fantlab ru

Эдуард Веркин «Север Гансовский «Физики»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.63
Оценок:
63
Моя оценка:
-

подробнее

Север Гансовский «Физики»

Другие названия: Физики

Повесть, год (год написания: 2020); цикл «Поток Юнга»

Жанрово-тематический классификатор:
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Опубликовано в сети в 2020 году.


Входит в:

— антологию «Мир без Стругацких», 2020 г.

— антологию «Мир без Стругацких», 2024 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Мир без Стругацких
2024 г.

Аудиокниги:

Мир без Стругацких
2024 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан по мотивам знаменитого «Дня гнева» Севера Гансовского. Здесь также из медведей вывели новый разумный вид — снарков, причём сделали это настолько удачно, что каждый снарк гораздо умнее любого человеческого гения. Снарков отвезли на планету Рейн, поместили в Институт, там они всячески исследуют синхронную физику, время от времени перекусывая коллегой-человеком. Люди всё терпят, ведь исследования снарков могут открыть кратчайший путь к звёздам и множество других чудес...

Ну что сказать... Тут у нас взгляд лирика на физиков, на людей науки вообще, всё как в кривом зеркале, присутствует обязательный сумасшедший учёный, он собственно и возглавляет Институт. Нет, никакого юмора, всё больше ужас. Теперь по порядку. Допустим генетики вывели бы таких вот снарков — предельно гениальных и бесчеловечных. Очевидно, что эксперимент был бы признан неудачным, животных, пусть и разумных, усыпили бы. Затем продолжили бы исследования и вывели снарков-вегетарианцев с обязательной встроенной «кнопкой», позволяющей их контролировать. Сумасшедший одержимый директор Института Кассель — это отдельная история. Никаких гениев на административную должность никогда не назначат, это неудобно с практической точки зрения, уменьшает продуктивность гения, да и самому гению совсем не нужно. С мотивацией у Касселя тоже большие проблемы, он хочет добиться результата любой ценой, но результатом для него является не познание как таковое, а исключительно практическая польза. Где вы таких гениев видели?

Если рассказ и про физиков, то взгляд на них проходит через кривую оптику дилетанта-гуманитария, не понимающего природы научного процесса.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я думаю, не надо подражать лирическому авторскому голосу новеллы и относиться к этой истории со звериной серьезностью, пытаясь разорвать автора, что твой снарк.

Хотя темы подняты крайне важные и болезненные — цена познания, невозможность контакта между чуждыми друг другу разумами, ничтожность не человека, а всего человечества в масштабах Вселенной — наполовину это литературная игра. Верно ухвачен стиль Гансовского и его идеи, а также подхвачены и скрещены образы, сюжетные ходы и конфликты Стругацких и Лема.

Но ведь автор и не собирается дурить голову читателям. Все ходы очерчены четко, товар показан лицом.

Как артистический дивертисмент мне история понравилась. Понятно, что она уступает оригинальному творчеству автора. Но и взрослым дядям иногда хочется поиграть, даже если их игра огромна — размером с Космос.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Параноидальный и сюрреалистичный рассказ про цену прогресса. Всё довольно буквально: есть гениальные снарки (результат смешения генов человека и медведя, неожиданно оказавшийся куда умнее оригинала), есть передовые научные эксперименты, которые способны понять и провести только они, и есть проблема — снарки едят людей. Не от голода, им просто нравится.

На этих исходных данных автор строит этическую проблему для человечества в целом, и для героев данного рассказа в частности. Тех самых физиков (хотя ладно, один из них журналист, выступающий в роли инспектора). Рассказ камерный (вопреки заявленным масштабам института), полон не самого адекватного поведения местных ученых (постоянный стресс пополам с профессиональной увлечённостью), кошмаров наяву и во сне. Сюжетного финала нет, но вероятно это и к лучшему — автор не слишком комплиментарен к человечеству, порогу его возможностей и к его готовности в нужный момент отвернуться и закрыть глаза. А так хоть какая-то недосказанность.

История жутковатая, неприятная — то есть весьма атмосферная. Но всё же я вынуждена оценивать этот рассказ как часть цикла про поток Юнга и синхронную физику. И вот на этой взаимосвязи многое рушится.

Потому что введение в глобальный сюжет снарков обесценивает все философско-возвышенные озарения героев предыдущих историй. Там мечтатели двигали науку вперёд, попутно рассуждая о роли красоты в познании вселенной. Катастрофы если и происходили, то по незнанию, недостатку этой самой красоты. А тут науку двигают снарки, а люди годны разве что им в пищу.

То есть здесь не нужны крылья, не нужна загадочная красота девушки с жемчужной сережкой. Упоминание уже знакомого доктора Сойера выглядит кривым отблеском из альтернативной вселенной.

И да, я знаю, что этот рассказ написан самым первым из цикла (пускай и опубликован позже остальных), так что говорить о его несоответствии каким-либо идеям не получится. Он первый, он основа — куда бы дальше не свернул автор. Но диссонанс всё же есть.

P.S. Слухи об одном эпизоде из «Сороки на виселице», в котором фигурируют бессмертные медведи, заиграли новыми красками.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эдуард Веркин «Физики» и Север Гансовский. В основу рассказа лег «День гнева». Здешние снарки не отарки, хотя покрыты мехом, имеют когти с зубами, позволяющие в минуты разорвать и сожрать человека, и странно детские голоса. Превосходя нас интеллектом примерно на порядок, они сотрудничают с людьми на планете Лаборатория в гиперпространственных исследованиях. С русского на понятный — возможность мгновенного перемещения из точки А в точку Б, тот самый нуль-пространственный портал, который так любили фантасты ХХ века, и который в реальности представляется еще менее осуществимым, чем сверхсветовая скорость. Снарки не только волокут в теории, но продвигают прикладные исследования, в то время, как человеческие гении пока не могут постичь даже азов. Здесь барьер понимания, для которого потребна эволюционная перенастройка мозга, подобная произошедшей с изобретением письменности. Они такие людены, только не безразличные, а жестоко-любопытные к нам, им нравится нагнетать избранной жертве (стигматизированному человеку, по определению главы службы безопасности Миллера) саспенс прежде, чем убить. Взрослый Веркин еще более циничен и горек, чем в своей условно подростковой прозе, но таки он гений. Страшная вещь с парадоксально оптимистичной: «Мы переживем, и вас и нас переживем» — концовкой.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну типа так. Берём С.Гансовского,станцию Солярис, вампиров Уоттса, и чтоб страшнее-снарки говорят детскими голосами, как в Аннигиляции Гарленда. Всё засыпаем в блендер и тщательно размешиваем. Получилось так себе

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх