fantlab ru

Марта Уэллс «Телеметрия беглецов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
62
Моя оценка:
-

подробнее

Телеметрия беглецов

Fugitive Telemetry

Повесть, год; цикл «Дневники Киллербота»

Аннотация:

В ожидании ответного хода корпорации «СерКриз», Киллербот вынужден находиться в постоянной боевой готовности, вместо просмотра любимых сериалов. Загадочное убийство на станции «Сохранение» может означать, что этот шаг сделан. Несмотря на предвзятое отношение к беглому автостражу, служба безопасности станции, привлекает его к расследованию, в результате которого открываются неожиданные обстоятельства.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Fantasy Stabby Awards, 2021 // Повесть

лауреат
Локус / Locus Award, 2022 // Повесть


Дневники Киллербота
2023 г.
Телеметрия беглецов
2023 г.

Аудиокниги:

Телеметрия беглецов
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Fugitive Telemetry
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однажды на станции

***

«Телеметрия беглецов» – очередная повесть из цикла «Дневники Киллербота» американской писательницы Марты Уэллс. Между прочим, повесть получила престижную премию «Локус». Впрочем, это не первая работа про Киллербота с престижной премией. На русском «Телеметрия» вышла отдельной книгой с огромным шрифтом, гигантскими полями и на газетной бумаге. А что вы хотели? Такое нынче время.

…Киллербот находится на станции «Сохранение». Это место можно считать практически раем. Ещё бы, автостражу даже не требуется особо напрягаться. Разве что присматривать за безопасностью Мензах. Станцию будоражит убийство неизвестного мужчины – это редкое явление на «Сохранении». Киллербот, конечно же, сразу грешит на СерКриз». И он не может не заняться расследованием этого странного убийства…

Сам Киллербот в представлении не нуждается. Это всё тот же автостраж (по-русски киборг), который любит смотреть сериалы, троллит людей, называя их глупцами и нелогичными созданиями (самым ироничным тоном, порой разбавляя его высокомерным снисхождением).

А вот что интересно – это сохранила ли Уэллс фирменный стиль, развила ли мир, удивила ли твистами или юмором? Все эти аспекты интересно наблюдать в срезе сравнения с прошлыми произведениями.

И, увы, «Телеметрия беглецов» проигрывает почти по всем параметрам. Фирменный стиль остался узнаваем (драйв, антураж, изложение текста от первого лица). Мир. К сожалению, ничего нового вы толком не узнаете о мире, читая «Телеметрию». «Сохранение» не является чем-то новым, а в остальном топтание на ровном месте. Что касается твистов, то таковых здесь нет. От слова совсем. Юмор? Вот он никуда не делся. Юмор – это фирменная черта Киллербота. Возможно, первые произведения и выглядели смешнее (вероятно, просто эффект первого знакомства), но и здесь найдутся места, где хочется улыбаться. Особенно в эпизодах с отсылкой к сериалам или к глупости людей.

Что касаемо жанра, то «Телеметрия беглецов» – это фантастика с элементами детектива. По сути, всё время автостраж только и занимается, что расследует таинственное убийство. Любители экшена (особенно рубилова в исполнения Киллербота) могут остаться недовольны.

Заключение: «Телеметрия беглецов» – не лучшая повесть из цикла. Читается она всё так же с интересом, фирменный стиль не даёт заскучать. Но топтание на месте (в срезе мира, в срезе химии персонажей, в срезе сквозного сюжета) вкупе с средним темпом экшена портят впечатление.

8 автостражей из 10.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Спасение и Сохраниение

«На лодочной на станции работаю спасателем.»

Отдаю себе отчет, что окажусь в меньшинстве среди рецензентов шестой части «Дневников «Киллербота», возмущенных привнесением в романный сериал детективного элемента. Но я среди тех слушателей — потому что с самого начала слушала цикл в исполнении Игоря Князева — среди тех, кого это радует. Главным образом потому, что основной пафос истории и фигуры Автостража не изменился, он по-прежнему защищает и спасает этих бестолковых неумех людей, которые сами о себе не в состоянии позаботиться. Хотя, стоит отдать им должное, умеют быть настоящими друзьями.

Марта Уэллс удивительно попала в резонанс к читательским ожиданиям этой своей фигурой не вполне робота и не вполне человека, который кругом в промежуточном состоянии: преимущественный социофоб, но периодически остро нуждается в людях; одиночка, но то и дело завязывает приятельские отношения с другими ИскИнами, от робота для развлечений до громадного галактического корабля; может мгновенно производить сложнейшие вычисления и поглощать терабайты информации, но сам не свой до дурацких сериалов.

Но главное — противостоит могущественной корпорации, с равным успехом перемалывающей в расходный материал его сородичей и человеческие судьбы. Такой отчасти Робин Гуд новейшего времени, архетипическая фигура, модифицированная в соответствии с его (времени) требованиями. Наверняка в этом причина того, что незамысловатым повестям цикла много лет достаются Хьюго, Небьюла, Локус — самые престижных мировые премии в области фантастики.

«Телеметрия беглецов» не исключение. Пусть здесь меньше «бдыжь-бдыжь» и добавлена линия герметичного детектива — история начинается с того, что на станции Сохранение найден труп неизвестного мужчины. Киллербот не отправился с ГИКом в межпланетное странствие, остался, чтобы охранять доктора Мензах, которой, как вы помните. он обязан свободой и в конечном итоге жизнью. СерКриз не дремлет и всегда готова подложить свинью подопечным Автостража, но на сей раз корень проблемы не в ней.

Гадких корпораций, которые заманивают людей обещаниями честной работы за честную плату, превращая в пожизненных крепостных, вместе с еще неродившимися детьми, и кроме СерКриз хватает. А в конце концов детектив придет таки к народно-любимому боевику с «врагом №1», «Врагом №2» и вот этим вот всем. Не переживайте.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх