Карин Тидбек «Последний вояж Скибладнир»
Скибладнир умирала. Её панцирь был уже мал ей, но капитан настаивала на том, что корабль легче продать, чем искать новую оболочку. Скибладнир не жаловалась. Это было просто не в её природе. Но были люди, со слезами на глазах наблюдавшие за её страданиями. И их чаша терпения наполнялась с ужасающей быстротой, что делало существование на старом, разваливающемся корабле особенно напряженным...
Первая известная сетевая публикация: Tor.com, 14 января 2019 г.
Входит в:
— антологию «Лучшая фантастика», 2020 г.
— антологию «The Best of World SF: Volume 1», 2021 г.
— антологию «New Adventures in Space Opera», 2024 г.
Номинации на премии:
номинант |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2020 // Лучшее произведение малой формы . 3-е место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 11 июня 2025 г.
Несмотря на все очевидные недостатки, все же стоит сказать, что «Последний...» все-таки хороший рассказ. Да, он частично коньюнктурный, про очередную несвободу нежного светлого создания, не способного самостоятельно дать отпор, главная положительная героиня не блещет умом и ее поступки спонтанны, а реакция на события как у юной писюхи из Инстаграма, задающей нужные вопросы уже задним числом после того, как наделала делов, да и в целом мир во многом условный, выращенный искусственно, со сказочными технологиями, которые никто не собирается хоть как-то объяснять, из-за чего создается впечатление, что авторесса сама просто не способна это сделать. Но при всем при этом (казалось бы!) это практически первый рассказ за 150 прочитанных страниц в сборнике «Лучшая фантастика», который действительно можно назвать научной фантастикой (ну или околонаучной, или бульварно-научной, чтобы знатакам не было обидно за более высокую классику) и который написан не только исключительно ради продвижения повесток различной степени тяжести.
Здесь есть интересный образ космических существ с щупальцами-проводами, сходных с нашими черепахами, использующих бетонные конструкции в качестве панцирей. Одновременно они же являются живыми космическими кораблями, путешествующими по космосу, но через измерения. Есть какая-никакая структура общества и столкновение романтических бунтарей с капиталистическим прагматизмом на новом временном отрезке, который действительно считывается, а не просто отражает наше время. Есть и некоторое разочарование в той самой романтике, заставившей главную героиню пойти на главный отчаянный поступок, что делает гуманистический посыл чуть менее однозначным. То есть госпожа Титбек все-таки явно старается не только лизнуть современных любителей тенденций в пятую точку, но и действительно выстроить что-то интересное помимо этого. Не всегда получается, но на фоне остального материала сборника выглядит пока фактически глотком свежего воздуха в давно непроветриваемом помещении.
Далеко не шЫдевр, но уже можно читать как фантастику, а не просто повесточку под видом.