Роджер Желязны «Князь Света»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Мифологическое | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Индийской ) | Религиозное (Буддизм | Индуизм ) | Философское | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это история всего лишь одного мира. Мира, где, в начале своей истории, люди сражались с демонами за существование. Мира, где люди, победив демонов и обретя небывалое могущество, стали Богами. Мира, где Боги, бывшие когда-то людьми, забыли, кем они были и за что сражались.
Это история всего лишь одного человека. Человека, сражавшегося против демонов плечом к плечу с товарищами. Человека, бывшего равным среди Первых. Человека, которому достало силы отвергнуть божественность и сохранить свои мечты и идеалы. Человека, сохранившего в своем сердце любовь и дружбу.
Это история бога, оставшегося человеком. Ибо только богу достанет силы, чтобы опрокинуть Небо, и только человек имеет мужество бросить вызов Небожителям.
• Роман написан в 1965-1966 гг.
• Авторское посвящение: «Дэнни Плахта — за дружбу, мудрость, сому».
• В мире романа также происходит действие двух рассказов, вошедших в антологию-посвящение 2017 г.: «The Aspect of Dawn» Шариан Льюит и «Coda» Стива Перри.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— журнал «Всесвіт 1994'03», 1994 г.
— журнал «Всесвіт 1994'04», 1994 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1968 // Роман | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1985 // Зарубежный роман |
Номинации на премии:
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1967 // Роман | |
номинант |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 1998 // Parima ulmeraamatu kategooria . 2-е место (США) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США) |
FantLab рекомендует:
— Роджер Желязны «Князь Света» / «Lord of Light»
Рецензии:
— «Боги, возрожденные на границе фантастики. О «Князе Света» Роджера Желязны», 2006 г. // Автор: Лю Цысинь
- /языки:
- русский (25), английский (5), украинский (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (29), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Дёмин (1), К. Златко (3), В. Лапицкий (19), Л. Маевская (2)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
GiperKorvin, 16 мая 2025 г.
Очень редко пишу отзывы, но здесь прямо хочется посоветовать — не читайте! Это тяжёлая, при всей подростковой признательности к автору за его янтарных принцев, графомания, помноженная на индуизм и лениво присыпанная мелкими крупицами типа будущеских технологий. Откуда высокие оценки лично мне совершенно непонятно. Мнение частное, но желание хоть кому-то сэкономить время — честное.
kvanton, 18 июня 2025 г.
«Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности». (Умберто Эко)
Намешал конечно Желязны всего что только можно, и «научную» фантастику и фэнтези и религию и философию, и за основу взял мифологию, попутно посмеявшись над всем и всеми — что вполне можно было бы назвать постмодерном, тут есть какой-то смысл и идеи, а повествование хотя и не совсем линейное, но и не такое уж рваное и абсурдное.
Этот отзыв может быть спойлером, подразумевается что читать его будут те, кто уже ознакомился с предметом обсуждения, дальше буду мои мысли по поводу основной идеи произведения.
Мотивация сторон
Если подумать, то вполне можно понять мотивацию «богов» в борьбе с акселеристам, они же сами прилетели с другой планеты, которая погибла в результате катастрофы, вполне возможно техногенной (кстати не говорится, что это Земля, может это уже и не первая катастрофа). И так уже кажется вполне понятна мотивация не давать «обезьянам» гранаты, а остальное уже следствие.. Нельзя сказать, что они изначально были карикатурные злодеи, может были просто не готовы к такой ответсвенности, хотя власть и бессмертие их конечно развратили.
А изначальная мотивация Сэма получается была в мести, а не в каких-то наивных революционных идеях ради всего хорошего. Пока он развлекался земным царством, его фактически лишили доступа к реинкарнационным машинам — и пока ему не понадобилась реинкарнация, он вполне себе спокойно жил, и несправедливость его особо не заботила. (акселеристы уже тогда проиграли, и он с этим вполне смерился). И только когда его попытались обмануть с телом он решил пойти в «град небесный» и разогнать там всех к чертовой бабушке.
