fantlab ru

Брайан Олдисс «Галактики как песчинки»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.31
Оценок:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Галактики как песчинки

Galaxies Like Grains of Sand

Сборник, год

Аннотация:

Сборник рассказов, написанных в разное время, объединён в единое целое подробными социо-культурными комментариями, проложенными между отдельными историями и показывающими исторический фон, на котором разворачивается действие. В результате, вместо отдельных новелл, перед читателем разворачивается грандиозная панорама развития человеческой цивилизации на протяжении миллионов лет, вплоть до «конца времён».

Масштабы, использованные Брайаном Олдиссом в «Галактиках как песчинках», сравнимы с масштабами эпопей Олафа Стэплдона.

Примечание:

Сокращённая версия сборника «The Canopy of Time» (отсутствует три произведения). В ранние издания, до 1977 года, также не входит рассказ «Профиль увядания».

Рассказы сборника хронологически связаны между собой как эпизоды «истории будущего», так что в русском издании он ошибочно назван романом.



В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу


  • Тысячелетие войн / The War Millenia
7.73 (63)
-
4 отз.
  • Тысячелетие бесплодия / The Sterile Millenia
7.63 (63)
-
5 отз.
  • Тысячелетие роботов / The Robot Millenia
7.33 (113)
-
6 отз.
  • + Тысячелетие смешения / The Mingled Millenia
7.13 (58)
-
5 отз.
  • Мрачное тысячелетие / The Dark Millenia
7.26 (58)
-
4 отз.
  • Звёздное тысячелетие / The Star Millenia
7.05 (57)
-
3 отз.
  • Тысячелетие мутантов / The Mutant Millenia
7.20 (59)
-
3 отз.
  • Тысячелетие мегаполисов / The Megalopolis Millenia
6.63 (56)
-
4 отз.
  • Последнее тысячелетие / The Ultimate Millenia
7.12 (59)
-
4 отз.

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Долгие сумерки Земли. Галактики как песчинки
1992 г.

Издания на иностранных языках:

Galassie come granelli di sabbia
1996 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В мировой НФ истории запредельно далёкого будущего имеют богатую традицию, начавшуюся ещё в 19 веке, во времена Камиля Фламмариона и Уэллса, поэтому к 50м годом удивить читателя чем-то необычным и новаторским было сложно: все подобного рода футурологические предсказания, как колода карт, перетасовывались в романах Стэплдона, Мэннинга, Дёблина многократно, чтобы раскинуться очередным пасьянсом грядущих страданий и победных свершений людского рода. С оглядкой на это Олдисс не стал связываться с научно-футурологической фантастикой , а отважно шагнул в мало опробированную тогда фантастику модернистскую. Это почти обнулило прогностическую составляющую книги, но выгодно раскрыло ее общелитературный, художественный потенциал. Широкими, смелыми, щедрыми мазками автор рисует грандиозное полотно , где, словно на картинах Сальвадора Дали, ведут странный и таинственный танец расы и эпохи , начиная от близкого будущего на десятки миллионов лет вперёд. Босые девушки-«хиппи» на лошадках , путешествующие в машинах времени, матрица, ядерный холокост, геноцид одной расы над другой (и вы ошибётесь, если подумаете, что победа осталась за европеоидами ), роботы воюющие и роботы эволюционирующие до уровня ноосферы Вернадского ,воссоздание кибернетическим разумом вымершей ветви хомо сапиенс с нуля, ослепительные белоснежные города с идеальными красавицами на флаерах и города монструозные, пожирающие человеческую душу… Закат — и вновь рассвет, тысячное наступание ногой на грабли братоубийственной войны — и очередная утопия. Под конец книги человечество становится колоссальной единой нагой плотью матери-биосферы, чтобы потом опять атомизироваться и деградировать до единичных личностей: примитивных и злобных вояк, гоняющихся на краю вселенной друг за другом на ржавых сверхсветовых пепелацах и проморгавших за этим увлекательным занятием гибель галактики и очередное торжество космического Бога — Пана, духа самой природы.Богатый на события мир грядущего рассмотрен всесторонне, причём автор много места уделяет теме влияния философии на общество и технологий — на философию. Виртуальные реальности, новые религии и философские концепции, духовное и лингвистическое перепрограммирование… В лучших местах текста автор поднимается до уровня Лема и Стэплдона, но меня больше поразила история про то, как мужчина в мире будущего выпивает с незнакомцами в ресторане на фоне цунами, спасается от бедствия, а по возвращении обнаруживает новых друзей все за тем же столом, но мокрых от воды. Метафора , известная ещё со времён Стэплдона , про волны времени, окатывающие неизменное в своей сути человеческое основание, подаётся здесь в сюрреалистической, модернистской манере и заставляет вспомнить стиль «новой волны». Олдисс не столько предсказывает будущее, сколько погружает нас в череду странных видений, легенд и сказок, чтобы не напугать, а заставить задуматься над ролью (буквально) философии в обществе. В этом и есть перманентная актуальность данного необычного произведения. Рекомендую к прочтению и переизданию.

P.s. Особенно подчеркну, что не все рассказы цикла изданы на русском , причём состав цикла запутан был самим автором по издательским причинам.

Оценка: нет
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олдисс — хороший писатель. Я у него люблю и «Нон-стоп», и «Долгие сумерки», и «Гелликонию», и даже странные «Земельные работы». Но «Галактики» оказались откровенно слабым сборником (хоть и с красивым названием).

Точнее говоря, это даже и не сборник, а так называемый «роман в рассказах», в котором автор хотел изобразить будущую историю человечества на миллионы лет вперед. История будущего — отличный жанр, в нем работали многие фантасты, от Саймака до Стросса, создавали грандиозные полотна. Но Олдисс пошел по необычному пути — он просто взял десяток своих ранних рассказов, свалил их в кучу, снабдил коротенькими перебивками типа «прошло двести миллионов лет...» и в таком виде издал.

В результате получилась бесформенная куча новелл, которые а) сами по себе довольно примитивны и зачастую далеки от фантастики (репортер снимает документалку про жизнь большого города, бухарики в баре трут за жизнь, доктора в дурдоме лечат пациентов), б) никак между собой не связаны и ни в какую глобальную картину не складываются.

Рассказы явно писались в разное время независимо друг от друга, а суперидея объединить их в роман пришла заметно позже. Из текста неуклюже торчат вставки, поясняющие читателю, отчего в позапрошлой новелле люди перемещались между планетами силой мысли, в прошлой летали на ракетной тяге, а теперь вообще не знают космонавтики. Часть рассказов вообще — чистый реализм про Америку 50ых, где слово «кадиллак» заменено на «аэроглайдер». Заменить обратно, и можно ставить на полку «Современная проза». Книга в результате напоминает несуразного франкенштейновского монстра, кое-как сшитого грубыми белыми нитками.

В общем, если бы это был простой сборник рассказов без претензий, он тянул бы на честные 6 баллов (отдельные рассказы там очень неплохи, чувствуется рука будущего мастера, например, «Танцующий Иуда» просто отличная вещица, да и «Заменить человека» довольно симпатично сделана). Но раз уж заявлен роман, то будем оценивать соответственно. 4/10. Замечательное название — это лучшее, что в нем есть.

Уникальный случай, целое оказалось меньше суммы частей :)

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая эпичная сага Олдисса о человеческой цивилизации, несомненно, заслуживает внимания любителей фантастики. Хотя бы из-за своего особого взгляда на эволюцию разума. Эта эволюция разбита на 9 стадий, каждая из которых подробно разобрана на одном характерном примере. Не все главы вышли равнозначными и оригинальными — наиболее удачными, на мой взгляд, оказались первая, третья, седьмая и девятая. Остальные не содержали каких-то оригинальных идей и, кроме того, сложно воспринимаются из-за особого стилевого языка писателя. Поэтому всё произведение не кажется таким цельным и логичным, как, например, «Город» Клиффорда Саймака. Я считаю, что автору банально не хватило той разумной стабильности, которая присуща всем великим писателям типа Брэдбери или Азимова. Каждый эпизод у него как-будто бы рассказан новым рассказчиком, что сильно сбивает с толку и нарушает преемственность изложения И это даже при том, что в каждом предисловии к очередной новелле автор пытается увязать новый сюжет к предыдущему, старому! Лишнее доказательство неписанного правила соблюдения единого стиля и манеры изложения. Эксперименты в стиле «новой волны» явно не пошли на пользу всему произведению в целом: оно кажется сборником рассказов-буриме, написанных разными авторами. Вряд ли британский писатель хотел добиться от своего читателя именно такого понимания. А вот за масштабность ему точно следует набавить как минимум один балл.

--------------

РЕЗЮМЕ: самое масштабное повествование британского фантаста, посвященное истории земной цивилизации. Шедевром его назвать нельзя, но ознакомиться с содержимым этой истории — желательно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Малоизвестный цикл рассказов — на русском издавался всего один раз, в 92 году. Каждый рассказ показывает какой-либо эпизод из истории человечества от близкого будущего до происходящего через многие миллионы лет. За такой большой срок человечество неоднократно переживает эпохи упадка до почти полного уничтожения и времена нового развития.

Заметно, что новеллы соединены в единое произведение достаточно условно и получается несколько искусственная конструкция. Лучше, если бы это просто был сборник рассказов. И временные промежутки между эпизодами слишком уж масштабны — до десятков миллионов лет. При этом люди живут почти также, как в наше время.

В рассказах цикла поднимаются интересные темы, это фантастика скорее для размышлений, чем для просто развлекательного чтения. Темы самые разные — мировые и галактические войны, психология, роботы, мутанты, постапокалиптика и закат человечества.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх