Вадим Шефнер «Дворец на троих, или Признание холостяка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Судьба столкнула бывшего детдомовца Васю с семьей Творителя и его дочерью Лидой. Но рай на троих в подземном дворце не привлек Васю, он ушел в город. Но не смог забыть подземный дворец, всю жизнь помнил Лиду, но дорогу назад не нашел.
Произведение впервые опубликовано в журнале «Звезда», №12 за 1968 г. под названием «Дворец на троих, или Признания холостяка»
Входит в:
— журнал «Звезда № 12 1968», 1968 г.
— сборник «Девушка у обрыва», 1971 г.
— сборник «Лачуга должника», 1983 г.
— сборник «Сказки для умных», 1985 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 57
Активный словарный запас: низкий (2598 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Вертер де Гёте, 8 февраля 2008 г.
Шефнер, вероятно, лучше всех в фантастике сумел передать питерскую романтику. Все его произведения — об этом городе; даже если действие происходит на другой планете, герои мысленно возвращаются в шефнеровский Ленинград-Ленинград позднего НЭПа, Ленинград предвоенный и послевоенный.Питер 20-го века — главный герой Шефнера и здесь, а не на острове Рай, не на планете Ялмез, происходят самые удивительные чудеса. И вполне веришь, что в этом удивительном городе появился Творитель, создавший Дворец, а когда он попытался уйти от этого города- всё закончилось трагически. Кстати, даже во Дворце жили они в квартире похожей на стандартную ленинградскую.
amak2508, 16 декабря 2014 г.
Удивительно непохоже на других авторов пишет свою фантастику Вадим Шефнер: утрированно примитивный бытовой текст, простые и, как правило, не очень далекие герои, самая обыкновенная, окружающая нас жизнь... Но, если приглядеться, сквозь все это проглядывает и милый интеллигентный ленинградский юмор, и ненавязчивое втолковывание читателю общечеловеческих истин, и любовь к своим, пусть не всегда самым умным, но таким симпатичным героям.
Вот и в этой повести все именно так. Почитайте, например, какими навооброжал себе главный герой графские апартаменты, и вы развеселитесь до глубины души. А не покажется ли вам вся эта история отличной демонстрацией (и поучением молодому читателю) таких житейских истин, как «все, что в жизни с нами случается, зависит в первую очередь от нас самих». Или (что прописано совсем уж явно) «не зарывай свой талант в землю». Или «человек — существо общественное и ему чрезвычайно трудно жить без окружающих его людей». И таких «или» можно насобирать в этой небольшой повестюшке еще немало…
Единственный минус произведения — читать такой вот «гиперпримитизированный» текст долго достаточно тяжело, а повесть не так уж и мала по обьему…
Darinella, 17 марта 2007 г.
Ммда, шок — это самое меньшее, что я испытала. В конце плакала. «Не зарывай талант в землю» — слова для многих, но сколь малые его слышат. А как иногда обидно, что те, кто может все, не хочет ничего...
lammik, 24 сентября 2018 г.
Бывший беспризорник Вася цепью обстоятельств оказался вовлечён в чужую тайну. Попадание в подземный дворец Творителя навсегда изменило его, и не только его, жизнь.
Я весьма и весьма далёк от религиозного образа мыслей. Но, читая Шефнера, постоянно ловишь библейские аллюзии. История эта совсем не о беспризорнике Васе, хотя повествование и ведётся от его лица. История эта о грехе, смертном грехе гордыни. Конечно, Творитель никакой не Дьявол, просто человек, наделённый могущественным даром. И вместо того, чтобы использовать его во благо людей, он наслаждается собственным всемогуществом в земных глубинах, не умея предвидеть собственного бесславного конца.
Во-вторых, это история Снегурочки (само собой не той, что с дедом Морозом) времён НЭПа, в сердце которой попал огонь любви и после этого она была обречена.
И наконец, нельзя не отметить, что текст здорово стилизован, реалии начала века переданы так отчётливо и достоверно, что кажется, будто повесть и написана была в те годы.
Славич, 27 июля 2012 г.
Повесть словно вышла из-под пера Михаила Михайловича Зощенко. Времена НЭПа, внимание к бытовым мелочам, повествование от лица малообразованного обывателя, причудливая смесь просторечия и канцелярита, подчас грубоватый юмор и ощущение абсурдности происходящего – всё схвачено очень точно. Добавлена лишь толика фантастического. Впрочем, эта «сказка для умных» даже не пытается претворяться гуманитарной фантастикой. Современная литературная сказка – она сказка и есть, не стоит отыскивать в ней рациональных объяснений удивительного дара.
Сильнее всего получилась концовка. Когда в подземелье умирает одинокий старик, всё сотворённое им превращается в прах. Не так ли со смертью теряет смысл всё, что человек делает для себя, из эгоистических побуждений?
Конечно, считать Вадима Сергеевича Шефнера учеником и наследником Зощенко было бы неверно. Но всё же заложенная им традиция получила некоторое развитие в городской прозе второй половины ХХ века, в том числе и у Шефнера.
Признаюсь, сам я зощенковскую манеру не очень люблю, но эту повесть всячески рекомендую. Как и другие произведения Шефнера. Хочется верить, что, читая «сказки для умных», мы сами становимся чуточку умнее.
Как жаль, что прозу Вадима Шефнера так редко издают.
jamuxa, 27 ноября 2010 г.
У Шефнера очень лёгкое перо — словно играючи, на фоне питерского НЭПа, сквозь который проступают «родимые пятна» гражданской войны и разрухи, он пишет невероятную картину личного всемогущества. Далеко не простая нравственная категория и ситуация в которую попадает простоватый, но с железной детдомовской закалкой герой (свое кредо «пацан сказал — пацан сделал» он с честью пронёс через все перипетии и невзгоды последующей жизни). Сакраментальной библейское «не зарывай талант в землю», как лейтмотив отслеживает жизнь и «деятельность» Творца, который на прямой и простодушный вопрос «А не хочется ли вам иногда использовать свой гениальный талант для пользы всех людей?», даёт такой же прямой и без ложного цинизма ответ: «Я мог бы принести людям много зла, но я этого не делаю, а это не так уж мало...».
Уж не новый ли Фауст ведёт диалог с новым Мефистофелем? Вот тебе и лёгкость сюжета: наряду с анекдотичными бытовыми зарисовками — фельетон да и только ( парфюмерия, свадьба, часы) неожиданно поднимается тема Добра и Зла. Отсмеявшись, понимаешь: а заноза-то останется.... Ведь счастья-то так и не получилось.
В этом и прелесть Шефнера. И задаёшь себе вопрос: «А каково булгаковскому Мастеру в вечном покое?..
Профессор, 1 апреля 2018 г.
Повесть о трагедии трех человек.
Николая Алексеевича – Творителя, который обладает сверх способностью создавать вещи из ничего – буквально материализовывать их из своей головы, но не нашедший одобрение в обществе и в научном мире. В итоге, так и не нашедший свое место среди людей и в буквальном смысле закопавший талант в землю.
Дочери Творителя Лиде – которой суждено родиться под землей и противостоять деспотизму своего отца. В итоге, неподготовленная к земной жизни девушка становится жертвой нелепого стечения обстоятельств на Земле.
Василия Васильевича – случайного человека, попавшего в подземный дворец Творителя, влюбившегося в Лиду, но не пожелавшим остаться навеки под землей ради брака с Лидой. В итоге потерявший любимую, но сохранивший в память о возлюбленной свое сердце свободным.
Vicca, 24 марта 2011 г.
Знакомство с Шефнером началось со сборника «Девушка у обрыва» и этой пронзительно-грустной повести.
Во всех произведениях нахожу общую мысль: непохожесть на других, особенные умения или талант отрывают человека от его окружения и делают его одиноким.
Нортон Коммандер, 17 мая 2013 г.
Цитата из повести: «Он потребовал с меня подписку о том, что я больше не буду творить чудес. Я отказался — и получил расчёт.»
Но даже для того, кто умеет творить чудеса (имеет талант), жизнь может оказаться пустой и бессмысленной, если он зароет свой талант в землю. А порой такой человек разрушает не только свою жизнь, но и жизнь других людей.
Dan-Master, 1 февраля 2008 г.
Мне в жизни повезло, мои родители купили почти одновременно сборник «Белый камень Эрдени» и «Лачугу Должника», и в достаточно раннем возрасте я смо приобщиться к качественной фантастике. До сих пор помню фразу «не зарывай талант в землю». Шефнер однозначно очень талантливый мастер пера, умеющий втиснуть в жесткие рамки рассказа большой филосовский смысл. Читайте и наслаждайтесь
Георгий, 10 декабря 2007 г.
Гиперболизированный пример того. к чему приводит излишнее ограждение близких от мира...
А может лучше каждому выбрать для себя, что ему нужнее — мир с испытаниями или жизнь без бед...
elent, 1 октября 2006 г.
Мысль книги — без людей ты никто — верна во все времена. И дело даже не в том, приносишь ты пользу или нет. Когда себя не с кем сравнить — наступает перекос личности.