Андрей Валентинов «Нестор»
...Европа, 1939 год. История пошла иной дорогой, но война все равно близко. На советско-польской границе провокации, во Франции и Германии идут аресты, на аэродроме под белорусским Логойском горят подожженные диверсантами самолеты.
...Не ушел комиссар, не ушел... Замполитрука Александр Белов, бывший студент ИФЛИ, исследователь немецкого фольклора и подпольщик, ждал ареста, а попал в плен. Из панской Польши — в нацистский рейх. Назад дороги нет, и сам папаша Мюллер интересуется, не шпион ли он по кличке Нестор?
...Девочке-инопланетянке с коротким именем Соль четырнадцать лет. Все убиты или в плену, она — последняя. На Земле пристанища нет, и она взлетает в черное небо. Приказ отца надо выполнить любой ценой, ведь Соль не просто ученица седьмого класса, она – рыцарственная дама. Рыцарь без меча во всем подобен рыцарю с мечом — пусть он и без меча.
...В небе, на земле и под землей... Париж и Берлин, таинственный горный отель, заброшенная станция метро, бараки Бухенвальда и Серебристая дорога, что раскинулась над всеми мирами. Легко рисковать собой, слыша барабанный бой...
Входит в:
— цикл «Аргентина» > цикл «Третья трилогия»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 393
Активный словарный запас: средний (2914 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 30 апреля 2025 г.
Аргентина-7
Н-трилогия-1
По ощущениям, самый большой таймскип между романами. Внезапно уже 1939-й год и Польша начинает войну с СССР.
Я думаю, цикл ждет своих исследователей, препарирующих мотивы и подтексты «Аргентины». Мне вот было бы интересно почитать о мотивах пристрастия Валентинова к тюрьмами. Почти в каждом романе тюрьма, колония, концлагерь. Самое очевидное — застенки, как и любая экстремальная ситуация, показывают, что представляет из себя человек. Выковывает или ломает его. И второй пласт — Европу тридцатых нельзя представить без тюрем СС, НКВД, Офензивы.
В героях — молодой комиссар Александр Белов (Саша Белый!), и четырнадцатилетняя Соль, дочь рыцаря с Клеменции-Аргентины.
Как обычно, в кадре мелькают почти все герои предыдущих книг.
Иногда кажется, что в цикле избыток главных героев, ведь каждый том знакомит нас с тремя-пятью проработанными персонажами. Но если принять во внимание тот факт, что эти два-три десятка персонажей буквально вершат судьбы Земли, то кажется, что не так их и много. Все остальные — статисты, позволяющие блистать героям, преодолевать препятствия тела и препятствия духа.
И, опять таки: есть основное фантдопущение о инопланетянах-катарах, в тринадцатом века покинувших Землю, а в начале двадцатого века вернувшихся на прародину с продвинутыми «марсианскими» технологиями. Стройно, хоть и скучновато.
Но, блин, с этим никак не вяжется мистико-эзотерическая линия о Граале, дороге в квадриллион шагов и призраках. Очень разнородно. В «Оке силы» эзотерика и НФ органичней сливались. Хотя НФ и разными измерениями только в четвертой трилогии вроде бы появилось. Тогда я тоже удивлялся — откуда это в мире комиссаров-нежитей и архатов из Шамбалы.
Спроси меня, зачем в романе в очередной раз гора Эйгер и отель «Des Alpes», и я затруднюсь с ответом. Вся эта альпинистская история, повторяясь внутри цикла, начинает выглядеть натужно. Конечно, если это не было задумано для того, чтобы душка-Мюллер полазил по горам и был подслушан в самом, казалось бы, защищённом месте — на отвесной скале.
В эпилоге оба главных героя всё ещё в неволе, но не зря сам автор назвал это хэппиэндом.
9(ОТЛИЧНО)
george1109, 19 июля 2022 г.
Ах, какой это кайф, буквально с первых страниц узнавать героев двух предыдущих трилогий, изредка перепроверяя себя. А они в «Несторе» – эти герои – если не встречаются сразу, то вспоминаются и появляются позже едва ли не все, как живые, так и мертвые. Даже мой любимый Уолтер Квентин Перри.
А как приятно вспоминать предшествующие события, не в итоге развернутых ретроспекций, а буквально после двух-трех слов.
А как здорово видеть знакомые локации – тюрьму «Колумбия», пик Эйгер, отель Des Alpes… Последний, кстати, все больше напоминает другой отель, из АБС. Напоминает атмосферой, создаваемой населяющими его следователями, охранниками, заключенными (разной степени заключенности))) и призраками.
Так что, не побоюсь сказать: именно с «Нестора» цикл начинает приобретать для читателя общность, стройность и синергию.
Сам генеральный сюжет на этот раз состоит из двух линий. Фантастической и одновременно христианской линии клементианки Соланж де Керси, и политической и насквозь бытовой линии русского Александра Белова. При этом события первой нам показывают в векторе от глобального к личному, а второй – в обратном.
(Правда, как только довольно быстро главные герои встречаются, пусть ненадолго, все перемешивается и скрещивается, после чего в линии Соланж появляются пот и кровь, а в линии Белова – мистика).
Мой интерес роман накручивал постепенно, не торопясь, в итоге, захватив абсолютно, без шансов, к концу второй трети. И это при том, что уже с первых страниц текст «держит» вполне неплохо, не позволяя отвлекаться по пустякам или реагировать на внешние раздражители. Впрочем, такова на сегодня вся читанная мною «Аргентина» – все семь книг, независимо от того, какую оценку я им в итоге не выставил бы. (От 5 до 8 – и четыре с минусом по школьной шкале, и твердая четверка, и четыре с плюсом, и пять с минусом).
В общем, после финальной фразы: «…известен под кличками «Пылкий» и «Нестор»…» желание у меня только одно – быстрее двигаться дальше. Что там на очереди, «Норби»?..
P.S. Вы спросите, а как же танго? Танго есть. Но прорывается в эфир буквально всего пару раз.
…В знойном небе
Пылает солнце,
В бурном море
Гуляют волны,
В женском сердце
Царит насмешка,
В женском сердце
Ни волн, ни солнца…
Что поделать, уходит время танцев, наступает время горьких ернических зонгов Брехта и Багрицкого.
coleebree, 27 июня 2021 г.
Каково это остаться одному в чужой земле, без родных, без друзей? Кругом одни враги. Есть крохотная надежда, что когда-нибудь тебя выручат свои, хотя не факт, что там тебе лучше. А потом и вовсе оказывается, что ты для них больше не существуешь. Вроде ты есть, а вроде тебя и нет совсем.
Эта тема, тема полного одиночества, исследуется в новом романе Андрея Валентинова «Аргентина. Нестор», который переносит нас в 1939 год. Оба героя -- замполитрука Александр Белов и девочка-инопланетянка Соланж -- оказываются в невозможной ситуации. Белов не по своей воле попадает на территорию враждебного государства, и по определению становится предателем для своих. У Соль (так короче!) погибают все родные и соплеменники, она остается заложницей на чужой планете.
Герои, каждый по-своему, пытаются приспособиться к новой ситуации, встроиться в окружающий мир, где все чужое и опасное. Соль не столько пытается выжить, сколько фокусируется на выполнении задания, которое не успел доделать ее отец, потому что от этого зависит будущее, не только целой планеты, но возможно, и двух цивилизаций.. Белов пытается ассимилироваться и встроиться. в предложенные обстоятельства. В процессе они пересекаются, и сами того не ведая, поддерживают друг друга и помогают выжить.
В романе нас ждут новые чудеса «враждебной техники», слегка приоткрывается истинный масштаб деятельности клементийцев на Земле, а также новые мистические встречи со старыми знакомыми. Первая часть романа полная экшена, героев бросает из одной части Европы в другую. Вторая часть романа -- ужасно смешная, неожиданная, полная загадочности и мистики. Третья -- самая мрачная, кажется, у героев нет выхода, небеса схлопываются над ними, но даже, если тебя похоронили, если ты сам себя похоронил, можно найти выход. Может не самый приятный, вернее, совсем не приятный, но и там за гранью есть жизнь. Пусть и другая.! «Доживите – и выживите!» -- такой приказ дает героине Лонжа, главный герой четвертого романа. Он-то знает, что даже когда нет никакой надежды, надо продолжать бороться.
Одиночество не вредит героям, наоборот, помогает раскрыться, узнать себя с другой стороны. Даже девочка-подросток может оказаться стойким «маленьким солдатиком», а студент-филолог -- рыцарем без меча. В целом, роман о том, что не бояться одиночества и нельзя сдаваться. Замечательное начало третьей трилогии.