Александр Пушкин «Евгений Онегин»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Над этим романом в стихах поэт работал более восьми лет, отразив в нем образ целой эпохи.
Роман написан в 1823-1831 гг.
Отрывки:
- Северные Цветы на 1825 г. (глава II, строфы VII—X).
- Северные Цветы на 1826 г. (гл. II, стр. XXIV—XXIX и XXXVII—XL).
- Северные Цветы на 1827 г. (гл. III, стр. XVII—XX и письмо Татьяны).
- Московский Вестник, 1827, № XX (гл. IV, стр. I—IV).
- Московский Вестник, 1828, № II (гл. IV, стр. XXVII—XXX).
- Северные Цветы на 1830 г. (гл. VII, стр. I—IV).
- Московский Вестник, 1828, № I (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV—LIII).
- Северная Пчела, 1828, № 17 (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV — LIII).
- Литературная Газета, 1830, № 1 (Путешествие Онегина, стр. 16—19).
- Московский Вестник, 1827, № VI (Путешествие Онегина, стр. 20—29).
- Пушкинские места, 1936.
Полные издания: 1833 г., 1837 г.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Пророчество и указание», 2005 г.
— энциклопедию/справочник «Подробный иллюстрированный комментарий к роману в стихах «Евгений Онегин», 2020 г.
Экранизации:
— «Онегин» 2024, Россия, реж. Сарик Андреасян
- /языки:
- русский (286), английский (7), французский (2), украинский (1), болгарский (1), сербский (1), турецкий (2), абхазский (1)
- /тип:
- в планах (3), книги (274), аудиокниги (24)
- /перевод:
- Ж.-Л. Баке (1), В. Бальмонт (2), С. Гюрсес (2), Б. Дойч (1), М. Исаев (1), М. Ласуриа (1), Н. Насакина (1), М. Павич (1), М. Рыльский (1), Дж. Фейлен (1)
В планах издательств:
Издания:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 1 апреля 2025 г.
Я благодарен школе, которая познакомила меня с этим романом в стихах — поводов для чтения было много, и не факт, что я бы сам по себе добрался бы до него :)
А прочитав одну только первую главу — я пошел в библиотеку и нашел несколько замечательных книг по поводу текста романа (критика, толкование, разъяснение реалий и проч.) что сильно дополнило достаточно скупые строчки из учебника.
Но настоящую популярность этот роман обрел у меня уже в студенческие годы, когда я самонадеянно переписал его текст («пишу Онегина размером» :), заменив его содержание на реалии нашей студенческой жизни (компиляция размером с первую главу оригинала).
Благо у нас с Пушкиным было что-то общее в восприятии жизни :)
И начиналось это так: «Декан наш самых честных правил...» :)
Жаль, что пока я служил в армии — весь тот архив был потерян. Но кое-что я помню, особенно места, связанные с нашими девушками :)
(нет, наш Онегин убил нашего Ленского чисто морально, не подумайте плохого :)
В школе же я прочел статью «Мильон терзаний» И.А. Гончарова и резко был с ней несогласен, так как Гончаров прямо с ходу объявил «Онегина» устаревшим (в отличии от пьесы Грибоедова)
Гончаров ошибался, так как живой Онегин (ну ладно, его аналог :) учился со мной сначала в одном классе, а потом и в одном со мной ВУЗе.
Этот тип людей никуда не делся.
Впрочем, и Грибоедов тоже не устарел.
Кстати, понятие «ярмарка невест», по крайне мере в реалиях 70х-80х гг. ХХ века тоже продолжало существовать — и самые крепкие браки таки оказались связаны с этим мудрым явлением :)
(Я не Ленский, но без Ольги в моей жизни тоже не обошлось :)
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Но если б не страдали нравы,
Я балы б до сих пор любил...
Когда же мы в школе проходили письмо Татьяны к Онегину — наши девушки хихикали по этому поводу, а мы, хоть и были их ровесниками — таки ничего не понимали (так нас воспитывали и обучали — чтоб никто раньше времени не подумал плохого :)
И только на старших курсах до нас (мужской половины) дошло, что собственно, имела в виду Татьяна — уже после того, как сами услышали от девушек:
«Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой.
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил,
Твой чудный взгляд меня томил»
Ну и студенческая жизнь в мое время была таки тоже связана с деревней (сельхозработы, да :)
Так что погружение было полным, и Пушкинский текст и в этой связи мне тоже пригодился.
Два дня ему казались новы
Уединенные поля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья;
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же...
Единственное место, с которым я категорически несогласен у Пушкина — это:
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.
Во времена Пушкина дамы не носили мини и джинсы, так что классик был просто не в курсе (а его познания в этой области очень сильно преувеличены :)
Адажио, 1 июня 2017 г.
Определенно, я расту!
Когда я в первый раз читала Евгения Онегина, мне было 8 лет. Естественно, я мало чего там поняла, зато много запомнила.
В школе его проходили через призму декабристского восстания, вольнодумия и прочей протокольности. Я была звездой. Онегинская строфа, реализм в описании бытовых сцен, двенадцать запланированных глав, из которых в печать вышли лишь девять и небольшой «хвостик» из путешествия. «Энциклопедия русской жизни» по словам Белинского. Семь лет опустошающего труда. Все это было сказано, прочитано, усвоено. «Ленский — восторженный пиит» — его жалко, Онегин — «Герой нашего времени“ — не мог иначе, «Татьяна — милый идеал». Все это проходили, это набило оскомину.
Что я прочитала сейчас?
Во-первых, книгу о своих ровесниках. Встречаемся мы с Онегим в 18 лет и даже есть экскурс в его детство, потом он живет светской столичной жизнью, пресыщается ей и уезжает в деревню. В 26 на дуэли убивает Ленского, три года путешествует по России, и в конце — у ног Татьяны, уже изменившийся и переродившийся душой, в 29 лет.
И тут на ум приходит народная присказка: В 20 лет ума нет — и не будет, в 30 лет жены нет — и не будет, в 40 лет денег нет — и не будет…
Честно, не увидела я в нем декабриста, деятеля или вообще мало-мальски приличную личность. Ему «все скучно», и к Татьяне он потянулся во многом от того, что увидел, как гадкий утенок удачно устроил свою жизнь без него... А это не каждый мужчина может перенести!
Зато мне стала понятна Татьяна. В детстве я считала «да, не то было время, чтобы говорить о разводе, но что же ты плачешь? Торжествуй! Пользуйся! Отомсти за детскую обиду!» Теперь поняла. Нельзя. «Я другому отдана и буду век ему верна», — это манифест. Не суть в том, что правильный она сделала выбор или нет, суть, что выбор сделан. Сознательно. И дальше выбора нет, кроме как в рамках выбранного. Татьяна молодец. Она не дарила надежду Онегину на «может быть, когда-нибудь», или «люблю вас нежнее, чем брата». Нет. Точки расставлены. А плакать... Да, нужно поплакать, погоревать, чтобы отпустить. Онегин больше не герой ее романа. Баста!
Во-вторых, это роман о русской жизни, написанный русским писателем и на русском языке. И если в начале много иностранных слов, ссылок к иностранным авторам, много пояснений (как от самого автора, так и от редакторов), то к концу — язык льется песней, которая не нуждается в пояснениях или переводах. Пушкин вырос? Он созрел! Он окончательно отошел от восторженной романтической лирики своей молодости, где «пел... и нечто, и печальну даль». Он выбрал путь писателя, который описавыет жизнь, как она есть, себя в этой жизни, свое окружение.
И открытый финал — это не заигрывание с публикой, мол додумайте — умрет Евгений от любви или на Кавказе, или в востании... Да не умрет он! И, думаю, Пушкин отлично это знал. Уедет в деревню, примется за очередные преобразования, технику по каталогам выпишет, и все бросит... Или примется писать трактак «О воспитании крестьян» и тоже бросит, или надумает больницу построить, и снова бросит... В общем — заживет обычной жизнью русского помещика, ни влево, ни вправо. И эту рутину описывать — ах, оставьте! Не монтировался Онегин ни с обличением власти, ни с вольным порывом, ни с чем. А с тем, чем монтировался — описывать не интересно.
В-третьих, у меня целая плеяда маленьких открытий.
Не Ленский отражение Пушкина, а все трое, а может и больше героев. И если уж на то пошло, то Татьяна больше похожа на своего создателя — детством, любимыми занятиями, восприимчивостью.
Роман — энциклопедия, и даже не просто русской жизни, хотя и это, но и литературный справочник. Пушкинисты насчитали упоминание порядка 500 имен — от романтических писателей до полит-экономов, деятелей искусства и политики.
Режиссерская работа Пушкина на высоте! Чередование крупных планов и общих кадров, печальных моментов с откровенно веселыми, и исторические очерки, и личные переживания, и народная культура!
Вся последующая литература — несет в себе отпечаток «Евгения Онегина», а некотопые произведения видятся мне теперь конкретно фанфиками на него. «Обломов» — суть Онегина, «Обыкновенная история» — Ленский, «Анна Каренина» — другая Татьяна. И это только столпы. А Слава Сэ со своей любовью к женским коленкам существенно уступает Пушкину в любви к женским ножкам.
Я не жалею, что перечитала произведение из школьной программы. Странным образом оно помогло мне восстановить равновесие и покой в собственной душе, разобраться в чувствах, откалибровать цели. Люблю эту книгу! И обязательно перечитаю еще не один раз!
Изенгрим, 20 июня 2016 г.
Давненько я не брал в руки шашек... В смысле — не читал книг из школьного курса русской классической литературы. Строго говоря, я вообще не уверен, что читал Евгения Онегина даже в школе. Узнаваемость текста в данном случае ничего не дает — книгу за последние двести лет качественно раздербанили на афоризмы, устойчивые выражения и даже пословицы (начиная от «Мой дядя самых честных правил» и до «Итак, она звалась Татьяна»): зачастую мы их употребляем, даже не помня, что это именно Пушкин, а не народное творчество. Если из романа убрать все многократно цитированные фразы вроде «Охота к перемене мест» или «Любви все возрасты покорны», то в общем, ничего, кроме обложки не останется. И это, пожалуй, лучший показатель качества книги и ее важности для русской культуры вообще и каждого жителя России в частности.
Кроме того, это действительно энциклопедия русской жизни (жизни русской элиты, конечно), совершенно без дураков — автор, кажется, умудрился рассказать обо всем, что касалось или могло касаться русского дворянина и тех, кто этого дворянина окружал на протяжении жизни. Внимательно читая роман, можно многое узнать о повседневной жизни правящего класса страны в начале XIX века — детали гардероба, привычки, распорядок дня: все то, что для современников проходит незамеченным в виду их обыденности и всем-известности.
Для меня была очевидна пародийность романа, Пушкин постоянно иронизирует над ожиданиями читателя и издевается над штампами сентиментального романа, что, как мне кажется, сближает его с «Нортэнгерским аббатством» Джейн Остин; он регулярно прерывается на самом интересном месте, подогревая ожидания и намеренно и крайне ловко их эксплуатирует, вставляет самого себя в текст, используя прием якобы отстраненного и якобы объективного наблюдателя, часто отвлекающегося на свою жизнь и свои переживания, и беззастенчиво комментирующего происходящее.
Я проникся. Это действительно шедевр на все времена, без условий и оговорок, остроумно и интересно написанная книга.
Aryan, 30 июня 2014 г.
Из воспоминаний моей матери: самый конец 50х, Баку, компания подружек бежит в кино на фильм-оперу «Евгений Онегин». По пути они встречают еще одну подружку и уговаривают ее пойти в кино с ними. Она соглашается, но просит не рассказывать ей, чем все закончилось, чтобы не испортить впечатление от фильма... (Тут мать делала выразительную паузу, а иногда еще и закатывала глаза :).
Из моих воспоминаний: 90е годы, в Петергофе (или в Царском Селе, уже не помню) Михаил Ульянов садится на садовую скамейку, чуть поворачивается к камере и спокойно, даже обыденно, тем голосом, которым вы скажете «Молоко закончилось, схожу, пожалуй, куплю», произносит «Мой дядя самых честных правил...». И дальше почти час он волшебно читает первую главу «Евгения Онегина». Без «выражения», без малейшей театральности, без малейшей фальши — именно так, как и воспринимается этот чудесный текст в зрелые годы.
Может быть, и нужно столкнуться с великой вещью в детстве, в школе, уже понимая, что это очень хорошо, но еще совсем не понимая — насколько это гениально. Mорщить нос из-за «учить монолог Татьяны наизусть» и пролистывать пейзажные зарисовки, чтобы скорее закончить книгу. Чтобы понять, что ты читаешь — 30 лет спустя. Чтобы вдруг понять, насколько это просто написано, насколько полно достоинства — и героев, и автора. И как это великое достоинство без малейшей тени фальши и морализаторства, полное юмора и доброжелательности, принимает тебя в свой круг, когда ты уже взрослый. И насколько польщенным, смущенным и совершенно по-детски восхищенным этим подаренным тебе «равенством» ты себя чувствуешь в этот миг — когда Пушкин садится напротив тебя, берет чашечку кофе и начинает свой спокойный, насмешливый рассказ.
Sawwin, 6 сентября 2013 г.
Какое счастье, что в школьные годы я сумел уклониться от обязательного прочтения «Евгения Онегина«! Школа прекрасно умеет отвращать от чтения. Сидел бы сейчас дурак-дураком и морщил нос при виде величайшего произведения. А так, впервые прочёл «Онегина» в двадцать лет и с тех пор читаю постоянно. Читайте и перечитывайте, но только по душевной склонности. Великое не терпит принуждения.
glupec, 23 октября 2010 г.
Сильная вещь, безусловно. Жаль только, что после просмотра оперы Петра и Модеста Чайковских воспримаешь ее смысл не так, как хотел сам Пушкин. Содержание тогда сводится к истории любви (ревности Ленского, дуэли, встрече Онегина с Татьяной — уже княгиней... и — как финальный аккорд: «А счастье было так возможно...» Но — нет; «я другому отдана, я буду век ему верна»).
При таком восприятии книги остается только голый сюжет. Костяк, на к-рый Александр Сергеевич «нанизал» множестве заботивших его тогда мыслей — о литературе, о политике, и пр. (Онегин, разошедшись с Татьяной, должен был стать одним из декабристов, видимо, загреметь в Сибирь — т.е., это не история любви, это история жизни, в которой любовь — одна (большая, важная, главная, но все же) глава.
А заслуга «Евгения» — совсем не в этой любви к Татьяне (он — эгоист, любит лишь себя; увлёкся ею и попытался доказать, что-де «имеет право». Она — умная дама, она прекрасно понимала, что этого вечного «странника по балам и салонам» манит только то, что недоступно — и сказала: НЕТ. С мужем моим дружите по-прежнему, а я вас видеть не желаю. Чтоб не «троллить», современно говоря, ваше чувствительное сердце своим видом).
Заслуга «Евгения» (я имею в виду роман) — что в типичную, казалось бы, поэму и о-любви-тоже вошла ПРОЗА. Русский реализм. Когда одинаково прекрасны и «...песчаный косогор,
перед избушкой две рябины, калитка, сломанный забор...»
- и «Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенье, голос, легкий стан...»
И непоэтическое может на самом деле оказаться глубоко поэтическим! Почему? А потому, что поэзия есть в самой жизни. И всё, что в жизни есть, вниманимя достойно. Например, тот же Гомер (которого во времена Пушкина учить в школе обзан был каждый): у этого Гомера есть эпизод, как великий герой Аякс, погнавшись за врагом, поскользнулся на бычьем навозе (и упал так, что тот попал ему в рот) Соотв., врага не догнал. Читатель смеялся? НЕТ! Это ТРАГЕДИЯ! Великий герой потерпел поражение... а... из-за чего? И сейчас нам, читателям теперешним, будет смешно. А тем, древним — нет. Они знают: «Так нужно было автору».
Так нужно автору; так лучше — книге; так, в конце концов, книга раскрывает нам стороны жизни, «табуированные» от нее до сих пор:
«Поэта
Обыкновенный ждал удел:
Прошли бы юношества лета,
В нем пыл души бы охладел.
...В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат
И наконец в свой постеле
Скончался посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей»
М.б., и не стало бы всё так. «Быть может, он для славы мира в веках грядущих был рождён» (тот же Пушкин и пишет). Но не упомянуть ОБА варианта его судьбы — нельзя. Если хочешь писать о ЖИЗНИ, а не о дворянско-помещицкой субкультуре.
Пушкин ввёл в русскую поэзию реализм; сочетал его с романтизмом, и вышло нечто третье («пушкинизм»:smile:? Манера, свойственная только ему?)
В прозе то же самое сделал Гоголь; именно поэтому Пушкин — великий поэт, а Гоголь — великий прозаик.
natbaeva1960, 9 января 2014 г.
Не надеясь, что старшеклассники прочтут первоисточники, я им просто пересказываю программные произведения. Книгу за книгой. Но сразу предупреждаю, что две, только две вещи не поддаются пересказу в принципе. Это «Горе от ума» и «Евгений Онегин». Кто русский — тот прочтёт, остальным — необязательно.
Прочитывают! После этих двух книг берутся и за третью, и за четвёртую...
А «Онегина» один вундеркинд мне пересказал так: «Он её не любил потому, что был крутой, и полюбил, когда она стала ещё круче!»
Афоризм!
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
Онегин, добрый мой приятель...
Так я Евгения Онегина и воспринимаю. Пушкин сделал всё, чтобы его герои стали близкими людям любой эпохи. Они живут трудно, мучаются теми же проблемами, что и мои друзья, пытаются их разрешить, причём иногда глупо и неумело, настолько, что потом самим жизни нет. В общем, всё как у обычных людей.
Евгений Онегин — светский щёголь, представитель золотой молодёжи, воспитанный лентяем, которому любой «труд упорный был тошен», зато познавший науку «страсти нежной», — вдруг понимает, что «жизни мишура» ему наскучила, переселяется в деревню. Поначалу свежий воздух, пейзажи, забота об имении развлекали повесу, но потом и это наскучило. Вот эта вечная скука, хандра, сплин делали Онегина таким привлекательным для меня, когда я училась в 9 классе. Я досконально помню, что украшало кабинет философа в осьмнадцать лет, я помню, что он ел, какие смотрел спектакли, какие читал книги. Я вижу будто наяву «и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной», и книги, в которых Евгений пытался найти ответы на мучившие его вопросы, и романы, заменявшие всё Татьяне. Помню его письмо к Татьяне, и мне хочется верить, что он любит по-настоящему.
Да, я помню и об остальных персонажах, и к каждому из них отношусь особо: Татьяну понимаю, она тихая, гордая, глубокая натура, и очень красивая, как оказалось потом; Ленского мне жаль — он неотмирный какой-то, нежизнеспособный, тенор, так сказать, невозможный в настоящей жизни; Ольгу — да не осуждаю даже, обычная девушка, каких тысячи, слишком заурядная, чтобы страдать по-настоящему. А ещё Зарецкий, Дмитрий Ларин, мать Татьяны и Ольги...
Я очень долго не могла понять, почему Пушкин бросил своих героев, как он мог так поступить с ними, которым дал жизнь, но не дал счастья? А потом поняла: они вырвались из-под его власти: «Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!» — писал он. И сам был в недоумении. Вырвались и стали просто жить. А в жизни хеппи эндов не бывает.
Вот и обожаю этот роман, полный деталей, написанный лёгким, летящим языком, заставляющий понимать простые и сложные вещи, а меня ещё заставивший листать энциклопедии и комментарии, чтобы узнать о тех именах и явлениях, о которых я до прочтения этой книги понятия не имела! Так и открывала я мир XIX века, училась отличать его от других. «Энциклопедия русской жизни» — навязло на зубах, но ведь правда!
Так легко и так трагично, как может быть только в жизни.
daesunglove, 21 января 2015 г.
Старая добрая классика..
Онегин, надобно сказать — удивительная личность. Давно нагулявшийся мальчик, которому все надоело, и как выход — заточение в деревне, уединение и покой. Я думаю, Евгений был просто не готов к тому, что его полюбят. Он приехал за отдыхом и покоем, ведь после разгульной жизни он понял, что спокойствие жизненно необходимо. А тут Татьяна со своей влюбленностью. И,знаете, Евгений же ведь оставил Татьяну и не воспользовался ею не только потому, что хотел показаться благородным, но и потому, что ему надоели маленькие юные девственницы (да простит меня Татьяна!). А потом он опять соскучился по приключениям и (оппаньки!) он встречает Татьяну...
Сама Татьяна мне очень даже симпатична. Она холодна, и этим привлекает больше, чем Ольга. Мне больше всего понравилась любовь Татьяны. Ведь она не стала кричать всему свету 'я люблю его'; не стала замыкаться на неудаче; несмотря на свой характер, нашла достойного любящего мужа; занялась собой. Она превратилась в настоящую девушку-королевну.
А вот Ленский мне нравится больше, чем Евгений. Наверно, это потому, что он менее искушен. Огорчает то, что Владимир погиб из-за Евгения. А точнее — потому что Онегину было скучно... Но, правда, надо отдать должное Пушкину — тут он показывает натоящего Евгения, его настоящие чувства.
Но, надо сказать, несмотря на характеристику главного персонажа, произведение 'Евгений Онегин' одно из тех произведений, которое я буду перечитывать, когда стану взрослой.
Браво, Александр Сергеевич!
strannik102, 6 марта 2020 г.
Друзья Людмилы и Руслана, с героем моего романа...
Думается, что школьный курс литературы должен был бы если не напрочь убить любовь к чтению русской классической литературы, то как минимум просто отвратить от чтения того, что было «пройдено» в школьные годы чудесные. По крайней мере, в среде читающих бытует стойкое мнение и, возможно, даже убеждение в этом. Однако же вот тот самый конкретный пример, который ничего не доказывает и не опровергает, однако входит в статистику — многие произведения из школьной программы мною с удовольствием периодически перечитываются, а некоторые программные авторы и просто стали любимыми (Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов…).
С послеокончания школы это, наверное, уже третье, а может и четвёртое перечитывание пушкинского романа в стихах. И каждый раз находятся новые нотки и открываются дополнительные оттенки как в смыслах пушкинских строк, так и в красотах пушкинского поэтического языка. И с глубоким чувством узнавания читаешь наново то, что когда-то давно старательно учили наизусть или просто зачитывали на уроках по ролям. Но и с не меньшим чувством проникновения в пушкинские строки читаешь те строфы, которые в твоей со школьных времён хранимой книжке никак и никем (а по ней учились в школе и все твои трое ребят, и тоже оставили свои карандашные пометки и ремарки на полях) не отмечены и не помечены — от того, что классическая школьная литературная педагогика не отнесла эти строфы к каким-то особым и значимым, они не перестали быть таковыми. И радуют твою читательскую душу не менее, чем донельзя знакомые и любимые строчки письма Татьяны к Онегину или строфы о русской зиме, или поэтический рассказ о сне Татьяны в святочные дни и ночи.
В общем, в очередной, третий или четвёртый раз получил истинное наслаждение от чтения одного из самых программных и школьнопроходимых произведений классической русской литературы. И в очередной раз убедился, что Пушкин — наше всё!
Доберман, 26 мая 2016 г.
Первое впечатление от этой книги я получил в школе. Я посчитал Татьяну совершенством. И знаете почему? Смешно сказать. Потому, что она не дала Онегину.
А дело-то совсем в другом! В том, что она хотела, чтобы Онегин ее всю жизнь любил! И прекрасно понимала, что эта любовь быстро улетучится, если его страсть будет удоволетворена. Она будет низведена на уровень пошлой женщины и он решит свою проблему за ее счет. Она хотела честных и достойных отношений с любимым человеком, но он ее отверг. А теперь честные и достойные отношения невозможны. Возможно только удовлетворение его похоти за счет несчастья других людей. Которые, между прочим, ни в чем не виноваты.
В этом нет никакого героизма, в отличие от того, что обычно думают. Зато тут присутствует УМ. Это прекрасный образ праведницы, которая любит, но думает головой, а не другим местом. Оттого и любовь ее ценна. Это не разврат и не рукоделье от безделья.
По сути, это роман о противоборстве мужской и женской любви. Женщина одерживает убедительную победу, а вместе с ней — Добродетель, Порядочность и Здравый Смысл.
Если вы внимательно читали, то не могли не заметить, что Татьяна отказывает не ради социального статуса или удовлетворения тщеславия; она не торжествует, а горюет, страдает. Потому что ей не удалось соединиться в союзе с любимым человеком.
Но виноват в этом Онегин. Он повел свою линию. Повел по-мужски, и вот к чему это привело! А счастье было так возможно, так близко! И теперь Татьяна не хочет окончательно втоптать в грязь чувства их обоих. Ведет линию по-женски, чтобы сохранить чистоту и высоту своей любви. Это самое естественное поведение умной женщины.
А мужчине нужно смирение перед фактом, что ему никогда не понять женщину, незачем ее подавлять, а нужно ей довериться. Самое трудное тут — найти такую.
alekscooper, 15 июня 2022 г.
По идее, с течением времени суждения должны быть спокойнее, а впечатление выражаться более замысловатой лексикой, а мне по-прежнему хочется сказать коротко и просто: это охрененное произведение. Просто невероятно охрененное.
Не знаю, кстати, некоторые, вот, жалуются на школу, а я устойчиво помню, что в начальной школе мы заучивали отрывки из «Евгения Онегина» с описанием природы, все эти гонимы вешними лучами (вот хрен знает сколько лет прошло, а я всё помню, что один одноклассник у доски сказал «гОним вешними лучами», и учительница его с той ещё советской непосредственностью и прямолинейностью перебила и простебала, дескать, «гоним, гоним, не догоним»), потом ещё что-то в средней школе, а уже в 10-ом заучивали, конечно, письма, причём, их заучивали, конечно, по гендерному признаку, но я тут слегка оставил патриархат и выучил письмо Татьяны.
Со временем, конечно, когда уже сюжет знаешь наизусть, больше интересны всякие детали и обстановка. И очень жаль, что советское литературоведение у нас выкинули, потому что нельзя отрицать, что русская классика, как ни крути — это прекрасная летопись нихренанеделания и паразитизма дворянского класса. Это потом замечательно всё достигло кульминации у Чехова, который, на самом деле, орёт со страниц, что господа, вы только жрёте, иногда сношаетесь и говорите пошлости и всё, всё у вас лишено смысла. И вот эта скука, это безделье берут начало у Пушкина и Грибоедова, все эти фамусовы и прочие, хоть и написаны с обаянием и с авторской любовью, но ведь страшные же паразиты. И у Гоголя, они же, конечно, все уже мертвы, все эти помещики, пустота, такая пустота, что страшно.
Ладно, я что-то увлёкся. Роман уже разобрали, описали каждую деталь, разъяснили, что такое облучок и вастистдас. И это правильно. Читать, читать, читать классику. Может, когда-нибудь научимся жить деятельно, не скучать, не говорить пошлости.
Error, 2 июля 2017 г.
Я не большой поклонник поэзии, как литературного стиля, так что отзыв будет не столь эмоционален и радостен. Могу сказать только одно весьма однозначно — «Евгений Онегин» значимое произведение русской литературы, и как исторически — социальное явление. Весьма хорошее описание русского склада характера и ума. Произведение написано на высшем уров с психологически проработанными героями, противопоставлениями и сюжетными ходами. Только за талант уже можно ставить 10.
P.S.«Эмоций и слов написать дельный отзыв было очень много. А на деле вышло совсем скупо»
dmitras, 27 марта 2016 г.
Эта книга по праву названа энциклопедией русской жизни. Я бы развил эту мысль и назвал бы её криптоэнциклопедией. Многие вещи у Александра Сергеевича не досказаны. На них писатель только намекает. Роман необходимо не только читать, но и изучать. Приведу в доказательство один цитату из книги Одинцова «Лингвистические парадоксы»:
«Понятен ли Пушкин современному читателю? Этот вопрос впервые поставил В. Брюсов в 1918 г. Он писал: «Понимаем ли мы Пушкина? Большинство ответит, что Пушкин всем понятен в отличие от декадентов и футуристов, и это будет неверно. Для «среднего» читателя в сочинениях Пушкина три элемента «непонятности». Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта и т.п. ...Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление... В-третьих, необходимо знать все миросозерцание Пушкина...»
В самом деле, читая об отъезде Лариных в Москву (VII глава «Евгения Онегина»), мы мало обращаем внимания на строки:
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый...
Нам безразлично, были ли у форейтора усы, борода или нет. Но читателю той эпохи эти строки говорили многое. В. В. Вересаев так комментировал это описание: «Почему «бородатый»? Форейторами ездили обыкновенно совсем молодые парни, чаще даже — мальчишки. Вот почему: Ларины безвыездно сидели в деревне и далеких путешествий не предпринимали. И вот вдруг — поездка в Москву. Где уж тут обучать нового форейтора! И взяли старого, который ездил еще лет пятнадцать-двадцать назад и с тех пор успел обрасти бородой. Этим «бородатым» форейтором Пушкин отмечает домоседство семьи Лариных». Пушкин показывает, как провинциально, как смешно выглядел обоз Лариных с горшками, тюфяками, банками варенья, подчеркивает, что и возок-то у них старый, почтенный; форейтор и тот бородатый.»
KatrinBelous, 9 июня 2017 г.
Впечатления: Вот за что я обожаю Пушкина, так это за то, как он освещает русские традиции и повседневную жизнь. В такой же восторг меня приводят только описания Толстого с его народными гуляниями и упряжками, летящими по заснеженному полю. Здесь такие же великолепные описания, но только в стихах. Как бы не была я пристрастна к Онегину и неумолима в моей неприязни, но даже мне захотелось присоединиться к нему в санях, прокатиться под порхающим снежком в бобровой шубке и приехать на веселую пирушку, где угощают ростбифом, трюфелями, ананасами, страсбургскими пирогами и, конечно же, пьянящим красным вином:) Ох, умеет дядя Пушкин соблазнить:)
Не могу того же сказать о его персонажах, мне они не пришлись по нраву, зато мне было интересно за ними наблюдать и их изучать. Вот, например, пока читала и мысленно ругала Онегина мне стало любопытно составить его характеристику. Получился не очень то положительный персонаж скажу я вам:) Судите сами. Он эгоистичный, избалованный, ветреный, равнодушный, бесчувственный, черствый, мнительный, ленивый, дерзкий, угрюмый, неуважительный, необщительный, непостоянный повеса, грубиян, гордец, франт, бездельник, сумасброд, искуситель и лицемер. По крайней мере, именно таким он предстает по описанию перед читателем в начале поэмы. Хотя не думаю, что к концу он уж слишком сильно изменился. И что самое страшное во всем этом: этому уставшему от света и от жизни мужчине, познавшему все удовольствия и пороки общества, восемнадцать лет! Поразительно, как можно было за такой короткий срок так себя довести и с какой же необузданностью тогда надо было жить! Но ради справедливости должна отметить, что иногда в благоприятные моменты своей жизни он мог быть и благородным, и дружелюбным, и внимательным, и даже книголюбом:) И все же...я бы многое могла простить Онегину, но Ленского ему никогда не прощу! Настолько зло подшутить над доверившимся ему другом, а потом не пытаться из-за мнения света остановить дуэль и объясниться, помириться в конце концов, и все это накануне свадьбы. Жестокая судьба!
Таня преимущественно оставила у меня по себе положительное впечатление. Я не приветствую её влюбленный порыв с письмом, человеку которого она видела от силы один раз, но вполне отдаю себе отчет, что для такого поступка нужно иметь огромную храбрость. А ещё я её уважаю за то, что слушалась свою семью, не артачилась с замужеством и не дожидалась у моря погоды, то есть своего Онегина, который этого не достоин. Ну и её сила воли, и верность мужу в финале меня всегда восхищали.
Понятное дело, что больше всех мне был приятен и близок Владимир Ленский. Восторженный поэт и дурачок, но тут я оправдываю его неопытностью и молодостью, не сумевший разглядеть легкомысленную кокетку. Было бы ради кого и из-за чего стреляться. Хотя сцена дуэли одна из моих любимых, так же как мне очень нравятся строфы, посвящённые его одинокой могиле у корней двух сросшихся сосен. Трагичная, печальная, но одновременно и романтичная история, достойная пера Гёте.
Итого: Я влюбилась. В пушкинский стиль, в его построение строф, ритм фраз, описание русского быта, селений, бала, чувств. Я нашла по второму прочтению эту поэму более откровенной, пронзительной, грустной, волнующей и заставляющей задуматься. Если раньше я концентрировалась лишь на любовной линии, то теперь внимательно вчитывалась в каждую строчку, получала удовольствие от поэтичности и красоты стихов, ловила тайный смысл и те слова, которые хотел передать через строфы автор. Не знаю, что так на меня повлияло, то ли настроение было подходящее и душа жаждала поэзии, то ли визуализация на сцене помогла, но определённо теперь «Евгений Онегин» отправляется в любимое. А я с удовольствием продолжаю знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.