fantlab ru

Саяка Мурата «Человек-комбини»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Человек-комбини

コンビニ人間 / Konbini ningen

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Кэйко Фурукура уже восемнадцать лет подрабатывает в комбини — японском мини-маркете. Она замкнута и не похожа на ровесниц: живёт одна, ни с кем не встречается, не стремится создать семью и найти постоянную работу. Вся её жизнь подчинена распорядку комбини, где она знает наизусть каждый товар и каждую полку. Однако окружающим Кэйко кажется странной. Она вечно ловит на себе косые взгляды и только и слышит от подруг: «Вот найдёшь себе мужчину…» Но однажды в комбини появляется новый сотрудник, который волей случая переворачивает жизнь Кэйко с ног на голову…

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Человек-комбини
2020 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тезисно пробегусь по этой книге:

Во-первых, «Человек-комбини» идеально сочетается с японским фильмом «Идеальные дни». Если в «Человеке» рассказывается про странную женщину, работающую в местном придомовом магазинчике (детей нет, мужа нет, снимает комнату в клоповнике), то в «Днях» показывают примерно такого же возрастного дяденьку, который работает уборщиком туалетов и не парится от слова «совсем».

У него так же заведён некий распорядок дня и жизни в целом, ему так же важна и нужна ритуальность и конкретность быта и работы. На уборщика в «Днях», конечно, косятся или не замечают вовсе, но его всё устраивает. У него богатая сестра, сам он, вроде как, из обеспеченной семьи, но почему-то вот решил стать уборщиком туалетов и жить бобылём, изредка принимая в гости племянницу. Что заставило этого человека жить так, как показано в «Идеальных днях»?

Возможно, вы найдёте ответ, если прочитаете «Человек-комбини». Ведь тамошняя женщина ясно излагает свою нехитрую философию: как хочу — так и живу, и не понимаю, почему другие от меня требуют чего-то иного, общепринятого.

Во-вторых, «Человек-комбини» явно или нет, но напоминает про феномен «поколения дворников и сторожей». Они все избегали суеты жизни в массовом обществе и давящем государстве, предпочитая уйти в свою Внутреннюю Монголию (по Пелевину). То есть уехать во внутреннюю эмиграцию, говоря иначе, и заниматься творчеством или просто ничегонеделанием.

У Саяки Мурата выписан примерно такой же персонаж, встречающийся в любой стране в любое время: это внутренний эмигрант, не желающий соблюдать массовые установки про то, как надо жить. Уж где, как не в Японии с её любовью к порядку, графикам и экономической потогонкой (сужу стереотипно), возникнуть явлению всяких там хикикомори? Главная героиня «Человека-комбини», однако, творчеством не занимается и дома не затворничает, но и её социальные контакты ограничены узким кругом лиц (если не считать бесчисленный поток покупателей, с которыми Кэйко Фурукура действует строго по инструкции).

Тем самым она как бы относится и к «дворникам и сторожам», и к тем, кто с обществом в принципе не желает иметь ничего общего. Скорее всего, Фурукура — больная на голову. Что-то не так у неё в голове, как у большинства. Но разве следует «лечить» тех, кто не приносит зла, а является просто тихим человеком себе на уме, со своими тараканами? Нормальные люди, тем не менее, всё равно захотят вылечить всех «ненормальных»: женись, выйди замуж, роди, работай, делай так и не делай иначе… А если человек не хочет и у него хватает духу идти против, он становится такой вот Фурукурой из «Человека-комбини» или уборщиком туалетов из «Идеальных дней».

В-третьих, существует замечательный фильмец «Пыль» Сергея Лобана. Я разбирал это кино в одной из первых своих статей. Поэтому здесь скажу так: главный герой, Лёша, это валенок, безвольный, слабый и тупой, так как желает обрести идеальное Тело (маскулинный качок) зараз, посредством волшебного Эксперимента, а не работой над собой и своей жизнью.

Этого Лёшу всё устраивает (до Первого Эксперимента, когда он увидел Идеального Себя), ГГ из «Идеальных дней» плачет в конце, но не решается выйти из добровольной скорлупы отшельника, а Фурукуру в «Человеке-комбини» всё устраивает совершенно (ну лишь бы родственники не доставали разговорами про тикающие часики, зайку и лужайку).

Упомянутые три произведения демонстрируют похожих людей, различающихся их реакциями на Большой Страшный Мир Взрослых. Они — вечные дети, и видимо, им нравится так жить. Лёша в «Пыли», правда, однажды захочет выпрыгнуть из своего болота (но наломает дров и обломается), уборщик в «Идеальных днях» поплачет-поплачет по прошлому и амбициям, да и забудет, а Фурукура в «Человеке-комбини» явится читателю стабильным и упорным персонажем, которого даже хочется уважать за честность и верность своим принципам.

Кто мы-то такие, «нормальные люди» (Мы? Или вы, но не я?), чтобы объявлять всех непохожих «социальными паразитами» и навязывать им какие-то стандарты счастливой жизни? Что русскому хорошо, то для немца — смерть, не забывайте. И если вот, например, я работаю разнорабочим и не стремлюсь рвать известное место ради тачек крутых и самок бархатных, то что тогда, я тоже паразит? Да как бы, думаю, не особо. Работаем с женой, жить есть где, развлечений нам хватает, — можно сказать, я в какой-то мере представляю собой продвинутую версию Кэйко Фурукуры, так как со времён эпохи Дзёмон люди совершенно не поменялись, и правила везде одни…

В «Человеке-комбини» описан очень живой персонаж (Кэйко Фурукура), который встречается в реальной жизни. Я лично знаю парочку таких же людей. Они странные, да, у них куча заморочек и тараканов, но с ними гораздо интересней общаться, чем с теми, у кого всех-то разговоров — про погоду, «об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках», и если им подыграть (не говоря «с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звёздах»), они всегда будут «очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком». Привет, Экзюпери. :)

Героине Саяки Мурата комфортно жить так, как она живёт, и ей не хочется иного. И это её право, потому как она живёт и не жалуется. Она независимая и смелая, и она сильнее всех остальных персонажей «Человека-комбини», включая тряпошного волка и труса-словоблуда Сираху.

Если человека всё устраивает, то он счастлив, представляете себе, СЧАСТЛИВ, и не надо его исправлять. А если он живёт жизнью Фурукуры, но вечно этим недоволен и виноваты у него в этом другие (но не он сам), тогда кто, кроме него, тут дурак? Очевидно: только он, и потому он тогда действительно достоин презрения.

Эпиктет говорил: «Если остаёшься, то не сетуй». И либо не жалуйся и меняй как тебе надо, либо молчи и получай удовольствие от того, что есть здесь и сейчас. А «нормальные» люди же, тем не менее, один чёрт полезут исправлять другую, «ненормальную» жизнь советами да предписаниями, и это станет для дворников, сторожей, уборщиков и продавцов из комбини хорошей проверкой на их характер и устойчивость личных идеалов…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человек-комбини» Саяка Мурата,

Кэйко работает продавцом-консультантом в комбини, круглосуточном супермаркете в окружении бизнес-центров. И казалось бы, что в этом такого, но такая работа считается временной подработкой для студентов и домохозяек. А Кэйко как пришла в комбини в студенческие годы, так и работает уже 18 лет. Но не только этим девушка выпадает из общего понятия «нормальной жизни», а однажды все меняется...

Что такое нормально и как оно соотносится с личным счастьем? Нужно ли подстраиваться под всех вокруг или жить так, как кажется нормальным именно тебе? На этот вопрос и пытается найти ответ героиня.

Да, она странная, непохожая на других, нестандартная. Но она счастлива в своем мирке-комбини. И зачем нарушать счастье, пытаясь подстроиться под общественные устои? Чтобы избегать постоянных неудобных вопросов? Чтобы жить так, как хотят от тебя другие, но не так, как нужно тебе самому?

Один из персонажей, что ужасно раздражал меня на протяжении всей книги, находит для героини выход. Но он настолько ужасен, мерзок и противен, что меня всю трясло.

Да, понятно, что у нас тут героиня с явными особенностями. И это чудесно, что несмотря на это, она смогла найти свое место в жизни, спокойно функционировать, быть независимой, даже быть счастливой.

Финал понравился. Рада, что все получилось именно так.

Не думаю, что всем зайдет, всё-таки есть особенности азиатского менталитета, но я рада, что прочла историю.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочёл «Человека-комбини», и это буквально я (нет).

Дано: 36-летняя японка полжизни работает в гастрономе и её всё устраивает, даже не просто потому что по кайфу, а потому, что для гг это идеальная работа и призвание. За пределами гастронома её жизнь почти отсутствует: квартиры на десять квадратов вполне достаточно, заниматься ничем кроме работы не хочется, а нормальные люди все такие странные, что с ними лишний раз лучше не общаться.

Более заумная литература на этом месте просто рассказала бы жизнь Кэйко и оставила нас с причмокиванием философствовать; совсем развлекательное чтиво заставило бы гг вписаться в общество или свела всё к чисто жанровой истории. Наша же авторша вводит нового персонажа, который должен расшатать всё происходящее, причём получается искусство как оно есть: читателю однозначно так и не отвечают, обычный ли это мошенник, по-настоящему идейный человек или просто многолетний дебил со справкой.

Книга заняла у меня чуть больше двух вечеров и ещё кучу времени размышлений. Правда, немалая часть этих размышлений была «Фэйспалмить ли от монологов о том, что наше общество с каменного века никак не изменилось, или в этом есть хоть какое-то здравое зерно?» Ещё столько же думалось о том, могу ли я тут сказать «Wow that`s literally me», но, видимо, даже я не так плохо социализирован, как Кэйко или по крайней мере мы не понимаем остальных людей в довольно разных вещах. Занятно, что при этом мы оба хотим приносить пользу обществу, в котором живём, а не пускаться на поиски более подходящего. Да и само общество не хочет отпинывать нас на обочину за то, что мы какие-то не такие. Просто обеим сторонам сложно подобрать ключи друг к другу, и остаётся что-то совсем другое.

Спойлер:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
у Кэйко всё будет хорошо.
Надеюсь, у меня тоже.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге рассказывается история девушки, работающей в круглосуточном магазине. Ей трудно общаться с людьми, и работа в магазине позволяет ей сосредоточиться на своих обязанностях, чувствуя себя нужной, как винтик в механизме. Однако окружающим кажется, что это не так, и каждый, кто её знает, пытается навязать своё мнение.

Рассказ заставляет задуматься о том, что зачастую людям интересны не наши успехи, а наши проблемы. Если их нет, нас просто не принимают в круг общения, и некоторые двери остаются закрытыми. Эта история дала мне возможность поразмышлять о том, насколько важно прислушиваться к чужому мнению и стоит ли это делать.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какое-то время назад появился тренд писать книги от лица малосоциализированных субъектов. Мне кажется, что все началось с чудесного «Загадочного ночного убийства собаки» Марка Хэддона, но может просто она попалась мне первой. А так можно же еще и классические «Цветы для Элджерона» вспомнить, да и свежая «Клара и солнце» в общем-то из той же серии, хотя и не про человека.

«Человек-комбини» — еще одна книга в эту подборку. Написана от лица Кейко – девушки, которая работает в минимаркете (комбини). Казалось бы, что в этом такого. Нам всю жизнь твердили, что все работы хороши, и вообще, не место красит человека, а человек место. В японской традиции акценты явно иные. Подработка продавцом в комбини подходит для студентов, но когда тебе больше 25, а тем более за 30, то это выглядит уже странно. Однако для Кейко такая работа, кажется, единственный приемлемый вариант. И вот дальше начинается интересное.

С одной стороны, Кейко представляют нам, как немного странноватое существо. Она без особого труда закончила школу и институт, но ее взгляд на мир довольно прямолинеен и слишком практичен. Она делает то, что нужно и должно, и почти не испытывает ни эмоций, ни разочарований.

Казалось бы, такой человек должен выглядеть для окружающих грубоватым и бестактным. Но нет. Кейко вполне вежлива и предупредительна. Наверное, иначе невозможно, живя в Японии.

Кейко не очень умеет общаться, поэтому в детстве она предпочитала больше молчать, и в итоге не имела ни подруг, ни парней. Но теперь она поняла, что достаточно просто копировать другого подходящего человека в мелочах, и тогда она будет выглядеть такой же, как все. Кейко отлично имитирует интонации и научилась покупать вещи в правильных магазинах. И хотя социальные контакты для Кейко слишком сложны, она вовсе не беспомощна. Живет самостоятельно, снимая крохотную квартирку, работает в своем комбини, и даже встречается по выходным с девушками, с которыми она вместе училась.

Почему-то думаешь, что у нее должны быть свои заморочки, но скорее наоборот. Она привыкла жить, чувствуя себя частью магазинчика, шестеренкой, которая обеспечивает бесперебойную работу механизма. Даже заботу о собственном теле она рассматривает, как часть работы. «Для эффективной работы за прилавком я следила, чтобы оно, это тело, правильно питалось, хорошо высыпалось и оставалось здоровым. Всё это также было частью моей работы…».

