Уильям Нолан «The Black Mask Murders»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Walles, 29 июля 2021 г.
«Хэмингуэй прикрыл дверь, подошёл к стеклянному журнальному столику в углу комнаты и смешал в высоком бокале напиток из джина, бурбона и виски.(...) «Джо Луис — чертовски классная боевая машина», заявил Хэм, допивая. (...) Внезапно он вскочил на ноги, сжав руки в кулаки, похожие издалека на два окорока. «А ну, поднимайся, Хэммет, посмотрим из чего ты сделан...Я говорю, что ты -трус!»(...) Его лицо раскраснелось и покрылось капельками пота. Хэмингуэй нанёс боковой удар правой. Мне удалось увернуться, и удар прошел мимо челюсти — если бы он попал в цель, то, скорее всего, я бы отправился в больницу этой ночью...»
Чудесно. Америка 30-х, это не только гангстеры и бесконечные перестрелки. Это ещё и Чайнатаун, наполненный приторно-сладкими запахами специй, овощей, вперемежку с аляповатыми салонами фан-тан и «домами радости» для моряков; где-то там же и казино со скрытым «тормозом», которым заправляет местный воротила Тони Ричетти. Ну и, наконец, можно прокатиться с героями книги по горам Сан-Бернардино — прочитать, как они поедают свежевыловленную форель из Медвежьего озера; либо узнать как Дэшил («Дэш») Хэммет с пристрастием допрашивает очередную красотку в деревянном домике на Лонг-Бич...
Уильям Нолан в текущем месяце ушёл из жизни и, увы, подчас только некрологи и напоминают о существовании каких-то забытых книг и серий. «The Black Mask Murders» первый роман из его цикла, где на страницах книг оживают три известных писателя, печатавшихся в «Черной Маске» под бдительным руководством редактора Шоу: Дэшил Хэммет, Рэймонд Чандлер и Эрл Гарднер. Книжка оказалась вполне достойной, насыщенной информационными отсылками (явными и скрытыми) к творчеству уважаемых передовиков-стахановцев литературы «твёрдого кипячения». Ведь такие люди даже в воде не тонут...
«Алкоголь заставляет кровеносные сосуды расширяться, из-за чего потеря тепла организмом происходит интенсивнее. Поэтому я сунул палец в горло и выблевал из себя кварту хорошего виски...»
Кратко о завязке. В роли рассказчика выступает Дэшил Хэмметт (между прочим, в прошлом — и сам сотрудник агентства Пинкертона). Соответственно, он и выступает под первым номером, эпизодически привлекая к выпавшей ему (и в данном случае — никак не связанной с написанием книг!) работе своих коллег — добряка Чандлера и вечно занятого «вордсмита» — Гарднера (работягу, спящего всего по три часа в сутки и способного за ночь надиктовать целый роман)....
«И что я получу за это?» спросил я у Сильвии... Она присела на краешек стола, позволяя своей ноге медленно и соблазнительно раскачиваться: «Меня».
Да, все верно, блондинка с полными губами втягивает Хэммета в происшествие, завязанное на конкурентной борьбе двух местных гангстеров — Келли и Ричетти, так и норовящих при случае подставить друг друга... Изюминка сюжета- исторический (со времен короля Ричарда, австрийского герцога Леопольда и крестовых походов) украшенный драгоценными камнями череп с рубином («Кошачий глаз»), который Хэммет по условиям сделки должен передать гангстеру — через ячейку хранения... Вообщем, сюжет вполне типичен для книг авторов, которые на сей раз сами перевоплощаются в главных героев: взрывоопасные встречи и перестрелки; разочарование и предательство...Однако, Нолан сдобрил повествование юмором (забавно таки, как Чандлер по просьбе друга, повредившего костяшки пальцев в потасовке, в выходные дописал последние 20 страниц его книги (слово редактору Хэммета):« Гений, Сэмюэль, ты чистый гений! Особенно последние двадцать страниц!») и изящно вставленными то тут, то там биографическими сведениями о каждом из знаменитой тройки... А какая уникальная привычка выработалась у их противника Келли держать в одной руке и бокал и зажигалку одновременно — всё это не просто так...
«Необыкновенные способности великого человека к дедукции всегда забавляли меня — когда он раскрывал дело, анализируя остатки турецкого табака или плесень на ботинке мертвеца....За все годы работы в агентстве Пинкертона, я никогда не встречал детектива, который был хотя бы отдаленно похож на Холмса, равно как и того, кто бы напоминал его противника Мориарти — Наполеона преступного мира...»
Наконец, в книге сразу нескольких «камео» с другими авторами. Но если встреча с Хайни Фаустом (более известным как Макс Брэнд — был такой автор, настрочивший 13 миллионов слов для журналов вестернов) малоинтересна, то вставка с Хэмом порадовала (легендарный писатель, увлекавшийся боксом, так хотел, чтоб Дэш помог ему со сценарием по рассказу «Пятьдесят тысяч»...). А, вот ещё, чуть не забыл. Также здесь можно встретить любознательного щуплого 15-летнего паренька в круглых очках, подрабатывающего в бизнес-центре на углу Десятой улицы. Он сообщает Хэммету, что непременно станет большим писателем, прямо как Берроуз. Имя того случайного паренька — Рэй Дуглас Бредбери...
«Все хорошие пиcатели -алкоголики» сказал Бен, смешивая напиток. Я подумал о Хэмингуэе, Фитцджеральде и Большом Томе Вульфе, и решил с ним не спорить...»
Итого: тот случай, когда не важно, что там с авторской историей и чем всё кончится. Те персонажи, что в изобилии представлены на страницах книги, уже давно сами стали историей.