Александр Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Иван Петрович Белкин оставил множество рукописей, среди которых и его замечательные повести. Они, как сказывал сам Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ. Однако же имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сёл и деревень заимствованы из околотка.
Написано в 1830 г.
Первое издание: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» СПб., 1831, стр. I—XIX и 1—187.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— сборник «Повести», 1834 г.
— сборник «Повести русских писателей XIX века», 1986 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 15 июля 2025 г.
Для меня пушкинские повести Белкина чем-то сродни гоголевским «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Какой-то в них одинаковый колорит, все они увлекательны, интересны, будучи однажды прочитаны запоминаются на всю жизнь. Правда, за исключением «Гробовщика», Александр Сергеевич не сделал такой упор на мистику, как это гениально выписал Николай Васильевич, зато здесь больше лирического романтизма и это является основной изюминкой всего цикла в целом.
Романтизм может быть затасканным, дешевым, достойным только бульварных газетенок. Это зависит не столько от сюжета, сколько от литературных способностей автора. Но в повестях цикла сошлось и то и другое, авторские истории захватывающи и отражают собой суть жанра. Что же касается литературных достоинств, то это просто блеск. Пушкинское перо как всегда очень ярко, метко, персонажи осязаемы и живы, создается ощущение, что они взяты автором из самой жизни. Где-то может обитать такая загадочная личность как Сильвио из «Выстрела» — некий таинственный незнакомец с явно непростым прошлым, в какой-то маленькой церквушке вполне может случиться невероятное ночное венчание, как в «Метели». В это верится и такой романтизм самый настоящий, он от этой веры обрастает плотью.
Под стать и остальные повести цикла. Как я уже упомянул несколько отличается от остальных «Гробовщик», но все-равно он как-то вписывается в общую канву. А уж «Станционный смотритель» с трагичной любовной историей и «Барышня-крестьянка» с шекспировскими переодеванием и путаницей, совсем в общей теме. Хочется отметить очень яркие характеры персонажей, как положительных, так и отрицательных. И они вовсю проявляют себя в яростном бурлении страстей, без которых так пуста наша жизнь. Романтика девятнадцатого века здесь представлена воочию, трагизм как всегда стоит рядом с позитивизмом и для тех кому это по душе, пожалуйста, повести Белкина к вашим услугам, наслаждайтесь!
majj-s, 18 июня 2025 г.
Пушкина любить
«Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных...»
К хрестоматийному «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна» — просится дополнением: «Пушкин — поэт». Хотя, с «Повестями покойного Ивана Петровича Белкина» он в ипостаси прозаика. Заодно уж и в фейковой роли издателя сочинений небогатого одинокого помещика, который умер от простуды, тридцатилетним, пожив всего ничего. Печальная судьба этой пушкинской маски словно бы набрасывает траурную вуаль на все истории цикла, не минует и солнечной «Барышни-крестьянки» . При том, что все они, даже готичный «Гробовщик», даже мрачный «Выстрел» полны витальностью, особой жизненной силой пушкинских героев и сочинений.
Пять историй из Болдинской осени 1830, написание заняло чуть меньше полутора месяцев, переиздавались чуть меньше трехсот раз — это только отдельными книжками, не считая сборников пушкинской прозы и выхода в составе собраний сочинений. Все мы их читали в детстве-юности, а кто не прочел, тот уж наверняка видел соловьевского «Станционного смотрителя» с молодым красавцем Никитой Михалковым, слышал «Метель» Свиридова.. Перечитывать я вряд ли стала бы, но книжный июнь традиционно проходит под знаком Пушкина, Яндекс книги выложили аудиоверсию «Повестей», которые читают Кирилл Радциг, Сергей Гармаш, Леонид Ярмольник, Антон Шагин, Евгений Цыганов, Никита Ефремов, я глянула на хронометраж, удивилась, что все вместе они занимают три часа, при том, что в памяти каждая чуть не томиком, и поняла, что не смогу не послушать.
Всякая из повестей написана в русле господствовавшего литературного направления, «Выстрел» — это романтизм, в таком байроническом, чайльдгарльдовом духе. Рассказчик, до того, как осесть в своем именьице, служил в гвардии, и одна встреча глубоко запала ему в душу. На постое в городке N офицеров радушно принимал некий Сильвио, словно бы созданный из противоречий: жил в убогой хибаре, но столы накрывал щедрые и шампанское у него лилось рекой. В мужественности Сильвио никто бы не посмел усомниться, что ни день, он упражнялся в стрельбе, мог пристрелить муху на лету и был героем юного офицера. До того, как некое происшествие оттолкнуло от него рассказчика, хотя объяснение с отсроченной местью и «правом на убийство» лишь добавило фигуре Сильвио романтического флера. А знакомый с пушкинской биографией, узнает в дуэлянте, евшем черешни, самого АС.
«Метель» — еще одна романтически-сентиментальная история. Юная наследница влюблена в небогатого соседа и решается бежать с ним, тайно венчавшись. Дело происходит зимой в начале 1812, девушка в ночь должна выехать в соседнее село, где церковный обряд навеки свяжет их с любимым. Тот выезжает загодя, но попадает в ужасную метель, заплутав и едва не погибнув, добирается до храма уже под утро и видит место опустевшим. Тем история с несостоявшимся побегом и кончается, девушка лежит в лихорадке, юноше предписывают срочно явиться в полк. А потом начинается война, все перелопачивает, всех перетасовывает, о бедном Владимире известно, что убит под Москвой, а внимание уездных барышень сосредоточивается на выздоравливающем от ран Бурмине, хотя особенно близок он с героиней неудавшегося побега, Марьей Гавриловной. Объяснение с которой о невозможности им быть вместе станет волшебным ключом, который откроет обоим счастливые чертоги.
«Гробовщик» — это уже готика, самая мрачная, которую составители сборников, «Классика+хоррор» непременно включают, но и самая ироничная из Повестей. Вышедши на покой, отставной гробовщик поселяется в давно облюбованном небольшом домике, знакомится с соседями-ремесленниками, принимает приглашение на вечеринку. где за традиционными величаниями следует тост «Здоровье тех, на кого мы работаем». Оксюморонность ситуации ввергает героя в мрачную задумчивость, а воротившись домой, он, спьяну и все еще негодуя на посмевших считать его ремесло менее почтенным, громко приглашает на новоселье своих клиентов — мертвецов. Что ж, они придут.
«Станционный смотритель» — а это такой сентиментальный реализм, путешествия по трактам пушкинских времен далеки от нас, как планета Сатурн, но повесть дает о них представление. Маленькая станция посреди степи. при ней чиновник самого низкого, 14-го класса, колежский регистратор, всякий им помыкает, на него негодуют за все тяготы пути, а кто и прибьет сгоряча, но у нашего смотрителя было тайное оружие — красавица дочь Дуня. Одним своим появлением, одной улыбкой усмиряла горячие головы, а самовар из прекрасных рук и вовсе умиротворял. Рассказчик проезжал раз тут и милый образ надолго запал ему в память. В следующий приезд, однако, Дуни он не застал, а неутешный отец рассказал, как принимали они у себя неожиданно занемогшего гусара, как Дуняша ухаживала за ним, как отправилась в церковь аккурат с его отъездом, да так и не вернулась. Невыносимо печальная история, хотя у Дуни все сложилось очень недурно.
Наконец «Барышня-крестьянка», искрометная, чудесная, прелестная. Оперетта в духе сентиментализма и «Дубровский» со счастливым концом. Два соседа-помещика: англоман и русофил враждуют, не то, чтобы яростно, но демонстративно не одобряют друг друга. У обоих дети брачного возраста. Алексей вышел из военной службы и подумывает о мирном поприще, Лиза умница, красавица и большая затейница, решает сама составить представление о новом молодом соседе, ход которому в их дом заказан, для чего одевается крестьянской девушкой Акулиной и «случайно» попадается навстречу Алексею, который завязывает с ней знакомство, учит грамоте и понемногу влюбляется. Финал такой, что о лучшем и мечтать не приходится и в детстве я расцеловала эту книжку, дочитав.
Вопреки совету, не возвращаться туда, где были счастливы, аудиокнига вернет в детство-юность. И это все еще очень-очень круто.
Линдабрида, 13 апреля 2017 г.
«Повести Белкина» очень просты по форме, лаконичны — ни одного лишнего слова, ни одного ненужного эпизода. Именно в рамках той программы, которую Пушкин набросал для себя в «Евгении Онегине»: «...перескажу простые речи отца иль дяди-старика...» Не случайно же в большинстве случаев главные герои — люди совершенно незаметные, может быть, провинциальные барышни, или несчастный станционный смотритель, или гробовщик. Их истории разноплановы по стилистике, тут и романтическое повествование о страшной мести («Выстрел»), и сентименталистские любовные эпизоды («Метель», «Барышня-крестьянка»), и готика («Гробовщик»). Но каждый раз автор демонстративно отказывается следовать сложившимся канонам. Смысл мести Сильвио именно в том, что он не выстрелил. Дочь Самсона Вырина — не традиционная невинная жертва обольстителя и в финале не в пруд кидается, как карамзинская Лиза, а живет со своим гусаром в ладу и мире. Замогильные гости гробовщика — забавно, а не страшно. Если искать общий стержень всех пяти повестей, то им будет, наверное, авторская ирония. Легкий иронический намек, который внезапно снимает серьезность ситуации и возвращает нас с небес на землю. Вот как в «Метели» в самый патетический момент объяснения героиня замечает, что ее поклонник заговорил цитатами из «Новой Элоизы». И еще немного — идиллия, вроде маленького домика Вырина с бальзаминами на окнах.
dydyka, 16 декабря 2009 г.
Повести Белкина... Это песня русской словесности! Это гимн русского языка! Сколько в них цвета, яркости образов, сочности языка! Изумительная вещь! Перечитываю регулярно и вряд ли наступит насыщение пушкинским словом...
«Повести» с доброй шуткой и легкой улыбкой рассказывают о России с точки зрения Пушкина. В них нет возвышенного слога, пышных оборотов, пафоса. Написано просто и понятно, ярко и достоверно. Читателю рассказано и о жизни молодых офицеров («Выстрел»), и о простом станционном смотрителе и его драме, и об озорстве барской дочери («Барышня-крестьянка»). А самое интригующее произведение в этом цикле — «Метель». До самой развязки непоятно, как все же повернется жизнь молодых героев повести.
strannik102, 6 августа 2021 г.
Ай, да Пушкин, ай, да!..
Выстрел — повесть
Эта повесть помимо самой интересной захватывающей остросюжетной основы имеет ещё и великолепную экранизацию с Михаилом Казаковым и Юрием Яковлевым в главных ролях, однако и актёры, сыгравшие персонажей второго плана, едва ли менее значимы и имениты. Что касаемо сюжета, то на самом деле в этом столкновении нет правых, ибо оба героя — и Сильвио (Казаков) и граф (Яковлев) просто столкнулись характерами и стали заложниками стереотипов того времени. И вот это откладывание ответного выстрела на неопределённый срок явно сомнительно по всем меркам — человек меняется непрерывно и спустя некоторое время мы имеем дело уже совсем с другой личностью, порой в буквально противоположных обстоятельствах. Но это я с позиций сегодняшнего дня. А повесть (и фильм) от этого не менее интересны.
Метель — повесть
Ещё одна любимая повесть Пушкина из этого цикла. И на этот раз мы имеем не только качественно снятый фильм, но ещё и великолепную музыку Георгия Свиридова. И тут даже не знаешь, что вперёд придёт в голову в качестве ответа на вопрос «Метель» — повесть Пушкина или музыка Свиридова.
А сюжет донельзя романтичен и одновременно трагичен и драматичен. Обоюдная любовь и запрет родителей на отношения, тайное венчание и катастрофическая ошибка (не забываем, что узы брака в те времена были неприкосновенны и потому для Марьи Гавриловны ничего кроме тупика больше не было. Впрочем, как и для гусара Бурмина) и томительная жизнь в одиночестве и главной героини и нашего дурака-героя. И дальше просто включается режим магического реализма и волшебно-бытовой сказки — игральные кости судьбы сводят наших случайных супругов вместе, да ещё и влюбляют их друг в друга. Хэппи энд!
Гробовщик — повесть
А вот эта повесть из цикла почему-то напрочь выпала из памяти. Хотя сами «Повести Белкина» читаны как минимум дважды — в школьные времена и потом спустя лет этак с пятнадцать. И потому сейчас читал — как будто наново знакомился с сюжетом. Ну, наверное дань некоторой моде тех времён, когда разные именитые авторы касались темы смерти и посмертия, потустороннего и мистического — Жуковский и Гоголь, А.К. Толстой. Романтизм во всей его красе. В общем, было не скучно.
Станционный смотритель — повесть
История романтической любви, однако показанная нам не с позиций влюблённых молодых людей, а с точки зрения брошенного отца. Просто представляешь себя на его месте и понимаешь всю глубину отчаяния: молоденькая девушка-дочь уезжает с заезжим молодцом и… пропадает без вести. А когда разыскивается неутешным отцом, то оказывается, что возврата домой не будет. И остаётся старику только надеяться, что она не окажется на панелях, а обретёт нормальное женское семейное счастье. И финал повести вроде как уверяет нас в таком более-менее благополучном для неё исходе.
Барышня-крестьянка — повесть
А вот здесь мы вновь имеем дело с любовью романтической и отчасти таинственной. Таинственность состоит в подмене персонажа — ведь молодой богатый сосед уверен, что влюблён в молодую красивую крестьянку (представляю его мысли — поиграться может и получится, но перспектив на серьёзные отношения в общем-то никаких). А она, заигравшись в этой роли, запутывается с выбором, что делать дальше. Тем более, что ведь замуж отдают! А тут надо было как фильме «Тутси» сорвать с себя парик и крестьянскую рубаху-сарафан и просто открыто сказать, что я не я и всё прочее, вместе бы потом и посмеялись. Впрочем, смеяться, да ещё и именно вместе, им теперь предстоит до конца жизни.
kathakano, 6 августа 2019 г.
Повести Белкина это сборник малой прозы А.С. Пушкина. Короткие, лаконичные, полные лирики и одновременно простые рассказы. С огромным удовольствием прочел эти коротенькие истории. Больше всего мне понравился «Станционный смотритель». Что тут можно комментировать, это А.С. Пушкин — язык прост, краткость, яркость, ничего лишнего и цепляет. Великий талант одним словом.
12МарЛео, 27 ноября 2022 г.
Та книга, которую я перечитываю регулярно на протяжении, наверное, двадцати лет. И — не надоедает. Перечитать «Повести...» все равно, что еще раз послушать бабушкину сказку, хорошо знакомую, наизусть выученную, но такую желанную. Бабушек у меня уже нет. Сказок мне давно никто не рассказывает. И только Пушкин, как добрый и мудрый друг, всегда удовлетворит жажду встречи с русским словом.
В последнее перечитывание подумалось, что я, читающая сейчас, на четыре года старше Пушкина, писавшего тогда. Даст бог, буду становиться еще и еще старше его, но неизменным останется восхищение.
Vindermur, 16 сентября 2018 г.
Смерть, любовь и война, главные темы 《Повестей Белкина》
Пушкин не меняет своего репертуара, это полная власть барина над крестьянами и крестьянками, любовь же только барская показана и светская..... Выделю для себя прозу 《Гробовщик》
Очень сильно и красиво. Сапожник Шульц лишь добавляет готического фарсу....
Sugar.book, 10 сентября 2017 г.
Из всей книги я прочитала два рассказа — это «Метель» и «Барышня-крестьянка». Оба рассказа о любви. Первое что пришло мне в голову это то, что данные рассказы ничто иное как «розовые сопли». Я очень сильно ошибалась, эти рассказы такие милые, что после прочтения улыбка умиления нисходила с моего лица. Язык легкий, было очень приятно читать.