Мне казалось, что такой подход к работе, вообще говоря, для японцев – нормален. Вне зависимости от того, нормален ли ты сам. Твоя работа – это больше, чем твоя семья, это единое целое, частью которого ты становишься, которому ты служишь и все такое. Получается, что теперь уже не так?

Дальше. Знакомые и родственники понимают, что Кейко не совсем обычная. Опять-таки, ну работает она в своем комбини, и прекрасно. Но нет. Вокруг нее так или иначе возникают вопросы: тебе уже столько лет, почему же до сих пор нет нормальной работы? А когда ты выйдешь замуж? А детей не пора ли заводить? О, как я ненавижу людей, задающих такие вопросы! Их действительно хочется приложить чем-нибудь тяжелым по голове. Тут я солидарна с Кейко. Но получается, что шаг в сторону от общепринятых норм раздражает не только окружающих. Он действует на нервы и тебе самому. И кто тогда нормален?

И еще насчет рутинной работы. Принято считать, что только творческая высококвалифицированная работа может доставлять настоящее удовольствие. Но ведь это на самом деле не так! Аккуратно покрашенный забор иногда приносит не меньше удовлетворения, чем завершенный патентный поиск. В моем школьном детстве мы работали на Красном Октябре – это была такая трудовая практика. Через какое-то время оттачивались нужные движения, ты быстро и красиво укладывал в коробки конфеты и шоколад, и получал искреннее удовольствие от того, как споро и ловко движется работа, как растут штабеля готовых упаковок, и что план перевыполнен почти вдвое. И, как ни странно, но ощутить себя частью конвейера было весьма приятно. Как человек, всю жизнь занятый работой творческой, я иногда думаю, что рутина – это прекрасно. Это спокойствие, легкость, уверенность в точности и правильности того, что ты делаешь. Это автоматизм, который кажется совершенством. А не изобретение велосипеда каждый раз.

В общем, вроде очень простая и маленькая книжка, аудиоверсия примерно на 2,5 часа, а как-то вот цепляет и оставляет много тем для размышлений. Кстати, отличный фильм можно было бы снять по этой книжке.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кэйко Фурукура испытывает большие сложности с пониманием эмоций людей, сама их ощущает плохо. Диагноз поставить трудно, но к социально-эмоциональным проблемам вдогонку заметны социопатические наклонности. Правда, там, где социопат тщеславен и активен, она пассивна и озадачена.

И вот Кэйко устраивается подработать в маленький магазинчик (комбини), где находит свой локальный рай. Здесь мало того, что вся жизнь подчинена строгим правилам и можно выучить наизусть каждый товар, так еще и эмоциональная жизнь наконец-то регламентирована. Теперь она знает, когда улыбаться, что говорить людям, и это в мире неопределенности и непонимания других дает ей покой. После многих лет «временной работы» родственники начинают докапываться до странненькой женщины, у которой ни мужа, ни жизни кроме магазина. Тогда Кэйко подселяет к себе классического инцела-хиккана (очень точный портрет), чтобы от нее отвалила сестра, но об этом узнают на работе — и ее статус полностью меняется.

Собственно разрушение холодного порядка комбини, в котором живет Фурукура, и есть настоящий хоррор. Товары к тебе не лезут, ад — это другие. Книжка крохотная, но этот момент распада, когда другие продавцы начинают бесцеремонно расковыривать жизнь деревянной Кэйко, описан великолепно. Совершая ошибку, которую обычный человек бы не совершил, она теряет контроль, дезориентация возвращается. Материальный щит из полок разваливается. Прекрасная вещь.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Критиков на задней стороне обложки книга, похоже, напугала. Очевидно, они узнали себя в окружающих «нормальных» и стало стыдно – только таких людей этот текст «заставит усомниться в незыблемом» и «нажмет на болевые точки». Для человека же, который узнает себя в главной героине, который всю жизнь только и делает, что наблюдает и копирует, чтоб не выделяться, эта книга – мягкое, комфортное чтение. Ну разве что поначалу немного посочувствуешь героине, которая из-за природной ли мягкости или воспитания до сих пор не приняла себя. Но в конце она свое испытание выдерживает на пять с плюсом.

Этот текст – хороший способ для всех «нормальных» заглянуть в голову тем, кто от них отличается, понять, что, в большинстве случаев, их не стоит бояться. Ведь большинство попыток «исправить» тех, кто выбивается, вызваны инстинктивным страхом примата перед неизвестным и непонятным. В то же время, это очень легкая история, небольшая повесть, которая читается на одном дыхании. Пусть таких книг будет больше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх