Уолтер М. Миллер-младший, Терри Биссон «Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | Антиутопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство (Католичество )) | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В центре повествования — монах Чернозуб Сент-Джордж из аббатства святого Лейбовица. Вместе с кардиналом Коричневым Пони ему предстоит дойти до Нового Рима, чтобы восстановить пошатнувшуюся власть церкви.
Роман дописан Терри Биссоном после смерти (самоубийства) У. Миллера.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Святой Лейбовиц»
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 1997 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов . 3-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
witkowsky, 28 февраля 2011 г.
Насчет «порядков» — это что ж, в сто раз или в тысячу?.. Ни хрена подобного.
Конечно, не первая книга — видимо, вообще лучшее «пост-атомное» произведение, как считал и Лем. И если автор имел что досказать... его право. Это же не «вторая часть капитана Блада» (третью не открывал). Это просто что-то вроде «изъятой части» первого романа — так Достоевский главу из «Бесов» вынул, может, и не нужна она там, но лучше средний Достоевский, чем лучший Жулавский (хотя в трилогии вторая часть тоже была вполне на уровне).
Словом, это необходимо тем, кто любит первую книгу. И, вероятно, не нужно всем остальным.
Wolde, 20 сентября 2021 г.
Если прорывные «Страсти по Лейбовицу» я бы отнёс к большой послевоенной литературе, то «Святой Лейбовиц и Дикая Лошадь» — это очень специфический приключенческий психологический роман в духе мысленного антропологического эксперимента.
С первым романом дилогии произведение связано локационно, но не сюжетно. Оно сохраняет некоторую долю фирменных миллеровских метафоричности и психологизма, но лишено ожидаемой глубины. Фактически перед нами постапокалиптический вестерн от одного из пионеров жанра. Роман отличают большое количество действующих лиц, дипломатические интриги в духе «дикого поля», сюрреалистический сплав католицизма, шаманизма и мистицизма, проблема взаимодействия человеков и мутантов, сильное эротическое начало (тема «маленькой дырочки» напрашивается на психоанализ в духе Фрейда). Всё это создаёт причудливую ни на что не похожую атмосферу. Я долго думал, с чем можно сравнить этот сюжет. И на ум пришёл лишь «Лавондисс» Холдстока.
Однако если мифаго Холдстока — это путешествие вглубь архетипов британских островов, прикосновение к неолитическому мировосприятию, то «Дикая Лошадь» Миллера — это скорее история про восприятие племенами Южной Америки прозелитской деятельности иезуитов. Такое вот причудливое сосуществование язычества, анимизма, культа предков и католической миссии.
А что если индейца воспитать в монастыре, но не оторвать его до конца от родной почвы? А что если ввергнуть его в хаос межплеменных интриг, выборы папы и крестового похода против потомков конкистадоров?.. Отдаёт бредом? 100%. Но очень самобытно.
Теперь о слабых сторонах произведения.
1. Оно весьма затянуто. Местами сюжет провисает, интерес пропадает. Смог дочитать только с третьей попытки.
2. Как минимум половина романа воспринимается декорацией бреда главного героя. Ближе к финалу мы действительно видим больного бредящего человека, одержимого ускользающей идеей фикс. Однако большая часть произведения — это перебор. Допускаю, что автор и хотел отразить сюжетную канву экзистенциально с позиции причудливого мировоззрения брата Чернозуба. Вышло, мягко говоря, на любителя.
3. На фоне первого романа дилогии мистическая и метафорическая составляющие смотрятся очень неубедительно. Возможно, эта дикая мешанина представляет собой попытку показать ойкумену глазами принадлежащего к двум непохожим мирам аборигена. Даже если так, всё равно не цепляет.
4. Произведение не было закончено, его дописывал другой автор. Это очень чувствуется в финале, который вызывает недоумение в духе мистических откровений японского аниме (вроде сказано много, но смысл постоянно ускользает, WTF??!). Многочисленные сюжетные линии фактически обрываются или доводятся пунктиром до нехитрой идеи «всё пройдёт, и это тоже». Пошумели, подрались и разошлись. Конец.
5. Собственно фантастическая составляющая не имеет ничего общего с прорывным характером первой книги дилогии. Скучновато и вторично. Тема мутантов и призраков и вовсе, я считаю, не раскрыта, хотя как минимум несколько главных героев формально к ним относятся.
Резюмируя, это сильно затянутый роман по вселенной «Страсти по Лейбовицу». О чём он на самом деле я могу лишь догадываться. Небезынтересный, но не цепляющий сюжет. Фантастика в духе фантазий антрополога. Если вас поразил первый роман дилогии, то лучше на нём и остановиться, чтобы не портить впечатления. Если же вы хотите почитать нечто психологичное и ни на что не похожее в духе Холдстока, то эта книга вполне может вас занять.
-Одиночка-, 9 апреля 2018 г.
Первая книга «Страсти по Лейбовицу» — как огромная картина-триптих: тремя мазками вся постапокалиптическая история челеовечества.
Вторая книга «Святой Лейбовиц и Дикая лошадь» — это история одной картинки из этой картины-триптиха. Весьма достойно. Читать вторую книгу конечно же гораздо интересней первой за счет наличия приключенческой составляющей. История жизни главного героя это история человека соприкоснувшегося с определнными историческими события той эпохи. Определенно это и альтернативная история развития католической церкви.
Постапокалиптический мир создан довольно детально, но печать биполярности мира, как отражение привычных человеку реалий, присутствует и здесь. Тексаркская империя и три орды — Кузнечиков, Зайцев, Диких собак. И этим противостоянием не приминул воспользоваться Папа Римский, Амен ІІ (он же кардинал Коричневый Пони), долгим путем шедший к своей должности, и решивший обьеденить и расколотую церковь и расколотый континент.
Жаль что окончание книги печально и никто из главных героев не обрел счастья в этом мире.
Вторая книга — как награда для тех, кто осилил первую книгу.