к чему все привело
Вообще в конце хотелось бы чуть больше эпичности, но боевика, интриг, и личных отношения тут было достаточно раньше, и видимо Желязны решил сконцентрировать внимание на чем-то другом..
Хотя Сэм выбрал религию как оружие, но в итоге идеи религии оказались чем-то большим и не подконтрольные самому Сэму, а отчасти поменяли и самого Сэма (что особенно заметно после его воскрешения, и в конце он же пытается договориться, а не просто уничтожить грубой силой, и использовать проповеди как манипуляцию он уже не хочет).
— Скажи, а по-буддистски-то ты сможешь сражаться?
— Вероятно, но мне пришлось бы стать личностью, которая представляется мне ныне отвратительной.
— [ ... ] читай лекции по эстетике вроде той, что ты прочел в монастыре Ратри.
— Не хотелось бы.
— Знаю, но надо.
Кажется и в истории что-то подобное было с колонизацией всяких африканцев, которых сначала колонизировали в т.ч. при помощи религии, а потом переосмысление этих же религиозных идей активно использовалось движением за освобождение, а католические мессы пели, как символы культурной независимости. Инструмент колонизации превратился в инструмент борьбы и проявления идентичности.
Сэм:
— Я согласен со всем, что ты сказал Яме [по сути с проповедями Иисуса], согласны с этим и все последователи того, кого они называли Буддой. Я уже и не припомню, был ли им я сам, или же это был кто-то иной. Но теперь я ухожу от него. Я опять стану человеком, и пусть люди сохраняют того Будду, который есть у них в сердце. Каким бы ни был источник, послание было чистым, верь мне. Только поэтому оно обрело корни и разрослось.
как же спасти человечество, от него самого
Не получается ли, что Желязны в конце, как ответ на вопрос «как спасти человечество, от него самого» приходит в результате к вполне себе евангельском тексту (и не важно в образе какой конкретной религии эти идеи представлены) . И несмотря на деконструкцию религии, как чего-то божественного, и некоторые насмешки — радикального цинизма не видно — религиозные идеи оказываются все еще революционными, Ральд который фактически достиг просветления и стал настоящим Буддой намекает на некоторое духовеное просветление. А высмеиваются не столько религии, сколько люди, которые используют эти религии в политических интересах, и люди которые на это слепо ведутся.
Кем же был Сэм
Если Сэм и не был мессией, Буддой, и даже не самым хорошим человеком («настоящим Буддой» стал не он), то вполне себе был миссионером, хотя может и не специально.
— [ ... ] К тому же слабее они и относительно, поскольку люди стали с тех пор сильнее. Боги уничтожили Дезират, но не смогли уничтожить акселеризм. Потом попытались они похоронить буддизм в недрах своего собственного учения, но не смогли. [ ... ] Не будь ты столь практичен, ты мог бы показаться озаренным.
Религия тут уже получается не как инструмент слепого поклонения, а как инструмент просвещения и культуры, короче говоря воспитания. Не просто контроль и манипуляции, а идеология, зачастую свергающая самих богов, высмеивая некоторые ритуалы, но не гуманистические идеи.
Получается Сэм готовил людей к технологиям, не через прогресс науки, а через некое духовное развитие, может даже не осознавая это. Он не был Буддой, но он «светил».
И единственное подношение которое принимает божество от Мургы (а в христианстве считается, что блаженные пребывают в особенном единении с Богом) — цветы, а не жертвы.
Если подобному человеку не выбрать веру в добро или зло, быть может, красоту и уродство можно заставить послужить ему вместо них.
Особенно символично, что до этого Мурга судя по всему была жестокой и холодной Кали (и на свадьбу просила жертву), успела побывать Брахмой (т.е. главной среди «богов»). Не менее символично превращение обезьяны в человека, после победы и принятие стороны Сэма. И что капитан «Звезды Индии» (считай ковчега), оказался христианин. А разврат «богов» вполне себе вписывается в религиозные идеи пропагандирующие аскетизм.
Учитывая сеттинг и масштаб истории, хотелось бы большей проработки, больше истории в «настоящем времени», но это короткий роман, приходится додумывать самому, намеков тут оставлено достаточно, просто они не всегда расписаны подробно. И отношение к индуистской мифологии кажется очень вольное, хотя этого достаточно, чтобы заинтересоваться и изучить её подробнее.
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч [10:34]
небо и земля пройдут, но слова Мои не пройдут [24:35]
k2007, 12 декабря 2024 г.
Один из лучших фантастических романов за всю историю фантастики, а может, и самый лучший. Написан он довольно вычурным языком, и успешно маскируется под фэнтези. Тем не менее это фантастический роман (по крайней мере, я его воспринимаю так).
Роман о том, что человечество не остановить. Что люди не могут не думать. Что им всегда надо больше, чем у них есть, и всегда хочется заглянуть за горизонт, чтобы узнать, что же там. О том, что даже боги могут только притормозить развитие, но остановить его не могут. О том, что даже сильнейшие и мудрейшие могут попасть в глупую ловушку. О том, что любовь сильнее смерти. Книга, которую хочется перечитать.
Ну и пара прекрасных фраз: «никто не поет гимнов дыханию, а попробуй, проживи без него» и «ты сейчас являешь мечту любого проповедника — полоненная аудитория, представляющая собой оппозицию».
Одна из моих самых любимых книг
lennox1the1lion, 29 марта 2025 г.
Крутая вещь. 66-й год, друзья. Это было написано почти 60 лет назад. На тот момент просто без аналогов. Желязны один из лучших представителей «новой волны». Миры уникальны, герои вызывают симпатию, а местами восхищение. Сплав разных жанров, этакий мифологический Сай фай. Потрясающе
majj-s, 3 января 2025 г.
Эпическая сила
Смешались в кучу кони, люди...
Смотрите, какая история. Далекое будущее, человечество настолько продвинулось, что овладело технологиями межзвездных перелетов и обрело подобие вечной жизни переносом сознания в другие тела, но не сумело предотвратить катастрофу, сгубившую Землю. Корабль «Звезда Индии» с беженцами на борту находит землеподобную планету и обращает в рабство ее население (а чего еще ждать от компатриотов?) Отныне аборигенам запрещен технический прогресс, за этим строго надзирают «наши», поощряя покорных плюсиками в карму и наказывая строптивых следующим воплощением в тело инвалида или животного. Сами земляне жируют, наслаждаясь благами цивилизации, неограниченной властью и объявив себя богами индуистского пантеона — благо их там несчетное количество. Если бы звездолет назывался, к примеру, «Франция» или «Папуа, Новая Гвинея» было бы сложнее, но Индия обеспечила фантазии простор практически безграничный.
Впрочем, всегда есть те, кто равнее равных, верховные Агни (божество огня), Вайю (ветра), Индра (громовержец) Яма (смерть) и еще несколько самых крутых тут у власти. В прежние времена один из ребят, Сэм, тоже был с ними, но принял ошибочное решение содействовать прогрессу местных и за свое прометейство низвергнут в местный аналог ада. Хотя сначала его просто пленили. но тогда он сбежал,похитив тело одного из младших богов и затолкал сознание Владыки кармы в собачье тело. За это боги лишили его тела, распылив сознание по кольцевой системе вокруг планеты. У Ямы свои виды на героя, и при содействии Така — архивариуса богов в обезьяньем теле (обезьяны разные бывают, кто читал в детстве «Рамаяну» в переложении журнала «Мурзилка», вспомнит лапочку Ханумана — летающего обезьяна, который, мне например, нравился больше Ситы и Рамы вместе взятых) — так вот, Яма извлекает душу Сэма из кольцевой системы, и он тут же вносит революционные изменения в машину кармы, за что низвергнут богами в местный аналог ада. Но поскольку это владения Ямы, который его вытащил в телесность, Сэм находит способ договориться, снова обманывает владыку загробного мира, поднимается в чертоги богов и крадет — в общем, какую-то штуку.
И это только самое начало, а впереди еще примерно миллион приключений, сражений, перевоплощений, в том числе гендерно-противоположных, хитростей, подлостей, геройств. И, блин, из такого бриллиантового материала Роджер Желязны как-то умеет сделать совершенно нечитаемое месиво из «Махабхараты», «Рамаяны», «Хитападеши», Вед», «Упанишад» — вообще всего, до чего мог дотянуться. Он сам говорит в послесловии, что как-то подумал о непозволительно малой представленности индийской мифологии в англоязычной (читай — мировой) фантастике. Быстренько почитал всякого-разного отовсюду и сваял шедевр. Что ж, пусть так.
А в русскоязычной в это же время творили Ефремов и братья Стругацкие. В том смысле, что важно оказаться в нужное время в нужном месте.
Darth_Veter, 14 марта 2025 г.
Перед вами — авторская попытка перепрочтения таких известных эпосов, как «Рамаяна» и «Махабхарата». Главный герой романа — принц Гаутама, известный как Сиддхартха или просто Будда. Он является бессмертным Просветленным, открывшим свой разум для вечных ценностей и способностей — в частности, постоянно менять свои телесные оболочки по мере их старения. Но при этом оставаться человеком, а не богом. Более того — герой готовится противопоставить себя небесам, где сидят чванливые и самоуверенные демиурги, чьи атманы закостенели в пороке и деградации. Для этого Майтрейе нужно собрать боеспособную армию, которая бы смогла противостоять объединенной мощи богов. Сделать это не так просто, ибо все окружающие уверены в их непобедимости. Пожалуй, только парии лишены подобной иллюзии, ведь они сами на своем опыте видят всю гнильцу построенного кшатриями мира. Логично поэтому ожидать, что именно парии и составят большую часть армии Майтрейи Будды. И борьба против Небесного Престола будет долгой и нелегкой...
У данного произведения только одно достоинство: оно написано понятным, хоть и очень витиеватым языком. Автор, несомненно, ознакомился с первоисточником, чтобы не слишком исказить содержимое индийских мифов, но сделал это не столь тщательно и точно — чтобы немного поинтриговать читателя перипетиями новой сюжетной линии. Например, все свои сверхъестественные чудеса герои романа делают с помощью особых машин и технологий, а не с помощью магии. Виманы превращаются в некий эквивалент самолета, могущественные жезлы становятся индукторами различных форм энергии, а реинкарнации обеспечиваются машинами, способными отделять сознание от одного тела и перемещать его в другое. Совсем другой смысл заложен автором и в понятия небес и нирваны. Наверное, по этой причине читателю не кажется, что все события развиваются на нашей Земле, конкретно — в Индии. Время их свершения, правда, сильно отличается от описанного в «Рамаяне» — более похоже, что это близкое будущее, а не славное прошлое. Хотя бы потому, что персонажи часто пьют бургундское вино, слушают вальсы Штрауса и поминают коммунистов и некоторых всемирно-известных деятелей (наподобие Маркса). Словом, автор капитально перемешал в сюжете все культуры, страны и народы, чтобы создать нечто «надкультурное» и своеобразное. Лично мне кажется, что у него это получилось не очень хорошо. Так же неважно вышли и все батальные сцены — начиная от сражения в Адовом Колодце и кончая финальным сражением за Небесный Престол. В «Рамаяне» они показаны более масштабно и подробно, чем у Желязны. Еще один недостаток сюжета — в его пресыщенности индийской философией. Мысли, конечно, мудрые, но большинство читателей не смогут их в полной мере оценить из-за слишком уж пространных рассуждений. Потому как стандартный читатель ждет от подобных произведений преобладания не философской, а приключенческой составляющей. А вот с приключениями в романе Желязны снова «не очень»: описаны они бедным языком, без изысков и определенного изящества, а многие ключевые события и вовсе изложены всего в паре-тройке предложений! Не удивительно, что вас будет клонить в сон от подобных нотаций и наставлений. Не думаю, что вы сможете вспомнить все подробности сюжета, скажем, через неделю или месяц. Так зачем же тогда так заумно мудрствовать? 315 страниц — это ж почти что целая Библия! Думаю, если б данный роман написал бы Джеймс Хэдли Чейз, то динамики и интриги в нем было бы куда больше. А так вышло некое подобие «Еванглия от Желязны». Особенно характерен финал с «беглым» перечислением событий, последовавших за эпохальным сражением Небес с Землей. Такое впечатление, что автору и самому уже стало невмоготу писать...
-----------
РЕЗЮМЕ: немного занудное переложение древнеиндийских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата» на новый лад. Задумка была интересной, а результат не вызвал ничего, кроме разочарования. Может, автору стоило написать не роман, а повесть?
K_Serg, 19 января 2025 г.
История которая лежит в основе довольно простенькая. На нее навешена куча «красивостей». Один и тот же персонаж имеет множество имен, которые постоянно перечисляются. Сильно раздражает. Смысл? В целом произведение выглядит как некое «цыганское барокко». Никакого погружения, сопереживания и удовольствия.
lwiw, 20 сентября 2024 г.
Читалось местами тяжело, но впечатление — на всю жизнь. Научная фантастика, сдобренная религиями и философией Востока. Самое удивительное после прочтения — это чувство, что книгу надо перечитать заново, более вдумчиво, подробнее останавливаясь на персонажах и их идеях. Кажется, будто я — ребёнок, посмотревший взрослый фильм, восторгающицся им, но что-то упустивший.
orxan41, 25 апреля 2023 г.
Роджер Желязны для меня — Автор, которому рука не поднимается поставить плохую оценку даже за откровенно халтурные труды в 80-е гг. Если же вести полемику о его творчестве в 60-х гг, то однозначно он — топовый автор, которого вообще нереально поставить в какой-то определенный Пантеон фантастов. Да, мы знаем о классическом Триумвирате отцов научной фантастики — Кларк, Азимов, Хайнлайн. Научную ли фантастику писал Желязны? Вряд ли. Но именно он впервые описал черную дыру (до ученых) — в романе «Порождения Света и Тьмы». Он даже не технарь, а гуманитарий. Имея недостатки в техническом оснащении и описании техногенных миров, Желязны нашел сильную для себя сторону — написать роман в духе современно-футуристической «Рамаяны» или «Махабхараты». И не фантастика, и не фэнтези. Или и то, и другое. Пожалуй, это определение можно дать к большему количеству известных романов Желязны. В итоге, возможно, Майкл Муркок и Роджер Желязны — два автора, для которых нет конкретного ответа на вопрос «о чем они пишут?»
Начнем со слога :=)
Хотя, что тут говорить? Любой мало-мальски ценитель фантастики знает, что язык написания у Желязны высокий, а'ля Диккенс на современный лад (в этом к нему приближен разве что Муркок). Много работы проведено по изучению буддизма и индуизма, и работа эта точна (перепроверял каждого Бога по википедии, каждое слово на санскрите). Читать такой слог не устаешь, и, параллельно с этим, восхищаешься, ощущаешь, что действительно читаешь не чтиво, а серьезную литературу, поданную под видом чтива. Не знаю, как вы, но я стал умнее после «Князя Света». При всем при этом, если тебя спросят, о чем книга, дать какой-то вразумительный ответ в даже абзац нереально. Тут надо принять серьезное лицо и начать... с чего? С того, что люди в будущем как боги, освоили реинкарнацию? Или с того, что идет война между двумя лагерями индуистских богов во имя прогрессорства человечества? А Сэм кто такой? И на этот вопрос ответить сложно.
О размерах. Эх, где же в современном Пантеоне писателей те, кто не бумагомараки? Ну сколько можно разным Гудкайндам, Аберкромби, Джорданам, Мартинам, Сандерсонам писать бесконечные эпосы, конца и краю которым нет (чтобы потом перед смертью позвать коллегу дописать, как это попросил сделать Сандерсона Джордан)? Куда пропали времена, когда за 300 страниц можно было написать от начала до конца дельный и связанный фэнтези-сюжет, который настолько богат на события, что тысячестраничные эпосы современности меркнут рядом с ним?
Я бы посоветовал эту книгу всем тем, кто хочет прочесть что-то необычное, а потом закрыть книгу, вздохнуть и сказать «wow, the hell was that?» В хорошем значении, разумеется.
Примечание. «Махабхарата» утверждает, что в ней есть все. Это на самом деле и так, и не так, но в целом эпос длиннющий. Пока я голосовал в классификаторе на тему сюжетных ходов, понял, что их у Желязны — не счесть! И это в маленькой книге, где меньше 300 страниц! Там уместилось все: и демоны, и люди как боги, и зомби, и огненные небесные колесницы, и изобретение книгопечатания и т.д. Не перечислить.
Гилли Ду, 23 сентября 2024 г.
Очень любопытное произведение. Замечательная концепция автора, при которой религиозные похождения индийского пантеона объясняются с помощью научно-фантастического подхода. Поэтому-то это мифологическое фэнтези читается через призму лазеров и двигателей внутреннего сгорания. Стиль повествования похож на религиозные эпические книги прошлого, поэтому постоянно присутствует некая возвышенность и классический подход, что так отличает этот роман от современных книг, где все жестко, саркастично и реалистично.
Понравилась структура – настоящее, прошлое, потом опять настоящее. Интересно было разобраться, что привело героев к тому, где они оказались. Не сказать, что я в восторге от концовки – все просто плавненько сдулось и решилось почти само собой.
Троп бессмертного «спасителя», который появляется там, где он и нужен возложен на главного героя, который не сказать, что уж вызывает симпатии. Норм, но и только. Будда-просветленный, понявший истину, который сам не верит, что он будда – занятный ход.
По сути, перед нами антиутопия, критикующая описанный строй. Сама (интересная) идея подкрепляется хорошей подачей, делая книгу уникальной в моем читательском опыте – 9 баллов из 10. Было бы 10, если бы восторгался завершением истории и увидел разнообразие характеров в очень уж монотонной группе бесконечных героев.
И еще. В книге столько отсылок к общемировому литературному фонду! Это я еще, наверное, и считал только небольшую часть из них…
Jaroslav25, 5 июня 2024 г.
Впервые читал еще студентом, лет 30 назад... Тогда впечатлило (и более того). Перечитал. Да, все гораздо проще и банальнее, чем казалось тогда((( Но!!! Сама идея реинкарнаций «Богов» — само по себе уже, как говорится «фишка» — «...новые Агни гибнут один за другим...» (С), сцена виртуального боя Сиддхартхи с Ямой («... я выбираю щит» (С)) — та самая философская составляющая... ну, и, конечно же — «...бесконечны только Свет и Смерть...» (С)...
lennox1the1lion, 26 февраля 2024 г.
В свое время Желязны поразил своим уникальным стилем и видением. Ничего подобного на тот момент я не читал и не мог даже представить что такая фантастика существует. Бог (князь) света — это одно из лучших произведений новой волны, да и фантастики вообще. Желязны и в какой-то степени Филип Дик перевернули игру. Мне кажется, таких новаторов как Желязны уже не будет
Alexus_404, 4 ноября 2017 г.
На моей памяти это чуть ли не единственный случай, когда ожидания оправдываются практически полностью. Я уже был знаком с Желязны по отличному роману «Джек-из-тени», который, конечно, не был лишен недостатков, однако обладал интересным главным персонажем, своеобразной атмосферой и достаточно занимательной сюжетной линией. Теперь вот я закончил «Князь Света». Книга стала одной из любимых. Прекрасно видно, как автор любит свое произведение и вкладывает в него свою душу! Что ж, попытаюсь передать свои мысли.
Начнем с жанровой принадлежности романа. Если взглянуть поверхностно, то сначала может показаться, что здесь этакая смесь научной фантастики и фэнтези. Однако стоит копнуть глубже, и ты понимаешь, что это всё-таки научная фантастика. Прямым текстом это, естественно, не говорится, но намеки оставлены на протяжении всего произведения. И здесь мы плавно переходим к следующему пункту: мир романа.
После гибели Земли экипаж корабля «Звезда Индии» колонизирует некую планету, изгоняя ракшасов — существ, которые являются чистой энергией и способны перевоплощаться в любой облик. Позже колонисты строят Небесный Град, создают свою цивилизацию и начинают играть в богов индуисткой мифологии, достигнув благодаря научному прогрессу бессмертия.
Завязка: главный герой, Сэм, который был отозван Ямой, богом Смерти, из нирваны, отказался от божественного статуса и стал жить среди людей. Он ненавидел Небесный Град за то, что он всячески подавлял прогресс человечества и никак не помогал продвинуть цивилизацию. И всю книгу мы наблюдаем, как главный герой борется за людей. Сама книга — один большой «флэшбек», воспоминание Сэма, исключение составляют лишь первая и седьмая главы. Теперь я буду говорить о достоинствах книги.
Первое, что мне понравилось, — проработанный мир. Интересно, как описывается эта причудливая планета, где показывается столь интересная цивилизация. Мне приходило в голову, что это антиутопия, только не такая явная, что ли.. В отличие от «Сумеречнего Джека», информация о мире не подается обрывочно, и ты узнаешь действительно много интересного. Почему-то невольно вспоминалась ролевая видеоигра Arcanum, где фэнтези тесно переплеталось со стимпанком.
Второе — персонажи. Абсолютно все. Каждый из них обладает глубиной, у каждого свои внутренние переживания, и наблюдать за их диалогами страсть как интересно. Вроде бы они высшие существа, однако смогли сохранить свою человечность сквозь бесконечное количество инкарнаций и годы.
Третье — философские размышления. Мне крайне понравилось обилие тем, присутствующих романе: смысл жизни, роль человека в мире, роль богов и их влияние на мир.
Четвертое — язык. Читал в потрясающем переводе Лапицкого. Я не знаю, насколько перевод близок к оригиналу, но если опять вспомнить «Джека», там был примерно такой же красивый стиль, только здесь он намного лучше и лишён не слишком-то приятного пафоса. Эстетично и поэтично. «Князь Света» не провисает во второй половине, как первая книга, а одинаково силен от начала и до самого конца. Невероятно увлекательно.
Особенно мне хочется подметить схватку Ямы и Рилда, за которой было очень интересно наблюдать благодаря восхитительному слогу автора. Также стоит подметить историю колонизации и рассуждения Сэма о богах, самом мире.
Роман восхитительный. Во всем. Мои впечатления улеглись не полностью, поэтому я мог о многом не упомянуть. Роман о человеке, который пошел против системы, который любил свой народ и хотел лишь светлого будущего. Если вы воспринимаете научную фантастику как нечто развлекательное, то вы не читали эту книгу. Однозначно рекомендую к прочтению.
Роджер_Янг, 16 мая 2017 г.
Даже на фоне внушительной коллекции вещей, созданных Желязны — Князь Света самый лучший из романов автора и один из лучших в фантастике вообще.
Как и во всех шедеврах, каждый найдет для себя что то особенное. Кому то больше понравится описание и адаптация индуисткого пантеона, кому-то приключения, кому-то история колонизации..... Мне больше всего в душу запала социальная часть. Своего рода это антиутопия. Роман о тоталитаризме. Причем тоталитаризме идеальном. Если в обычных тоталитариях человек не мог распоряжаться своей жизнью, но по крайней мере его смерть не принадлежала никому. То здесь группа, захватившая власть, в качестве контроля использует будущую жизнь. Причем инструмент контроля очень эффективный. В первую очередь этот инструмент используется для того, что бы ограничить прогресс. Прогресс во всех смыслах, поскольку он несет угрозу господствующей группе.
И тем не менее, несмотря на страх наказания, люди постоянно возвращаются к идее прогресса. Очевидно это в крови. Причем общество в романе индуистическое, с традициями поклонения богам. И с весьма слабыми понятиями о свободе воли.
Безусловный шедевр. жаль, что не могу поставить 20.
visionshock, 13 апреля 2014 г.
«Князь света» воистину одно из самых неоднозначных произведений в мировой фантастике, как впрочем и все творчество Роджера Желязны. Все творчество автора, это его хождение по грани, смелые эксперименты, эпичность действия, динамичный сюжет, вкупе с неглупыми мыслями и собственной точкой зрения на философские вопросы и не только. Я так творчеству маэстро Желязны, поражаюсь каждый раз с новой силой. Неуёмная фантазия помноженная на оригинальность фантастического бытия со смысловой нагрузкой, делают каждое его произведение, уникальным и как минимум достойным внимания. Но пожалуй нашлась книга, которая поразила меня больше остальных прочитанных на сей момент произведений, конечно же «Князь Света».
Роман невероятен, и пожалуй во многом благодаря авторскому замыслу и его преподнесению. История начинается, много-много лет вперед, в будущем, после нашего существования. Мы видим глазами, причудливый мир созданный автором, который словно на нас смотрит и существует рядом с нами, именно в нем развернется история Сэма, он же Будда, он Бич Демонов и Князь Света. Вся суть романа лежит в его основе религиозного видения, это скорее история революции смена порядков, новая вера сокрушающая старое бытие, которое другие привыкли видеть. Желязны, через все свои идеи, мысли и сюжет, несет простую и невероятно терпкую тему изменения мира и его порядков как должное.
Но за вихрем основного посула перед читателем возникает невероятнейший и по началу даже малопонятный фон и время действия. Перед нами во всей красе предстает пантеон индийских богов, и азиатский фон действия. Книга очень и очень похожа на фэнтези, но с огромным «но», в ней есть множество отсылок что люди давно заселили неизвестную планету, и стали пребывать там как боги, да еще множество мелких деталей указывающих на фантастичность происходящего, вроде технологий и иных приспособлений жизни. Это скорее даже не фэнтези, а фантастика под личиной фэнтези, плотно держащая покров по мановению руки автора. Но книгу это несколько не портит, лишь удивляет как качественно автор управился со сложной задачей. Приятный, харизматичный авторский язык и стиль лишь разбавляют чтение книги. Весь колорит произведения, кроется в деталях.
«Князь Света» необычное и очень самобытное произведение. Это и мифологическая фантастика, и философский роман, и немного фэнтези и религиозная притча под соусом из терпкого боевика и ориентального искусства. Это произведение словно вбирает в себя все лучшее от автора, отображает его творчество, его суть, показывает ни с одной точки зрения.
К сожалению в наше время таких книг мало, мощных и невероятно красочных и идейных. Желязны сумел переплюнуть многих, и занять своим произведением место в сердцах многих. Эту историю, я однажды перечитаю, восхищусь, удивлюсь и не перестану радоваться прекрасному роману который мировой классик фантастики подарил всему миру.
Итог: не меркнувший Шедевр, на века.