Бенхамин Лабатут «Когда мы перестали понимать мир»
В научно-популярных книгах обычно воспеваются чудесные достижения науки в области прикладной математики, теоретической физики, химии, освоения космоса и шире, научного познания мира. Бенхамин Лабатут выбирает совсем другой угол зрения. Его новаторское «художественное произведение, основанное на реальных событиях» (хотя лучше было бы назвать этот текст нон-фикшен романом, поскольку большинство персонажей, среди которых Фриц Габер, Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Александр Гротендик, Эрвин Шрёдингер и др., — исторические личности, а значительная часть повествования базируется на исторических фактах) скорее воспевает чувство тревоги, сопутствующее великим научным открытиям, и обращается к темной стороне рациональности. Роман, переведенный на двадцать два языка, вошел в шорт-лист международного Букера в 2021 году и стал заметным литературным событием.
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2021 // Международная Букеровская премия (Чили; перевод Adrian Nathan West) | |
номинант |
Национальная книжная премия / National Book Awards, 2021 // Переводная литература (Чили; перевод с испанского Adrian Nathan West) | |
номинант |
Книжная премия "Лос-Анджелес Таймс" / Los Angeles Times Book Prize, 2021 // Дебютная книга (Чили; перевод Adrian Nathan West) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dvh2000, 7 января 2025 г.
Сначала ученые, проникшие за фронтир общечеловеческих знаний, в мучениях постигают неизведанное, а потом их ждет ужас от того, как общество распорядилось познанным. Так можно понять книгу Бенхамина Лабатута «Когда мы перестали понимать этот мир». В ней на примере историй великих ученых XX века — Александра Гротендика, Вернера Гейзенберга, Эрвина Шредингера, Нильса Бора — красной нитью проводится эта мысль. Вероятно, поэтому эти истории получились безнадежно мрачные.
Я иначе вижу жизнь творческих людей: они, действительно героически преодолевают трудности на территории неизведанного, но ими движет радость постижения истины, а потом, осознавая опасность нового знания, они посвящают жизнь приумножению на его основе добра. И это есть большая любовь к миру. Каждая такая жизнь даже при возможной трагичности физического измерения ее бытия является высоким образцом красоты, если оценивать ее по проявлениям чувств, мысли, воли. Описание ее не может быть депрессивно мрачным.
Мне понравился относительно новаторский формат нон-фикшен романа, использованный автором. Он позволяет проживать очень неординарные судьбы, если только вы согласны с их авторским прочтением. Однако мне прочтение Лабатута показалось не близким.