвать «сеттингизм». Это святая убеждённость, что главное в фэнтезийной книжке — «фантастический мир», а главное в «мире» — разновидности разумных рас и монстров, нигде ранее не виданных.

Сочетание этих двух вещей и есть «Пересмешник». Квазивикторианский город Рапгар подаётся как чопорный и загадочный Лондон, но по этому «Лондону» спокойно бродят гигантские пауки, летают осы-посыльные, плавают разумные деревья и открыто шастают вурдалаки с лиценизией. А охраняют их антропоморфные коты-воители. Население Рапгара — это винегрет, похожий на набор «рас» из компьютерной игры. Они упорно отпихивают викторианскую эстетику на второй план.

Поэтому Рапгар и не кажется таинственным, несмотря на множество загадочных и опасных районов. Если жизнь среди гигантских пауков считается нормальной и безопасной, то чем можно испугать нас в тёмных и злачных местах? К тому же, главный герой почти во всех этих локациях побывал ещё до начала книги, и ничего с ним не случилось.

Впрочем, разочарованием стал всё-таки не мир, а сюжет. Детективная линия выписана так, будто автор поначалу сам не зная разгадки своих тайн, не представлял себе, что делают и что знают его злодеи в каждый момент времени. В результате, они нападают на героя по поводу и без повода, массово гибнут (ибо герой сильнее), но не меняют тактику. Злодеи по случайности оказываются там же, где герой, так же «случайно» он натыкается на загадочную незнакомку Эрин. Число неожиданных совпадений и случайных встреч начинает выглядеть подозрительно. За этим стоит какая-то закономерность? За героем следят, у него в кармане жучок? Эрин нарочно показывается ему на глаза? Увы, нет. Просто Рапгар так тесен, что в одном и том же месте то и дело оказываются Тиль, Красные Колпаки и/или Эрин. Взять хотя бы сцену в заброшенном особняке, где Тиль натыкается на Эрин, через минуту в дверь вламывается полиция, а через две — Колпаки! Тесный городишко, тесный.

Неудача «Пересмешника» как детектива и в том, что ВСЕ события, злодейства и тайны — дело рук Главных Злодеев. Это становится ясно довольно быстро, и делает сюжет предсказуемым. Сразу понятно, что Тиля подставили те же люди, которые стоят за Ночным Мясником, которые организуют нападения Красных Колпаков и сторонников Красной леди. Они же стоят за нападениями на Тиля, торговлей наркотиками и просто любой гадостью. Причём, эти «они» до финала в кадре практически не появляются.

Зато перед финальной битвой Тилю долго читают монолог «Ты Всё Равно Умрёшь, Так Узнай Наш План». И когда выясняется, что Объединённые Злодеи задумали выпустить Древнее Зло в мир просто чтобы «жизнь мёдом не казалась», моя оценка снижается на балл. Десятилетиями влиятельнейшие лица государства возились с кровавыми убийствами и интригами — и всё для того, чтобы пробудить адского-демона-который-всех-убьёт? Люди-колпаки шли на смерть и увечье ради тех, кто собирается сделать их гражданами второго сорта? Серьёзно?

Писать детективы — особый дар. В хорошем детективе герою и читателю даётся головоломка с деталями. И когда в конце Холмс соберёт её и объявит, что убийца — дворецкий, читатель хлопнет себя по лбу и воскликнет: «Я должен был догадаться!» В «Пересмешнике», к сожалению, этого нет. Злодеи вводятся практически перед финальной битвой, у них нет внятной мотивации, а герой в конце не разоблачает преступников, а дерётся с Финальным Боссом. Как компьютерная игра было бы, наверное, просто отлично. Но это книга, а от книги хочется большей проработки.

Тем не менее, книгу можно читать просто ради атмосферы. «Пересмешник» подкупает желанием поиграть в «англичанство», в чопорный викторианский город (не назову его «стимпанковским», хотя кое-что в антураже от этого жанра есть). Можно воспринимать книжку как красочный Квази-Лондон. Но повторюсь, он был бы живее без десятков рас и видов, которые приходится запоминать.

Оценка: 7
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная попытка ознакомиться с русским фентези, к моему огромному сожалению, провалилась. Обидно. Наверное, я возлагал на «Пересмешника» слишком большие надежды, ещё бы «Лучшее отечественное фентези» в 2009 году по версии «Мира фантастики», высокие оценки единомышленников, положительные отзывы.

Я не буду пытаться составить полноценную рецензию на данный роман и просто расскажу о плюсах и минусах (с моей точки зрения) данного романа.

Мир Рапгара:

Плюсы:

+ нетривиальные виды, населяющие мир Рапгара: вместо изменения отдельных признаков вида Homo Sapiens антропоморфными признаками здесь наделяются различные млекопитающие, насекомые и даже растения. Стремление к оригинальности в таком популярном жанре, как фентези, это всегда похвально. Особенно, мне понравились митмакемы (Рапгарская нежить), добродушные, непугающие мертвяки. :)

+ паропанк, здесь его, конечно, не очень много, но всё же паровозы, броненосцы, дирижабли замечены были, это хоть и небольшой, но плюс;

Минусы:

- нагромождение: роман и так перегружен описаниями видов и межвидовых взаимоотношений, но к этому добавляются массивные описания районов города, плюс сверху ещё прилагается уйма дополнительной (лишней) информации, типа цен на дорогое шампанское и названия пьес какого-то местного тюленя. По идее это должно всё приводить к погружению читателя в мир Рапгара, но у меня это погружение не произошло по причине затянутости сюжета, поэтому вся лишняя информация воспринималась в лучшем случае равнодушно.

- размазанность: описания в романе размазаны по всему полотну повествования. Последнее описание вида Пикли происходит в середине 22 главы (всего глав — 26), хотя упоминаются они с самого начала. Это плохо. Усугубляет ситуацию то, что в книге нет никакого словаря, как, например, в «Дюне». Ну что, сложно было добавить ещё 20 страниц к изданию?

- ну и про высший свет. Если брать Викторианскую Англию, то Рапгару до неё очень-очень далеко. Рапгар — лишь легкая стилизация.

Сюжет:

Увы, плюсов я не нашел.

Минусы:

- множественные «рояли в кустах».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все враги — погибают, на дуэли главный герой подстреливает опытного дуэлянта, а когда главного героя убивают, то он просто оживает. Нет, серьёзно, просто ОЖИВАЕТ! Извините, но я не поверил своим глазам. Что может быть проще?

- теория заговора раскрыта плохо. Да, теория заговора в романе чувствовалась изначально, но сами заговорщики практически не показываются (за исключением двух эпизодических персонажей с именем и двух безымянных персонажей), поэтому понять, кто из персонажей — убийца, невозможно, их среди героев просто нет. Вот такой вот ход. Ну и один из главных исполнителей «Ночной мясник» совсем не показан, главный герой его просто убил в конце. Без сопротивления. Даже без пафосной фразы. Хотя именно из-за этого психа, главный герой был «казнен»... Как-то нелепо получилось.

Персонажи:

Из всех персонажей у меня особую симпатию вызвала только Бэсс. К остальным остался равнодушен, образы в достаточной степени запоминающиеся, но чего-то не хватает. Скорее всего, на восприятие персонажей наложилось негативное впечатление от сюжета и общей затянутости романа.

Резюме:

Многие фантлабовцы, высоко оценившие данное произведение, также отмечают все приведенные мной здесь недостатки, но все равно ставят высокий балл, мотивируя уникальностью мира. Да, мир оригинален, но не более. Центральным элементом в художественном (!) произведении остается сюжет — тут он для своих высоких оценок слаб.

7 баллов за стремление к оригинальности, митмакемов и Бэсс.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пересмешник» — на сегодняшний день, ИМХО, лучший роман автора. И дело не в собственных достоинствах романа, а в «тенденции».

То, что Пехов умеет писать качественную развлекалку в жанре «строгоклассического фэнтези», это ясно давно. Обе его саги — это достаточно качественный набор всех необходимых атрибутов данного жанра. Гномы, некроманты, лучники/арбалетчики, гоблины, собирание «команд» и шатание по миру — все законы гамбургера соблюдены: булки свежие, мясо пожарено ровно, кетчуп и майонез намазаны толстым слоем. Кушать подано! Ощущения соответственные: знаешь, что ничего полезного в такой еде нет, но все равно чавкаешь. Вкусно...

Выбиваются из канонов лишь «Под знаком Мантикоры» и «Пересмешник». Оба с помощью введенных элементов технического прогресса (тут огнестрельное оружие мелькнуло, там паровоз). Но если сюжет первого романа забываешь сразу после прочтения, то от второго даже ждешь продолжения. И дело даже не в «изобретении» новых рас — в конце концов, редкий фэнтезист этим не грешил — а в четко рассчитанном балансе сил. Так, в правдивом городе обитают множество существ, ни про одно из которых не хочется воскликнуть: «А это что за безобразие здесь поселилось?! И откуда оно такое взялось?!» Все четко расписано, объяснено, оправдано. Верить можно.

ВЫВОД. Отличная книга для чтения в самолете, в метро, на даче или на белом друге. Сразу уточню — это не уничижение, это констатация степени развлекательности.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как просто и приятно писать отзыв, когда тебя переполняют эмоции, восторг и благодарность автору за подаренное счастье побывать в другом мире и пожить жизнью героев интересного романа. И как же оказывается сложно заствить себя написать хоть что-то, когда всего этого нет и в помине. Когда ты почти с тоской периодически заглядываешь в конец, ну сколько же страниц еще осталось. И думаешь, не поступиться ли принципом дочитывать все до конца? Боже, как мне было интересно рассматривать яркие и продуманные до мелочей декорации, лишь бы отвлечься от скучного и совершенно не увлекшего меня основного сюжета и какого-то искусственного главного героя. А декорации, действительно хороши. Но, их слишком много, они кричаще ярки. Все это разнообразное множество существ населяющих город, амнисы, атрибуты и облики...Введенные, довольно интересные второстепенные персонажи, почти тут же уходили из поля зрения, оставив недоумение, а к чему собственно они появились? Этого слишком много, отчего основной сюжет становиться еще более блеклым. Складывается впечатление, что автор-ребенок, смешавший свои любимые самые яркие краски на холсте, а в итоге получилась просто мазня. Наверное, если глубинно копнуть, то можно найти много чего хорошего. Но, для меня слишком важна в книге психологическая составляющая, настоящий живой герой, моральная проблема, красной нитью всего повествования. А тут любой диалог вызывал просто негодование своей либо неуместностью, либо наивностью, либо вторичностью. Финал получился смесью комиксов, анимэ и, по-моему, был лишен остроты, несмотря на наличие всего, чего только можно нафантазировать.

Наверное, легко просто взять и раскритиковать в пух и прах... Да, мне не понравилось, но автор явно трудился день и ночь, поэтому меньше 6 поставить не могу. А Алексея Пехова читать больше не буду, долгое время во всяком случае...

Оценка: 6
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно скажу, если бы не некоторое присутствие на Фантлабе, об этой книге я бы отродясь не услышала и уж тем более не стала бы ее читать. Я вообще с большим подозрением отношусь к современным русскоязычным фантастам, кроме нескольких проверенных. Но тем не менее, случилось, и это была невероятно приятная неожиданность.

Не в последнюю очередь — в силу моей огромной любви к стимпанку во всех его проявлениях. Мир «Пересмешника» — отличный пример стимпанка в фантастике, восхитительно прописанный мир «другого пути», единства и борьбы магии и технологий. Собственно, мир — основное замечательное, что есть в романе. При всем огромном уважении к JRRT, эти эльфы, гномы, тролли, вампиры и оборотни уже *достали*, ведь правда?) Так вот: у Пехова при невероятном многообразии сущностей нет ничего похожего. Есть технологически развитый город, в котором представители различных разумных рас более ли менее уживаются друг с другом в flexible, но таки симбиозе. Рас таких удивительных, неожиданных и разнообразных, что поначалу в голове возникает некоторая путанница. Вообще все устройство мира-города настолько резко отличается от того, что мы привыкли видеть в фантастике, что голова идет кругом. Но это проходит. И начинаешь думать: вот это фантазия! :appl: Вот это да! Такой мир, такой совершенно другой мир — фантастические миры ведь интересны прежде всего своей инаковостью, а тут все настолько новое и интересное, что дух захватывает, и начинаешь невольно злиться на героев, что их глазами и ушами так мало видно и слышно. Ужасно хочется покопаться поглубже.

В целом, всем, кто в фантастике ценит именно детально прописанные, интересные фантастические миры — вам сюда. Пехов — отличный пример того, как можно сделать нешаблонно и вместе с тем интересно и на вид вполне достоверно.

Сюжет на фоне прекрасного мира смотрится несколько вяло, особенно поначалу. Герой. Таинственная девушка. Довольно банально, увы, хотя все равно на каждом шагу интересно. Сюжет миру проигрывает, не могу не признать, но у такого мира попробуй еще выиграй. Зато можно наслаждаться самим процессом, а не его течением Впрочем, по мере продвижения сюжет таки слегка разворачивается, и ближе к концу становится действительно захватывающим. Не в последнюю очередь потому, что наконец плавно вписывается в сами тайны этого прекрасного мира.

В итоге получилась книжка, которую можно читать, как рассматривают картину со множеством мелких деталей — получая удовольствия скорее от мелочей, чем от трагического выражения на лице героя или эпичности замысла. В своем жанре оно совершенно прекрасно, захватывающе и написано отличным языком. Неожиданная радость, что есть таки пророки в отечестве, и даже стимпанк — о чудо! — встречается :smile:

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ничего себе. Книга из серии «Фантастический боевик» автора-армадовца (что в 99% случаев гарантирует отборную графомань) оказалась отличным романом. Эдакая смесь детектива, городского фэнтези и Оскара Уайльда.

Фэнтези — изящный, красочный и яркий мир, придуманный Пеховым, по-моему, не может не понравиться. Много различных рас, смешение магии и науки, жестко структурированное общество, много деталек, добавляющих красок... Все это далось автору легко, он не утруждает себя детальной обрисовкой, рисуя мир легкими, быстрыми мазками. Так рисуют свои картины импрессионисты — без прорисовки деталей, но получается все равно законченный, впечатляющий образ. Далеко не все грани мира открыл Пехов, но даже та верхушка, которую он показал, очаровывает. И оставляет немалое поле для деятельности, если автору вдруг захочется вернуться в Рапгар.

Детектив — на уровне. Конечно, не ЭдМакбейновского пошиба, но сюжет держит в напряжении, злодей подкидывает загадок, герой понемногу двигается к развязке. Хор-рошо)) Как говорится, необходимый минимум соблюден, впереди страниц запрыгивать не хочется, но и откладываешь роман с сожалением, уже прикидывая, когда получится снова возобновить чтение.

Где я увидел Оскара Уайльда? Во многом дворянский мир книги совпадает с дворянским миром Англии 19 века. Те же пресыщенные господа со скукой в глазах, таскающиеся с приема на прием, те же нигилисты и сибариты, те же эскаписты и острословы... Конечно, нет того блеска и той парадоксальности, что присущи книгам классика английской литературы, но вряд ли это можно ставить автору в вину. Такие гении, как Уайльд, рождаются раз на сто лет.

А «Пересмешник», в общем и целом — отличная книга, которая меня неожиданно очень порадовала. Буду читать Пехова дальше...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх