Брайан Стейвли «На руинах империи»
Прошло пять лет после загадочных событий, описанных в «Хрониках Нетесаного трона». Все говорит о том, что Аннурская империя близится к закату. Опустошительная война и гражданские беспорядки ослабили державную власть. Почти полностью уничтожено элитное воинское подразделение, летавшее на гигантских ястребах, — гордость и слава империи. Закрылись врата, с помощью которых потомки династии Малкенианов могли мгновенно перемещаться в любую точку мира. Император, желая восстановить численность крылатого воинства, посылает экспедицию на поиски легендарного гнездовья боевых ястребов. Опасный путь ведет через земли, где все живое гибнет или подвергается страшным изменениям. Шансов уцелеть в этом походе крайне мало, как и времени на то, чтобы вернуть державе былую мощь, но действовать надо быстро, ведь на окраине империи пробудился древний могущественный враг... И тут в Рассветный дворец является монах, требующий высочайшей аудиенции. Он уверяет, что ему известен ключ к чудесным вратам. Однако этот хитрый человек слишком дорого продает свое тайное знание...
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ellirio, 8 мая 2025 г.
На мой взгляд, Стейвли — лучший автор фэнтези на сегодняшний день. И новой книгой он это подтвердил в полной мере.
1. Сюжет крутится вокруг глобальных философских вопросов. На этот раз — не о роли чувств по сравнению с рациональными кшештрим, а о роли разума по сравнению с «животными» неббарим и людьми, которые им подражают (жестокие «воины» Домбанга).
2. Герои по-прежнему колоритны и сильно отличаются — по-прежнему есть монах (Акйил) и безбашенный кеттрал (Гвенна), к ним добавили целую компанию из пары жрецов Эйры. Но при этом все герои с двойным дном — монах вороватый, Гвенна в кризисе личности, а оба жреца оказываются вполне могучими воинами (в разных смыслах).
3. Повествование стало более насыщенным, меньше провисаний, больше сюжетных твистов (чуть ли не в каждой главе).
4. Фирменный авторский «сюрприз» в конце книги в виде появления глобальной темы, влияющей на мир (
В целом, это шедевр, а Стейвли можно назвать «Мартином здорового человека».
Lilian, 13 декабря 2024 г.
Самой первой мыслью, когда я ещё в анонсе увидела название этой книги, было «как развалить империю за несколько лет правления». Мысль, конечно, шуточно-несерьезная, но она отчасти иллюстрирует мои ожидания от новой трилогии. Что-то вроде непростых хроник правления, множащихся внутренних противоречий и угрозы извне, поднимающей голову на фоне слабости империи (благо выбор этих угроз велик).
Но снова перед нами фэнтези, отчасти обманывающее ожидания. И за это автору спасибо.
Пройдусь по основным элементам этой истории.
Ритм. Прошлая трилогия начиналась относительно неспешно, много времени уделяя становлению трёх молодых героев. Здесь сюжетные линии тоже три, но никакой неспешности нет и в помине. Первые же главы жестко, даже жестоко перемалывают знакомых персонажей и знакомят с новыми. Ну или не совсем новыми.
Хронология. Эта книга — прямое продолжение первой трилогии и прямое продолжение вбоквела про присягнувшую черепу. Без знакомства с историей её посвящения в жрицы одна из трёх новых сюжетных линий лишится всякого контекста. То есть в данном случае вбоквел важен.
Герои. Что ж, в чём автор верен себе, так это в изображении сложных, ярких, яростных, противоречивых персонажей. И их судьба способна удивлять. Гвенна Шарп, бывший командир крыла кеттрал, известная своим огненным взрывным характером, мастерством и упрямством — о, её ждёт долгий путь, поэтично назову его путём феникса, вот только чтобы воссиять в новом качестве, фениксу сначала предстоит сгореть дотла. Рук — жрец богини любви, постоянно вынужденный балансировать между своим выбором и зовом крови, ведь он родом из мест, где любовь считают слабостью, а смерть — подношением богам. И один бывший воришка с труднопроизносимым именем Акйил, волей судьбы ставший монахом хин, познавший часть их тайн и умений, но так и не определившийся чего же он на самом деле хочет и кем является. Ну и конечно же рядом с каждым из главных героев есть свои любопытные, противоречивые, очень разные персонажи — хотя пожалуй линия воришки в этом плане самая блеклая.
Декорации. Смертоносная дельта, город, переживающий возрождение своих кровавых традиций и опьянение от недавно завоёванной свободы, арена с местными гладиаторскими боями. Морское плавание, неизведанный континент, его жаркие отравленные джунгли, рождающие чудовищ. Столица империи, трущобы и императорские покои. Заброшенная тысячи лет назад крепость, хранящая память о старой войне. Атмосферно.
Жанр. С ним всё довольно сложно. В этой истории есть эпический размах — значимость событий, происходивших тысячелетия назад, старые реликвии, древние народы и легенды, внезапно врывающиеся в повседневную жизнь, масштаб заявившей о себе угрозы и значительное расширение географии событий. Есть элементы дарка — кровь, боль, ярость сражения, множество ликов смерти, упоение чужой гибелью и собственной силой. Но есть и упорно остающаяся надежда, ведь в двух линиях из трёх самые яркие и кульминационные моменты — это взгляд в лицо своим страхам, вновь обретённая вера в себя и упорное преодоление границ возможного вопреки всему. Но это и не сказка, счастливый финал (даже промежуточный) вовсе не гарантирован.
А ещё здесь отличные кульминации. Яркие, эмоциональные, зрелищные, логично завершающие долгий путь героев и собирающие все развешанные ранее сюжетные ружья.
Посетовать могу разве что на явную незаконченность истории. Это начало трилогии, а финальные главы очень многое меняют для героев и мира в целом. Продолжение же ещё даже не написано.
И к слову, автор в конце книги в благодарностях упомянул, что по настоянию агента был вынужден почти полностью переписать эту книгу. И пускай конечный результат получился отличным, немного боязно за так и не написанное пока продолжение. Вдруг очередной литературный кризис так и не удастся преодолеть?..
Впрочем, если меня спросят «читать это начало трилогии или не читать», мой голос определенно будет за. Потому что эта книга хороша и сама по себе — как яркая, большая и интересная история.
Rytag, 18 января 2025 г.
Что прежде всего бросается, так сказать, в глаза при чтении «На руинах империи», так это смещение акцентов в подаче мира, которое по сути ни на что не влияет.
К примеру, что было у автора раньше в отношении персонажей? (не дословно, но по смыслу)
Что поджидает читателя теперь?
Собственно сюжет следует проверенным путем, разделив историю на приключения трёх персонажей. Логика всё также пробирается в сюжет окольными тропами, и подчас попросту не может дойти.
Тем временем, всё тот же император устраивает соседям большие и малые неприятности, ибо соседи собираются растащить империю по частям. И всё бы ничего, но под это дело подводится крайне нелепая философия. К примеру, один из пленных имперцев в разговоре оправдывает страдания соседей отнюдь не государственными интересами империи, как можно было бы ожидать.
Несмотря, на досадные мелочи, роман интригует и предлагает читателю ярких персонажей
Что примечательно: хотя книга и оставляет задел на продолжение, во многом, это законченная и самостоятельная история.
Laplaces demon, 24 октября 2024 г.
Обычно продолжения бывают слабее оригинала. К счастью здесь не тот случай — новая трилогия вдохнула новые силы в уже подуставшую первую серию. Читается точно не хуже, а в чем-то и лучше. Линия повествования такая же — несколько (три) не связанных между собой сюжета, которые рано или поздно должны пересечься. Не мне судить. но мне кажется здесь все современные писатели копируют старичка, который никак не допишет «Ветра зимы» :)
Если понравилась первый цикл — это читать однозначно стоит!
ОФФ: Всегда было интересно зачем некоторые комментаторы своих отзывах подробно описывают сюжет и героев?! Ведь тот кто прочел, это знает и так, кто не читал — всё равно не запомнит?! Неужели это кому-то поможет сделать выбор читать или нет :)
Lawyer97, 3 мая 2024 г.
Что можно сказать?
Это тот редкий случай, когда книга не имеет слабых мест абсолютно. Яркий пример произведения, где автор не изобретает велосипеда, берет правильные ингредиенты, смешивает их в нужных пропорциях, отполировывает до зеркального блеска и выдает прекрасное творение, в котором практически невозможно найти какие-то изъяны.
Сюжет с самого начала задает планку эпика. Три линии повествования.
Линия жрецов богини Эйры- Рука и Бъен.
Линия монаха хин Акийла — уже знакомого, но подзабытого персонажа оригинальной трилогии.
Линия Гвенны Шарп- тоже знакомая нам по “Хроникам” героиня. Рыжеволосая подрывница со скверным и вспыльчивым характером.
Каждая ветка сюжета богата на интересные события и детали.
Миссия последнего крыла кеттрал под командованием Гвенны Шарп, которая заканчивается не так как планировалась. Морские сражения, один корабль против двух. Сражения с невиданными ранее монстрами. Воздушная и наземная битва с огромной птицей (кеттрал). Поджог и бойня в храме местной богини любви Эйре. Сражение на Арене за свою жизнь и свободу. Драка с обезумевшим адмиралом. Открытие новых территорий.
Столько событий происходит, что голова идет кругом. При этом автор не забывает об интригах и загадках, подбрасывая их на протяжении всей книги. Они становятся основой нового масштабного конфликта, который грозит захлестнуть весь континент. От этого накал событий только больше возрастает, градус происходящего стремительно повышается.
Новые главные герои. Знакомые старые, яркие второстепенные, глубокая проработка и прорисовка почти каждого. Тут им достанется от автора по полной. Каждый пройдет через огонь, воду и медные трубы. Каждому придется переломить свои взгляды и принципы, обуздать свой нрав и характер, чтобы адаптироваться к новым реалиям. Брайан Стейвли пройдется катком по каждому. Каждому достанется на орехи.
Итог.
Эта та книга, к которой я не могу придраться вообще никак. Если прошлые работы автора и вызывали некоторые вопросы и были весьма спорные моменты, то тут ничего такого нет. Не к одному компоненту романа я не могу придраться.
Единственное, что он ощущается как первая половина одного большого романа, потому что финала как такового нет- книга обрывается на самом интересном месте. В сюжетных линиях произошли ключевые события, которые требуют немедленного продолжения. Концовка открытая.
Сама книга- великолепна во всем.
З.Ы.
Читать “На руинах империи” следует только, если вы знакомы с “Хрониками Нетесаного трона”. Ибо последствия прошлых событий отразятся на происходящем, продолжится судьба некоторых героев. Если начать знакомство с автором с этого романа- многие моменты не будут вам понятны.
Ну и лучше его читать после “Присягнувшая черепу”, так как в новой книге продолжится линия, начатая в приквеле. Линия весьма интересного персонажа, полное имя которое “проспойлерит” его происхождение.
RonS, 23 мая 2024 г.
Первый том эпического фэнтези с хорошим языком, запоминающимися картинами миростроительства и проработанными персонажами. К сожалению, книга довольно затянута, а также имеет сюжетные проблемы, не позволяющие назвать ее отличной.
Продолжается рассказ об Аннурской империи, начатый первой трилогией. Название книги соответствует ее фактическому содержанию — империя лежит в руинах, а на горизонте появляется опасный враг.
Три сюжетные линии распределены неравномерно. Больше всего глав отдано Гвенне Шарп, взрывнику-кеттралу из первой трилогии. После некоторой завязки начинается ее путешествие за яйцами гигантских птиц, способных вернуть империи былое величие. Эта линия мне понравилась, поскольку путешествия в неизведанные края интересны сами по себе, а Гвенна, ее товарищи и враги показаны выпукло. Экшн-сцены в ее линии превосходны, как и описание странностей неизвестных земель. Однако различные необязательные сцены, пространные диалоги и избыточная рефлексия героини удлиняют повествование.
Вторая сюжетная линия повествует о Руке, умелом воине с особыми способностями. Хорошо показана его попытка перерождения, и то, как реальная жизнь раз за разом возвращает жрецов любви из идиллических верований. Вот только сюжет Руки оказался скучным. Большую часть книги герой пребывает в замкнутом пространстве — при чтении его глав возникло ощущение, что мы с ним ждем предсказуемого финала. Троп, который предназначен Руку, мне никогда не нравился, хотя я готов его потерпеть, если он развивается быстро. Здесь же он продолжается и продолжается, практически не влияя на будущие события.
Последняя сюжетная линия коротка. Монах Акйил в попытке разбогатеть пытается обмануть императора. В его линии применен другой известный троп, один из способов введения магии в низкое фэнтези, наряду с избранными, сверхспособностями, длительным обучением и магическими артефактами. Приключения Акйила стали увлекательными после того, как он добился прорыва. Жаль, что их было слишком мало.
В итоге, для меня общий сюжет книги прост, предсказуем и затянут. Я читал лишь первую книгу первой трилогии, и там появилась догадка о заезженном ответе на главную тайну книги. В начале новой серии герои получают подробные объяснения, которые ничуть не удивляют.
Большая по объему книга выглядит лишь завязкой перед предстоящими, я надеюсь, бурными событиями.
Deusuum, 18 октября 2021 г.
Брайан Стейвли остаётся свежим лицом в галерее писателей фэнтези, ведь его первый роман, «Клинки императора», увидел свет в совсем недалёком 2014-ом году, и в этой рецензии я постараюсь рассказать, почему этот американец заслуживает славы и внимания на уровне главных звёзд жанра. Трилогия «Хроники Нетёсаного трона» получила заслуженную популярность, а приквел к ней, небольшой роман «Skullsworn», так и вовсе получился почти шедевром. Стейвли мог похвастаться великолепным писательским мастерством, кристально-чистым языком и, что немаловажно для жанра, по-настоящему яркой фантазией — он населил свой мир необычными существами и монстрами, подчинил их неортодоксальным законам, а отношения богов и верующих в его книгах простираются гораздо дальше стандартных для жанра тропов вроде «молитвы — пища для богов» или «богов не существует».
Нужно было ковать железо пока горячо, и Брайан вернулся в свою вселенной с объёмной, на триста тысяч слов, рукописью, отнявшей у него полтора года, отослал её в издательство, получил в ответ чек с гонораром, но потом писателю позвонила его агент с прямым и жёстким заявлением — роман недостаточно хорош. Обсудив проблемы ещё не тронутой рукой редактора книги, Стейвли вернул чек обратно и сел переписывать роман. Не исправлять, не добавлять новые главы, не заниматься украшательством, а полностью переписывать заново. В результате получилась книга, которая вышла летом 2021-го, «На руинах империи», трудную история появления на свет которой автор описал в своём послесловии к ней и различных интервью (а я кратко изложил в этом отзыве). И этот роман, открывающий новую трилогию «Прах Нетёсаного трона», великолепен.
С первого взгляда используемый писателем приём обычен в фэнтези, даже затаскан — точки зрения, ПОВы, разные главные персонажи. Их у нас трое.
Акиил — монах Пустого Бога, друг Кадена, одного из главных героев первой трилогии. Он возвращается в столицу империи Аннур, надеясь разбогатеть, отомстить тем, кто превратил его детство в ад, и для этого он предлагает свои услуги человеку, выше, богаче и важнее которой не может себе представить — Императору
Рук — священник богини любви Айры (пишется как Eira, но в своих интервью сам Стейвли называет её именно так, как указал я) в далёком городе Домбанге (он знаком читателям по «Skullsworn»), который совсем недавно был частью империи Аннур, но после революции к власти приходят последователи древней жестокой религии ядовитой дельты реки, в которой и находится Домбанг, и для этих богов, Троих, и их последователей есть лишь одна ценность — умение сражаться, преодолевать себя, убивать. Здесь не место богине любви, проповедующей принципы, весьма схожие с Нагорной проповедью. По совпадению, Рука вырастили именно те существа, которых жители Домбанга называют своими богами.
Гвенна Шарп — солдат элитных войск империи, Кеттрал, эдакого фэнтезийного спецназа или десанта, только вместо вертолётов они используют исполинских орлов. Гвенна — ещё один персонаж первой трилогии, но теперь она стала главным героем, и ей посвящено больше всего глав, а на её долю выпадет больше всего испытаний и приключений.
«The Empire's Ruin» — из тех книг, от которых сложно оторваться — это именно тот случай, когда хочется использовать этот штамп, ведь в романе практически нет недостатков. Я понимаю, что это громкое заявление, но постараюсь пояснить. Стейвли не переизобретает фэнтези заново, но каждый элемент его творчества отполирован до блеска. Это не простые приключения тела, хотя в романе найдётся достаточно описаний битв и схваток, и каждый бой читатель будет переживать вместе с героем, настолько живо переданы и их движения — плоть, клинки, пот, и их эмоции — восторг, ужас, жажда крови, страх. Здесь нет многостраничных глубокомысленных самокопаний, но каждому персонажу предстоит если не перерождение (и даже не одно), то переоценка себя, своей личности и того, чем они являются, и каждое их чувство, эмоция, поступок — всё открывается перед читателем как на ладони.
Ещё раз скажу о языке Брайна Стейвли — это ещё один фактор в пользу того, чтобы начать знакомиться с его творчеством. Язык — самое главное оружие писателя, и в данном случае мы имеем дело с чемпионом по фехтованию. Стейвли блестяще держит ритм, каждый вышедший из-под его пера герой мгновенно обретает голос, образ, манеру держаться, события обретают объём, глубину, чувственность.
А ещё здесь есть всё, что может ждать от фэнтези поклонник жанра — загадки, тайны, обещание чего-то скрытого за горизонтом, чего-то значительного, удивительного и страшного. Роман не заканчивается на клиффхэнгере, но кульминация у него есть — концовка мощна и сбивает с ног, и я с нетерпением жду второй книги. А это самая лучшая характеристика.