fantlab ru

Лайон Спрэг де Камп «С ружьём на динозавра»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.81
Оценок:
129
Моя оценка:
-

подробнее

С ружьём на динозавра

A Gun for Dinosaur

Другие названия: Ружьё на динозавра

Рассказ, год; цикл «Реки времени»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Мистер Реджинальд Риверс — совладелец фирмы, организующей охоту на крупную дичь. Правда, в современном мире большие животные редки, и такая охота давно запрещена. Поэтому Риверс и его компаньон Раджа возят охотников со средствами («сахибов») в прошлое на машине времени. Это стоит недёшево, зато позволяет поохотиться на самую крупную дичь в истории — на динозавров. Однако с некоторых пор Риверс не берёт с собой охотников щуплого телосложения, которые не могут справиться с крупнокалиберным ружьём. Он охотно расскажет потенциальным клиентам поучительную историю на этот счёт. В тот раз у них с Раджой были двое сахибов, полные противоположности друг другу...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Для издания 1992 г. рассказ был существенно переработан, чтобы усилить связи с последующими произведениями цикла. Об этом де Камп написал в предисловии к сборнику «Rivers of Time».

На русский язык переводился только рассказ в первоначальной редакции.


Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, March 1956», 1956 г.

— антологию «The World That Couldn't Be and 8 Other Novelets from Galaxy», 1959 г.

— сборник «A Gun for Dinosaur and Other Imaginative Tales», 1963 г.

— антологию «The Time Curve», 1968 г.

— антологию «На суше и на море, 1970», 1970 г.

— антологию «3000 Years of Fantasy and Science Fiction», 1972 г.

— антологию «Rires cosmiques, gargouillis galactiques et futurs désopilants», 1976 г.

— сборник «The Best of L. Sprague de Camp», 1978 г.

— антологию «Dawn of Time: Prehistory Through Science Fiction», 1979 г.

— антологию «Science Fiction A to Z: A Dictionary of the Great S.F. Themes», 1982 г.

— антологию «Dinosaurs!», 1990 г.

— антологию «С ружьём на динозавра», 1990 г.

— сборник «Rivers of Time», 1993 г.

— антологию «Dinosaurs», 1996 г.

— антологию «Timescapes: Stories of Time Travel», 1997 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— сборник «Aristotle and the Gun and Other Stories», 2002 г.

— антологию «The Best Time Travel Stories of the 20th Century», 2005 г.

— антологию «The World Turned Upside Down», 2005 г.

— сборник «Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp», 2005 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


На суше и на море. 1970
1970 г.
С ружьём на динозавра
1990 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, March 1956
1956 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

День охотников
2017 г.
Реки времени
2020 г.
Реки времени
2021 г.

Электронные издания:

Ружье на динозавра
2025 г.

Издания на иностранных языках:

The World That Couldn't Be and 8 Other Novelets from Galaxy
1959 г.
(английский)
The World That Couldn't Be and 8 Other Novelets from Galaxy
1961 г.
(английский)
A Gun for Dinosaur and Other Imaginative Tales
1963 г.
(английский)
The Time Curve
1968 г.
(английский)
3000 Years of Fantasy and Science Fiction
1972 г.
(английский)
Rires cosmiques, gargouillis galactiques et futurs désopilants
1976 г.
(французский)
The Best of L. Sprague de Camp
1978 г.
(английский)
Dawn of Time: Prehistory Through Science Fiction
1979 г.
(английский)
Science Fiction A to Z
1982 г.
(английский)
Dinosaurs!
1990 г.
(английский)
Dinosaurs
1996 г.
(английский)
Dinosaurs
1996 г.
(английский)
Timescapes: Stories of Time Travel
1997 г.
(английский)
Time Travelers: Fiction in the Fourth Dimension
1998 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)
The World Turned Upside Down
2005 г.
(английский)
The Best Time Travel Stories of the 20th Century
2005 г.
(английский)
Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp
2005 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сумрачный рыцарь

Имя Лайона Спрэга де Кампа (он говорил, что с таким и псевдонима не нужно) золотыми буквами вписано в историю мировой фантастики-фэнтези. Чуковское: «В России нужно жить долго» равно приложимо не только к родине слонов, Спрэг дье Камп прожил 93 года, 60 из которых заняла писательская карьера, принесшая ему жанровые премии не за отдельные произведения, а по совокупности заслуг. Классик Золотого века, он был членом клуба фантастов «Пауки из люка»; сооснователем Американской гильдии мечников и чародев (SAGA) для писателей в жанре фэнтези; великим скептиком, не без удовольствия разоблачавшим шарлатанов. Однако, его творческий расцвет пришелся на сороковые-шестидесятые и, в отличие от Кларка, Саймака, Бредбери, Азимова, Хайнлайна, Шекли, я совсем ничего не читала у де Кампа до сборника рассказов «Ружье на динозавра».

Стимулом читать/слушать стало известие, что для Дома историй это перевел лауреат «Вавилонской рыбки» Владимир Беленкович. И, таки да, перевод имеет значение, говорю, как человек, неделей раньше испытавший грусть пополам с испанским стыдом от сборника рассказов из примерно тех же времен Золотого века фантастики. Проза де Кампа в переводе Беленковича не воспринимается замшелой, наивной, безнадежно устаревшей, а некоторый налет винтажности скорее придает ей дополнительного шарма — антиквариат, но не рухлядь, если вы понимаете, о чем я.

Титульное «Ружье на динозавра», вместе со вторым рассказом сборника «Аристотель и пистолет» — классика парадоксов перемещений во времени от де Кампа, без трагизма «Человека, который пришел слишком рано» Андерсона или высокого пафоса «И грянул гром» Брэдбери. Особенность его как автора пристальное внимание к деталям и создание логически непротиворечивых моделей реальности — не знаю. как вас, а меня логические дыры в повествовании. немотивированные поступки персонажей просто выстегивают. Так вот, у де Кампа люди ведут себя так, как надо. Герой-рассказчик первой истории — устроитель охоты на доисторическую фауну, объясняющий клиенту, по какой причине не возьмет его ни в юрский, ни в меловой периоды — при его субтильности доступен только плейстоцен. Для охоты на динозавра нужно более тяжелое ружье, отдача при выстреле из которого сломает ключицу недостаточно корпулентному стрелку.

В подтверждение своих слов он рассказывает об одной охоте, на которую, сопровождал двух заказчиков: самодовольного мажора-плейбоя, убежденного, что мир обязан предоставлять ему желаемое по щелчку пальцами, и недавно разбогатевшего парня, который хочет доказать (в первую очередь себе) что он настоящий мужик, и намерен водрузить над камином в новом доме голову динозавра или умереть в попытке сделать это. Рассказ классный, хотя грустный. Вторая история, про незадачливого мизантропа, намеренного приникнуть к истоку европейской философской мысли, познакомившись с Аристотелем в пору его наставничества Александру Македонскому, для чего пускается в авантюру. не подготовившись основательнее идеи протащить пистолет в античность. Тоже скорее печально, чем смешно, хотя в определенной доле курьезной забавности истории не откажешь.

Сквозной мотив следующей группы рассказов: «Управляемый человек», «Внутреннее сгорание», «Корнзан всемогущий», «Реликт», «Судный день» — маленький человек в противостоянии с жестоким миром, имеющим в арсенале достаточно пинков, тычков и подзатыльников, чтобы стереть его в порошок. Психологическая проза, в том числе о школьной травле, в которой отразился собственный травматичный опыт писателя — по настоянию родителей, мальчика отправили в закрытую Тринити-школу. где он был объектом буллинга. В очередной раз подтвердив: не все маленькие неудачники остаются такими по жизни, но «Судный день» — это такое «невидимые миру слезы».

Еще две группы рассказов «Загородные зарисовки» и «Дальние края» посвящены контактам среднего класса с внеземельем (кстати, это слово в значении существительного в английский лексикон ввел именно де Камп, до него оно употреблялось только как прилагательное): у себя дома, в условной «одноэтажной Америке» и в дальнем космосе. Как бы сказать, чтобы не обидеть — ну, миленько, особенно «Благодарность» о венерианской флоре, которую соседи по коттеджному поселку принимаются рьяно культивировать на своих газонах.

Не могу не сказать об аудиоверсии сборника, которую начитал Игорь Викулов, прежде мне незнакомый, сделав это превосходно. И снова — перевод имеет значение, а Золотой век мировой фантастики может доставить удовольствие и сегодня.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько бы не писалось на тему путешествий во времена динозавров, рассказ де Кампа для меня по-прежнему остаётся непревзойдённым. Всем любителям историй о путешествиях во времени — читать обязательно! В небольшом рассказе автор смог не только великолепно передать характеры охотников на динозавров и картины мезозойской природы, но и оригинально трактовать проблему временных парадоксов. Однако, ценю я рассказ совсем не за это. Главное, что де Камп рисует по-настоящему убедительную историю путешествия в прошлое. В произведениях других фантастов путешественники буквально сваливаются на голову динозаврам, ну или они сваливаются им на голову =))) В представлении обычного человека, сформированном картинками и научно-популярными передачами, в древности динозавры бродили буквально стадами, а над ними непременно кружили птерозавры, и поглядывал из чащи хищный теропод... Так вот ничего подобного в данном рассказе нет. Охота здесь до боли напоминает охоту реальную, когда дичь нужно долго и упорно искать, и не факт, что искомый тираннозавр попадётся тебе в течение недели. Кроме этого, де Камп мастерски рисует все трудности, связанные с добычей трофеев, ведь трицератопса мало просто завалить, нужно ещё как-то транспортировать до временного портала весящую не один десяток килограмм голову, причём по пересечённой местности...

В итоге получился шикарный рассказ, после прочтения которого остаётся ощущение, будто сам побывал в шкуре охотников на динозавров. Единственное, что его немного портит — устаревшие представления о динозаврах, но чего ещё ждать от рассказа, написанного почти шестьдесят лет назад? Вот если бы кто-нибудь переписал бы его, опираясь на данные современной науки, да сохранив стиль Спрэга де Кампа... К сожалению, ТАКИХ мастеров уже, наверное, не осталось... Поэтому просто присоединюсь к предыдущему отзыву: очень рекомендую! Оценка 10 и никак иначе.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добротный рассказ. Аллюзии с Брэдбери понятны, но не очевидны.

Отличный сюжет, оформленный в виде рассказа от лица владельца фирмы, занимающейся организацией охоты на динозаврах с помощью машины времени.

Есть всё: живые характеры, подробные описания местности, климата и обитателей мезозоя. Нашлось место и для описания временной петли или временного парадокса.

Морали правильны и ясны. Яркие детали (например, вес головы трицератопса!). Динамичное, быстрое и острое чтение.

Читается живо и с большим интересом. Лично я получил большое удовольствия от ознакомления с сием творением автора.

Читать. Хорошая темпоральная фантастика.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Динамичный рассказ с нетрадиционной точкой зрения на путешествия во времени. Принято считать, что если бы человек мог вернуться назад во времени, допустим, в тот же мезозой, то он своими действиями привёл бы свою эпоху к непредвиденным изменениям. Автор же данного рассказа очень рассудительно предположил, что за дальностью точки, в которую отправляются путешественники во времени, настоящее окажется в безопасности. Такую позицию у авторов-фантастов я ещё не встречала, и, на мой взгляд, идея подана блестяще. Однако и этот рассказ не лишён доли предупреждения, о чём и заявлено с самого начала главным рассказчиком.

В рассказе фигурируют проводники во времени, очень разные по характеру клиенты, различные, выписанные со знанием дела динозавры и мощные пушки.

Очень рекомендую.

+10

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Вроде бы все просто — фирма организовывает поездки на машине времени охотиться на динозавров. Как удачно описана эта охота! Как будто сам сидишь в кустах с ружьем и слышышь тяжелые шаги. Как метко показаны характеры героев! Ну и проблему временных парадоксов де Камп решает иначе, чем Брэдбери.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему очень сильный рассказ. Судя по колличеству оценок, не многие с ним знакомы. Но тем не менее будь этот рассказ в каком-нибудь сборнике рассказов Саймака или Шекли, он смотрелся бы вполне на уровне, и уж точно бы запомнился. ИБО ИДЕЯ РАССКАЗА ГЕНИАЛЬНА! Отправлять людей в сафари на динозавров!! По-моему ни у кого такой идеи не было. К тому же здесь в рассказе присутствуют ЖИВЫЕ персонажи, а не картонные. Я когда дочитал до описания вспыльчивого Джеймса, то сразу представил своего коллегу по работе, такого же самодура. Прям один в один, и манера говорить, и поведение, и габариты. Концовочка правда жесткая, но зато штырит очень сильно. Динозавры — это вам не шутки:dont:

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень даже неплохой рассказ. Читаешь, и все время в голове стоит аналогия — рассказ Брэдбери «И грянул гром». Сама идея очень похоже, но сюжетное решение здорово отличается. Хотя следует отметить, что рассказ Брэдбери был опубликован раньше, в 1952 году. Написано в форме рассказа бывалого охотника, к слову, очень хорошо передана атмосфера охотничьего рассказа, а также сама обстановка охоты, особенно если компания попалась разношерстная, а такое бывает часто, приглашают новичков и чужаков, вот тогда может и не такое произойти. В целом написано профессионально, сюжет живой, динамичный, герои яркие, сцены впечатляющие.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх